Пилоты разбившегося под Ярославлем Як-42 при взлете допустили серьезную ошибку: они забыли отключить стояночный тормоз. Мощности двигателей воздушного судна хватило на то, чтобы лайнер тронулся с места даже на "ручнике" и начал разгон по взлетно-посадочной полосе. Однако пилотам не удалось разогнать самолет до взлетной скорости.
Кроме того, из расшифровки речевого самописца Як-42 следует, что перед взлетом командир лайнера Андрей Соломенцев приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя, объяснив, что плохо себя чувствует.
Как сообщил источник в авиапроме, стояночный тормоз должен был отключить именно командир воздушного судна. Однако в момент передачи управления второму пилоту летчики могли не заметить ошибку и не обратить внимания на соответствующий индикатор на приборной панели Як-42. Не исключено, что пилоты отключили тормоз уже во время разгона самолета. Остается неясным, по какой причине они решили продолжать взлет, а не применять экстренное торможение.
Летчик-испытатель Сергей Кнышов в интервью выразил мнение, что "если пилот видит, что (во время разгона) не тот прирост скорости, самолет нужно останавливать". Кроме того, эксперт посетовал на низкий уровень подготовки летчиков в российской гражданской авиации. По его мнению, "раньше второй пилот являлся без пяти минут командиром самолета и мог в принципе выполнять его функции", теперь же "второй пилот — практически ноль". С.Кнышов выразил надежду, что к пилоту потерпевшего крушение Як-42 это не относится.
Специалист уверен, что у командиров воздушных судов в РФ сейчас нет выбора: они "не имеют права болеть", поскольку положиться на второго пилота не могут. "Это за границей он три раза в месяц имеет право без объяснения причин отказаться от полета. А у нас разговор короткий: пей таблетки и вперед, за штурвал", — добавил он.
На "ручном тормозе" самолёт не уехал бы даже со стоянки. На старте тормоза держат самолёт даже тогда, когда двигатели развивают до восьмидесяти процентов мощности. Это речь не про взлёт, а про то, чтобы просто тронуться с места.
Мы-то знаем, что на самом деле половина взлётки была занята самолётами чиновников.