Давным-давно, в прошлом веке, когда был я ещё моложе и красивее, чем сейчас, фигурировала у меня дома консоль PlayStation. Игр для неё было придумано тьма, причём ко многим можно было бы прильнуть и сегодня. На консоль PlayStation изведено столько времени, что если бы я потратил его на чтение полезных книжек, то наверняка завершил бы учёбу на биофаке, после чего стал бы карельским научным сотрудником, а не мытищинским олигархом.
С PlayStation дружил года этак три. Но когда грянул август-98, потребовалось срочно реализовать с трудом частично выдранные из проблемного банка семейные сбережения, и дома поселился первый комп. Консоль учуяла неладное слишком поздно, сломаться или сгореть не успела, в результате чего буквально через месяц была обменяна на видеокарту Riva TNT, и Quake II уверенно заработал в разрешении 800*600.
PC-игры тех лет в моих глазах были выше "приставочных" примерно на пять голов. Во-первых, выводились они не на телевизор "Витязь", купленный в день смерти Владислава Листьева (все телеканалы тогда дали траурный портрет, и самую геометрически ровную рамку из десяти имевшихся в магазине мы купили). PC-игры подразумевали наличие монитора, где чётко виден каждый пыцкель, а частота вывода картинки не имеет права быть менее 85 герц. К примеру, на PlayStation можно было играть во многие портированные с компа RTS. Я, само собой, играл — от корки до корки, безо всяких мышек, ловко обводя юниты при помощи геймпада. Но лишь на мониторе (а значит — на PC) был шанс разглядеть, где у солдатика из C&C имеется в виду голова, где ноги, а где ружьишко! Только с помощью монитора я понял, что в игре WarCraft II огры снабжены двумя головами! Это казалось счастьем, за это можно было простить и тормоза, и глюки, а копаться в настройках и обновлять драйвера для каждой новой игры тогда представлялось даже интересным — молодость есть молодость.
Во-вторых, игры для компа обладали могучей фичей, известной в наших широтах как "мультиплеер". Оно конечно, чемпионаты по Red Alert устраивались и при помощи консолей — соединительная верёвка между двумя серыми коробочками, два телевизора в комнате (один, правда, ч/б), яростная матерщина играющих и хохот болельщиков. Но это, увы, требовало переноса дорогостоящего по детским меркам оборудования из дома в дом (а ведь озирающегося паренька с пакетиком могли и остановить, да), а также свободной комнаты, лояльных родителей, перестановки телеков, и прочих хлопот. Ну и об игре более чем вдвоём речь, увы, не шла. А в компьютерных заведениях тем временем уже вовсю клубились квакеры двух сортов, варкрафтеры орали друг другу гадости, и уже недалеко было до эпохи CS. Самые продвинутые и состоятельные карелы, купив модем, ухитрялись рубиться во всякое прямо из личных чертогов. Короче, по части сетевых утех консоль казалась даже не анахронизмом, а просто тупиковой ветвью игропрома.
С тех пор поменялось многое. И поменялось оно не в пользу перцонального компьютера. Плазма или ЖК-панель, дающие отличную картинку, есть практически в каждом доме. Мониторы тоже стали лучше, но того разрыва по части качества изображения, что был десять лет назад, уже нет в помине. Учитывая, что телек практически всегда покрупней монитора, смотреть на него интереснее, причём удобно не только играющему, но и его родственнику или гостю — не надо маячить за спиной и дышать в затылок, можно сесть рядом на стульчик или диван, дать пару ценных советов, а то и принять участие в интерактивном, так сказать, развлечении.
С многопользовательскими режимами тоже всё стало совсем не аки встарь. Концоли обзавелись новыми дырками на попах, и очень одобряют сношения с интернет-шнурками. Масштабы консольных сетевых побоищ не поддаются описанию в формате "настрочу за семь минут", но чтобы побегать и пострелять в дружбанов, комп теперь не очень-то и нужен. Владельцу игрового комбайна не надо заботиться о том, чтобы у него было больше fps, чем у всех остальных, вместе взятых, не надо выслушивать блеянье проигравшего "у меня всё тормозит", не надо накатывать двадцать патчей и хитрые конфиги — всё просто и понятно: наливай да пей. Более того — при помощи консоли ты легко можешь вытянуть из интернета ролик, демку, прикупить новую игру, чиркнуть пару строк в блог, а то и затеять с кем-нибудь разнузданный видеочат.
