10 декабря сего года московский городской сборный пункт, что на Угрешской улице, действовал, практически, в обычном режиме. Очередная партия новобранцев готовилась к отправке на место службы. Новобранцы выглядели как и положено новобранцам. Но, по сути, с обычными молодыми солдатами некоторые заметные различия имели.
В соответствии с решением Президента Российской Федерации от 17 апреля 2013 года в Вооруженных силах Российской Федерации продолжается комплектование «научных рот» из числа выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования, главная функция которых — научно-исследовательская работа в интересах обороны страны.
Всего на сегодняшний день в Вооружённых силах РФ сформировано четыре научных роты: третья, о которой идёт речь (специфика — ВКО), научная рота ВВС (Воронеж), «морская» научная рота в Санкт-Петербурге, сформированная в интересах ВМФ (специфика — гидроакустика, информационные технологии, автоматизированные системы управления, морские роботизированные комплексы) и ещё одна, четвёртая, для нужд Генштаба.
Уже подстриженные и полностью обмундированные солдаты вместе со своими близкими были приглашены в актовый зал, где для них подготовили праздничный концерт.
На сцену поднялись участники ансамбля и исполнили несколько этнических славянских композиций. Между песнопениями дали солдатам несколько полезных напутствий. В 9 часов утра молодые солдаты научной роты выглядели несколько напряжёнными и невыспавшимися. Приглашённые же артисты и вовсе извинились на всякий случай: мол, артисты так рано не просыпаются, отнеситесь с пониманием!
После концерта и напутственных слов, все присутствовавшие были приглашены на торжественный митинг перед отправкой в часть. От лица военнослужащих 3-й научной роты выступил рядовой Андрей Масленников, выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана 2013 года. В ряды Вооруженных сил РФ призвался с должности инженера-исследователя научно-технического центра ОАО КМЗ.
Музыкантам на морозе приходилось несладко. Особенно низкая температура досаждала «операторам» духовых инструментов. Во избежание примерзания деталей музыкальных инструментов куда не надо, специально обученный музыкант заливал из маленькой бутылочки по нескольку граммов спирта в раструбы. Мера вынужденная, но действенная.
«Идея, предложенная Министром обороны Сергеем Шойгу – создать научные роты, в которых смогут проходить военную службу выпускники высшей школы, начала реализовываться. 49 выпускников технических вузов уже написали заявление на добровольную службу в научной роте. Основной контингент составили выпускники МГТУ имени Баумана. Также в списке – МАИ, Тульский государственный университет и Московский физико-технический институт.
По словам Андрея Масленникова, выпускника факультета РЛ МГТУ 2013 года Минобороны делает выгодное предложение, от которого нельзя отказываться. Он сказал, что для него научная рота – самое оптимальное решение. «Во-первых, я буду служить со своими друзьями, коллегами из МГТУ им. Н.Э. Баумана. То есть, там будет своя научная атмосфера. Во-вторых, мы будем создавать новые военные проекты. Думаю, что служба будет очень интересной и насыщенной» – отметил призывник».
Этот отрывок текста заимствован с сайта Национального исследовательского университета — МГТУ им. Баумана. Там же, по ссылке, подвешены несколько фотографий студентов, один из которых уже переоделся в военную форму.
Уже в части, всего лишь через час езды, перед военнослужащими выступили командиры и ветераны, сказал несколько слов и Александр Тарасов — генеральный директор Красногорского завода им. С.А. Зверева (ОАО КМЗ), входящего в холдинг Госкорпорации Ростех «Швабе». Директор ОАО КМЗ от имени коллектива завода поздравил военнослужащих 3-й научной роты со знаменательным событием и сообщил, что для них на базе научно-технического центра предприятия подготовлены современные автоматизированные рабочие места, определены темы и научные руководители научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также разработаны индивидуальные планы.
А. Тарасов выразил надежду, что совместно с военнослужащими научной роты завод будет осуществлять разработку и создание новых оптико-электронных приборов для укрепления обороноспособности страны, которые планируется представить на Дне инноваций Министерства обороны в следующем году.
«Надеюсь, что вы получите неоценимые знания, навыки и умения и после окончания службы продолжите работу на нашем предприятии, которое активно и динамично развивается», — отметил Александр Тарасов.
Кто и каким образом попадает на службу в такого рода части? Для примера некоторые данные по воронежской роте.
