10 декабря сего года московский городской сборный пункт, что на Угрешской улице, действовал, практически, в обычном режиме. Очередная партия новобранцев готовилась к отправке на место службы. Новобранцы выглядели как и положено новобранцам. Но, по сути, с обычными молодыми солдатами некоторые заметные различия имели.
В соответствии с решением Президента Российской Федерации от 17 апреля 2013 года в Вооруженных силах Российской Федерации продолжается комплектование «научных рот» из числа выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования, главная функция которых — научно-исследовательская работа в интересах обороны страны.
Всего на сегодняшний день в Вооружённых силах РФ сформировано четыре научных роты: третья, о которой идёт речь (специфика — ВКО), научная рота ВВС (Воронеж), «морская» научная рота в Санкт-Петербурге, сформированная в интересах ВМФ (специфика — гидроакустика, информационные технологии, автоматизированные системы управления, морские роботизированные комплексы) и ещё одна, четвёртая, для нужд Генштаба.
Уже подстриженные и полностью обмундированные солдаты вместе со своими близкими были приглашены в актовый зал, где для них подготовили праздничный концерт.
На сцену поднялись участники ансамбля и исполнили несколько этнических славянских композиций. Между песнопениями дали солдатам несколько полезных напутствий. В 9 часов утра молодые солдаты научной роты выглядели несколько напряжёнными и невыспавшимися. Приглашённые же артисты и вовсе извинились на всякий случай: мол, артисты так рано не просыпаются, отнеситесь с пониманием!
После концерта и напутственных слов, все присутствовавшие были приглашены на торжественный митинг перед отправкой в часть. От лица военнослужащих 3-й научной роты выступил рядовой Андрей Масленников, выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана 2013 года. В ряды Вооруженных сил РФ призвался с должности инженера-исследователя научно-технического центра ОАО КМЗ.
Музыкантам на морозе приходилось несладко. Особенно низкая температура досаждала «операторам» духовых инструментов. Во избежание примерзания деталей музыкальных инструментов куда не надо, специально обученный музыкант заливал из маленькой бутылочки по нескольку граммов спирта в раструбы. Мера вынужденная, но действенная.
«Идея, предложенная Министром обороны Сергеем Шойгу – создать научные роты, в которых смогут проходить военную службу выпускники высшей школы, начала реализовываться. 49 выпускников технических вузов уже написали заявление на добровольную службу в научной роте. Основной контингент составили выпускники МГТУ имени Баумана. Также в списке – МАИ, Тульский государственный университет и Московский физико-технический институт.
По словам Андрея Масленникова, выпускника факультета РЛ МГТУ 2013 года Минобороны делает выгодное предложение, от которого нельзя отказываться. Он сказал, что для него научная рота – самое оптимальное решение. «Во-первых, я буду служить со своими друзьями, коллегами из МГТУ им. Н.Э. Баумана. То есть, там будет своя научная атмосфера. Во-вторых, мы будем создавать новые военные проекты. Думаю, что служба будет очень интересной и насыщенной» – отметил призывник».
Этот отрывок текста заимствован с сайта Национального исследовательского университета — МГТУ им. Баумана. Там же, по ссылке, подвешены несколько фотографий студентов, один из которых уже переоделся в военную форму.
Уже в части, всего лишь через час езды, перед военнослужащими выступили командиры и ветераны, сказал несколько слов и Александр Тарасов — генеральный директор Красногорского завода им. С.А. Зверева (ОАО КМЗ), входящего в холдинг Госкорпорации Ростех «Швабе». Директор ОАО КМЗ от имени коллектива завода поздравил военнослужащих 3-й научной роты со знаменательным событием и сообщил, что для них на базе научно-технического центра предприятия подготовлены современные автоматизированные рабочие места, определены темы и научные руководители научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также разработаны индивидуальные планы.
А. Тарасов выразил надежду, что совместно с военнослужащими научной роты завод будет осуществлять разработку и создание новых оптико-электронных приборов для укрепления обороноспособности страны, которые планируется представить на Дне инноваций Министерства обороны в следующем году.
«Надеюсь, что вы получите неоценимые знания, навыки и умения и после окончания службы продолжите работу на нашем предприятии, которое активно и динамично развивается», — отметил Александр Тарасов.
Кто и каким образом попадает на службу в такого рода части? Для примера некоторые данные по воронежской роте.
В соответствии с решением Президента Российской Федерации от 17 апреля 2013 года «О создании в ВС РФ научных рот, комплектуемых военнослужащими, проходящими по призыву, из числа наиболее одаренных выпускников ВУЗов», на базе ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) создана научная рота. Срок службы в научной роте: 12 месяцев.
Требования к кандидатам для зачисления в научную роту по направлениям исследований факультета АРЭО:
1. Граждане РФ мужского пола в возрасте 19-27 лет, не проходившие военную службу.
2. Категория годности по состоянию здоровья — не ниже Б-4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями, например, в частях связи или радиотехнических частях).
3. Не рассматриваются кандидатуры категорий граждан, указанных в 4-5 абзацах пункта 5 статьи 34 Федерального закона 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
4. Степень мотивации кандидата проходить военную службу по призыву в научной роте.
