В 2010 году в прокате не окупились 94% российских фильмов:
Лишь 5 из 80 отечественных картин в прошлом году оказались прибыльными в кинопрокате, подсчитала компания Movie Research. Самой успешной стала комедия "Наша Russia: Яйца судьбы", которая не только отбила производственный бюджет в 119,8 млн руб., но и принесла продюсерам 161 млн руб. дохода. Самые дорогостоящие российские проекты — "Утомленные солнцем-2: Противостояние" и "Край" — провалились, окупив около половины своих бюджетов.
В 2010 году лишь 5 из 80 отечественных фильмов смогли принести своим продюсерам прибыль по итогам кинопроката (в 2009-м — тоже 5, но из 82). Больше всего смогли заработать создатели картины "Наша Russia: Яйца судьбы" Comedy Club Production, ТНТ и "Централ Партнершип" (ЦПШ), чья прибыль, по оценкам Movie Research, достигла 161 млн руб., а самым рентабельным фильмом оказался "О чем говорят мужчины" киностудии "Квадрат", который при бюджете 58,1 млн руб. принес создателям прибыль 94,4 млн руб.
В 2010 году в прокате не окупились 94% российских фильмов
Лишь 5 из 80 отечественных картин в прошлом году оказались прибыльными в кинопрокате, подсчитала компания Movie Research. Самой успешной стала комедия "Наша Russia: Яйца судьбы", которая не только отбила производственный бюджет в 119,8 млн руб., но и принесла продюсерам 161 млн руб. дохода. Самые дорогостоящие российские проекты — "Утомленные солнцем-2: Противостояние" и "Край" — провалились, окупив около половины своих бюджетов.
В 2010 году лишь 5 из 80 отечественных фильмов смогли принести своим продюсерам прибыль по итогам кинопроката (в 2009-м — тоже 5, но из 82). Больше всего смогли заработать создатели картины "Наша Russia: Яйца судьбы" Comedy Club Production, ТНТ и "Централ Партнершип" (ЦПШ), чья прибыль, по оценкам Movie Research, достигла 161 млн руб., а самым рентабельным фильмом оказался "О чем говорят мужчины" киностудии "Квадрат", который при бюджете 58,1 млн руб. принес создателям прибыль 94,4 млн руб.
По данным Movie Research, в 2010 календарном (в отличие от кинопрокатного, который начинается в декабре) году доля отечественных фильмов в кинопрокате сократилась с 22,2% годом ранее до 15,4%, или 4,86 млрд руб. из 31,5 млрд руб. общих сборов. Таким образом, показатель откатился почти к уровню 2004 года (13,4%). При этом производственные бюджеты российских проектов сократились еще сильнее: с 9,55 млрд руб. в 2009 году до 6,63 млрд руб. в 2010-м, или на 31%.
При этом высокие производственные бюджеты все в меньшей степени гарантируют российскому кино высокие сборы. Так, если в 2009 году на фильмы с бюджетом более 250 млн руб., то есть наиболее дорогие, приходилось 40% совокупных сборов российского кино, то в 2010-м — уже лишь 8%. Всего таких фильмов вышло четыре (см. таблицу), и при общем бюджете в 1,48 млрд руб. они собрали в прокате лишь 395,2 млн руб. Напротив, почти половина всех сборов (48%) пришлась на 26% фильмов со средним бюджетом 100-200 млн руб.
Некоторым проектам не удалось отбить в российском прокате даже 1% собственного производственного бюджета. Например, картина греческого классика Тео Ангелопулоса "Пыль времени", получившая в России статус национального фильма и снимавшаяся при финансовой поддержке Министерства культуры (29 млн руб. из общего бюджета 362,5 млн руб.), вышла в российский прокат лишь на двух экранах, где собрала около 0,1 млн руб. Комедия "Человек с бульвара КапуциноК" (продолжение советского кинохита) студии "Позитив-Фильм" и российско-итальянская копродукция "Десять зим" CSC Production и "Юнайтед Филм Компани" собрали лишь по 0,5 млн руб. при бюджетах в 108,8 млн руб. и 101,6 млн руб. соответственно.
"Наша Russia: Яйца судьбы" также получила наиболее массированную телерекламную поддержку среди российских фильмов в прошлом году. Movie Research на основе данных TNS Russia и аналитического центра "Видео Интернешнл" оценивает стоимость его рекламы на ТВ в 174,4 млн руб. (без учета скидок и особых условий размещения). Правда, большая часть этой суммы (90 млн руб.) пришлась на ролики, вышедшие на канале ТНТ, участвовавшем в создании фильма. Наибольший бюджет в рамках одного телеканала реализовал фильм Алексея Учителя "Край", стоимость рекламной поддержки которого "Первым каналом" оценивается в 105,7 млн руб. Из зарубежных фильмов больше всего телерекламы в денежном объеме пришлось на "Ешь, молись, люби" (производство Columbia Pictures; российский прокатчик — Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing) — 290,3 млн руб. (из них 101,5 млн руб.— на "Первом канале"). В итоге в российском прокате мелодрама с Джулией Робертс заработала меньше половины этой суммы — 143,7 млн руб.
Впрочем, кинопрокатные сборы отражают востребованность фильма лишь у узкой аудитории, предупреждает исполнительный вице-президент ЦПШ Злата Полищук. "Есть картины, ориентированные также на другие виды доходов: как на прямые ТВ-продажи, так и, например, продажи многосерийной версии, сделанной параллельно с фильмом. Не учитывается и амортизация контента — ведь есть одноразовые хиты, а есть фильмы Бессона, цена на которые на телевидении не меняется многие годы",— считает она.