О любопытном изобретении, известном в народе как "игровая приставка", и о её роли в современности беседуем с главой департамента по продвижению программно-аппаратных развлекательных платформ корпорации Майкрософт в России Алексеем Бадаевым.
ВИ: День добрый, Алексей! Ты, безусловно, серьёзный человек и руководящий сотрудник, но нам, простым советским опергеймерам, было бы интересно прежде всего узнать, во что играешь на сегодняшний день, и хороша ли та игра.
АБ: Последнее время его, этого самого времени, маловато, играть приходиться нечасто. Всё, во что играю – можно посмотреть здесь, введя мой геймертаг FidelMSK. Там всё будет видно. В основном это шутеры, но стараюсь посмотреть все громкие новинки, пользуясь служебным положением. Эта неделя будет посвящена Halo 3 ODST, которую мы только что запустили.
Ну и по традиции побегать в Call of Duty 4, так как у нас образовалась уже устойчивая группа, играющая в эту игру (коллеги по работе, друзья, некоторые партнёры).
ВИ: Выше я изложил пару мыслей на тему "приставочно-компьютерного противостояния". Тем не менее, ряд популярных жанров, например MMORPG или RTS, всё ещё остаются преимущественно "PC-шными". С другой стороны, появление на консолях серьёзного авиасимулятора "Ил-2: Штурмовик" наводит на размышления — совсем недавно подобное казалось немыслимым. Было бы интересно услышать твои комментарии, а в идеале — предположения, как может развиваться ситуация дальше. Можно ли сказать, что существуют категории игр, которые в обозримом будущем иметь успеха на консолях не будут, и останутся жить на персоналках?
АБ: В прессе и сообществах уже звучат заявления – «PC-гейминг умер». Это конечно не так, но обилие консольных эксклюзивов наводит на определенные размышления. Упомянутый «Ил-2: Штурмовик» как раз показал, что игры, казалось бы, исконно компьютерного жанра имеют право на существование на консолях и неплохо там себя чувствуют. И у нас много запросов от российских разработчиков с просьбой помочь сделать правильную игру для консоли. На мой взгляд, все больше и больше усилий будут направлены именно на консольное направление, но РС-гейминг, как таковой, вряд ли «умрет» — количество персональных компьютеров слишком большое, чтобы игнорировать данный сегмент со стороны разработчиков и издателей. Но надо продолжать решать проблемы пиратства. И переходить к новым способам дистрибуции, пересматривать ценовую политику и активно работать в рознице. Microsoft является платформодержателем сразу двух игровых платформ – Xbox 360 и Windows. Поэтому мы будем поддерживать разработчиков игр под РС, предоставляя новый инструментарий для создания игр. На традиционном КРИ мы обязательно выступаем с техническими докладами об особенности программирования игр под Windows. Что касается успеха/неуспеха тех или иных жанров на консолях – думаю что однозначного ответа дать нельзя. Стратегии, говорили многие, не приживутся на консолях. Ан нет – их появляется все больше. Кстати, вспомните, что говорили про шутеры – никогда они не будут успешны, так как целиться с помощью геймпада невозможно. Пока выходит не так, как утверждали скептики. Напоминает все это разговоры в стародавние времена про тех, кто играл в Quake только на клавиатуре против игроков с мышкой. Ну и где эти «трактористы»!?
ВИ: Какова история названия Xbox, и в чём смысл цифры 360? Правильно ли догадываюсь, что имеются в виду 360 градусов?
АБ: История названия общеизвестна. Первая консоль изначально называлась Direct X-box, так как у ее истоков стояли люди из группы разработки Direct X. При выходе на рынок название сократили. А 360 – это полный круговой обзор. Вот в его центре – обладатель консоли, а вокруг него все вертится. Xbox 360 это не просто игровая приставка, а полноценная система видеоигр и развлечений. Кроме собственно игр мы имеем возможность смотреть фильмы, фото, слушать музыку, общаться с друзьями, играть с ними в онлайне.
