Про Брестскую крепость рассказывают много чего, некоторые истории документальны и подпёрты со всех сторон свидетельствами и бумагами. За другими стоят только шёпот да тени былого мужества или ужаса. Отдельно, особнячком, держатся легенды, вроде бы даже отчасти привнесённые немцами. А мои личные впечатления от крепости можно выразить одним словом.
Тревожно. Я там часто оглядывался почему-то и вспоминал
голос диктора Левитана (3.4Мб).
Удивился очень несовпадению своих представлений и реалий. Раньше считал — сама крепость куда масштабнее, больше, заметнее. Оказалось, оно несколько не так. Конечно, многие постройки были разрушены до самых фундаментов, травку кругом подстригли заботливо, воронки заровняли, а дорожки облагородили. И всё вокруг видится как-то аккуратнее и меньше. Но вот окна, которые ещё остались — окна производят тягостное впечатление. Многие, несмотря на ремонт и штуктурку — все в щербинах, пробоинах. Из окон стреляли наши, и в окна же старались послать пулю, снаряд или гранату немцы. За окнами надеялись выжить и из них же прыгали в рукопашную, стремясь убить, покалечить, а то и буквально загрызть хоть одного немца.
Существенно более яркими красками заиграли с детства знакомые эпизоды про жажду и убитых, отправленных за водой. Про жизнь за полкружки речной воды.
Про стреляющие развалины. Про одного из защитников крепости, почти через ГОД после начала войны застрелившего немецкого солдата и тут же погибшего. Если легенда не сильно преувеличивает — как он вообще выжил в руинах?
Про казематы одного из валов крепости, залитые огнесмесью. Там на потолках специальный вязкий крепостной кирпич с добавкой свинца натурально "потёк" застывшими каплями. А под сводами каземата, как у нас водится — лежат цветы и нагажено. Всё рядом.
Про пограничника, пролежавшего несколько суток за пулемётом ДП, уже ничего не соображавшего от усталости и потери крови, но отказавшегося уйти, пока было ещё можно. Про пограничных псов, охранявших тела своих проводников и пугавших немцев пророческим воем.
За время посещения крепости поговорил немного с белорусскими пограничниками. Они до сих пор носят на зелёных фуражках красные звёзды. Наши отказались от такой сомнительной чести, а им, видно, тяжёлое наследие СССР не жмёт. И то хорошо. Парни в зелёных фуражках с красными звёздами встретили войну первыми. Про них и поётся в песнях
"Грустные ивы" (7.4Мб) и
"На границе" (3.7Мб)
Услышал и про двухлетних мальчишек, беспощадно расстрелянных вместе с матерями. Когда весь советский народ слушал
речь В. М. Молотова (19Мб), их отцы не смогли защитить своих пацанов. Отцы погибли в первые же минуты войны или, без всяких преувеличений, бились насмерть в окружении. Пока не погибли все.
Узнал про мать одного из таких мальчуганов, неожиданно и метко стрелявшую в спину расслабленному немецкому солдату. И тут же бесследно исчезавшую в обрушенных галереях казематов.
Прочёл про артиллерийский обстрел и авианалёты. Тогда в крепость падали
снаряды "Карла" и авиабомбы весом в 1800 килограммов. Я наблюдал как-то, что бывает после детонации 50кг — меня очень впечатлило. А тут — почти две тонны металла и тола!
Пока ходил по крепости, присматривался и старался представить, как перебежать от казармы к реке и не быть убитым из пулемёта. Как оборонять вход в каземат, и что будет, если под его кирпичным сводом рванёт ловко брошенная немецкая ручная граната-"колотушка". В общем говоря — малоутешительные были размышления.
Конечно же, вопросов из серии "Да как же так получилось?" и "Кто прошляпил?" никто не отменял. Мне самому было очень интересно как крепость, окружённая со всех сторон водой, загибалась от жажды. Непонятно, почему надо было "организовать оборону" в крепости, стоящей на самой границе, и почему такая оборона не была организована заранее. А особенно удивительно было смотреть в лица на музейных стендах — как так вышло, что они не дрогнули и не побежали? Такие вопросы важны, и многие ещё подерутся в кровь за обсуждением. Но молодым парням и тёртым мужикам, собой загородившим Родину, их уже не надо задавать. Они все ответы дали своевременно.