В соответствии с решением Президента Российской Федерации от 17 апреля 2013 года «О создании в ВС РФ научных рот, комплектуемых военнослужащими, проходящими по призыву, из числа наиболее одаренных выпускников ВУЗов», на базе ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) создана научная рота. Срок службы в научной роте: 12 месяцев.
Требования к кандидатам для зачисления в научную роту по направлениям исследований факультета АРЭО:
1. Граждане РФ мужского пола в возрасте 19-27 лет, не проходившие военную службу.
2. Категория годности по состоянию здоровья — не ниже Б-4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями, например, в частях связи или радиотехнических частях).
3. Не рассматриваются кандидатуры категорий граждан, указанных в 4-5 абзацах пункта 5 статьи 34 Федерального закона 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
4. Степень мотивации кандидата проходить военную службу по призыву в научной роте.
5. Соответствие профиля и специализации кандидата научным направлениям факультета АВИАЦИОННОГО РАДИОЭЛЕКТРОННОГО оборудования (например, могут подойти математики, физики, программисты, электротехники, радиоэлектронщики и т.п.).
6. Склонность к научной деятельности и наличие определенного научного задела (участие в конкурсах, олимпиадах, наличие научных публикаций и трудов).
7. Средний балл диплома ВПО — не ниже 4,5.
Чем потенциально планировалось занять военнослужащих:
1. Исследование принципов, методов, алгоритмов функционирования, обработки информации и принятия решений в комплексах и системах локации и опознавания.
2. Исследование принципов, методов построения радиолокационных станций с синтезированной апертурой антенны и алгоритмов автоматической обработки радиолокационных изображений.
3. Исследование алгоритмов цифровой обработки сигналов бортовых радиолокационных станций наблюдения за воздушным пространством.
4. Формирование и исследование помехоустойчивого канала связи с ППРЧ на базе комплекса связи КСС-28 и радиостанции ПРИМА-ДМВ.
5. Численное моделирование и экспериментальные исследования алгоритмов первичной и вторичной обработки навигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем.
Кроме вышеуказанных научных направлений, военнослужащий научной роты может продолжить работу в своем научном направлении после согласования с командованием факультета.
В воронежской роте проходят службу солдаты из Воронежа, Санкт-Петербурга, Липецка, Курска, Белгорода, Челябинска, Тамбова, республики Адыгея, Московской и Владимирской областей. Призывники отбирались только из государственных высших учебных заведений. Среди новобранцев — специалисты по таким профилям как информационные системы и технологии, радиотехника, радиофизика, теплоэнергетика, фотоника и оптоинформатика. Военнослужащие будут непосредственно заниматься вопросами информационной безопасности, моделирования радиоэлектронной обстановки, создания 3-D моделей элементов конструкции летательного аппарата, информационного обеспечения экипажа воздушного судна в нештатных ситуациях, построения моделей метеорологических объектов.
Рота поделена на три взвода. Каждый взвод будет заниматься своей научной темой, а жить военнослужащие будут в трёхместных кубриках. Разумеется, многим сразу же придёт в голову естественный для наших сегодняшних реалий вопрос: а не будут ли в эти научные роты записывать детей уважаемых людей?
Любые случаи устройства призывников «по блату» в научные роты будут пресекаться самым жестким образом, сказал министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу в эфире программы Первого канала «Воскресное время», которая транслировалась на Дальний Восток.
«Как только у нас в научной роте появится первый «блатной», извините за сленг, — как только это произойдет — эта бацилла довольно разъедает быстро любую систему. Если я узнаю о таком случае, — по всей цепочке, от того, кто отбирал, кто был в этой комиссии, кто дальше позволит этому оставаться в научных ротах — даже собеседовать не буду, поверьте мне», — сказал Шойгу.
Министр подчеркнул, что российскому военному ведомству необходимы талантливые молодые люди, заинтересованные в научных достижениях. Их отбор будет производиться очень тщательно.
«Огромный пласт работы, которая у нас появится в ближайший месяц-два — нам нужна будет очень и очень большая группа программистов, но для этого нам надо будет очень плотно поработать, потому что абы что нам не надо», — сказал Шойгу.
Интересно было бы посмотреть на т.н. «дедовщину» в научных ротах. Например, как «физматземлячество» заставляет мыть пол самого тупого солдата с IQ 159.
