Полярный дневник

17.11.12 03:58 | abel | 201 комментарий » »

Путешествия

В 2007 году довелось мне уехать зимовать на станцию Мирный в составе 53 Российской Антарктической Экспедиции. Во время зимовки было много разного, хорошего и плохого. В этой заметке я расскажу о том, что происходило с сентября 2008 по май 2009.

Сентябрь 2008

В сентябре на станции отмечают традиционный для высоких широт праздник — День танкиста. Во-первых, значительная часть всех полярников это механики и механики-водители. Во-вторых, значительная часть всех механиков это танкисты. День танкиста в Антарктиде это грустный праздник. В этот день (или в ближайший выходной после него, смотря по работе и погоде) полярники выезжают на кладбище. Кладбище обсерватории Мирный находится на острове Буромского. Отдельно стоящий камень — памятник первому погибшему участнику 1 КАЭ, Ивану Хмаре.


Остальные захоронения — металлические саркофаги. Их регулярно подновляют, красят. Родственники передают в каждую экспедицию новые венки, иногда, по возможности, приезжают сами. Не знаю, вывозили ли раньше груз «200» на материк и по каким причинам хоронили в Антарктиде. Капитан Ман, например, сам завещал похоронить себя на Буромского. Когда мы прибыли на о. Буромского, наш начальник сказал небольшую речь. Потом — салют из ракетниц и поминальные 100 граммов.

К середине сентября один из полярников заболел. Он сильно терял в весе, стала проявляться «желтушность». Доктора стали консультироваться с мед.отделом ААНИИ по поводу диагноза и необходимых мер. Со временем стало ясно, что нужна операция. Хирург стал запрашивать санкцию на операцию, на что получил ответ «На ваше усмотрение» (читай «Под вашу ответственность» ). В конце концов, дальше тянуть было уже нельзя. Надо сказать, что с врачами нам повезло. Хирург — военный врач, оперировавший в Афгане, Абхазии, Чечне (1 и 2 кампании). А анестезиолог — врач из реанимационно-хирургической бригады из Питера. В общем, у кого из них счёт спасённых жизней больше, я бы не взялся определить (а они этим, понятно, не мерились). Хирург, как старший по должности, принял на себя ответственность и назначил день операции. Удаление желчного пузыря дело нешуточное, а рук у хирурга только две. Анестезиолог же стоит на наркозе, в нестерильной зоне, и в рану ему соваться нельзя. Помощником хирурга назначили меня, биолога, как классово-близкого. За неделю до операции выдали прямой и кривой зажимы и сказали учиться их ставить и снимать без рывка. Так я и ходил по дому с зажимами на полах куртки и тренировался. Помощником анестезиолога (и моим дублёром, на всякий случай) назначили нашего сисадмина.

Да, ещё меня заставили побриться. Я-то хотел сбрить бороду и усы после посадки обратно на судно, но тут уж не до традиций и ритуалов.

Работа по помойкам и по изучению живности продолжалась, как и прежде. Да, ещё я начал изучать программирование. Всего по чуть-чуть — C, Perl, Python, Shell, Ruby, PHP.

Октябрь 2008

Операцию назначили на 5 октября. Это было воскресенье. Сразу после завтрака мы все переоделись в медицинское, простерилизовали руки, надели перчатки. Операционная была готова загодя, анестезиолог дал больному наркоз — и понеслась.

10:00. Я занял своё место, хирург своё, так мы и стояли, не отходя ни на шаг, 11 часов (хирург — 12). Когда пошёл первый надрез, я боялся испугаться и всё испортить. Вот не хватало докторам заботы — меня из обморока откачивать. Поэтому я стоял, смотрел на расширяющийся разрез и медитировал: «Это рыба. Это рыба». Через несколько минут я понял, что чувствую себя нормально и успокоился. А дальше кишечник и печень стали просто «такими штуками, которые мешают хирургу и их надо просто держать в стороне». И зажимы — надел — хирург перевязал ниткой — зажим снял. Без рывков, как учили. И ни поесть, ни попить, ни в туалет сходить. А вот ещё в фильмах показывают, как медсестра вытирает пот со лба хирурга тампоном. Это роскошь, я считаю, нам бы так.


Около 19:00 желчный пузырь удалили и стали всё зашивать обратно. Сисадмин в это время сходил на камбуз и притащил наш ужин и новости. Оказалось, на Прогрессе пожар, сгорел жилой дом (в нём же и рация) и один человек погиб. Благо, китайская станция рядом, нашим помогли одеждой, организовали связь, выделили помещения).

К 21:00 основное было зашито, и хирург меня отпустил, а сам остался заканчивать. Обычно, говорят, бывает наоборот — опытный хирург, сделавший сложную операцию, говорит: «Шейте без меня» и идёт отдыхать. Ага, я бы ему зашил.

В общем, анестезиолог налил мне стопку разведённого спирта, я заел спирт холодным ужином, доковылял в свою комнату и отрубился до утра. А анестезиолог не спал до утра, выводя больного из наркоза. И потом мы вчетвером несколько дней, сменяя друг друга, работали сиделками. (Кстати, знаете, как полярники спирт разбавляют? Какой градус широты твоего местоположения, до такого градуса спирт разбавляется).

На следующий день доктора посовещались и решили, что физраствор всё же не настоящая кровь, и хорошо бы перелить больному 0.5 свежей крови. Проверили по записям группы крови и оказалось, что подходящая кровь у двух подходящих для донорства людей. У меня и ещё одного, не скажу «товарища». Этот кадр когда-то общался со Свидетелями Иеговы, потом перестал, но многие их тараканы у него в голове так и живут. В частности, кровь сдавать он отказался. Ну и ладно, флаг в руки. Остался я. Слили с меня 500 мл крови — ничего, минут 5 голова покружилась и перестала. А начальник мне выделил 4-литровый пакет южноафриканского красного вина, которое мы за пару-тройку дней освоили.

В общем, пошёл наш больной на поправку, как по маслу — даже маленьких, незначительных осложнений не было. Ну, и как ещё один, побочный итог операции — на станции кончились препараты для общего наркоза и почти кончились физраствор и перевязочные материалы. Ну, до прихода «Фёдорова» оставалось три месяца, вполне можно было продержаться.

В это время мы, кроме медицины, помогали готовить машины в поход до Востока, плюс у меня и сисадмина ещё своя работа.

19 октября со станции вышел так называемый «малый поход». Задача этого похода — вытащить весь груз в санях на купол. Так как дорога первые примерно 100 км идёт на хороший такой подъём, тягачи работают с повышенной нагрузкой, повышенным расходом топлива и износом деталей. Поэтому практикуют такую вещь — вытащить груз на купол, оставить там, а самим на тягачах вернуться, дозаправиться, починить, если что сломалось и — снова в путь. На купол налегке, а там забрать вещи и ехать дальше. В этот малый поход пошли не все механики — двое остались на станции готовить ещё что-то нужное для похода.

Зона ледниковых трещин начинается почти сразу за станцией. Дорога через неё разведана, отмечена вешками. Но всё на свете меняется. В районе 4-5 километра трещина за зиму разошлась больше, чем была раньше. 4 машины переехали (жилые, без груза), а тягачи с санями начальник не решился переправлять. Решили на следующее утро сделать мост. Связались по радио со станцией, объяснили оставшимся механикам задачу.

