Третьего дня удалось пробраться «с лейкой» и блокнотом» в 45-ый отдельный гвардейский ордена Александра Невского разведывательный полк специального назначения. Сопровождал группу гражданских архаровцев-добровольцев начальник пресс-службы ВДВ полковник Александр Анатольевич Чередник. Исключительно толковый начальник пресс-службы. Полагаю, благодаря его усилиям заезд к гвардейцам-десантникам и получился таким насыщенным.
Для начала все прибывшие были проинструктированы, затем нам были выданы цветы с целью положить их на камни памятника погибшим бойцам полка. Полк, что называется, «воюющий», а на войне без потерь не бывает.
Самой молодой частью в составе ВДВ России является 45-й отдельный разведывательный полк, формирование которого началось в феврале 1994 г. Полк был сформирован на базе двух отдельных батальонов, каждый из которых до включения в состав полка имел свою историю становления и развития. Приказом Командующего ВДВ в порядке исторической преемственности днем образования 45-го полка принято считать день 25 июля 1992 года.
2 декабря 1994 года личный состав полка убыл на Северный Кавказ для участия в ликвидации незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской республики. С 12 декабря 1994 года по 25 января 1995 года разведывательные группы и отряды специальною назначения (штурмовые отряды) из состава полка во взаимодействии с частями ВДВ принимали участие в боевых действиях по овладению наиболее важными объектами противника, в том числе в г. Грозный.
12 февраля 1995 года части и подразделения полка вернулись в пункты постоянной дислокации. 15 марта 1995 года сводный отряд полка вновь прибыл в Чечню, продолжая выполнять боевые задачи до 13 июня 1995 года. В этот период в результате грамотных боевых действий в полку потерь не было.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1995 года командиру разведывательной группы специального назначения старшему лейтенанту Ермакову В. К., за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания командования по разоружению незаконных вооружённых формирований, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). 30 июля 1995 года на территории части в торжественной обстановке был открыт памятник в честь погибших разведчиков.
9 мая 1995 года за заслуги перед Российской Федерацией полк был награждён грамотой Президента Российской Федерации. Полк участвовал в параде, посвященном 50-летию Победы над фашисткой Германией.
С февраля по май 1997 года сводный отряд полка принимал участие в выполнении миротворческой миссии в зоне разделения грузинских и абхазских вооружённых сил в г. Гудаута.
26 июля 1997 года, следуя славным традициям Вооружённых Сил, полку были вручены Боевое знамя и грамота 5-го гвардейского воздушно-десантного стрелкового Мукачевского ордена Кутузова 3-й степени полка, расформированного 27 июня 1945 года, и хранившееся в Центральном музее Вооружённых Сил Российской Федерации.
С 12 сентября 1999 года сводный разведывательный отряд полка принимал участие в антитеррористической операции на Северном Кавказе.Источник информации
От памятника отправились на полосу препятствий. Полоса, не сказать, чтобы уж очень огромна, но достаточно велика для того, чтобы гарантированно устать. Имитирует она участок горно-лесистой местности и преодолевается в быстром темпе. Чтобы бойцы на полосе не скучали, другие бойцы обеспечивали своевременные подрывы зарядов-имитаторов и обстреливали штурмующих полосу холостыми патронами из пулемёта. Десантники двигались двойками, после преодоления каждого элемента полосы препятствий останавливались, осматривались и прикрывали товарища, постреливая холостыми. Двигались ловко.
Неподалёку от полосы препятствия другие бойцы практиковались в укладке парашютов. Рядом с ними работала съёмочная группа Первого канала. Мокрый от жары и прилежания корреспондент внимательно слушал команды и объяснения своего персонального наставника и немедленно выполнял полученные указания. Если репортажи теперь таким образом готовятся, а заканчиваются ещё и прыжком с самостоятельно уложенным куполом — снимаю шляпу. Работа профессионала. Такой про «перехлёст стропил» уж точно не расскажет.
С полосы препятствий отправились в тир и посмотрели разного рода стрелковое оружие, имеющееся по штату в полку. Про оружие много рассказать не могу — впал в беспамятство, разволновался и утратил связь с реальностью. Неоднократно предлагал поменять хоть что-нибудь из имеющихся образцов на свою фототехнику, был согласен даже на «свои патроны». Но не срослось. Зато всё похватал и рассмотрел.