Чем будут заниматься солдаты в рамках своей научной деятельности? Поскольку базой для их основной служебной деятельности станет ОАО КМЗ, то уместно предположение, что наукой военнослужащие будут заниматься применительно к прицельным комплексам и системам управления огнем авиационного вооружения и бронетанковой техники, оптико-электронным компонентам космических систем слежения и прочим наукоёмким технологиям «укрепляющим обороноспособность страны».
А это комната для умывания, душ и туалет. Товарищи офицеры всю эту «роскошь» объяснили следующим образом: для солдат были созданы максимально комфортные бытовые условия, чтобы они как можно больше сил и времени могли бы уделять своей научной деятельности.
Командуют взводами молодые лейтенанты, в помощь им выделены три сержанта-контрактника, плюс старшина роты — старший прапорщик. По словам командира взвода, уже служившего в такой должности в войсках, нынешние его солдаты кардинально отличаются от бывших. Основная задача командиров всех рангов в роте на ближайшую перспективу — как можно качественнее и быстрее адаптировать призванных на военную службу к этой самой службе. Присяга у новобранцев запланирована на конец декабря, к этой дате с адаптацией планируется уже покончить. В целом командиры отметили: высшее образование у солдат — фактор, чрезвычайно упрощающий службу.
Вот что сообщил по данному поводу один из знакомых офицеров, к научным ротам непосредственного отношения не имеющий, но за судьбу армии переживающий:
«Начинание хорошее, такие кадры очень нужны. В т.ч. в офицерском составе. Очень много направлений, где нужны такие люди. Их работа — от написания ТЗ и работы с промышленностью до внедрения всяких АСУ в войсках. Ну и в целом надо поднимать техническую грамотность. Я вот, став старше, понял, насколько тяжело и самого себя заставлять и вверенные кадры поддерживать в технически подкованном состоянии. Особенно, когда это не «профильно». При том что я «компьютерщик» и образование соответствующее и опыт работы есть. И в целом не дурак.
Многие полезные и правильные нововведения не работают тупо потому, что низовое звено не хочет, а то и не может. И только административно это очень тяжело преодолевается.
До сей поры мы, по сути дела, «общую компьютерную грамотность» не освоили. Хотя и добились, что процентов 80 может хотя бы в стиле «оператор ЭВМ» работать. Без этого даже мирные СЭД (особенно с учетом насколько оно кривое все, что так же поправят, я надеюсь, «научники») не взлетают. Годами. А взлетев, напоминают пигвинов. Понятно куда нужны программисты. Потребность МО в мелких прикладных программах огромна. Предыдущая система создания АРМов не годиться никуда. Нужно, чтобы быстро и удобно. Плюс куча комплексов, где помимо инженерной части надо уметь программировать и перепрошивать всякое».
Это понятно, но зачем создавать вот такие научные роты? Нахаляву ума поиметь? Призвать срочником башковитого парня после ВУЗа и платить ему не надо и работать будет. Всё лучше, чем его же пригласить к себе с хорошей зарплатой, соцпакетом и т.д.?
«Думаю так:
1. Потому что служить надо.
2. При этом, если у человека есть мозг, он может оказаться более полезен именно в такой роте, чем в сапогах и с автоматом. Так пусть служит, не отрываясь от привычной интеллектуальной деятельности.
3. Это повышает привлекательность армии в целом. Обратите внимание — в роту существует КОНКУРС. Повторюсь, конкурс в роту ПРИЗЫВНИКОВ. У людей с высшим образованием. Это сразу… хм… несколько подмывает рассказы про «служить тянут насильно, идёт только быдло». И даже во многом про «армию рабов».
4. Мы можем присмотреться к кадрам, изучить человека. Не только на предмет «умный или тупой», а именно с точки зрения качеств, которые можно выявить только после тщательного изучения. От трудолюбия и смекалки до социализации и устойчивости к стрессу.
5. Гражданин знакомиться с армией. Не по репортажам разных СМИ или рассказам «бывалых», а самостоятельно. И способен потом принять САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ решение о дальнейшей службе по контракту в роли рядового (сержанты и прапорщики в первую очередь) или в офицерском составе.
6. Нам нужны кадры. Причем подготовленные. Если «Родина прикажет» — мы так и так призовем кого необходимо. Закон у нас действует «О всеобщей воинской обязанности». Но. Научные роты не расширяют категории граждан, подлежащих призыву. Это сделали изменения в пункты о предоставлении отсрочек.