5. Соответствие профиля и специализации кандидата научным направлениям факультета АВИАЦИОННОГО РАДИОЭЛЕКТРОННОГО оборудования (например, могут подойти математики, физики, программисты, электротехники, радиоэлектронщики и т.п.).
6. Склонность к научной деятельности и наличие определенного научного задела (участие в конкурсах, олимпиадах, наличие научных публикаций и трудов).
7. Средний балл диплома ВПО — не ниже 4,5.
Чем потенциально планировалось занять военнослужащих:
1. Исследование принципов, методов, алгоритмов функционирования, обработки информации и принятия решений в комплексах и системах локации и опознавания.
2. Исследование принципов, методов построения радиолокационных станций с синтезированной апертурой антенны и алгоритмов автоматической обработки радиолокационных изображений.
3. Исследование алгоритмов цифровой обработки сигналов бортовых радиолокационных станций наблюдения за воздушным пространством.
4. Формирование и исследование помехоустойчивого канала связи с ППРЧ на базе комплекса связи КСС-28 и радиостанции ПРИМА-ДМВ.
5. Численное моделирование и экспериментальные исследования алгоритмов первичной и вторичной обработки навигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем.
Кроме вышеуказанных научных направлений, военнослужащий научной роты может продолжить работу в своем научном направлении после согласования с командованием факультета.
В воронежской роте проходят службу солдаты из Воронежа, Санкт-Петербурга, Липецка, Курска, Белгорода, Челябинска, Тамбова, республики Адыгея, Московской и Владимирской областей. Призывники отбирались только из государственных высших учебных заведений. Среди новобранцев — специалисты по таким профилям как информационные системы и технологии, радиотехника, радиофизика, теплоэнергетика, фотоника и оптоинформатика. Военнослужащие будут непосредственно заниматься вопросами информационной безопасности, моделирования радиоэлектронной обстановки, создания 3-D моделей элементов конструкции летательного аппарата, информационного обеспечения экипажа воздушного судна в нештатных ситуациях, построения моделей метеорологических объектов.
Рота поделена на три взвода. Каждый взвод будет заниматься своей научной темой, а жить военнослужащие будут в трёхместных кубриках. Разумеется, многим сразу же придёт в голову естественный для наших сегодняшних реалий вопрос: а не будут ли в эти научные роты записывать детей уважаемых людей?
Любые случаи устройства призывников «по блату» в научные роты будут пресекаться самым жестким образом, сказал министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу в эфире программы Первого канала «Воскресное время», которая транслировалась на Дальний Восток.
«Как только у нас в научной роте появится первый «блатной», извините за сленг, — как только это произойдет — эта бацилла довольно разъедает быстро любую систему. Если я узнаю о таком случае, — по всей цепочке, от того, кто отбирал, кто был в этой комиссии, кто дальше позволит этому оставаться в научных ротах — даже собеседовать не буду, поверьте мне», — сказал Шойгу.
Министр подчеркнул, что российскому военному ведомству необходимы талантливые молодые люди, заинтересованные в научных достижениях. Их отбор будет производиться очень тщательно.
«Огромный пласт работы, которая у нас появится в ближайший месяц-два — нам нужна будет очень и очень большая группа программистов, но для этого нам надо будет очень плотно поработать, потому что абы что нам не надо», — сказал Шойгу.
Интересно было бы посмотреть на т.н. «дедовщину» в научных ротах. Например, как «физматземлячество» заставляет мыть пол самого тупого солдата с IQ 159.
Чем будут заниматься солдаты в рамках своей научной деятельности? Поскольку базой для их основной служебной деятельности станет ОАО КМЗ, то уместно предположение, что наукой военнослужащие будут заниматься применительно к прицельным комплексам и системам управления огнем авиационного вооружения и бронетанковой техники, оптико-электронным компонентам космических систем слежения и прочим наукоёмким технологиям «укрепляющим обороноспособность страны».
А это комната для умывания, душ и туалет. Товарищи офицеры всю эту «роскошь» объяснили следующим образом: для солдат были созданы максимально комфортные бытовые условия, чтобы они как можно больше сил и времени могли бы уделять своей научной деятельности.
Командуют взводами молодые лейтенанты, в помощь им выделены три сержанта-контрактника, плюс старшина роты — старший прапорщик. По словам командира взвода, уже служившего в такой должности в войсках, нынешние его солдаты кардинально отличаются от бывших. Основная задача командиров всех рангов в роте на ближайшую перспективу — как можно качественнее и быстрее адаптировать призванных на военную службу к этой самой службе. Присяга у новобранцев запланирована на конец декабря, к этой дате с адаптацией планируется уже покончить. В целом командиры отметили: высшее образование у солдат — фактор, чрезвычайно упрощающий службу.
Вот что сообщил по данному поводу один из знакомых офицеров, к научным ротам непосредственного отношения не имеющий, но за судьбу армии переживающий:
«Начинание хорошее, такие кадры очень нужны. В т.ч. в офицерском составе. Очень много направлений, где нужны такие люди. Их работа — от написания ТЗ и работы с промышленностью до внедрения всяких АСУ в войсках. Ну и в целом надо поднимать техническую грамотность. Я вот, став старше, понял, насколько тяжело и самого себя заставлять и вверенные кадры поддерживать в технически подкованном состоянии. Особенно, когда это не «профильно». При том что я «компьютерщик» и образование соответствующее и опыт работы есть. И в целом не дурак.