Автомат Калашникова с ПБС-1 и подствольным гранатомётом, модификации снайперской винтовки СВД, пистолет СР-1 (СПС), ВСС «Винторез», АС «Вал», ПСС «Вул», нож НРС-2, пистолет МСП, пистолет-пулемёт СР-2М «Вереск», пистолет ПЯ, легендарный АПБ с глушителем и ещё всякое. Всем этим необходимо не просто уметь пользоваться, но пользоваться успешно. Отдельно было рассказано о наличии коллекции трофейного оружия, например, грузинского. Оно тоже пристально изучается, чтобы бойцы, в случае необходимости смогли бить врага его же оружием.
Прибыли на территорию воздушно-десантного комплекса (ВДК). Это приличных размеров площадка со всеми необходимыми тренажёрами для полноценного обучения прыжку с парашютом. При нас две группы бойцов продемонстрировали несколько упражнений по отделению от летательного аппарата и по безопасному приземлению. Все упражнения выполнялись как положено: с двумя парашютами (основным и запасным), с оружием и со всей штатной амуницией.
Солдат обучают всем необходимым действиям на макетах реальных самолётов, с которых совершают прыжки десантники. Есть полноценная парашютная вышка, построен тренажёр для совершения учебного прыжка с вертолёта. Экипируешься надлежащим образом, взбираешься по лесенке на вышку, входишь в десантный отсек вертолёта, закрепляешь себя на направляющей и выпрыгиваешь вниз-вперёд, энергично оттолкнувшись ногами.
С приличной скоростью, с рёвом и металлическим лязгом мчишь вперёд по рельсе-направляющей. Для пущего натурализму рельса в нескольких местах искусно выгнута, так что всякого тренирующегося дёргает и подбрасывает как при настоящем прыжке. В конце учебного пути десантника ждёт группа сослуживцев со страховочным канатом. Сгруппировавшись, десантник влетает ногами в специально подготовленную площадку с опилками, а двое других страхуют «приземлившегося» специальным канатом, не давая пролететь лишнего вперёд.
Выглядит как аттракцион в Парке культуры. Но во время тренировочного прыжка десантник не забывает произвести целый ряд действий, доводимых до полного автоматизма. Собственно говоря, сам факт удачного приземления, например, для меня — это окончание рискованного эксперимента, радость и желание немедленно выпить. А для бойца — только начало. Это я после своего первого прыжка отправился налегке в бар, а для него после приземления обычно следуют марш-бросок и/или бой.
Живут воины-десантники не в казарме, а в солдатском общежитии. В каждом отсеке, состоящем из двух смежных комнат — 4-6 человек. Ванная комната и санузел. В коридоре, кроме солдатских кубриков, имеются и тренажёрный зал, комната отдыха, учебные классы. Внутри всё чисто, прохладно. При входе стоят баки с питьевой водой и кружечки для желающих утолить жажду. Дневальный внимательно зыркает на всех входящих-выходящих. В общем, хорошее, удобное и чистое жильё. Особенно запомнилась стенгазета, она там ниже задокументирована. Смеялся.
Не обошлось, понятно, без столовой. В столовой чудес замечено не было — просто добротная мужская жратва. Без изысков, рукколу и вязиги, прости Господи, не подавали, но видно сразу: еда сытная и свежая. Без лишних выкрутасов слопал всё, что было предложено. Добавки не хотелось, ибо очень жарко. Термометр рвался к отметке +40.
К зданию солдатской столовой солдаты идут строем и поют песню. Песня была у всех одинаковая, с нетолерантными словами "мы русские, русские идут!" Некоторые командиры сообщали своим бойцам, что не слышат подразделения. В ответ подразделение увеличивало громкость и зверски печатало шаг. Очень хорошо в общей массе были заметны бойцы свежего призыва. На бритых головах молодых гвардейцев водружены береты, но какие-то не такие. Тёртые, матёрые воины, с честью носят береты покроя «капелька», безусловно выглядящие гораздо более браво, чем «дефолтные» головные уборы.
Но солдатская смекалка, разумеется, придумала как лучше всего переделать уставные «аэродромы» во что надо: боец затаривается беретом маленького размера, выпарывает из него подкладку. Если берет шовный (т.е. со швом), ткань по шву распарывается, отрезается всё лишнее и сшивается заново. Ушитый берет смачивается водой и высушивается на подходящего диаметра банке или прямо на голове.