7. Не говоря о «престиже», такая практика позволяет в некоторой мере избавить граждан от страха перед военной службой. Люди меньше боятся армии. Потому что она не сводится только к «круглое таскать от забора и до обеда».
При всем том, что я не считаю что солдата надо целовать в ж&;#@ и в целом отношусь к когорте 90-х (т.е. привычно умею работать в обстановке «Ни#$&; нет и не будет» + «если ты не мертв — ты можешь работать»), прекрасно понимаю, что наличие ежедневного горячего душа, вкусной еды или удобной одежды не делает солдата сильно слабее. Особенно, служащего в русле высоких технологий. Умение спать на снегу и есть муравьев в боевых условиях прививается кому надо и по правильным методикам, не отменяя комфорта в повседневной службе. Ну не считаю я слабаком электрика, который тыкает в провод датчиком, а ведь мог бы просто пальцы послюнявить»!
Военный билет и личный жетон с личным номером военнослужащего. В графе «должность» у всех военнослужащих роты будет сделана запись «оператор научной роты», а у особо отличившихся — «старший оператор научной роты». Буду стремиться!
Некоторые типовые вопросы о:
Вопрос: Как дела у «научных» солдат с обычной боевой подготовкой? Пострелять им доведётся?
Ответ: Доведётся. С понедельника по четверг военнослужащие будут заниматься научной деятельностью на предприятии, а вот по пятницам, целыми днями, будут нагружены вопросами боевой подготовки. Для них разработана специальная программа, не изобилующая строевой и стрельбами, но обеспечивающая необходимый разумный минимум. Увлекательнейшие мероприятия в рамках ПХД тоже никто для них не отменял. Наука наукой, а служба службой.
Вопрос: Там что, правда служат люди с высшим образованием?
Ответ: Да. Например, обучавшиеся в МВТУ имени Баумана или МАИ.
Вопрос: Не мухлюют ли при зачислении со средним баллом?
Ответ: Это чревато. Но в исключительных случаях идут навстречу кандидатам в том смысле, что могут прикрыть глаза на «четвёрку» по географии, сбалансированную «восьмёркой» по физике. С профилирующим предметом такой «фокус» не пройдёт.
Вопрос: Туда идут служить добровольно?
Ответ: За очень редким исключением — да, добровольно.
Вопрос: Каков распорядок дня в научной роте?
Ответ: Таков:
Подъём замкомвзводов 5-50 — 6-00
Общий подъём 6-00 — 6-10
Утренняя физзарядка 6-10 — 7-00
Уборка помещений и закреплённой территории 6-10 — 7-00
Утренний туалет и заправка постелей 7-00 — 7-20
Утренний осмотр 7-20 — 7-40
Осмотр внешнего вида 7-20 — 7-30
Устранение выявленных недостатков 7-30 — 7-40
Завтрак 7-40 — 8-10
Информирование личного состава, проведение тренировок 8-10 — 8-40
Инструктаж по требованим безопасности с учётом предстоящих занятий (работ) 8-40 — 8-45
Развод личного состава на занятия, научные работы. Подъём Государственного флага РФ (исполнение гимна) 8-45 — 8-50
Убытие к месту проведения научной деятельности 8-50 — 9-30
Научная работа (понедельник-четверг) 9-30 — 12-50
Учебные занятия (пятница) 9-30 — 12-50
Смена специальной (рабочей) одежды, чистка обуви, мытьё рук 12-50 — 13-00
Обед 13-00 — 13-30
Время для личных потребностей 13-30 — 13-35
Отдых (сон) личного состава 13-35 — 14-35
Время для личных потребностей 14-35 — 14-45
Занятия 14-45 — 16-35
Подведение итогов научной деятельности (учебных занятий) 16-45 — 16-55
Прибытие из мест проведения научной работы (понедельник-четверг) 16-55 — 17-30
Подготовка к учебным занятиям (пятница) 16-55 — 17-30
Время для личных потребностей 16-55 — 17-30
Воспитательная работа (вторник, среда), подведение итогов боевой подготовки, состояния правопорядка, воинской дисциплины, службы войск и безопасности военной службы в роте (пятница), спортивно-массовая работа (понедельник, четверг) 18-00 — 18-50
Подведение итогов боевой подготовки, состояния правопорядка, воинской дисциплины, внутреннего порядка и службы войск в отделении, взводе — ежедневно 18-00 — 18-50
Смена специальной (рабочей) одежды, чистка обуви, мытьё рук 19-00 — 19-10
Ужин 19-10 — 19-30
Время для личных потребностей 19-30 — 20-00
Просмотр информационной программы "Вести" 20-00 — 20-15
Время для личных потребностей 20-15 — 21-00
Вечерняя прогулка 21-00 — 21-10
Вечерняя поверка 21-10 — 21-20
Подготовка ко сну, вечерний туалет 21-20 — 21-27
Телесный осмотр 21-27 — 21-30
Отбой 21-30
Вопрос: Это же как при Сталине, какие-то шарашки! Можно ли туда не ходить?