Многие полезные и правильные нововведения не работают тупо потому, что низовое звено не хочет, а то и не может. И только административно это очень тяжело преодолевается.
До сей поры мы, по сути дела, «общую компьютерную грамотность» не освоили. Хотя и добились, что процентов 80 может хотя бы в стиле «оператор ЭВМ» работать. Без этого даже мирные СЭД (особенно с учетом насколько оно кривое все, что так же поправят, я надеюсь, «научники») не взлетают. Годами. А взлетев, напоминают пигвинов. Понятно куда нужны программисты. Потребность МО в мелких прикладных программах огромна. Предыдущая система создания АРМов не годиться никуда. Нужно, чтобы быстро и удобно. Плюс куча комплексов, где помимо инженерной части надо уметь программировать и перепрошивать всякое».
Это понятно, но зачем создавать вот такие научные роты? Нахаляву ума поиметь? Призвать срочником башковитого парня после ВУЗа и платить ему не надо и работать будет. Всё лучше, чем его же пригласить к себе с хорошей зарплатой, соцпакетом и т.д.?
«Думаю так:
1. Потому что служить надо.
2. При этом, если у человека есть мозг, он может оказаться более полезен именно в такой роте, чем в сапогах и с автоматом. Так пусть служит, не отрываясь от привычной интеллектуальной деятельности.
3. Это повышает привлекательность армии в целом. Обратите внимание — в роту существует КОНКУРС. Повторюсь, конкурс в роту ПРИЗЫВНИКОВ. У людей с высшим образованием. Это сразу… хм… несколько подмывает рассказы про «служить тянут насильно, идёт только быдло». И даже во многом про «армию рабов».
4. Мы можем присмотреться к кадрам, изучить человека. Не только на предмет «умный или тупой», а именно с точки зрения качеств, которые можно выявить только после тщательного изучения. От трудолюбия и смекалки до социализации и устойчивости к стрессу.
5. Гражданин знакомиться с армией. Не по репортажам разных СМИ или рассказам «бывалых», а самостоятельно. И способен потом принять САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ решение о дальнейшей службе по контракту в роли рядового (сержанты и прапорщики в первую очередь) или в офицерском составе.
6. Нам нужны кадры. Причем подготовленные. Если «Родина прикажет» — мы так и так призовем кого необходимо. Закон у нас действует «О всеобщей воинской обязанности». Но. Научные роты не расширяют категории граждан, подлежащих призыву. Это сделали изменения в пункты о предоставлении отсрочек.
7. Не говоря о «престиже», такая практика позволяет в некоторой мере избавить граждан от страха перед военной службой. Люди меньше боятся армии. Потому что она не сводится только к «круглое таскать от забора и до обеда».
При всем том, что я не считаю что солдата надо целовать в ж&;#@ и в целом отношусь к когорте 90-х (т.е. привычно умею работать в обстановке «Ни#$&; нет и не будет» + «если ты не мертв — ты можешь работать»), прекрасно понимаю, что наличие ежедневного горячего душа, вкусной еды или удобной одежды не делает солдата сильно слабее. Особенно, служащего в русле высоких технологий. Умение спать на снегу и есть муравьев в боевых условиях прививается кому надо и по правильным методикам, не отменяя комфорта в повседневной службе. Ну не считаю я слабаком электрика, который тыкает в провод датчиком, а ведь мог бы просто пальцы послюнявить»!
Военный билет и личный жетон с личным номером военнослужащего. В графе «должность» у всех военнослужащих роты будет сделана запись «оператор научной роты», а у особо отличившихся — «старший оператор научной роты». Буду стремиться!
Некоторые типовые вопросы о:
Вопрос: Как дела у «научных» солдат с обычной боевой подготовкой? Пострелять им доведётся?
Ответ: Доведётся. С понедельника по четверг военнослужащие будут заниматься научной деятельностью на предприятии, а вот по пятницам, целыми днями, будут нагружены вопросами боевой подготовки. Для них разработана специальная программа, не изобилующая строевой и стрельбами, но обеспечивающая необходимый разумный минимум. Увлекательнейшие мероприятия в рамках ПХД тоже никто для них не отменял. Наука наукой, а служба службой.
Вопрос: Там что, правда служат люди с высшим образованием?
Ответ: Да. Например, обучавшиеся в МВТУ имени Баумана или МАИ.
Вопрос: Не мухлюют ли при зачислении со средним баллом?
Ответ: Это чревато. Но в исключительных случаях идут навстречу кандидатам в том смысле, что могут прикрыть глаза на «четвёрку» по географии, сбалансированную «восьмёркой» по физике. С профилирующим предметом такой «фокус» не пройдёт.
Вопрос: Туда идут служить добровольно?
Ответ: За очень редким исключением — да, добровольно.
Вопрос: Каков распорядок дня в научной роте?