На следующее утро, 20 октября 2008 года, после завтрака я не спеша собрался и вышел жечь помойку. Спешить особо было некуда, поэтому я закончил около 12 дня. Пошёл в медблок, пить чай. Смотрю, анестезиолога нет, а хирург бегает, как ошпаренный. Спрашиваю, что такое — «Тягач в трещину упал. Подробностей нет, но всё плохо».

Вот тут меня и накрыло. Если там тяжёлый «трёхсотый», а у нас физраствор и перевязочные материалы на исходе, а наркоз — только местный. Это, конечно, не моя область и не моя ответственность, но я всё равно ощущал свою сопричастность да и понимал, что если что — ассистировать опять мне. И за товарища переживал — отличный парень там в трещине оказался. Что с ним?

Оказалось, вот что. Один из остававшихся на станции механиков-водителей погрузил на сани-волокушу штук 6 или 8 бруса (20х20х600 см) и поехал к трещинам. Довёз брус, переехал трещину так, что волокуша встала как мост, отцепил её, развернулся и стал переезжать трещину обратно. Рядом с санями. Снег обвалился под кормой тягача и кормовая ёмкость с соляркой утянула тягач в трещину. Если бы этой ёмкости не было или она хотя бы была пуста, двигатель бы перевесил. Трещина была шириной чуть больше 6 метров, длина тягача — 8 метров. Но он рухнул не плашмя, а соскользнул в трещину кормой вперёд. Машина встала «свечой» и открытая дверца оказалась совершенно бесполезной — из такого положения из кабины не выскочить. Потом мы выяснили, что кабину смяло не внизу, а ещё при ударе о стену трещины и в этот момент водитель и погиб.

Дальше — дальше походники вернулись на станцию на «Харьковчанках». Повыли, погоревали, помянули. Начальник не решался предпринимать действий для того, чтобы достать тело — сисадмин со своим юридическим образованием и бульдозерной настойчивостью убедил, что надо лезть, доставать. Один механик имел опыт альпинизма, сшил обвязку. Обвязку проверили как следует, подготовили тягач ДТ-30 «Ишимбай» (с его длинным корпусом можно не опасаться 6 метровых трещин). На все уговоры и подготовку ушла примерно неделя.

Две недели мы выезжали к трещине, такие тяжёлые, как я, стояли на страховке и на «подай, принеси» парни полегче и половчее спускались в трещину. Померили глубину — оказалось, 27 метров. Представьте — танк сбросили с 9-этажного дома. Те, кто внизу, каждый раз сначала откапывали тягач от нанесённого за ночь снега, потом при помощи электросварки и «болгарки» резали металл, по кусочкам. Наша небольшая удача состояла в том, что одна из Харьковчанок встала перед самой трещиной. А в ней — ПЭС (дизель-генератор). От него и запитали сварку и «болгарку». К концу второй недели решили, что народу на страховке многовато, лучше вместо меня взять ещё одного лёгкого, для работы внизу. Так что финал работ на трещине я знаю только со слов товарищей.

В один из дней (это был четверг) тело уже почти освободили, обвязали тросом и попробовали тягачом аккуратно вытащить. Не получилось — что-то ещё держало. Но уже было ясно — один день работы остался. Вечером начальнику пришло радио из института — работы на трещине прекратить, на «Фёдорове» приедут МЧСники и достанут. Приказ есть приказ, ехать в пятницу было нельзя, можно было только попробовать убедить начальство отменить приказ.

В пятницу начальник станции позвонил в институт (в Питере было 10, а у нас-то уже 14), пока поговорил, пока убедил — уже поздно ехать. В субботу с утра только парни собрались, только завели «Ишимбай» — замела пурга. Когда в следующий раз поехали парни на трещину — её заровняло заподлицо, только и видно, что небольшой прогиб вниз. Нам не хватило одного дня.

В январе приехали спасатели (двое, блин! всего двое!), их свозили туда — ну, посмотрели они, похмыкали да и уехали. Только через два года, когда жена и мать погибшего написали письмо (то ли в Правительство, то ли Президенту), да ещё весь транспортный отряд это письмо подписал, откуда-то сверху в институт прилетела плюха, на Мирный отправили отряд МЧС из 12 человек, они прокопали наклонный шурф к тягачу и вытащили тело. И привезли на Родину.

Походники готовились выходить ещё раз — уже без малого похода, сразу. Половина, кстати, написала заявления, что отказывается от участия в походе — пока не будут приняты меры по безопасному преодолению зоны трещин. Кто-то потом забрал заявление и всё равно пошёл. Тех, кто не забрал — больше не брали в Антарктиду.

Но это всё потом, а пока что закончился октябрь.

Ноябрь 2008

Начиная с самого 5 октября наши доктора буквально выворачивали институтскому начальству руки на тему эвакуации прооперированного. Анестезиолог, который должен был идти в поход, поставил ультиматум, что в поход он пойдёт, но только после того, как эвакуируют больного. И кто знает, как оно бы обернулось, но тут у австралов на Дейвисе начальник ехал на снегоходе и откуда-то упал. Поломался сильно, но живой. И они ускорили выход своего НЭС «Aurora australis» для его эвакуации. И проходила эта самая Аврора как раз мимо нашего Мирного. Наше начальство договорилось с австралийским, что, раз уж они всё равно торопятся сходить на Дейвис и обратно в Австралию, то пусть бы они и нашего больного захватили. И началась одна из самых забавных недель на станции — ожидание австралов.

Надо сказать, что по-английски на станции говорили всего два человека. И это не начальник и не радисты. Доктор-анестезиолог и я, биолог. Вот мы и вставали не в 7 утра, как все, на завтрак, а к 6:00 и шли на сеансы радиосвязи с Авророй. Но не подумайте, что нам это было хоть сколько-нибудь в тягость. Дело в том, что радистом на Авроре была женщина. Вы не представляете себе, как это было чудесно, слышать в динамике приятный женский голос: 'Mirny station, Mirny station, Mirny station. «Victor» «November» «Alfa» «Alfa» Aurora Australis, over.' Хоть мы каждую неделю разговаривали по телефону с жёнами — всё равно, это было волшебно. И мы отвечали, что слышим её хорошо, и докладывали погоду. Погода была сносная и мы не могли понять — почему же они не летят. Каждый раз они говорили, что погода им не нравится. Вот они уже дошли до своего Дейвиса, теперь им лететь аж оттуда (а были в 5-6 раз ближе). Потом оказалось, что мы сравнивали погоду по разным таблицам. И те баллы облачности, которые давали мы, им представлялись сущим кошмаром.

Только в субботу, 8 ноября, облачности не было совсем и они, наконец, прилетели. Тут мне ещё пришлось поработать диспетчером — пока доктора готовили больного (он вполне сам ходил уже, но там куча всякой бюрократии и ещё не знаю чего), я принимал и сажал вертушки. Два вертолёта, на каждом по пилоту, плюс на одном техник или бортмеханик, не знаю, как это у них. И доктор. Ещё одна женщина. Пока я занимался переводом на тему «Сколько бочек топлива подкатить к каждому вертолёту», все свободные от вахты полярники ходили по станции за этой австралийской докторшей, толпились в медблоке и т.д. Между прочим, у них женщины спокойно зимуют. Вот эта самая доктор только что прибыла на Дейвис и собиралась остаться на зимовку.