Ответ: Можно. Для этого существует масса методов. Самый простой — провалить конкурс. На одно место в воронежской научной роте претендовали 8 человек, если один человек его не пройдёт, то ничего страшного не случится. Конкурс станет несколько меньше, а провалившему подберут другое место службы, попроще.
Вопрос: Будут ли солдаты заниматься чем-то секретным или даже совершенно секретным? Скажется ли это на возможности выезда за рубеж после окончания службы?
Ответ: Да, будут. Да, скажется. Всё в соответствии с законными требованиями, которые не секретны.
Вопрос: Это показуха и «потёмкинские деревни»?
Ответ: Ну если «показуха» от слова «показали» — да. В данный момент времени это эксперимент, результатов, достаточных для однозначных выводов по итогам эксперимента пока что нет.
А если из этого контекста армию совсем исключить - просто сотрудники гражданские - они надёжнее? Или тоже могут того, к врагу переметнуться? Как с ними быть?
> зачем их еще и в армии обучать всякому за бюджетные средства, чтоб они потом свалили непонятно с каким багажом знаний?
Ну я и говорю - может, их вообще не обучать? А то страна учит их, вкладывается, а они за рубеж едут, а некоторые, как видно, ещё и год нахаляву в армии хотят провести.
Может не надо увеличивать количество людей со знаниями в голове?
> это решается путем денежного взыскания и закрепления выпускников, а не отказом от обучения.
Как это конкретно решить в наших реалиях? Человек обучился, а потом - раз! и уехал за рубеж. Как взыскать и закрепить? Или не выпускать его, держать насильно?
> бодро взыскивают суммы за обучение на бюджете с отчислившихся, если ты не знал
Не знал. Но отчислившиеся здесь при чём?
> Или не выпускать его, держать насильно?
>
> почему нет?
Тогда предмет спора непонятен. если человеку сообщить - иди, мол, учись, потом никуда не поедешь, мы тебя не выпустим, то некоторая часть вовсе учиться не пойдёт. Или пойдёт туда, где всё несекретное и выпускают на все четыре стороны.
> у меня знакомая пошла в армию служить, хотя ее никуда потом особо не выпустят, не по причине секретности, а по причине того, что командиры не особо раздают согласие на загранпаспорта.
> Их работа — от написания ТЗ и работы с промышленностью до внедрения всяких АСУ в войсках.
>
> Для вышеперечисленного, в первую очередь написания ТЗ, надо быть не только технически подкованным теоретически, но и иметь опыт работы по специальности. Самое важное, надо быть глубоко в теме заказчика, что за один год недостижимо.
Где взять таких, чтобы СРАЗУ были в теме?
ну и приведённая циата - это про то, чем такие научные солдаты должны бы заниматься в перспективе в ходе уже не срочной службы.
> А я был у них под носом, постоянно участвовал в конференциях да и просто учился неплохо.
Ну тут что могу сказать - надо самому тыркаться, это очень важно. Искать, теребить, иначе редко когда получается что-то. Успеха тебе, связь, место обычно слабое, но без неё никуда ж.
Лично я по этим вопросам могу только мнение выразить, не знаю, как оно на самом деле. Думаю, что вопросы именно службы будут отодвинуты на второй план,а на первый будут выдвинуты, наоборот, вопросы науки. Учитывая тот факт, что министр обороны чуть ли не лично эти научные роты контролирует, от необходимой военной "шагистики", полагаю, командование удержат. Опять же, командиров (сержантов, прапорщиков, офицеров) подбирали не как попало, учли, что подразделение будет не вполне обычным.
Научным руководителям внимания уделено немало, полагаю .что именно они и будут определять службу этих солдат в содержательной части. Ну а внешний вид и распорядок, т.е. примитивную дисциплину отменять никто не станет, да и кому она помешает?