Ответ: Таков:
Подъём замкомвзводов 5-50 — 6-00
Общий подъём 6-00 — 6-10
Утренняя физзарядка 6-10 — 7-00
Уборка помещений и закреплённой территории 6-10 — 7-00
Утренний туалет и заправка постелей 7-00 — 7-20
Утренний осмотр 7-20 — 7-40
Осмотр внешнего вида 7-20 — 7-30
Устранение выявленных недостатков 7-30 — 7-40
Завтрак 7-40 — 8-10
Информирование личного состава, проведение тренировок 8-10 — 8-40
Инструктаж по требованим безопасности с учётом предстоящих занятий (работ) 8-40 — 8-45
Развод личного состава на занятия, научные работы. Подъём Государственного флага РФ (исполнение гимна) 8-45 — 8-50
Убытие к месту проведения научной деятельности 8-50 — 9-30
Научная работа (понедельник-четверг) 9-30 — 12-50
Учебные занятия (пятница) 9-30 — 12-50
Смена специальной (рабочей) одежды, чистка обуви, мытьё рук 12-50 — 13-00
Обед 13-00 — 13-30
Время для личных потребностей 13-30 — 13-35
Отдых (сон) личного состава 13-35 — 14-35
Время для личных потребностей 14-35 — 14-45
Занятия 14-45 — 16-35
Подведение итогов научной деятельности (учебных занятий) 16-45 — 16-55
Прибытие из мест проведения научной работы (понедельник-четверг) 16-55 — 17-30
Подготовка к учебным занятиям (пятница) 16-55 — 17-30
Время для личных потребностей 16-55 — 17-30
Воспитательная работа (вторник, среда), подведение итогов боевой подготовки, состояния правопорядка, воинской дисциплины, службы войск и безопасности военной службы в роте (пятница), спортивно-массовая работа (понедельник, четверг) 18-00 — 18-50
Подведение итогов боевой подготовки, состояния правопорядка, воинской дисциплины, внутреннего порядка и службы войск в отделении, взводе — ежедневно 18-00 — 18-50
Смена специальной (рабочей) одежды, чистка обуви, мытьё рук 19-00 — 19-10
Ужин 19-10 — 19-30
Время для личных потребностей 19-30 — 20-00
Просмотр информационной программы "Вести" 20-00 — 20-15
Время для личных потребностей 20-15 — 21-00
Вечерняя прогулка 21-00 — 21-10
Вечерняя поверка 21-10 — 21-20
Подготовка ко сну, вечерний туалет 21-20 — 21-27
Телесный осмотр 21-27 — 21-30
Отбой 21-30
Вопрос: Это же как при Сталине, какие-то шарашки! Можно ли туда не ходить?
Ответ: Можно. Для этого существует масса методов. Самый простой — провалить конкурс. На одно место в воронежской научной роте претендовали 8 человек, если один человек его не пройдёт, то ничего страшного не случится. Конкурс станет несколько меньше, а провалившему подберут другое место службы, попроще.
Вопрос: Будут ли солдаты заниматься чем-то секретным или даже совершенно секретным? Скажется ли это на возможности выезда за рубеж после окончания службы?
Ответ: Да, будут. Да, скажется. Всё в соответствии с законными требованиями, которые не секретны.
Вопрос: Это показуха и «потёмкинские деревни»?
Ответ: Ну если «показуха» от слова «показали» — да. В данный момент времени это эксперимент, результатов, достаточных для однозначных выводов по итогам эксперимента пока что нет.
"Исполнители этнических славянских композиций" с бубном (шаманским?) как-то очень напомнили лицами тех родноверов, с которыми зюгановцы отмечали день рождения Пушкина. Если это они, то хотелось бы понять: зачем фрики, кривляющиеся на темы русской старины, нужны солдатам? Воодушевить? А нормальных артистов, исполняющих патриотические песни и мелодии, да хотя бы нормальных-музыкантов-народников, играющих и поющих подлинный русский фольклор, не могли позвать? Кстати, слева мужичок вытягивающий руку в приветствии, напоминающем нацистское, тоже наверное, не зигует, а выполняет "древний славянский" жест, славя какого-нибудь "истинно русского бога"?
Мде, чем бы дитя не тешилось. Лучше бы бронь вернули в оборонные НИИ. Вариант платить тем же военным программистам хотя бы среднерыночную зарплату я так понимаю вообще не рассматривается. Автору статьи спасибо, конечно, интересно было почитать.
> Вопрос: Будут ли солдаты заниматься чем-то секретным или даже совершенно секретным? Скажется ли это на возможности выезда за рубеж после окончания службы?
> Ответ: Да, будут. Да, скажется.
роты сноуденов на марше? без железного занавеса - это крайне рискованная затея, эти научные роты
Всеобщая же воинская обязанность нужна вовсе не потому, что так надо (принято), а для создания мобилизационного резерва страны. Чтобы строители и инженеры умели не только "мастерками" и "кульманами" махать, но и управлять сложной (и не очень) боевой техникой и да, ходить строем тоже.
Все хорошо, только для реально плодотворной работы надо, что бы руководители были в теме. Кто будет ставить им актуальные задачи, а не устаревшие на десяток-другой лет( по разговорам с другом ведущим конструктором Алмаз-Антея) и следить за качеством исполнения ( ключевое именно качество, на тяп-ляп решить задачу многие могут )?
> Вариант платить тем же военным программистам хотя бы среднерыночную зарплату я так понимаю вообще не рассматривается.
Закончил Баумку в 2009г, офицер запаса. С потока в 100 человек, думаю пяток точно бы нашелся кто захотел бы пойти в то время, причем многие идейно, а не ради отслужить.
