- Фотограф может как-то повлиять на ход событий? Были такие случаи?
- Были. Много раз. Фотограф может спровоцировать ситуацию, а может ее остановить, если примет правильные решения. Самый яркий пример – Джеймс Нахтвей. Когда его присутствие чуть не спровоцировало убийство, он просто положил камеру, встал рядом с человеком, которого собирались убить, и тем самым остановил ситуацию. Это, пожалуй, самый яркий пример, который я помню. Но у каждого фотографа есть свои истории.
У меня во вторую Чеченскую войну с морпехами было много ситуаций, когда они чего-то не сделали, потому что рядом был я. И это очевидно. А были и другие ситуации с теми же морпехами, когда говоришь, что надо на линию фронта, а они отвечают, что нельзя. Нельзя, потому что очень опасно, что мы не пройдём. И вот канючишь, упрашиваешь, и они соглашаются. Рано утром выезжаем. Туман, совершенно фантастическая картина. Но когда потом через 20 минут нас начинают обстреливать под Центороем, и двое ранено, один убит. И мы уходим, а я снимаю всё это. Мы возвращаемся обратно, и приходит понимание, что именно я был человеком, который попросил их ехать. Но они военные – это не был приказ фотографа, они получили его от генерала. Но это открытая игра и вся цепочка им понятна. И тогда возникает чувство вины, тогда понимаешь, что просить ничего нельзя, ни в коем случае нельзя ситуацию педалировать. Надо научиться ждать. Это хороший урок. И уж точно нельзя жалеть, если что-то пропустил, особенно в том мире, где идёт война. Так случилось, значит так и должно быть. Это подсказки. Там много факторов, которые надо учитывать. И потом их оцениваешь и понимаешь, что всё было правильно.