В общем, покормили мы гостей, оформили документы и улетел наш коллега на Дейвис, потом на «Авроре» ушёл в Австралию, а там после несложной операции через несколько дней улетел домой.

Пока продолжалась вся эта эпопея с австралийцами, походники в тот же день при помощи «Ишимбая» перетаскивали сани и тягачи через роковую трещину. С учётом того, что часть механиков-водителей отказалась идти в поход, часть машин и не самый важный груз (который мог подождать ещё год) отогнали обратно на Мирный, остальные перетащили на ту сторону. Трещина оказалась настырной, «Ишимбай» в неё сел задним звеном — еле вытащили.


Ещё неделю на станции готовились ко второму старту похода (плюс обычные работы).

В субботу, 15 ноября, мы проснулись, позавтракали и сели в медблоке пить кофе и ждать своей очереди в баню. Юра-хирург с начальником станции и начальником транспортного отряда парились первые, до 11:00, а мы попили кофе и пошли к 11.

По дороге доктор-анестезиолог, Лёша, всё время отставал, шёл потихоньку и говорил: «Фух, что-то мне фигово». Когда мы дошли до бани, первая смена уже закончила париться. Лёша рассказал хирургу более обстоятельно про своё состояние и они сошлись на том, что париться — отпадает, нужно срочно прилечь (там диван был). Позвонили механикам и попросили привезти в баню походный докторский чемодан и переносной электрокардиограф.

Привезли. Юра ввёл препарат какой-то, закрепили электроды, сняли кардиограмму. Там инфаркт. Вдруг, внезапно, Лёшка начал умирать. Начали реанимацию — хирург делал искусственное дыхание «рот в рот», а сисадмин качал непрямой массаж сердца. Через несколько минут Лёшка сделал несколько вдохов. Мы только хотели успокоиться — фиг, опять нет дыхания. Реанимировали в общей сложности 45 минут. Бесполезно. Последняя кардиограмма отметила время — 12-45.

Позвонили начальнику (он ушёл из бани раньше, чем всё началось), доложили. Позвонили в институт, доложили. Институтское начальство нашло полярных врачей из числа тех, кто работал с Лёшкой на скорой. Они известили семью.

Сначала положили Лёшку в пустой балок, закидали снегом. В декабре, когда стало теплеть, перенесли в продуктовый морозильник. А в январе пришёл «Фёдоров» и забрал Лёшу домой.

Сложно передать, как сильно выбили нас всех из колеи эти все печальные события. Когда «Академик Фёдоров» в апреле 2008 года ушёл и мы остались зимовать, мир сжался до размеров станции. Москва или Санкт-Петербург казались не более реальными, чем Хогвартс. Разговоры по телефону с родными больше напоминали спиритические сеансы. Весь мир — это вот эти несколько домиков и вот эти 38 человек. Каждый человек на станции это 1/38 населения Земли. И когда умирает даже один — это совсем не так, как на Большой земли. Со временем вошли в норму, конечно, но не сразу.

Декабрь 2008

В декабре было ещё несколько выходов на лёд, в колонии императорских пингвинов и пингвинов Адели.


12 декабря — крайний выход, потом приказом начальника выход на лёд был запрещён. Пришло лето.

Нового года ждали, наверное, сильнее, чем дети. Потому что самый главный новогодний подарок для мирян это приход «Фёдорова». Кто-то сядет на судно и направится в Кейптаун, а оттуда улетит домой. Кто-то получит посылку из дома — например, свой любимый шоколад, сало домашней засолки, трубочный табак (это реальные посылки, о которых я знаю — почти все ведь приносят из своих посылок в общую кучу угостить товарищей). Кто-то ещё до прихода судна в Кейптаун дал радио знакомым морякам и они купили для него замечательного южноафриканского вина, или коньяк, или виски.

На станции появятся новые люди, зимовщики следующей экспедиции и сезонники. Новые фильмы и новые песни пополнят станционную коллекцию. Пока идут полёты вертолётов — нет старой рутины, нет обычного распорядка, работа по разгрузке не самая лёгкая и приятная, но она радует — ибо убивает скуку.

На сам Новый год сначала был праздничный официальный ужин в кают-компании. Потом народ разбежался на какое-то время. Я пошёл звонить. Позвонил жене, позвонил маме во Владивосток. Позвонил друзьям — до кого дозвонился.

Часов около 22 механики начали коптить заранее наловленную рыбу. Свежий воздух, полярный день, холодная водка и горячая рыба вкуснейшая — это было великолепно!

К полуночи многие (не все) собрались снова в кают-компании, открыли шампанское, зажгли бенгальские огни. Пришёл...

Январь 2009

Через несколько дней после Нового года прибыл «Фёдоров». Началась разгрузка и пересменка.

Сначала я работал в обычной бригаде по разгрузке вертолётов в склад (продукты, запасная одежда, всякая бытовая химия и многое другое). Потом мне дали ответственное поручение.

Вертолёты, кроме продуктов на склад, возили грузы на подвеске. Для таких грузов на станции предусмотрена «контейнерная площадка» — туда сгружают контейнеры и грузы в сетках (бочки с ГСМ и газовые баллоны). Схема проста — прилетел, завис, груз отцепили, перелетел к грузу, который надо забрать, застропили, улетел на судно. Отцепляли груз полярники следующей, 54 экспедиции, а стропили пустые контейнеры наши два коллеги из 53.

И вот эти наши два коллеги на радостях переборщили со спиртным. Работать в таком состоянии под вертолётом им начальник запретил и отправил отсыпаться. А меня бросил «закрывать прорыв».

Выглядело это так: видишь, что вертушка идёт с подвеской, значит не на склад. У тебя есть специальный металлический крюк с деревянной ручкой и привязанным к нему куском медного провода, на другом конце которого привязана гайка (для весу). Этот провод — земля, второй его конец просто валяется на снегу. Если гак, спущенный с вертолёта, ловить рукой, может жахнуть статикой, мало не покажется.

Стропы у тебя есть заранее, несколько контейнеров уже обвязаны стропами. Но забирать будут только один. Вертушка снижается, ты сидишь на контейнере, весь готовый резко спрыгнуть — если вертолёт внезапно попробует сесть пузом на контейнер. Страшно в этот момент — непередаваемо! Ветер от лопастей, грохот двигателя и туша — надвигается, надвигается... Но вот он завис и больше не снижается. Вот он травит трос с гаком. Цепляешь стропы на гак, спрыгиваешь с контейнера. Отходишь, сигналишь бортинженеру, что всё чисто. Поехали. И так — много-много раз. Пока вертушка летает, можно ещё сходить к мужикам «на приёмке» и забрать стропы.

Полярники, передавшие дела прибывшим сменщикам, отбывали на «Фёдоров». Нас оставалось 8 человек из 53 РАЭ. Наша очередь — только в марте.