> роты сноуденов на марше? без железного занавеса - это крайне рискованная затея, эти научные роты
За год человек ничего серьезного не сделает, в лучшем случае кусочек какой-то работы.
А разбираться в текущей "теплой ламповой" военке желания я думаю мало у ребят будет.
А если из этого контекста армию совсем исключить - просто сотрудники гражданские - они надёжнее? Или тоже могут того, к врагу переметнуться? Как с ними быть?
Там не так чуток. Секретная информация в настоящее время особо не интересует никого, даже загранпаспорт оформляют с 3 формой без проблем. А СС уже будут ограничения, но от гражданки это мало чем отличается.
> А если из этого контекста армию совсем исключить - просто сотрудники гражданские - они надёжнее?
зачем что-то исключать из контекста? я про данную конкретную затею МО, а не про гражданских спецов. студенты Бауманки - они разве за бугор трудиться не едут? зачем их еще и в армии обучать всякому за бюджетные средства, чтоб они потом свалили непонятно с каким багажом знаний?
Обычный режим, кроме отбоя и время занятий заключили в скобки и назвали временем научной работы. Я б послужил там, если б не отслужил уже, хотя меня не взяли бы. =)
> зачем их еще и в армии обучать всякому за бюджетные средства, чтоб они потом свалили непонятно с каким багажом знаний?
Ну я и говорю - может, их вообще не обучать? А то страна учит их, вкладывается, а они за рубеж едут, а некоторые, как видно, ещё и год нахаляву в армии хотят провести.
Может не надо увеличивать количество людей со знаниями в голове?
Дело вовсе не в форме допуска, а в том, имел ли человек реальный доступ к секретной информации. Если не имел, то и со второй формой можно не ждать 5 лет.
> Если не имел, то и со второй формой можно не ждать 5 лет.
Само-собой, но я не об этом говорил, а о том, что знакомство с секретной информацией не является препятствием для выезда за рубеж (за некоторым исключением). А так да, смотрят на фактическую осведомленность.
> зачем что-то исключать из контекста? я про данную конкретную затею МО, а не про гражданских спецов. студенты Бауманки - они разве за бугор трудиться не едут? зачем их еще и в армии обучать всякому за бюджетные средства, чтоб они потом свалили непонятно с каким багажом знаний?
Да не надо волноваться за студентов-бауманцев. Они уже не знают ни хрена. К тому же скоро там поголовно бабы и глухо-немые учиться будут. Да, еще юристов забыл.
в тексте же сказано:
"Потребность МО в мелких прикладных программах огромна."
Мое имхо именно для этого они и нужны, для затыкания мелких дыр.
А про большие проекты я наверное невнятно выразился, поясню - сделать какой-то кусок работы, чтобы его передать в пользования другому. Это норм практика. А в реальности у человека будут минимальные знания о настоящем назначении своего куска.
> это решается путем денежного взыскания и закрепления выпускников, а не отказом от обучения.
Как это конкретно решить в наших реалиях? Человек обучился, а потом - раз! и уехал за рубеж. Как взыскать и закрепить? Или не выпускать его, держать насильно?
Военным в СССР очень сильно нужны были выпускники гражданских ВУЗов готовящих инженерные и прежде всего научные кадры для оборонки. Шли они офицерами после военной кафедры в различные военные НИИ.
Выпускники, которые гражданские, создавали вооружения. Выпускники которые военные, говорили штабным военным, какое оружие им можно заказывать (какое можно создать). Ну и конечно как его использовать.
Сейчас выпускники идут на все четыре стороны, и это катастрофа для армии.
Сами по себе роты ничего толком не сделают, зато могут послужить фильтром для толковых ребят которых можно после срочки пригласить использовать как в советское время.
> Человек обучился, а потом - раз! и уехал за рубеж.
я с таким не сталкивался, у меня знакомые уезжали после определенного времени.
> Как взыскать и закрепить?
у нас заключались договора, еще до получения диплома. правда никакой ответственности за их неисполнение - не было. а вот военные вузы - довольно бодро взыскивают суммы за обучение на бюджете с отчислившихся, если ты не знал
> бодро взыскивают суммы за обучение на бюджете с отчислившихся, если ты не знал
Не знал. Но отчислившиеся здесь при чём?
> Или не выпускать его, держать насильно?
>
> почему нет?
Тогда предмет спора непонятен. если человеку сообщить - иди, мол, учись, потом никуда не поедешь, мы тебя не выпустим, то некоторая часть вовсе учиться не пойдёт. Или пойдёт туда, где всё несекретное и выпускают на все четыре стороны.
> Военным в СССР очень сильно нужны были выпускники гражданских ВУЗов готовящих инженерные и прежде всего научные кадры для оборонки. Шли они офицерами после военной кафедры в различные военные НИИ.
Во-первых, в советское время быть военным в НИИ было ужас как хорошо: мало того, что обеспечение в "ящиках" было очень хорошее, так еще тебе капали денежки за звание, за выслугу и т.п. На моей памяти, попасть в НИИ было ох как не просто, потому что это - настоящая синекура для военного. Чисто рай на земле :) Очень сомневаюсь, что хоть сколько-нибудь заметное количество "пиджаков" попадало в НИИ после кафедр. Может, какие-то сильно отдельные умники из физтеха или той же бауманки. В НИИ нужен человек с опытом. Нахрен там нужен желторотик?
