Сегодня на Хованском кладбище Москвы в свой последний поход ушёл умерший 16 июля на сотом году жизни Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер. Человек-легенда.
В.Е.Гиппенрейтер, 22.04.1917 — 16.07.2016
Потомок австрийского баронского рода, пару веков служившего российской короне в армии, своего отца он никогда не видел: тот погиб ещё до его рождения. Кстати, по матери Вадим Евгеньевич был родом из простых крестьян. Ещё подростком он увлёкся спортом и фотографией; эти два увлечения определили его дальнейшую жизнь. В 1937 году он становится первым чемпионом СССР по скоростному спуску на первом чемпинате страны по горнолыжному спорту — и первым мастером спорта СССР по этому виду спорта. В 1939 году он первым в истории совершил лыжный спуск с Эльбруса до «Приюта одиннадцати», проехав дистанцию за тридцать пять минут и став фактически пионером отечественного фрирайда. Интересно, что за его спуском наблюдали в телескоп недоверчивые учёные работавшей тогда на Эльбрусе группы знаменитого физика В.И.Векслера, а по снятой после спуска кардиограмме врачи изучали влияние на организм экстремальных нагрузок и перепада давления. В 1947 году Гиппенрейтер с двумя товарищами впервые прошёл лыжный траверс обеих вершин Эльбруса. С 1937 по 1960 год он был тренером по горным лыжам спортивных обществ «Вита» и «Зенит», воспитав целую плеяду выдающихся спортсменов и тренеров. Ещё несколько лет назад он искренне сожалел, что на любительских соревнованиях нет категории «для тех, кому за девяносто», периодически побеждая в разрядах «кому за сорок».
В.Е.Гиппенрейтер на спуске с Эльбруса (1939) и на Камчатке (1970-е).
Фотография была второй страстью Вадима Евгеньевича, и она тоже принесла ему славу. Причём на протяжении многих десятилетий его главным оружием была форматная деревянная фотокамера, выпущенная в 1895 году, а камеры 6х7 см он использовал как походные «мыльницы». Среди десятков тысяч сделанных мастером слайдов есть изображения уникальных и невероятных рукотворных и природных достопримечательностей нашей необъятной Родины, в том числе и утраченных, от старинных храмов до Долины гейзеров. Он очень любил Кавказ и Север, но особый и огромный пласт работ посвящён извержениям вулканов. Рискуя жизнью вместе с вулканологами, он больше 40 лет снимал все извержения, случавшиеся на Камчатке, включая знаменитое Большое трещинное Толбачинское извержение в 1975—1976.
Будучи человеком очень скупым на слова, привыкшим к долгим одиночным походам, он очень своеобразно рассказывал о том, что видел и пережил. «Смотрю на сопку... Красиво... Пока поставил штатив, навёл камеру... Режим ушёл... («Режимом» фотографы называют режимное время на рассвете или закате солнца, когда природа способна на необычную игру светом и цветом; длится этот период недолго, иногда всего 10—15 минут. —
прим. Red.) Поставил палатку, развёл костёр... На второй день — света нет, облака... Думаю... если на третий не будет — не судьба... Пойду дальше... На третий день был... Вот, снял». Речь шла об одной фотографии, одном (!) слайде — которых мастер оставил, напомню, десятки тысяч.
И ещё одно наблюдение со стороны. Пережив вместе со страной немало бурных времён, иной раз круто меняя привычный ритм и обстановку, он никогда не жаловался на жизнь. В немногочисленных интервью можно услышать отзвуки проблем, которые возникали в его жизни, но там нет сетований. Он всегда сохранял силу духа и внутреннюю свободу. И неуклонно шёл вперёд, добиваясь намеченных целей.
Толбачик, 1975. В.Е.Гиппенрейтер
В 1965 году он был свидетелем взрыва Ключевской сопки.
Внизу колеблется, кипит, шипит и фонтанирует лава. Гора ходит ходуном. Когда находишься на краю кратера и снимаешь, то замечаешь, что все движется. Гора стоит, как на шипящей яичнице.
Каменная пыль в первый же день вывела из строя всю профессиональную фототехнику. Гиппенрейтер купил в Ключах по дешёвке несколько повреждённых фотоаппаратов «Москва», собрал из них один рабочий и отснял всё, что требовалось науке и искусству. Но он, уверен, при необходимости смог бы справиться и консервной банкой.
Толбачик, 1975. В.Е.Гиппенрейтер.
Не будучи обладателем громких званий и высоких наград (орденом Почёта его
наградили лишь к 95-летию), он тем не менее был одним из самых известных и востребованных фотографов. Под его именем вышло около тридцати фотоальбомов, посвящённых спорту, искусству, природе — красоте и величию России. Его отношение к Родине и фотографии хорошо описывает цитата из
одного из интервью:
Я два раза был на Байкале и не сделал ни одной фотографии. Потому что там надо достаточно долго жить, чтобы сделать снимки. За границей я бывал, но мне там ничего не надо. Это всё не мое.
Земля пухом, Мастер.
Галерея работ на официальном сайте фотографа.