После экскурсии по крепости послушал что собравшиеся думали по поводу начала войны. Обсуждался вопрос: "а надо ли им вообще было защищать крепость и что двигало людьми, державшими каждый свой рубеж". Коллектив граждан, в вопросе разбирающихся, постановил следующее: те, кто не сдался сразу, сражались, видимо, из соображений неидеологических. Не за дело товарищей Ленина и Сталина и не за поруганную честь Родины. Ещё не было никаких лозунгов, и не было засвидетельствованных зверств с расправами. Деревни в Белоруссии ещё не сгорели дотла.
Бились за себя, за свои семьи, за своих женщин и малых детей и за мысль: "ну и твари, что ж они творят". Это так люди, понимающие об чём речь, сказали. Моё мнение несколько иное, воздержусь пока что от публичного выражения.
Лично мне очень крупно повезло — я не воевал. Поэтому могу только предположить, что именно с такой мыслью "просто мужчина" ложится за пулемёт и становится солдатом. Или не ложится и становится трусом. Опционально трусом со сложной судьбой или уважительными причинами. Или сдаётся. Или переходит с оружием на сторону врага. Или дезертирует. Или стреляется в бессилии.
Было бы отлично никогда не встать перед таким выбором. Не лечь за пулемёт. И не завалиться навзвничь под его татаканье. Лично мне даже думать об этом всерьёз — страшно. Очень боюсь испугаться.
P.S. некоторое время назад удалось обдумать простецкую мысль: кочующая по праздникам фраза про
"никто не забыт и ничто не забыто" — она, в общем-то, на сегодняшний день насквозь лживая. И понимать её надо не как констатацию свершившегося факта, а как наказ. Известное дело, произнести семь слов и опустить глаза долу — много сил и ума не надо, а дело уже "какбэ" сделано. И ленточку чёрно-оранжевую на штаны повязать не затруднительно.
Много сил надо, чтобы потомки вроде нас вспомнили этих самых "никто" как просто "своих". Именно они и есть наша Элита. Простите уж их, многие погибли негламурно. А про огромную часть павших мы и вовсе ничего не знаем. Зато много знают научные граждане, поливающие их грязью. Мажут наших убитых дерьмом в телевизорах. Рассказывают какие они были дураки необученные. И позволяют зарубежным единомышленникам вести себя неуважительно по отношению к нашей настоящей Элите. Ну да ничего страшного. Мёртвые сраму не имут.
Мы, сегодняшние, считаю сильно расслабились. Заросли паутиной. Забыли про то, что такое "война". Не помним уже с какой именно стороны ружьё стреляет. Мужиков, умеющих держать в руках оружие, считаем чуть ли не лохами. У них денег мало, пальцы заскорузлые и грязь под ногтями. Ну и нетолерантные они, могут (о ужас) в публичном месте пёрнуть звонко и запросто выдать пня какому-нибудь нарядному метросексуалу. Нет, приличные люди так неинтеллигентно себя не ведут!
А вы, товарищи женщины, поразмыслите, пожалуйста, вот над чем: случись чего, сможет ли находящийся рядом с вами мужчина вот так же загородить собой лично вас и взяться за оружие? Или махнут они рукой на так называемую "родину" да метнутся зайками в безвизовые государства? Или денег, может быть, предложат, извиняясь? Или сообщат, что штаны узковаты и маникюр жалко? Не знаю, лучше поинтересоваться аккуратно.
Многие, уверен, будут удивлены итогами. Только вот не надо сюда про ваши выводы писать, самостоятельно подумайте: а который выбор сделает именно ваш мужчина? И отнеситесь к ним обоим соответствующим образом. Иначе может оказаться поздно.
А пока что всем спокойной ночи. Сегодня у нас войны нет. И это, полагаю, большая удача для каждого.
Интересующимся вопросом рекомендуется
ознакомиться с альманахом "Фронтовая иллюстрация" № 5-2008 г. "Брестская крепость. Взгляд с немецкой стороны" (72 страницы, 67 фотографий и схем, таблицы). Исследование хода боев за Брестскую крепость на основе материалов немецких архивов.
Целиком со всеми картинками