> Сами по себе роты ничего толком не сделают, зато могут послужить фильтром для толковых ребят которых можно после срочки пригласить использовать как в советское время.
Чтобы приглашать, надо иметь, что предложить. Сильно сейчас хорошо в военных НИИ работать? Какой там конкурс на рабочее место?
да я в качестве примера, потому что другой пока никакой практики по ответственности за обучение на бюджете - не наблюдал
> если человеку сообщить - иди, мол, учись, потом никуда не поедешь, мы тебя не выпустим
у меня знакомая пошла в армию служить, хотя ее никуда потом особо не выпустят, не по причине секретности, а по причине того, что командиры не особо раздают согласие на загранпаспорта. и тем не менее - зарплата ее прельстила )
> у меня знакомая пошла в армию служить, хотя ее никуда потом особо не выпустят, не по причине секретности, а по причине того, что командиры не особо раздают согласие на загранпаспорта.
Пока понятно, что ничего не понятно. Год реально мало для серьезной работы, и это без учета "вопросов боевой подготовки". А вот если хотят из "научных рот" сделать некий аналог тех.саппорта: починить, костыль допаять/дописать, круглосуточная помощь в настройке уже существующего зоопарка - ну может быть. Опять же можно организовать на базе таких рот и курсы "повышения" квалификации.
скорее всего - да, но я не встречал таких, кто бы уволился из армии ради того, чтоб съездить в Тайланд. в данном случае плюсы в виде зарплаты и сертификата - перевешивают желание съездить в Тайланд )
> Очень сомневаюсь, что хоть сколько-нибудь заметное количество "пиджаков" попадало в НИИ после кафедр. Может, какие-то сильно отдельные умники из физтеха или той же бауманки. В НИИ нужен человек с опытом. Нахрен там нужен желторотик?
Обеденный сон для срочников введён как норма в учебке г. Острогожска в автомобильных войсках. Однако офицеры, обучающие новобранцев, в это самое время бегают по стадиону, т.к. раз в 2 недели им приходится сдавать физподготовку))
> Может, какие-то сильно отдельные умники из физтеха или той же бауманки?
Если ты не заметил, в статье про них и речь.
> В НИИ нужен человек с опытом.
Опытом чего? Маршбросков?
> Чтобы приглашать, надо иметь, что предложить. Сильно сейчас хорошо в военных НИИ работать? Какой там конкурс на рабочее место?
По разному. Но лично у меня создается мнение: государство вообще и военные в частности не знают как потратить вполне приличные деньги, что бы из этого вышел толк. Для этого нужны толковые кадры, которых, как мне думается, решили подбирать и растить вот так, в научных ротах.
> у меня знакомая пошла в армию служить, хотя ее никуда потом особо не выпустят, не по причине секретности, а по причине того, что командиры не особо раздают согласие на загранпаспорта.
> Вопрос: Будут ли солдаты заниматься чем-то секретным или даже совершенно секретным? Скажется ли это на возможности выезда за рубеж после окончания службы?
А может, тех, кого излишне волнует этот вопрос уже на стадии призыва, просто не брать?
> Как это? А если их на направлении главного удара бросить в атаку? Один микроскоп на троих выдать, конечно
"ничего толком не сделают" и "ничего не сделают" разные вещи. В описанной тобой ситуации разобьют микроскоп. Что конечно же совсем не "ничего не сделают".
> зачем их еще и в армии обучать всякому за бюджетные средства
Обучать их придется только воинским дисциплинам.
На службу, как я понимаю, берут тех, кто не понаслышке знаком с научной работой. Тут же написано:
> 6. Склонность к научной деятельности и наличие определенного научного задела (участие в конкурсах, олимпиадах, наличие научных публикаций и трудов).
Таким образом, достаточно будет ввести их в курс дела и ознакомить со спецификой работы того или иного предприятия. По опыту могу сказать, что 2-3 месяца для этого хватает.
Знакомая пару недель назад вернулась из Москвы с конференции по радиоэлектронике (радиофизика, СВЧ, терагерцы, локация и проч.) Рассказывала, у них выступали ребята с научной роты (кажется именнр из Воронежа), произвели очень хорошее впечатление.
На мой взгляд это очередной имидж-проект типа Сколково. Звучит красиво - смысла ноль. Не зря государство предусматривает льготное налогообложение для тех кто нанимает выпускников ВУЗов, в них ещё надо вкладываться. Набирать их на год с учётом прохождения военной подготовки и ждать какой-то реальной отдачи - глупо, а для подготовки технически подкованных кадров для ВС в России хватает толковых инженерных военных ВУЗов. Одно радует гуманитарии и биологи в пролёте, в армии это не наука :).
И пара вещей которые бросились в глаза:
> Их работа — от написания ТЗ и работы с промышленностью до внедрения всяких АСУ в войсках.
Для вышеперечисленного, в первую очередь написания ТЗ, надо быть не только технически подкованным теоретически, но и иметь опыт работы по специальности. Самое важное, надо быть глубоко в теме заказчика, что за один год недостижимо.
> Военнослужащие будут непосредственно заниматься вопросами информационной безопасности, моделирования радиоэлектронной обстановки, создания 3-D моделей элементов конструкции летательного аппарата, информационного обеспечения экипажа воздушного судна в нештатных ситуациях, построения моделей метеорологических объектов.
Вообще-то этими вещами должны заниматься местные курсанты в научно-исследовательских кружках (или сообществах, уже не помню), может даже и занимаются. А так задачи явно притянуты за уши, на запрос министерства дали тематику работ кафедр. Кстати, если МО действительно необходимы 3-D модели элементов конструкции ЛА, думаю, можно заказать их в соответствующем КБ. Сейчас все чертежи оцифрованы, перекинут из САПРа в необходимый формат 3-D модели, может даже дешевле выйдет.
> Их работа — от написания ТЗ и работы с промышленностью до внедрения всяких АСУ в войсках.
>
> Для вышеперечисленного, в первую очередь написания ТЗ, надо быть не только технически подкованным теоретически, но и иметь опыт работы по специальности. Самое важное, надо быть глубоко в теме заказчика, что за один год недостижимо.
Где взять таких, чтобы СРАЗУ были в теме?
ну и приведённая циата - это про то, чем такие научные солдаты должны бы заниматься в перспективе в ходе уже не срочной службы.
> Кстати, если МО действительно необходимы 3-D модели элементов конструкции ЛА
Действительно необходимы.
> думаю, можно заказать их в соответствующем КБ
Так научные роты в том числе при КБ и формируются. Науная рота, про которую сегодняшняя заметка, будет нести службу при Красногорском заводе им. С.А. Зверева (ОАО КМЗ).
Или их где-то на совсем других КБ надо заказывать? Например, оптические системы заказать в КБ танкостроения?
> Так научные роты в том числе при КБ и формируются. Науная рота, про которую сегодняшняя заметка, будет нести службу при Красногорском заводе им. С.А. Зверева (ОАО КМЗ).
Оцифровка чертежей - скорее инженерная работа, и это реально удачное применение бесплатной квалифицированной рабочей силы. Не понятно только зачем весь этот пафос с научностью.
> Увлекательнейшие мероприятия в рамках ПХД
>
> как вспомню эти веселые и увлекательные мероприятия - так вздрогну...
> после армии вопли о трудностях домашней приборки слегка подбешивают.
>
Согласен. особенно ПХД на полевом выходе, в лесу иголки подмитать и шишки убирать
> Офицеры уезжали в город на обед, до их приезда все мочили по шкерам.
А у нас только массу давили и хари плющили.
А вообще, глядя чему и как теперь учат в школе, с 123-й рацией справятся только выпускника мехмата и физтеха. Интересно, а телеграф сейчас связисты изучают?
Какого опыта? В НИИ нужен человек с опытом эксплуатации вооружений. Чтобы разработать если не новую подводную лодку, а хотя бы требования к новой ПЛ, надо хорошо себе представлять, как "старые" работают.
А нахрен в военном НИИ нужен лейтенант, у которого выслуга лет - ноль? Какую он пользу стране принесет? Новые технологие разрабатывать? Так гражданский спец на этой же должности куда дешевле обойдется.
> Когда вместо учебы, школьники и студенты презентации рисуют
Далеко не факт, что выпускники МВТУ, МАИ, МФТИ и т.д. учатся именно так. Рисуя презентации, сложно добиться вот этого: "Средний балл диплома ВПО — не ниже 4,5."
Думаю что смысл в этих ротах есть. И он, на мой взгляд заключается вот в чём. На текущий момент служить в МО не офицером молодым выпускникам не выгодно. Деньги по сравнению с гражданкой мизерные. Что нельзя сказать об офицерах, у которых сейчас вполне конкурентные зарплаты и льготы (та же военная ипотека!). Выпускнику без военной кафедры (т.е. без звания) не резон в МО устраиваться на работу. А в случае научных рот, если солдат показал себя грамотным специалистом и желает дальше служить, по ускоренной программе его переобучат на офицера (за пару месяцев после срочки). В итоге открывается дорога в МО людям без военной кафедры.
А ты у их преподавателей спроси. И главное, будь уверен: если ты такое где-то видел (или тебе кто-то рассказал), это _все_ выпускники такие. Во всех вузах.
По расписанию у нас тоже был записан отдых (и даже раз 7 до присяги был по факту), но обычно это время посвящали "рабочкам" или физухе/наведению порядка в расположении.
Про научную роту в славном г.Воронеже зная обстановку в Вузе и их руководство, могу сказать - пустой номер. У них там курсантов ничему толком не учат, а тут научные роты, боевую эффективность КАВ вообще не ведут, внешнюю и внутреннюю баллистику ведет специалист по АО без опыта преподавания и далее по нарастающей РБП они расшифровывают как руководство по безопасности полетов... ну и таких фактов полно. А уж личность начальников это отдельная песня.
> Научная работа (понедельник-четверг) 9-30 — 12-50
Что можно наработать за ~3 часа чистого времени 4 раза в неделю?
Всего получается ~13 часов в неделю.
Это ж в определенной мере творческая работа.
Не мало ли?
Я понимаю, если бы было 5 дней в неделю с утра до вечера научная деятельность, а в субботу-воскресенье -- упрощенная военка.
Это еще куда ни шло, а так?