Когда судно ушло, многое изменилось. Отношения с новыми докторами у меня и у сисадмина не сложились, мы стали ещё больше общаться с механиками. Тут стоит сделать лирическое отступление (не помню, может, где-то в дневниках я это упоминал уже). С механиками, даже зимовавшими не единожды, общаться гораздо проще. Люди науки очень часто строят из себя невесть что. Не все, но многие. Интеллигенция, мля. Как оказалось, доктора тоже. Только сейчас я понял, как нам повезло с врачами. Но и не только доктора — разные научные специалисты тоже: «Да у меня это уже восьмая зимовка! Да ты позимуй с моё!». Впоследствии оказалось, что именно вот эти «старички» чаще всего шланговали, когда нужно было привезти продукты из морозилки (их завозят на камбуз из большого холодильника по мере надобности, для этого мобилизуют свободных от вахты на час-полтора от силы) или на каких-нибудь авралах. Новички оказались более моральными, в целом, чем бывалые полярники. И там, и там есть исключения, разумеется. А вот механики, не важно, бывалые или на первой-второй зимовке, чаще всего открытые и душевные мужики. Нас с сисадмином прибывшие механики 54 РАЭ приняли так же легко, как принимали наши. Так мы с ними и тусовались в свободное время.

Среди прочих грузов на станцию в январе выгрузили спутниковую тарелку. Выяснилось, что это не интернет, как мы надеялись, а только спутниковое ТВ. К тарелке прилагался специалист по настройке.

Для тарелки определили место с подветренной стороны одного из домов, забетонировали площадку. Специалист всё настроил и с какого-то момента мы смогли «наслаждаться» передачами родного Первого канала. Специально привезённый телевизор установили в кают-компании, плюс на станции уже были несколько неплохих, вполне современных телевизоров, подключенных к DVD.

В общем, на завтрак и обед ещё ничего — передачи бывали хорошие или нейтральные. Но ужинать в кают-компании стало невозможно. Передача «Пусть говорят» заставила нас с сисадмином забирать свои тарелки и идти в свои комнаты или в комнату отдыха механиков. Так продолжалось до самого отъезда.

Близость отъезда со станции привела меня к мысли о том, что неплохо бы привести себя в форму. Будучи ленивым, ещё в декабре я попросил сисадмина погонять меня, чтобы я бегал, а также позаниматься со мной в спортзале. А он, будучи человеком спортивным, согласился.

Я честно пытался бегать и заниматься, но получалось плохо. Однажды доктор 54 РАЭ измерил мне давление. Оказалось, оно слишком низкое. В середине зимовки доходило до 130 на 90 (я толстый), а тут, в феврале стало 85 на 60. Просто ужас. Просто работать — нормально, а вот физкультура уже не получалась. Пришлось её оставить на время, от греха.

В январе-марте 2009 года одновременно с нами на станции Мирный находилась Первая Таджикская Антарктическая Экспедиция. Её участник, врач, профессор из Душанбе, написал письмо с такой идеей своему президенту, президент дал добро, как-то там организовалось финансирование, договорились с РАЭ и — вуаля!

Профессор зимовал уже в Антарктиде в составе двадцать-какой-то САЭ, но сейчас он приехал только на сезон. Он изучал адаптацию организма полярников. А ещё он помог мне провести вскрытие дохлого императорского пингвина, которого я нашёл ещё в мае 2008 и хранил всё это время зарытым в снег. Так что русский с таджиком — братья навек. И в Антарктиде тоже. Кстати сказать, как человек профессор тоже мне понравился. Мы с ним довольно часто общались на станции и потом, на судне, пока шли в Питер.

В общем, с января и по 20 марта работ по биологии уже не было, работы по уборке территории продолжались по плану, никаких авралов не было.

Наступило 20 марта. «Академик Фёдоров» пришёл на станцию второй раз. Привёз смену нам, остававшимся участникам 53 РАЭ. Мы сдали дела, сели в вертолёт и улетели. Мой сменщик привёз мне подарки из дома и самое главное — сим-карту. Моя-то старая уже «протухла» за полтора года-то.

Началось постепенное, «с чувством, с толком, с расстановкой», возвращение. Нужно пояснить, что имеется ввиду. Когда возвращаешься с зимовки, это не просто физическое перемещение из точки «А» в точку «Б» Это ещё и постепенные встречи с людьми, предметами и явлениями, которых ты был лишён весь прошедший год. Ты возвращаешься не просто «домой». Ты возвращаешься «в себя».

Первое — душ в каюте. Пресная вода, которая смывает мыло сама, без добавления уксуса. Свежие фрукты и фруктовые соки на завтрак/обед/ужин. Мясо животных, которые были убиты не полтора года назад.

Люди. Новые и старые. С некоторыми из них мы полтора года назад шли в Антарктиду. Некоторые ещё только в пути из Питера до своей станции.

После Мирного «Фёдоров» зашёл ещё только на одну станцию — на Новолазаревскую. Строго говоря, не на неё саму. Судно подходит к ледяному барьеру, а сама станция находится, примерно, в ста километрах от барьера. Часть людей и грузов перевозят прямо на станцию вертолётами, а тяжёлые грузы везут на тягачах, это от 3 до 7 дней в пути.

После Новолазаревской ещё несколько дней перехода и вот уже Кейптаун! Уже тепло, можно загорать и ловить рыбу, пока судно стоит на рейде. В небе летают красавцы-альбатросы, в бухте плещется кит, резвятся морские котики. В это время уже ловят сотовые — и вот новый шаг к нормальной жизни: смс и звонки с мобильных родным и близким. На судне, к слову сказать, стоит ровно такой же спутниковый телефон, как на станции. Но звонить со своего телефона, стоя на палубе и любуясь Кейптауном, гораздо приятнее.

Около 22 часов 14 апреля 2009 года «Фёдоров» причалил, наконец, к берегу. Так как был уже вечер, нам сказали: «Вон туристический район Ватерфронт, он постоянно патрулируется полицией и там всю ночь кипит ночная жизнь. Там вам и пиво, и всё, что хотите. Выходить из Ватерфронта в другие районы города не рекомендуется в связи с криминогенной ситуацией». Сразу скажу — я и наш сисадмин не послушались и пошли гулять в центр города. За 4 часа ничего особо криминогенного мы так и не встретили. В самом центре города такие же освещённые улицы, окна кафе и баров, такая же полиция.

Первым делом мы нашли интернет-кафе. Жадно, практически не жуя, проглатывая огромные куски, утолили первый информационный голод. Около 24:00 кафе закрылось и мы пошли искать бар.

На входе в некоторые бары строгая надпись «Вход с оружием запрещён». почему-то такие бары внушали опасение. Ещё на одном баре перед входом было указано, что там сегодня лесби-шоу. Туда мы тоже не пошли. Нашли по внешнему виду нормальный бар, вошли. И ещё на какую-то трудно измеримую величину стали ближе к дому и к себе — куча разных людей, много симпатичных девушек. Вкусное свежее разливное пиво. Футбол по телевизору на стене (мне всё равно, а сисадмину — «то что доктор прописал» ). Когда подали пиво, я сказал тост: «За всё, что мы потеряли, и за всё, что, благодаря этому, приобрели». Мы стали пить пиво и я почти физически ощущал, как меня отпускает что-то, протянувшее канаты (или щупальца) оттуда, из Антарктиды, в самую середину меня.