ВИ: Многие наши читатели имеют опыт общения с "приставками" предыдущих лет — от "Денди" и "Мега Драйва" до PlayStation 2 и Xbox. Каковы, на твой взгляд, качественные отличия современной консоли от её ископаемых предков? Чем, кроме графических возможностей, она может обрадовать пользователя?
АБ: Очень хорошо сказал Робби Бах, Президент Entertainment and Devices Division: «... мы имеем наиболее мощную приставку нового поколения... ». Качественные отличия, как я уже говорил, в том, что в консоли собраны не только игровые, но и другие развлекательные функции. По сути у нас уже не консоль, а полноценный многофункциональный игровой развлекательный мультимедийный центр.
ВИ: Как, на твой взгляд, можно кратко сформулировать три главных преимущества консоли Xbox 360 на отечественном рынке?
АБ: Цена, игры, поддержка.
ВИ: Какие акции касательно консоли Xbox 360 планируются фирмой Microsoft в России? Что можно будет увидеть на выставке Игромир в ноябре?
АБ: Акции у нас проходят регулярно. Мы очень серьезно работаем с ритейлом, что позволяет постоянно создавать специальные предложения, очень выгодные по цене. Одних только бандлов (набор из консоли и игры или аксессуара или игры) будет в этом сезоне с десяток. Также идет работа с сообществами и прессой. Мы очень часто устраиваем различные игры, розыгрыши, всяческие соревнования. Ну а на выставке «Игромир-2009» будет много чего интересного. Начнем с того, что наш стенд будет самым большим на выставке (в истории выставки). Будет зона шутеров, зона семейных игр и большая гоночная зона. Ведем переговоры с одним из партнеров, чтобы он развернул там торговый павильон, где можно было бы купить консоль или игры. А лучше и то и другое вместе в рамках спецпредложений. Которые обязательно будут. Но пока не хочется раскрывать все секреты. Пусть будет несколько сюрпризов.
ВИ: Многие, если не большинство наших читателей заинтересованы в том, чтобы игры для Xbox 360 были переведены на родную речь. Что может порадовать русскоязычного геймера в обозримом будущем?
АБ: Мы стараемся каждую новую игру выпускать локализованной. Есть несколько видов такой локализации. Полная – вспомните Fable 2. Титрами – как в Gears of War 2. Частичная – когда локализуется обложка и мануал. В любом случае мы стремимся к тому, чтобы все игры были локализованы полностью. Не всегда удается этого добиться – особенно когда игру выпускаем не мы. Но в ближайшем будущем, думаю, все игры для платформы будут выпускаться полноценно локализованными, ведутся переговоры с ведущими издателями, и тут есть некоторый успех. Опять же все анонсы мы припасли на Игромир.
ВИ: Каковы перспективы сервиса Xbox Live в России?
АБ: Перспективы у сервиса замечательные. И оценить их мы все сможем сразу после его официального запуска в России. Когда это произойдёт, точно пока сказать не могу. Мы все с нетерпением ждём этого момента, и уверен, что в скором будущем нам будет что сообщить по данному вопросу [хитро улыбается].
ВИ: Правда ли, что Xbox 360 Elite покрашен в чёрный цвет из соображений политкорректности?
АБ: Скорее, из соображений того, что многие хотят иметь устройство, по цвету подходящее к другой бытовой аудио/видео технике. Самый популярный и удобный цвет тут – чёрный. Кстати, есть консоли и других цветов!
ВИ: Какую игру сильнее всего ждёшь на данный момент?
АБ: Forza 3 и Modern Warfare 2.
ВИ: Есть ли дома консоли от других производителей – PS3 или Wii?
АБ: Нет, у меня дома есть Xbox 360 Elite. Другие консоли мне дома не нужны.
В качестве дополнительного материала к беседе, считаю, вполне уместно будет прицепить вот такую картинку, которая неплохо свидетельствует о популярности игровой системы:
Купить консоль Xbox 360 на OZON.ru с доставкой по России: