Брёл по набережной, набрёл на сфинксов Шемякина. Мемориал "жертвам политических репрессий" расположен на набережной Робеспьера — что, безусловно, символично. Сфинксы стоят напротив следственного изолятора номер один, который в простонародье именуется Крестами (тюремные корпуса построены в виде крестов), через Неву.
Как доподлинно известно всем интеллигентным людям, большевиками под Невой был прорыт специальный туннель, через который жертв политических репрессий волокли с Литейного, дом 4, прямо в узилище. Плюс, конечно, гигантская труба, по которой кровь невинно убиенных сливали в Неву. Когда в здание КГБ подселили МВД, туннель куда-то пропал. На вопрос "Где туннель?" ветераны отвечали грубым матом. Оказалось, никого уволочь в Кресты невозможно, надо добираться наземным транспортом. Вместе с туннелем непонятно куда исчезли жуткие подвалы Литейного, где проводились жестокие пытки. Осталась только память у Новодворской. Что характерно, веком ранее наши идиоты точно так же рассказывали про адский туннель из здания Третьего отделения в Михайловский замок, но там поскромнее, под Фонтанкой.
Сфинксов задизайнил известный советский художник Михаил Шемякин. Коллеги по союзу художников так любили Михаила, что готовы были сожрать с говном. Как подобает людям высокообразованным и утончённым, они яростно строчили доносы в КГБ, требовали принять меры. КГБ меры принял — поймал Шемякина на улице с бутылкой кефира в руке да с луковицей в кармане, и выпер за границу, попутно лишив гражданства.
На западе талантливого изгнанника, понятно, немедленно обласкали соответствующие спецслужбы — помогли устроиться, встать на ноги, получить заказы. Учитывая таланты Михаила — получилось весьма неплохо. Не будем кривляться, Шемякин — талант. И вот талант подарил нам сфинксов.
Зачем и почему сфинксов — понять сложно. Даже если сфинксы с добротными сиськами — всё равно не понять. Сиськи со всей очевидностью олицетворяют Россию, Родину-мать, но при чём тут жуткие твари из Древнего Египта? Известно следующее: этих сфинксов Шемякин в 1992 году предназначал для некой американской выставки как творения, посвящённые египетскому пленению евреев. Всё логично — вот олицетворяющий Египет сфинкс, вот обозначающие еврейские страдания шестиконечные звёзды на плинтах. Однако потом Шемякин передумал, заколотил могендавиды табличками с текстами о страданиях политзаключённых, и — вуаля, вот он — памятник жертвам политических репрессий.
Возможно, автора вдохновили бессмертные стихи Александра Блока:
Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!...
Но возможны и другие трактовки. Например, некоторые ошибочно полагают, что слово сфинкс происходит от египетского "шесеп анх", что обозначает "живой идол" — так египтяне называли скульптуру с телом льва и с головой человека или животного. Но на самом деле слово "сфинкс" — греческое, и обозначает душителя (в данном случае, очевидно — душителя сиськами).
Для многих будет открытием, но этот самый душитель сфинкс — слово однокоренное со словом сфинктер. Мифический сфинкс загадывал дурацкие загадки, а неразгадавших душил. А сфинктер — это кольцевая мышца, охватывающая анальное отверстие и отсекающая от организма говно. Страшно подумать, что именно в данном случае говно. Но, возможно, именно на это аллегорически намекает художник Шемякин?
Парик у сфинкса как у Ломоносова — наверно, олицетворяет судью. Но если это судья, непонятно — почему сфинксов всего два? Доподлинно известно, что репрессии проводили свирепые большевистские тройки (придуманные и задействованные, кстати, при добрейшем царе-батюшке), и по уму злые сфинксы должны соображать на троих. Но нет, их всего два — такая диалектика.
На голове у сфинкса, как положено, специальный головной убор. У египетских фараонов он обозначал владычество над Верхним и Нижним Египтом. Зная большевиков, можно было бы понять, если бы сфинкс был не в буржуйском парике и непонятной короне, а в нормальной будёновке. Или хотя бы в ушанке. Но нет, вместо ушанки поверх парика какая-то корона. Что она обозначает? Владычество над Политбюро и ЦК? Кто и за что короновал сфинксов? Непонятно.
