Во время поездки в Италию летом 2011 года побывал в Милане и Генуе. Милан был местом влёта и вылета, и я провёл здесь несколько дней. Достопримечательностей в Милане немного, одна из них – монументальное кладбище. Генуя – столица Лигурии, где проходила морская часть поездки. В Генуе тоже немного достопримечательностей, и одна из них – опять же, монументальное кладбище. Посетил оба. На каждом кладбище провёл почти по три часа, но осмотрел далеко не всё. Очень интересно. Кладбища большие, надгробия выглядят все по-разному, имеют богатое художественное оформление.
Как водится, на самые интересные места набредал, когда отведённое на осмотр время уже заканчивалось. Фотографировать мешало яркое солнце. Подлость состоит в том, что как только отойдёшь от интересного объекта – солнце закроется тучкой. Возвращаться бесполезно, тучка уже уйдёт. Но кое-что удалось посмотреть и заснять.
Кладбище в Милане
Добраться до монументального кладбища Милана можно на метро, станция Porta Garibaldi FS, зелёная линия, потом надо пройти минут 15 пешком. Можно на автобусе, информация есть на
сайте кладбища. На входе бесплатно дают буклет с кратким описанием кладбища, схемой, и фотографиями некоторых примечательных могил с указанием фамилий. Кладбище открыто в 1866 году, когда вместо нескольких маленьких кладбищ было устроено два больших – Cimitero Monumentale, для богатых, и Cimitero Maggiore – для остальных.
Главный вход имеет внушительное архитектурное оформление. Пред входом – большой двор, отделённый от улицы металлической решёткой. В центральном здании находится Зал славы (Famedio) с цветным куполообразным потолком, это мемориал знаменитых миланцев. В зале установлен бюст Верди, но сам Верди захоронен не здесь, а где-то у театра Ла Скала. От Фамедьо широкая центральная аллея ведёт через всё кладбище к крематорию. Или наоборот – от крематория, для резидентов Фамедьо. Крайний участок кладбища на запад от Фамедьо выделен для некатоликов, восточный участок – для евреев.
Здесь можно совершить виртуальный тур по кладбищу.
Кладбище чётко спланировано, всё параллельно-перпендикулярно, чисто и ухожено. Голой земли нет, везде или посыпано мелким щебнем, или засажено травой. Повреждённых надгробий не видел, все в хорошем состоянии. Есть одна могила с растрескавшейся и побитой плитой, но это художественные дефекты, таков замысел скульптора.
Диапазон монументальности – огромный, от маленьких могил с каменной плитой до настоящих дворцов и сложных скульптур со многими фигурами. Очень много семейных могил и склепов.
Стили оформления тоже самые разные. Условно говоря, от реализма до модернизма (наверное, и постмодернизма), в стилях я не особенно разбираюсь.
Многие надгробные скульптуры позволяют судить о профессии усопшего, кем он был – инженером, пекарем или электромонтажником. На отдельном участке невдалеке от главного входа похоронены священнослужители.
Несколько раз попадались захоронения воинов. Из четырёх виденных мной воинских могил на трёх дата смерти – 1918 год.
Очень популярная тема – ангелы. Большинство ангелов имеют обычный вид. Но иногда не сразу поймёшь, что это именно ангел, надо напрягать воображение. Если бы не на кладбище, а в другом месте, можно было бы принять за вешалку для головных уборов и сумок.
Некоторые скульптуры представляют собой довольно сложные композиции, о смысле которых можно только догадываться.
Один из крупных скульптурных памятников – «Тайная вечеря» на захоронении семейства Кампари. Член этого семейства, Гаспар, изобрёл известный спиртной напиток кампари. А его сын Давид распространил кампари по миру. Многие итальянцы пьют в барах кампари с газировкой и льдом («кампари сода»). Тоже попробовал, в жару идёт очень неплохо.
Кладбище в Генуе
Кладбище в Генуе называется Стальено (Staglieno). Доехать можно на автобусе 4 от вокзала Brignole или 34 от вокзала Piazza Principe. Бриноле находится ближе к кладбищу, автобус идёт минут 15. Функционирует кладбище с 1851 года. Внешне оно выглядит менее монументально по сравнению с миланским. Центральный вход закрыт, у бокового входа тётеньки торгуют цветами. Невдалеке расположен небольшой бар, работники подходят пропустить стаканчик вина. У входа имеются таблички с расписанием работы и с указанием, где кого хоронят.
Кладбище большое, внутри ходят маленькие автобусы, есть остановки с указателями. Находится кладбище в холмистой местности, оно вписано в рельеф, в природу. Для перемещения между разными уровнями кладбища имеется лифт. Надгробия ориентированы по-разному, так, как удобно в данном месте. Если могилы расположены в ряд, то это может быть двойной ряд, монументы стоят «спина к спине». Значительная часть кладбища состоит из маленьких, простых могил без архитектурных излишеств. Цветы, фонарик со свечкой, иногда – небольшая статуэтка.
У других могил уже видна монументальность – каменные саркофаги со скульптурами, небольшие мавзолеи.
А на склонах холмов есть сооружения, которые по размерам и оформлению похожи на небольшие замки, или храмы, с куполами и шпилями.
Главное сооружение кладбища, Пантеон, находится не на входе, а подальше, в глубине. Перед Пантеоном – статуя Веры, чем-то похожая на статую Свободы.
На кладбище имеется несколько крытых галерей с захоронениями и скульптурами, вблизи центрального входа и рядом с Пантеоном. Монументы и скульптуры выполнены в традиционном стиле. Модернизма, как в Милане, не видно. Многие скульптуры покрыты толстым слоем пыли. И видно, что это именно пыль времени, а не грязь. Среди скульптур преобладают религиозные мотивы – ангелы, распятия, человеческие фигуры с выражением скорби. Но профессиональная тема тоже представлена.
Ангелов здесь гораздо больше, чем на миланском кладбище. Ангелы самые разные – мужского и женского пола, старые и молодые, группами и по одному, в разных видах и за разными занятиями: ангел с молотом, ангел с бородой, ангел под парусом. Бородатого ангела видел впервые. Молоток в руках у ангела встречался несколько раз, непонятно, что это означает. Может, ангел гроб заколачивал.
Очень интересный участок находится за Пантеоном. Могилы здесь расположены на склонах холмов, на террасах, среди кустов, травы и деревьев. Многие могилы заросли, но не сильно. Наверное, за ними ухаживают, но ненавязчиво. Грубые, кривоватые ступени, старые камни, ветви деревьев, нависающие над скульптурными надгробиями. Выглядит очень живописно.
На вершине холма находится мавзолей итальянского общественного деятеля Джузеппе Мазини.
Самая скромная могилка – у Анны-Марии Виале: грубо сложенный бордюрчик, покосившийся крест. Даже фонарика нет.