Мы стояли в Кейптауне неделю. В один из дней мы с сисадмином дежурили по камбузу, в остальные дни мы ходили искали мотоснаряжение для сисадмина, закупали фрукты-овощи-соки себе в дорогу. Так как сисадмин по-английски не говорит, мне приходилось всё время ему переводить — «покажите тот шлем, а вон ту черепаху, а перчатки» и т.д. Иногда нас спрашивали, на каком языке мы между собой говорим. Когда слышали «Russian», говорили «оооо!» и, подмигнув с заговорщицким видом, пытались выговорить «Na zdorovje!» Они, почему-то полагают, что это то, что мы говорим перед тем, как выпить. Когда мне было не лень, я объяснял, что вовсе не обязательно, есть много других хороших слов на этот случай.

А ещё наши коллеги нашли халявный файвай в Ватерфронте и вечерами мы сидели там с ноутбуками, пили пиво и взахлёб читали новости, читали и писали письма.

В один из дней мы с сисадмином поехали на экскурсию по городу. Погода была не ахти, пасмурно и сыро. Мы купили билет на специальный двухэтажный автобус, который идёт по специальному экскурсионному маршруту. На этом маршруте есть обозначенные остановки, можно на любой из них выйти и пойти гулять или поесть где-нибудь. Потом приходишь на любую обозначенную остановку, садишься на следующий автобус и продолжаешь свою экскурсию. Мы покидали свой автобус дважды: один раз мы вышли погулять по ботаническому саду, а второй раз, как и планировали, мы вышли на огромном пляже — у нас в плане стояло купание.

Волн почти не было, но никто не купался — ещё бы, вода-то была всего +12С, вахтенный помощник ещё в обед объявил. Нас это, конечно же, не смутило. Прохладно, конечно, но чисто символически искупаться в Кейптауне мы были обязаны. После купания мы уселись вокруг большого плоского камня, достали всякую еду, которую взяли с собой, стали есть.

Тут к нам подошёл местный негр, стал предлагать купить у него складной столик. Столик и в самом деле замечательный — на крышке вырезаны звери, «Большая Африканская Пятёрка» (слон, лев, леопард, носорог и буйвол), а три ножки вырезаны из одного куска дерева так, что они остались сцеплены между собой без склеек. К несчастью для этого искусного древореза, мы не планировали покупать такие громоздкие вещи, да и деньги с собой на экскурсию мы не брали (только самую малость). Убедившись, что нам столик не продать, он ушёл куда-то дальше и там столик продал-таки. Вернувшись к нам с пустыми руками, он зашёл за камень и — о, чудо! — вышел из-за него с ещё одним столиком. Вежливо предложил его нам, мы также вежливо отказались. Так как он выглядел прилично и столик свой втюхивал нам не слишком назойливо и даже довольно весело, мы решили его угостить, чем бог послал. От мидий и свиных котлет он отказался (оказалось, он мусульманин и зовут его Мустафа), а хлеб и сыр ел, и сок пил. В общем, нормальный такой парень. Спросил кто мы и откуда. Мы объяснили. Что такое Россия, он знает, а вот что такое Антарктида — не знает и я не уверен, что он понял то, что мы объяснили. Попрощавшись, мы отправились каждый в свою сторону — Мустафа продавать столики, а мы на экскурсионный автобус и дальше, на судно.

Ещё одна история в Кейптауне была. Во время очередной прогулки по городу мы увидели ювелирный магазин. И тут я вспомнил: «Ё! Кейптаун. Южная Африка. Алмазы.» — и мы пошли смотреть алмазы. В магазине было темно и красиво. К нам подошла женщина в деловом костюме и на английском языке спросила, чем она может помочь. Андрей по-русски попросил перевести и женщина тут же заговорила на языке родных осин. Оказывается, она русская, в Южной Африке не очень давно, всего несколько лет. Более того, она оказалась не просто русская, она из Владивостока. Вот так земляка можно встретить у чёрта на куличках.

Через неделю мы прогуляли все наши суточные, судно пополнило запасы и мы вышли из Кейптауна. Перед отходом судно проверила специальная команда с собакой — на предмет нелегалов. Нелегалы знают, что суда из Кейптауна ходят, в основном, в Европу и стараются попасть на такое судно незамеченными. В целях профилактики 1) на трапе и швартовых канатах вешают объявления, что судно идёт на юг, в Антарктиду (даже если мы только оттуда), 2) как можно больше дверей и люков закрывается и опечатывается, 3) перед выходом заказывают осмотр судна специальной группой с собакой (это за деньги, но дешевле, чем платить штраф за нелегала). В одну из экспедиций было дело, подсели сколько-то негров на судно. А судно шло ещё только в Антарктиду. Ну, когда захолодало, они вылезли. А куда их девать? Пришлось разворачиваться, возвращать их в ЮАР, ещё и штраф огромный с института слупили за это дело.

После Кейптауна мы с системщиком начали регулярно заниматься физкультурой. Снова. Особенно забавно выглядело, когда судно идёт в экваториальных водах, жара +30С и народ загорает на вертолётной палубе, а мы во флисовых костюмах на скакалках скачем. Потом бег по вертолётной палубе. А потом — в трюм, где оборудована качалка и таскаем там гири-гантели-штанги. Давление мерял постоянно — 120 на 70. Минус 15 килограммов.

На время перехода через тропические и экваториальные воды на баке оборудовали бассейн. Металлические стойки, между ними толстые доски. Внутри этого периметра лежит большой непромокаемый мешок. В мешок напускают забортную воду — и пожалуйте купаться. С утра до 14:00 (кажется, не помню) участники экспедиции, с 14 до вечера — экипаж НЭС. Вода +30С, воздух +29С, солнце в зените — красота! Самолётом, оно, конечно, быстрее, зато на судне идёшь — получается морской круиз. Когда в Питер вернулся, знакомые удивлялись: «Ты ж из Антарктиды вернулся, а загорелый, как с курорта!».

Кроме купания, я продолжал наблюдения за птицами в океане (как это происходит, я уже писал).

И вот экватор! Его пересечение бурно отмечается только если пересекают с севера на юг, в обратном направлении — нет такой традиции. Это потому, что моряк может пересекать экватор с юга на север только если он уже пересекал его, а значит и праздновать уже нечего. Раньше же не было самолётов. А среди возвращавшихся с нами полярников были те, кто пересекал экватор впервые. Ну, мы взяли вино, вышли на верхнюю палубу, включили GPS и устроили такое импровизированное празднование. Без дипломов, зато весело и душевно.



И вот к 12 мая мы прибыли в Бремерхафен. Нас поставили к причалу, опять же, довольно поздно вечером, но по поводу криминала не предупреждали: Бремерхафен это тихий, спокойный город, за всё время визитов русских полярниковинцидентов не случалось.

Мы пошли погулять, нашли несколько закрытых интернет-кафе, запомнили их на будущее. На обратном пути зашли в супермаркет. Набрали разного и тут подошли к овощному отделу. Смотрю я на прилавок и во мне крепнет ощущение, что я вижу что-то, чего не видел уже очень долго. И это странно, потому что в Кейптауне в овощных отделах были и помидоры, и огурцы, и всё остальное. И тут до меня дошло — редиска! Я вообще забыл о существовании такой замечательной вещи, как редиска! Конечно же, мы её купили, половину сгрызли так, остальное покрошили в салат. Это было божественно!

Ну, а дальше — три дня мы гуляли по городу, заходили опять в разные кафе и рестораны, сидели в интернете.