Процедуру нужно повторять до полной готовности. Как только берет готов — необходимо уточнить стрижку. «Капелька» на по-уставному выбритой башке выглядит как надо! Проходивший мимо боец в такой вот «капельке» пояснил дополнительно, что если заморачиваться с самостоятельным изготовлением берета не хочется, то можно просто закупить готовый. И ушёл, улыбаясь.
Обратил внимание на некоторый разнобой в обуви. Один из десантников пояснил, что в качестве обуви можешь использовать те ботинки, которые выдают, а можешь купить за свои деньги такие, какие нравятся. Речь, понятно, не про лаковые штиблеты или ковбойские «казаки», а про прыжковые ботинки для повседневного ношения. Видел нескольких человек в добротных американских и немецких ботах. А на стрельбище обратил внимание на каблуки. Бойцы с оружием легли на позиции, так что подошвы были видны хорошо. Много ботинок с изрядно изношенным протектором, стало быть бегают-прыгают постоянно.
Группа бойцов при офицере продемонстрировала собравшимся основной комплект вооружения и снаряжения бойца-разведчика. Стрелковое оружие, боеприпасы, нож, гранаты ручные и для подствольника, мины, одноразовый противотанковый гранатомёт, верёвки, провода, скотч, перевязочные пакеты, пенка, шапка со свитером, пехотная лопатка, взрывчатка в шашках, минимум медикаментов, разные детонаторы и прочее, необходимое для автономного осуществления разведрейда в условиях войны.
Для простоты понимания: однажды довелось нести на себе 2.000 патронов. Только патроны, без оружия и прочего снаряжения. Километра четыре я сумел пройти. Очень тяжело было. А у бойца 450+ патронов к автомату, сам автомат и всякое перечисленное выше. И надо постоянно смотреть по сторонам, под ноги, быть готовым открыть огонь и прикрыть товарищей. А на тебе — 40+ килограммов снаряжения и оружия.
Особенно интересно было узнать про мины, которыми разведчики могут пользоваться для организации засад или, например, при необходимости уйти от преследования. Просто уничтожив это самое преследование. Показали мину направленного действия МОН-50 и выпрыгивающую осколочную мину кругового поражения ОЗМ-72. С немецкими аналогами ОЗМ-72 встречался не раз, а вот МОН-50 повертел в руках впервые. Сказали — очень эффективное оружие в умелых руках, аналог американской M18A1 Claymore.
Вкратце: внутри пластикового корпуса мины в наполнителе из синтетической смолы металлические шарики и ролики. Штук 500 примерно. И пластиковая взрывчатка. При срабатывании мины специально изогнутый корпус изделия заставляет лететь металлические поражающие элементы в секторе шириной в 54 градуса и высотой примерно метров 5. На дальности в 50 метров убойное действие поражающих элементов — надёжное. Страшная штука, выкашивает в рабочем секторе всё. А если её сочетать с другими такими же, маскировать и дополнять эффект стрелковым оружием — спасения вообще нет. Отличное средство для организации засады, в том числе и для засады без непосредственного контакта с противником.
Выпрыгивающая мина — круглая стальная банка. В момент срабатывания выбрасывает вверх, над собой, внутренний «стакан» с такими же шариками-роликами, только их уже около 2.500. Стакан привязан за натяжной тросик. Сработала мина, стакан вылетел на высоту около метра,тросик дёрнулся, сработал детонатор, полетели во все стороны металлические шарики и ранили-убили всех, даже лежащих бойцов.
Эта мина, пожалуй самая мощная из осколочных мин кругового поражения. Даже гораздо большие по размеру и весу мины ОЗМ-160 не обеспечивают столь равномерного распределения осколков по зоне поражения, как мина ОЗМ-72 распределяет свои готовые убойные элементы.
Опыт применения мины однозначно указывает, что в зоне сплошного поражение (радиус зоны 30 метров) не останется ни единого объекта размером с человека, который не получит хотя бы одного ролика. даже если он плашмя лежит на земле. Взрыв этой мины из-за его визжащего звука летящих роликов не спутаешь ни с одним другим. Солдаты прозвали ее «Злюка» или «Ведьма».
Источник информации
Из смешного: во время пребывания на ВДК, полковник Чередник рассказал как именно пользуются при обучении десантников старыми автомобильными шинами. Надо аккуратненько пропрыгать по ним так вот и так — и немедленно продемонстрировал лично как именно надо прыгать. Прыгал, напомню, целый полковник. В форме, с погонами. Лица молодых солдат, отдыхавших в сторонке, выражали некоторую степень удивления :).