А ничего смешного. И не надо впадать в крайности. То что выпускники не имеют представлении о том что такое интеграл, и что с его помощью можно например посчитать мощность сигнала, недавно свершившийся факт.
Если хорошо искать найти можно кого угодно. Это большая проблема нынешнего образования, никто никого не хочет искать.
Недавно отдал свою научную работу на конкурс науч.работ в универе. Суть работы - построение сенсорной сети на основе протокола Zigbee(передача данных на 2,4ГГц). Всё сделано не на коленке, платы заказывал в Резоните(Зеленоград), монтаж компонентов производился у знакомого на работе, благо у них имеется линия автоматической сборки(сделано за спасибо). Помощи со стороны не было, всё сделано собственноручно, начиная от принципиальны схем и печатных плат, заканчивая программных обеспечением. Система работает без сбоев и ошибок, месячный тест(мерил дома темпиратуру, влажность и тд) дал офигительные результаты - система не разу не зависла.
Так вот, когда они увидели мою научную работу вся комиссия свалилась под стол, мол как так, где же ты раньше был?(у меня сейчас последний год обучения). А я был у них под носом, постоянно участвовал в конференциях да и просто учился неплохо.
И да, самый показательный пример. На первом курсе, хотел устроиться на одну из кафедр техником.
На тот момент у меня уже было какое то простенькое устройство собрано, таймер простейший помоиму, т.е руками работать умел. Но мне сказали нет, ибо университет не может выделить полторы тысячи рублей в месяц. Вы только вдумайтесь, полторы тысячи рублей было жалко :)
Таких историй могу набрать штуки 3-4 только из моих знакомых.
Не, я не вою о том что "система гавно, все уроды, а я такой хороший". Нет, совсем нет, сам сейчас в ней, работаю кстати говоря в НИИ делаем связь для силовиков, а о том что сейчас уже государство давно не "ищет таланты".
> А я был у них под носом, постоянно участвовал в конференциях да и просто учился неплохо.
Ну тут что могу сказать - надо самому тыркаться, это очень важно. Искать, теребить, иначе редко когда получается что-то. Успеха тебе, связь, место обычно слабое, но без неё никуда ж.
Кому: Onepamop, #91 Данные военнослужащие срочной службы могут принести пользу при условии грамотного руководства, кто у них научные руководители? Если есть талантливые ребята то могут написать код и реализовать в коде идеи которые наработаны годами но не воплощены и не испытаны по причинам отсутствия программистов и финансирования. Большой вопрос как строится взаимоотношения боец - командир взвода/роты/батальона - научный руководитель, если с непосредственных командиров будут стружку снимать чисто за формальные вещи - за внешний вид, распорядок дня, несение службы в нарядах и тд. и тп. т.е. ежедневные обязанности военнослужащего срочной службы офицерам будут до лампочки их научные проблемы главное чтобы бордюры были покрашены...
Лично я по этим вопросам могу только мнение выразить, не знаю, как оно на самом деле. Думаю, что вопросы именно службы будут отодвинуты на второй план,а на первый будут выдвинуты, наоборот, вопросы науки. Учитывая тот факт, что министр обороны чуть ли не лично эти научные роты контролирует, от необходимой военной "шагистики", полагаю, командование удержат. Опять же, командиров (сержантов, прапорщиков, офицеров) подбирали не как попало, учли, что подразделение будет не вполне обычным.
Научным руководителям внимания уделено немало, полагаю .что именно они и будут определять службу этих солдат в содержательной части. Ну а внешний вид и распорядок, т.е. примитивную дисциплину отменять никто не станет, да и кому она помешает?
> То что выпускники не имеют представлении о том что такое интеграл, и что с его помощью можно например посчитать мощность сигнала, недавно свершившийся факт.
Камрад, да кто ж спорит-то? Есть такие, да.
Вот Scald утверждает, что "выпускники радиотехнического факультета на госэкзамене не могут сформулировать закон Ома". Вполне допускаю, что такие горе-выпускники встречаются. Правда, не указано в каком ВУЗе они учатся. Обратно, не очень понимаю к чему о них речь в обсуждении данной статьи, если речь тут идет о совершенно других выпускниках и, я сильно надеюсь, других учебных заведениях.
Если в том ВУЗе, о котором говорит Scald, имеют место такие недоразумения, то нужно в первую очередь смотреть кто и как их учит.
Каким образом они сессии сдают, каким образом в ВУЗ поступают, не зная, например что такое интеграл и закон Ома (я ЕГЭ не сдавал, но предполагаю, что такие вещи все же там есть, т.к. это - база для технаря).
Но для этого, чтобы все это выяснить, надо не фотографии сравнивать, а кое-что другое делать.
Спасибо за совет. Очень хорошо это понял, после выше описанной попытки устроиться техником. На втором курсе ушёл работать к частникам, 3 года проработал, теперь вот наконец то моя мечта детства сбылась - я попал в военное НИИ :) И кто знает, не пошли они меня тогда, был бы ли я сейчас на своём месте...
p.s Ждём с нетерпением новый видиморолик про СОБР!
Хотелось бы в это верить, хотя основываясь на своем личном опыте - сомнительно.
В Воронеже есть компьютерный класс который показывают всем от президента до главкома, так вот его открывают только когда кто-нибудь приезжает, а так он стоит закрытым и никого в него не пускают, зато по телевизору картинка что надо.