Одна сторона лица (морды?) сфинкса — человеческая, другая — оскалившийся череп. Это, очевидно, жизнь и смерть. Плюс одна половина страны сидела, а другая половина охраняла. И, конечно, вторая половина ни о чём даже не подозревала — ведь из лагерей никто не возвращался, никто ничего не рассказывал. А первая половина, которая охраняла посаженных, тоже ничего не знала. В итоге вся страна сидела и работала на зонах, но никто ничего не знал — так считают советские интеллигенты. А значит, так всё и было. А может это про двуличие проклятой власти: с одной стороны она вроде человеческая, а с другой стороны — кровавый оскал КГБ!!! Кому как не Шемякину об этом знать.
Что характерно, у сфинкса, стоящего напротив, черепная сторона лица слева. В результате оба сфинкса повёрнуты оголёнными черепами к Крестам. В этом тоже глубокая, понятная даже простым смертным симвология. Только неясно: почему если вместо половины лица — череп, налитых сисек почему-то две? Должна быть одна сиська и один череп от сиськи. Или там скелет от сиськи, не знаю.
Возможно, половинчатый сфинкс — он на половину головы репрессированный, как советский интеллигент. Ну, бывают контуженные на всю голову, а бывают только наполовину, шизофреники, типа советских интеллигентов. И хочется, и колется, и сам себя не осознаёт, и что делать — не знает, и куда бежать — не понимает, но мнение имеет и живёт не по лжи.
И тем не менее, многие граждане кладут между лапами сфинкса деньги. Для чего — тоже догадаться непросто. Очевидно, хотят вернуться в лагеря. А другие граждане, судя по следам, положенные монеты забирают себе. Видимо, на счастье.
Если посмотреть сбоку, сфинкс очень худой. Надо понимать, это потому, что плохо кушал. Что позволило при такой худобе сохранить такие пышные сиськи — неведомо. К сожалению, у сфинкса на боку нет надписи ХЛЕБ. Или даже МЯСО.
Между сфинксами, прямо на парапете, стоит гранитный крест с окошком. Убогая композиция становится полной — две жуткие языческие твари и христианский крест, они просто созданы друг для друга. На кресте — моток колючей проволоки, символизирующий неволю. А может — почему бы и нет, зачем нам скромность?! — терновый венец. Под крестом — книга.
Возможно, это "Архипелаг ГУЛАГ". А может, это доносы, которые писал на товарищей по заключению Александр Исаевич Солженицын. Но может книга символизирует, так сказать, советскую интеллигенцию. Пока пролетарии рвали жилы и готовили страну к самой страшной войне, интеллигентные люди читали книжки. Естественно, далеко не все — большинство работало.
Но кому теперь какое дело до тех, кто не читал и не кропал дурацкие книжонки, а проектировал и строил танки, самолёты, корабли, подводные лодки? Какое дело нам теперь до тех, благодаря кому мы живы? Нынешние памятники — тем, кто ненавидел свою страну, кто хотел её уничтожить.
В гранитном кресте сделано специальное окошечко, чтобы смотреть на Кресты. В окошечке, что характерно, тоже крест — надо понимать, символизирующий решётку. Таким образом получаются сплошные кресты: каменный крест, в окошке крест и за окошком — Кресты. Всё вместе как бы ставит на Крестах крест. Тут, несомненно, тоже весьма глубокая симвология. Особенно учитывая то, что через окошко с крестом видно не совсем Кресты, а церковь — как в прицел.
Вот таких вот сфинксов создал Михаил Шемякин в память о жертвах политических репрессий. Сфинксы получились маленькие, решительно не соответствующие архитектурной среде, в которую "вписаны". Воткнуты туда, как нетрудно догадаться, не по решению архитекторов, а по указанию тогдашнего политического руководства. Кстати, жертвам уголовных репрессий почему-то мемориалов нет. Хотя люди и сегодня страдают в тех же тюрьмах, в тех же камерах. И тоже все как один — ни за что.
Возле сфинксов стоял маленький трактор-самец с гигантским инструментом для раскурочивания мостовой. Трактор стоял как памятник замучанным на дорожных работах таджыкам. Трактор, судя по всему, устал. И на работу положил.
А может, ночью он изо всех сил любил сисястого сфинкса, или даже двух.
И на работу у него больше не стоит.