Третьего дня в Москве открылась редкостная по нынешним временам выставка. Она называется «Рабочие и колхозницы» и проводится — возможно, вы уже угадали — в Музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница», являющемся грандиозным пьедесталом для легендарного творения Веры Мухиной.
МВЦ «Рабочий и колхозница» ждёт вас. Фото: ©В.В.Самарин
Выставка, в соответствии с современными тенденциями, мультимедийная: общий замысел экспозиции раскрывается с использованием выразительных средств кино, фото, скульптуры и живописи. Однако речь идёт не об очередной возможности «приобщиться к высокому», заглянув в первую попавшуюся галерею в выходной или после тяжёлого трудового дня.
Сюда надо приходить на два-три часа минимум.
Потому что МВЦ «Рабочий и колхозница» превратился в своего рода художественную машину времени, которая погружает посетителя в не такое уж и далёкое прошлое — когда была на Земле великая страна СССР, государство рабочих и крестьян, которые строили её, работали на её благо и были абсолютно уверены в том, что, несмотря на все происки враждебного (а временами и просто вражеского) окружения, будущее обязательно будет светлым.
Кинозал на 4-м этаже. Фото: ©В.В.Самарин
Вы увидите лица простых советских трудящихся: запечатлённые на плёнку и на холст, чистые и грязные, в откровенно постановочных сюжетах и в обычной обстановке.
Александр Кричевский. Полеводческая бригада колхоза им. Сталина Шполянского р-на УССР, 1951. Архив журнала «Огонёк» ИД «Коммерсантъ».
Составляющие экспозицию произведения созданы с 1930-х по середину 1980-х. Разумеется, в стиле социалистического реализма с разными вариациями, иной раз идеалистическими. Они погружают вас в своего рода «производственный роман» — только его действие разворачивается в картинках (и фигурах, поскольку в нём участвуют и скульптуры). Но если два-три десятилетия назад мы позволяли себе снисходительно посмеиваться над этим жанром — сегодня благодаря ему внимательный зритель увидит новые яркие и интересные грани прошлой жизни нашей страны. Которая была настоящей жизнью наших отцов, дедов, прадедов.
Борис Кузьмин. Лучший сталевар Таганрогского государственного металлургического завода им. Андреева Иван Фёдорович Лесной награждён орденами Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. Май, 1954. Архив журнала «Огонёк» ИД «Коммерсантъ».
Экспозиция будет интересна всем: и тем, кто дожил до сознательно-трудового возраста ещё в СССР, и тем, что знает Советский Союз только по рассказам. Думаю, что лучше смотреть эту выставку в коллективе друзей, причём, желательно, разного возраста. Хорошие «старшие товарищи» смогут дополнительно расширить границы экспозиции, отвечая на неизбежные у молодого поколения вопросы.
Дмитрий Бальтерманц. Право на труд. На Московском тормозном заводе имени Л.М. Кагановича выпускается «стахановский календарь». 1950. Архив журнала «Огонёк» ИД «Коммерсантъ».
Поскольку выставочный комплекс — многоэтажный, экспозиция также организована многоярусно.
Оказавшись внутри и волевым усилием оторвавшись от макета советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года (для которого, собственно, и была создана скульптура «Рабочий и колхозница»), рекомендую сразу подняться наверх, на 4-й этаж, чтобы осуществлять просмотр сверху вниз, перемещаясь с этажа на этаж по специально устроенному для этого пандусу.
Вадим Ковригин. Азовсталь, 1930-е. Авторские отпечатки, аэрография. Из коллекции Анатолия Злобовского.
На 4-м этаже расположен кинозал, в котором в режиме нон-стоп демонстрируются шедевры советского кинематографа — «Богатая невеста» (режиссёр Иван Пырьев, 1938) и «Частная жизнь Петра Виноградова» (Александр Мачерет, 1934).
Приобщившись к важнейшему из искусств, можно двинуться вниз, к третьему этажу, по пути рассмотрев написанное Николаем Рябининым в 1937 году полотно, изображающее турков, принимающих выпущенную для них в Советском Союзе продукцию тяжёлого машиностроения.
Слева: Вадим Ковригин. Скирдовальщица, 1930-е. Авторский отпечаток из коллекции Анатолия Злобовского.
Справа: Александр Загорбинин. Девушка со снопом, 1960-е. Терракота. Из собрания Романа Бабичева.
Третий этаж выделен журналу «Огонёк», ныне входящему в ИД «Коммерсантъ». Но в экспозиции участвуют работы и обложки не из нынешнего и не из коротичевского «Огонька», а из старого, нашего.
Два «Огонька» из прошлого.
Вы увидите портреты, снятые для лучшего советского иллюстрированного журнала лучшими советскими фоторепортёрами — Дмитрием Бальтерманцем, Галиной Санько, Семёном Фридляндом и другими. Разумеется, фотографы всегда делали съёмочные дубли, и в экспозиции фотографии также сдублированы — висящие рядом изображения с немного изменённым ракурсом, позой, выражением лица создают весьма интересное ощущение объёма и глубины, подобное тому, что возникает при рассматривании фотографической стереопары.
Саркофаг со старым «Огоньком», которого больше нет. Фото: ©В.В.Самарин
Внутри круговой выгородки — обложки старых «Огоньков», прославляющие рабочих и крестьян страны рабочих и крестьян. За минувшее время понятие «лицо с обложки» изменилось у нас радикально: достаточно взглянуть на «экспозицию» любого газетного киоска.
Слева: Сергей Кольцов. Рука рабочего, 1930-е. Мрамор. Из собрания Марии Салиной и Сергея Кривошеева.
Справа: Георгий Мотовилов. Металлург, 1936. Бронза. Из собрания семьи скульптора.
Этажом ниже вас ждут чёрно-белые фотографии, из собрания коллекционера Анатолия Злобовского. Они созданы разными фотографами, начиная от авангардиста Эля Лисицкого — по проекту которого, между прочим, в 1932 году было построено здание типографии «Огонька» (1-й Самотёчный переулок, д. 17).
Е.К.Мельникова. Экскурсия на завод «Шарикоподшипник», 1937. 150х180 см, холст, масло. Собрание Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».
И, наконец, завершив путешествие на первом этаже, вы увидите впечатляющую подборку произведений советских художников, писавших труд советских людей. Кстати, вся экспозиция сверху донизу посвящена именно мирному, созидательному труду; тема Великой Отечественной не затрагивается. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но позитивный, жизнеутверждающий пафос экспозиции поневоле заставляет задуматься над тем, каким бы стал Советский Союз, «если б не было войны».
Спасибо кураторам выставки — Марине Лошак и Екатерине Усовой.
Дмитрий Налбандян. Ереван строится, 1972. Холст, масло. Из собрания Мкртича Окрояна.
Выставка экспонируется по 28 февраля. К вдумчивому и неторопливому просмотру рекомендуется категорически.
МВЦ «Рабочий и колхозница» открыт ежедневно кроме понедельника с 12:00 до 20:30. Адрес — Проспект мира, д. 123Б; от метро «ВДНХ» всего 10 минут пешком вдоль проспекта в направлении от центра. Входной билет стоит 250 рублей, для учащихся, пенсионеров, инвалидов и других льготников — 20.
От макета того самого советского павильона очень трудно оторваться. Но нужно, иначе на просмотр выставки может не остаться времени! Фото: ©В.В.Самарин