16 мая мы вышли из Бремерхафена и пошли уже по Балтийскому морю домой. Приход был запланирован на 20 мая. Но как-то так получилось, что на рейде Санкт-Петербурга мы оказались уже вечером 19 мая. И это было ужаснее всего. Когда уже видишь родной берег, знаешь, что до родных людей расстояние всего какие-то 10-15 километров, но к ним — никак, только по телефону можно ещё раз поговорить. Но зато уже не в роуминге и говорить можно долго.

На следующее утро к причалу нас поставили около 9 утра. Но пока всё оформили, пограничники, таможня, то да сё, — выходить мы начали только в 15:00. И потом ещё жуткая очередь через проходную порта — это взбесило больше всего. В Германии и ЮАР нас выпускали через полчаса после того, как ошвартовались, а на Родину нас целый день не пускали. Ну, ладно.

И вот я в Питере, меня встречают. Ещё полтора часа на машине — и я дома! Дома!

Фотоиллюстрации тут
Или даже тут

Слушай подкасты на Яндекс.Музыка

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать создание сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 | 2 | 3 всего: 201, Goblin: 1

ATG
отправлено 17.11.12 20:18 # 101


Кому: browny, #96

> Камрада abel - с белыми портками!

Заслуженно!
Очерк шикарен. Спасибо!


abel
отправлено 17.11.12 20:45 # 102


Кому: HOHOL, #88

Если бы выкинули, штраф бы не платили. И это было не в нашем районе, ээээ, то есть, не в нашу экспедицию.


romka-T
отправлено 17.11.12 20:50 # 103


интересно, спасибо.


Роман_ИС
отправлено 17.11.12 21:08 # 104


Спасибо, прочёл на одном дыхании!


Собакевич
отправлено 17.11.12 21:24 # 105


Кому: abel, #102

Спасибо! Первую часть прочитал уже ранее :)


Dennisle
отправлено 17.11.12 21:28 # 106


Отличная статья, спасибо! Очень интересно!


pasha2133
отправлено 17.11.12 21:31 # 107


Проводил с радистом Мирного радиосвязь в 2010 году- теперь от них открытка висит с Антарктическими видами на стене


Antoha
отправлено 17.11.12 22:16 # 108


Сурово, но интересно!


ainich
отправлено 17.11.12 22:43 # 109


Кстати, камрады, чтота я пропустил или что.
Только недавно посмотрел первый раз фильм Идиократия / Idiocracy 2006 года выпуска.
Зачетный, смотрел кто нибудь?


doskin
отправлено 17.11.12 22:43 # 110


Спасибо,очень живо и интересно. Про Антарктиду последний раз читал в "Вокруг света" лет 25 назад о прделывании скважины к подледному озеру.


abel
отправлено 17.11.12 22:50 # 111


Кому: doskin, #110

Ви не поверите - они в этом году её таки доковыряли! http://www.aari.ru/docs/press_release/2012/%D0%9E%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE%20%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82...


Kommienezuspadt
отправлено 17.11.12 23:01 # 112


Камрад, спасибо! Пишешь отлично, содержание заметки - вообще отвал башки.


VKlab
отправлено 17.11.12 23:07 # 113


Сурово!
Мужская работа.


abel
отправлено 17.11.12 23:08 # 114


Кому: медвед, #14
Кому: KRS, #95

> Камрад, как попадают в антарктиду? Сколько денег за это платят? Насколько серьезные требования по здоровью?

Тут так: попасть несложно. Вот тут http://www.aari.ru/dept/kadry/rae.html написано, кто и в каких количествах обычно трудится на станциях. Другие специальности обычно не нужны. Но бывают исключения - если очень хочется, то можно. Что имеется ввиду - есть такая специальность, "специалист по природоохранному оборудованию" (я как раз им и был). Не всегда берут именно биологов, иногда берут того, кто согласится этим заниматься (следить за чистотой, жечь мусор и т.д. плюс хотя бы минимальные учёты живности). Ну, не хватает биологов на зимовках. Если есть навыки (и корочки) обслуживания дизельных двигателей или человек служит в танковых войсках - в мех.отряд или на ДЭС возьмут легко. Сисадмином - самое простое (одноранговые виндовые сети, ничего сложного), но и самое сложное. Ибо очередь из таких умных от ААНИИ до Тучкова моста.

Сколько платят сейчас - не знаю. Когда я зимовал, зарплаты были от 30 до 60 тысяч рублей. Это для первоходов. Каждые полгода полярного стажа увеличивают зарплату, довольно существенно. Много раз зимовавшие люди у нас получали около 100 тысяч рублей. Зависит от станции, от условий работы (за работу на свежем воздухе больше).

По здоровью - требования довольно серьёзные, особенно для "Востока". Единственное, по зрению для некоторых профессий (биолог, повар, доктор) могут дать послабление.


ainich
отправлено 17.11.12 23:09 # 115


Ну что ребят, пора рекомендовать детям становится летчиками, полярниками, моряками, врачами (не откачивать жир и делать зубы "звездам")?
Или юристами, брокерами, адвокатами таки лучше?


UUPIPDN
отправлено 17.11.12 23:09 # 116


Камрад, огромное спасибо, очень интересно! Дневник твой был прочитан влет, сразу по ссылке, которую ты давал. Замечательно!
Наверное, во мне юношеский, мятежный дух странствийне угас, сразу захотелось, как говорится, куды-то бечь :-) понятно, что романтика - она только в моей голове, но как бы хотелось увидеть и прочувствовать все то, о чем ты пишешь! И пингвинов, и ветры, и пообщаться и подружиться с такими механиками, врачами и сисадминами! Здорово, что есть такие люди!
Почему в милиции нет командировок в Антарктиду? :-)


svk51
отправлено 17.11.12 23:31 # 117


Отлично!
Как снова на Мирном оказался!
Зимовал там в 54 РАЭ, в 2009 году.


abel
отправлено 17.11.12 23:36 # 118


Кому: svk51, #117

Кем, камрад? В январе высаживался или в марте?


svk51
отправлено 17.11.12 23:40 # 119


Кому: abel, #118

Гидрологом, в марте заехал, вторым заходом.


abel
отправлено 17.11.12 23:42 # 120


Кому: svk51, #119

Значит, не пересекались. Я, как только экологу вашему дела сдал, сразу улетел. Будем знакомы!


doskin
отправлено 17.11.12 23:48 # 121


Кому: abel, #111

Эх, силен был СССР, как вспомнишь всякое, что было- слезы накатывают - что потеряли.


svk51
отправлено 17.11.12 23:52 # 122


Кому: abel, #120

Будем! Очень приятно!
Менялись мы тогда в очень сжатом темпе - если правильно помню, часов за 10 уложились, так что немудрено, что не пересеклись.


doskin
отправлено 18.11.12 00:31 # 123


Кому: abel, #111

Еще, как всякий уважающий себя альпинист читал "От Эльбруса до Антарктиды" автора Гусева. Если знакомы, было бы интересно узнать Ваше мнение об этом произведении.


abel
отправлено 18.11.12 00:43 # 124


Кому: doskin, #123

Нет, не читал. Спасибо, обязательно почитаю.


Paparazzi
отправлено 18.11.12 00:49 # 125


Каждое предложение пишется с большой буквы. После знаков препинания ставится пробел.




Модератор.



