Поисковый отряд «Демянск» под руководством командира — Анатолия Степановича Павлова, приступил к работам по подъёму очередного советского штурмовика Ил-2. На этот раз речь идёт о двухместной машине, вероятнее всего, сбитой в 1942 году в пятнадцати километрах от Демянска. Есть предположение (пока что это не более чем гипотеза), что сбитый штурмовик имел отношение к 667 ШАП ВВС РККА, где служил Герой Советского Союза капитан Георгий Красота. На «двухместность» указывают фрагменты пулемёта УБТ (универсальный Березина, турельный), обнаруженные близ места падения.
Место падения сильно заболочено, в округе практически нет проезжих дорог, а доступ непосредственно к воронке с самолётом сильно ограничивает река. Перед тем, как приступить к мероприятиям по подъёму, пришлось возвести переправу через речку, выпилить попадавший на колею лес и поправить кое-где совсем залитые водой дороги. Добраться до места проведения поисковых работ можно пешком или на болотоходах с шинами низкого давления.
Один такой, с гордой надписью «TOYOTA» — курсирует от переправы, где раскинут промежуточный лагерь. На болотоходе перевозят, в основном, оборудование и материалы, «личный состав» чаще выходит на несколькокилометровый маршрут в пешем строю. Вместе с камрадом и мы прошли ногами по т.н. «лесной дороге».
Рассказ Константина.
Самолёт ушёл глубоко в грунт, воронка, где он лежит, разумеется, залита водой. Потому было принято решение действовать двумя помпами: одна, которая японская Honda, оказалась слабоватой для сурового русского леса и потому назначена на вспомогательную должность — гнать воду в пожарный рукав для размывания грунта. Вторая, советская, 1989 года выпуска, более мощная, отвечает за откачку воды и намытой грязи на поверхность.
Отечественная помпа, сработанная левой ногой в годы Перестройки (будь она неладна), завелась только после ряда шаманских действий и прикручивания разнообразных донорских элементов. Помпа была покрашена в армейский защитный цвет, но из под краски то и дело показывался красный пожарный колёрчик. Говорят, в армию списывались те изделия, что не прошли ОТК, потому без плясок ничего не работает. Пока шла борьба с тяжким наследием отечественного помпстроения — пошёл мелкий противный дождик. Новгородский лес, и так холодный да промозглый, стал совсем негостеприимным. Развели костерок, чуть погрелись.
Попутно часть людей со щупами, металлодетекторами, магнитометрами и «глубинниками» обходила прилегающую местность. Магнитометр однозначно указывал на две сильно аномальных точки. Ковыряние в одной из них привело к появлению приличного пятна масла на поверхности воды. Видимо — там маслобак и\или двигатель самолёта. «Глубинник» показания магнитометра подтвердил.
Работа с лопатами увенчалась несколькими находками — преимущественно дюралевые ошмётки, фанерная обшивка, куски бронекорпуса, патроны 7.62мм в металлических лентах от ШКАСов, стреляная гильза от ШВАК. На этом же месте ранее была найдена рука, предположительно это фрагмент тела погибшего воздушного стрелка. Самолёт, скорее всего, был взорван после войны тогдашними любителями сбора цветных и чёрных металлов. Возможно, сдетонировали ещё и оставшиеся авиабомбы, потому куски стали и дюраля так невелики. Всё, что было на поверхности, разнесло силой взрыва в лоскуты.
Обычно в воронке стоять на ногах не очень получается, надо на что-то опираться. В качестве опоры выступают самодельные лестницы: пара досок с поперечинами. Лестницы возводятся прямо на месте из подручных материалов. Пока налаживали лестницы, помпа, наконец, чихнула, громко стрельнула облаком выхлопа и завелась, выдав изрядную тугую струю «нефти».
Вдвоём в воронке тесновато, но работать можно: один размывает грунт струёй воды, второй откачивает получившуюся жижу. Таким макаром удалось забраться на глубину около двух метров. «Тестирование» воронки длинным щупом показало — самолёт лежит значительно ниже в болоте. Продолжили размывание и откачку. Водозаборник постоянно забивается грунтом и палками, приходится раз в несколько минут очищать его руками.
Откачали ещё несколько сотен литров болотной жижи. Стало быстро темнеть, температура опускалась. С советской помпы сорвало стальные хомуты и рукав отлетел на несколько метров, устроив бодрящий душ для парней, трудившихся в воронке. На этом работы были приостановлены. До утра.
16 ноября щупами обнаружили двигатель, лежащий на глубине в 7 метров. Возможно, по его номеру удастся установить принадлежность штурмовика и имена погибших членов экипажа. Работы осталось на 3-4 дня.
На данный момент у отряда имеется острая нехватка ГСМ.
Особенно нужен просто бензин для автотехники и прочих помп да пил. Потребность составляет примерно 300-500 литров в месяц. 300 — «голодный паёк». 500 — «можно развернуться». Если найдутся желающие помочь материально — свяжитесь со мной, пожалуйста, по адресу onepamop()oper.ru, решим, в какой форме это сделать. Те реквизиты, что были задействованы
в истории с лётчиком Гавриловым — действительны. Все собранные деньги будут тщательно учтены и задокументированы. Отчёт о полученном и потраченном — обязательно сделаю.
P.S. Время такой вот вынужденной финансовой самодеятельности подходит к концу, в настоящий момент готовы документы на официальным образом зарегистрированный Фонд помощи поисковым отрядам, сейчас дело встало только за открытием счёта в Сбербанке. По готовности проинформирую и про Фонд и про сайт поискового отряда.
Для сбора средств на указанные цели заведены электронные кошельки.
Яндекс-деньги: 41001769893755
Webmoney (рубли): R373504617865
Webmoney (доллары): Z370272210540
Помимо них есть счета в Альфа-банке и QIWI-кошелёк. Их номера сообщу всем желающим, обратившимся по электронному адресу onepamop()oper.ru (не забудьте заменить символы () в электроадресе на @). С прочими ОБДУМАННЫМИ альтернативными предложениями нужно обращаться по тому же адресу.