Paparazzi
отправлено 18.11.12 01:00 # 126


Дублировать комментарии не нужно.





Модератор.



spinogriz
отправлено 18.11.12 01:03 # 127


После прочтения данной заметки так и хочется крикнуть представителям креативного класса: "Расскажите полярникам, как вы сегодня устали постить в твиттере"


andytg
отправлено 18.11.12 02:18 # 128


Спасибо! Весьма интересно.
Прочел, не отрываясь.


andytg
отправлено 18.11.12 02:23 # 129


Кому: abel, #66

> Да, теперь я веб-разработчик.

А с чем, если не секрет, связано такое резкое изменение профессии?


Librarian23
отправлено 18.11.12 02:52 # 130


Сильно, спасибо, отличная заметка. Камрады, я вот совсем темный, а чем так важна работа полярников? Просто вот так читаешь тяжелейшие условия, люди жизни отдают и становиться интересно ради какой цели.


UNV
отправлено 18.11.12 04:30 # 131


А вот либеральный полярник рассказывает про зимовку на станции "Восток":
http://esquire.ru/what-it-feels-like-82-1

Картина исчерпания смыслов и атомизации общества изрядная.


russo marinero
отправлено 18.11.12 06:08 # 132


Кому: abel

Александр, большое спасибо и публикуйте ещё! Если ещё есть в заначке материалы-с нетерпением жду!

Кому: UNV, #131

К чему оно тут(про всяких, кто не достоин упоминания) здесь, когда повесть о настоящих мужчинах?


abel
отправлено 18.11.12 08:55 # 133


Кому: andytg, #129

Дело в том, что я биолог- полевик. Заработать более-менее приличные деньги я могу только в экспедиции. Или - сменив профиль.

Я вам так скажу - я съездил один раз и больше пока не собираюсь, потому что семью жалко. Им на самом деле было труднее, чем мне. А как ездят те, кто зимовал по 5-6-7-8 раз, я даже не представляю.


abel
отправлено 18.11.12 09:06 # 134


Кому: Librarian23, #130

Целей две - наука и присутствие страны в Антарктиде.


Рождённый в Союзе
отправлено 18.11.12 09:59 # 135


Сурово.

Камрад, а почему по первой ссылке фото №58 всё зелёное? Это как-то связано с полярным сиянием?


Рождённый в Союзе
отправлено 18.11.12 10:10 # 136


Пингвины забавные. ) Они такой толпой, наверно, заклевать до смерти могут!!!


abel
отправлено 18.11.12 10:13 # 137


Кому: Рождённый в Союзе, #135

Сияние ночью же, а там - полярный день в кадре. Нет, это такое освещение, что-то в атмосфере , или лёд где-то что-то отражает - не знаю.

Кстати сказать, южное сияние совсем не такое красивое, как северное. Этакие белёсые разводы. Только и отличишь от Млечного пути, что по положению на небе и по шевелению.


abel
отправлено 18.11.12 10:22 # 138


Кому: Рождённый в Союзе, #136

Заклевать - нет, заорать до смерти могут. Императоры вообще спокойные величавые птицы. Подпускают на расстояние руки плюс ещё 10-15 см. Протягиваешь руку, он стоит перед тобой и остаётся всего 10 см, ты тянешься вперёд - он отклоняется назад. Если настаивать - уйдёт. Панибратства не терпят. А мелкие адельки при приближении могут убежать, а могут стоять, орать и щёлкать клювом, пугая, что вот-вот клюнет. Ни разу не клюнули. Вот когда ловишь его, тут уже получишь по полной, и клювом, и крыльями, и задними когтистыми лапами.


abel
отправлено 18.11.12 10:28 # 139


Ещё такой момент - аделек я много ловил по работе, а императоров даже не пробовал - очень сильные, с ним драться, можно или его повредить, или он меня поранит. Только их птенцов иногда удавалось подержать. Но с ними особая осторожность нужна, держать его нужно строго клювом от себя, как огнетушитель. Если у птенца сработает защитный рефлекс и он выдаст струю из своего милого подарка, то в обделанной одежде тебя потом ни в один бомжатник не примут. Запах, говорят, очень мерзкий.


abel
отправлено 18.11.12 10:32 # 140


Кому: russo marinero, #132

Ну, ещё можно про тигров-леопардов в Приморской тайге, но это будет сложнее, потому что я тогда дневников не вёл, придётся всё по памяти писать. Где-нибудь в районе новогодних каникул постарюсь.


abel
отправлено 18.11.12 10:47 # 141


И ещё такой момент, камрады. Не так давно тут была заметка про необходимость печатать бумажные фотографии. Так вот ровно из тех же соображений говорю вам - ведите дневник. Пусть без литературного слога, пусть регулярность записей хромает от одного дня до двух недель - всё равно. И пусть вам не кажется, что это всё никому не интересно.


russo marinero
отправлено 18.11.12 10:50 # 142


Кому: svk51, abel

Молодцы вы!

Кому: abel, #140

> ещё можно про тигров-леопардов в Приморской тайге

Камрад, жил на Курилах, очень было бы интересно узнать, как у них что.


spetrov
отправлено 18.11.12 10:55 # 143


Кому: russo marinero, #132

> Александр, большое спасибо и публикуйте ещё! Если ещё есть в заначке материалы-с нетерпением жду!

Поддерживаю.

Кому: abel

Александр, если есть какие-то продолжения, начала, что-то другое - публикуйте, пожалуйста. Очень интересно. Спасибо.


russo marinero
отправлено 18.11.12 10:55 # 144


Кому: abel, #141

>Так вот ровно из тех же соображений говорю вам - ведите дневник.

Так точно!

>Пусть без литературного слога, пусть регулярность записей хромает от одного дня до двух недель - всё равно. И пусть вам не кажется, что это всё никому не интересно.

Исправим ошибки над собой!


spetrov
отправлено 18.11.12 10:58 # 145


Кому: abel, #140

> Ну, ещё можно про тигров-леопардов в Приморской тайге

Обязательно. Очень интересная тема.


golovo
отправлено 18.11.12 13:00 # 146


Кому: abel, #138

> могут стоять, орать и щёлкать клювом, пугая, что вот-вот клюнет. Ни разу не клюнули. Вот когда ловишь его, тут уже получишь по полной, и клювом, и крыльями, и задними когтистыми лапами.

Грифона описал!


russo marinero
отправлено 18.11.12 13:15 # 147


Кому: abel, #141

Ну и хотелось бы тебе пожелать здоровья. Камрад, не болей!


abel
отправлено 18.11.12 13:17 # 148


Кому: russo marinero, #147

Спасибо, не буду.


russo marinero
отправлено 18.11.12 13:42 # 149


Кому: abel, #148

> Спасибо, не буду.

И не будь! Сам в море всегда чураюсь всяких хворей :)


CtrlC
отправлено 18.11.12 14:00 # 150


Кому: abel, #140

> Ну, ещё можно про тигров-леопардов в Приморской тайге

Камрад, очень жду про тигров-леопардов. Спасибо, заранее


andytg
отправлено 18.11.12 15:50 # 151


Кому: UNV, #131

> А вот либеральный полярник рассказывает про зимовку на станции "Восток"

Было уже здесь не так давно -- ничего особенного.

Кому: abel, #140

> ещё можно про тигров-леопардов в Приморской тайге, но это будет сложнее, потому что я тогда дневников не вёл, придётся всё по памяти писать.

Ждем.


StivenRND
отправлено 18.11.12 18:49 # 152


Кому: abel, #12

Спасибо огромное, за заметку.
Прочитал, нашел где, куда и кому отправлять заявку, отправил. Может свезет и возьмут)
З.ы. Знаю что рано, пол года до нового набора, но всегда мечтал попасть в экспедицию. Спасибо еще раз.


safpal
отправлено 18.11.12 18:49 # 153


Отличная заметка. Автору - большое спасибо.


abel
отправлено 18.11.12 19:21 # 154


Кому: StivenRND, #152

Не рано, чем раньше очередь займёшь, тем лучше. И потом ещё лучше напоминать о себе. Есть один кадр - он вообще не имел специальности, точно не знаю, но, вроде бы только армию отслужил. И вот он приходит сразу после срочной в институт, говорит, возьмите в Антарктиду. Его спрашивают: "Это умеешь" - "Нет" - "А это" - "Тоже нет". Чего ни спросят, ничего не умеет (из навыков, необходимых в Антарктиде). Короче, ходил, нудил, не хотели его брать, потом взяли "специалистом по охране природы". Три зимовки в этой должности, и вот он в нашу 53 экспедицию ходил уже начальником "Востока". Это была его четвёртая экспедиция. И по сю пору зимует.


Denmir
отправлено 18.11.12 19:27 # 155


Спасибо большое. Очень понравилось. Не представляю, какого это: полтора года вдали от дома, в тесном мирке на краю земли.


StivenRND
отправлено 18.11.12 19:30 # 156


Кому: abel, #154

Я так и подумал. Плюс попробую узнать пока чему подучиться надо)))
Единственно побаиваюсь по здоровью не пройти, хотя серьезного для зимы ничего нет. Года 2 уже хочу попасть, но держали дела дома. Теперь свободен как птиц, вот может хоть разок получится, пока молодой)
Кстати, а про навыки необходимые можно где прочитать/узнать)?
З.ы. А парень молодец)


Ушан
отправлено 18.11.12 19:43 # 157


Кому: abel, #154

> Короче, ходил, нудил, не хотели его брать, потом взяли "специалистом по охране природы"

Блин, я б после армии, холостой-неженатый, тоже за счастье посчитал в такую штуку попасть. Теперь семья-дети уже не позволят.
Семья полярника- это суровое испытание для родных. Далеко не все могут.


abel
отправлено 18.11.12 20:30 # 158


Кому: StivenRND, #156

Обычные, профессиональные. )) У каждого свои - у гидролога, у сейсмолога, у озонометриста. У механика-водителя и у повара. Нет каких-то особых навыков, которые должны быть у всех полярников. )) Типа, "каждый полярник должен уметь сделать иглу из снежных кирпичей" - нет, ничего подобного. Умеешь водить тягач, знаешь дизель - вперёд, вот тебе машина, ремонтируй, обслуживай, вози чего скажут. Доктор - лечи, у кого что болит. В таком духе. Как тут, так и там, только набор профессий там крайне узок.


abel
отправлено 18.11.12 20:35 # 159


Кому: Ушан, #157

Это точно. Туда или молодому (механику - сразу после армии, научнику - сразу после универа), или уже пожившему человеку от 50 и старше, чтобы дети уже выросли, о жене твоей могли позаботиться, а ты бы там потихоньку зимовал - копеечку зарабатывал. А как накопил полярный стаж больше 5 лет (неточно), так пенсия полагается полярная, повыше обычной. Имеет смысл. А в диапазоне 30-45 лет мужику там тяжело, особенно, если уже семья есть.


StivenRND
отправлено 18.11.12 21:16 # 160


Кому: abel, #159

Примерно понятно.
Я скорее сисадмином туда, специальностей то много получить успел, да вот все как-то мало подходит. Как раз в диапазон за 30 попадаю, но семьи нет, так что самое оно. Для начала попасть бы)


abel
отправлено 18.11.12 22:15 # 161


Кому: StivenRND, #160

Сисадмином - это да, это в очередь. Тогда особо никаких навыков не нужно, только надоедать. Но аккуратно. И ещё бы найти начальника станции, который конкретно пойдёт зимовать. И с ним поговорить. Если сумеешь его убедить, что с тобой сеть будет работать, а ты впереди всех на любой аврал побежишь, тогда он может тебя вне очереди протащить, мол, нужен мне именно этот и баста. Наш начальник, с которым я зимовал, в этом году на СП, на льдину сел, тоже начальником. Так он нашего сисадмина к себе искал, звал. Правда, тот не захотел, в Антарктиду полетел опять.

А если возьмут - мой тебе совет, первое дело - сетевые провода, коннекторы, сетевые карты, мыши, клавиатуры. Набирай их из института, сколько дадут. Сетевые карты и мыши там проходят по классу расходных материалов, статика такая - мама не горюй, выжигает всё. Вот мой пост на Хабре на эту тему: http://habrahabr.ru/post/91735/ (и продолжение http://habrahabr.ru/post/94175/).


StivenRND
отправлено 18.11.12 23:12 # 162


Кому: abel, #161

От спасибо за информацию, буду пробиваться.


Valery66
отправлено 19.11.12 00:38 # 163


Всё знакомо до боли. Зимовал в 56-ую. Сначала сезон на Молодёжной, затем на Новолазаревской до упора, врачом-хирургом. Вкупе , вместе с дорогой, вышло 1,5 года. Кстати вместе с Андреем сисадмином. С ним же и улетели с Рио за свой счёт. " Фёдоров " должен был сдать топливо на Беллинсгаузен, поэтому в Кейптаун не пошёл, а зашёл в Рио де Жанейро. Оттуда мы с Андреем и улетели в Питер. Я через Франкфурт, он через Париж. Это было 3-го мая этого года. А "Фёдоров" пришёл только 30-го мая.


JohnnyBGoode
отправлено 19.11.12 05:05 # 164


Прочитал весь дневник, очень интересно и познавательно, спасибо!


abel
отправлено 19.11.12 09:19 # 165


Кому: Valery66, #163

Ничего себе! Ещё один полярник! Нас уже трое тут.

Да, Андрей мне писал, что через Рио возвращался и дальше самолётом за свой счёт. А сейчас он снова улетел зимовать.


Valery66
отправлено 19.11.12 09:51 # 166


Кому: abel, #165
А не знаете, случайно, на какую станцию поехал зимовать Андрей?


paradoxjr
отправлено 19.11.12 10:49 # 167


Большое спасибо!


abel
отправлено 19.11.12 10:54 # 168


Кому: Valery66, #166

Точно не скажу. Наш хирург сказал, что на Новолазаревскую, но при этом он улетел на Австралию. А на сайте института указано, что на Австралию улетели трое зимовщиков на Мирный.


EI
отправлено 19.11.12 14:09 # 169


Спасибо!


Snusmymrik
отправлено 19.11.12 16:25 # 170


Спасибо за заметку!


Strn
отправлено 19.11.12 16:34 # 171


Кому: abel, #159

Спасибо за пост! недавно тут в коментах про восточника с журнала эсквайр, узнал про Санина, прочитал многое запоем , "72 градуса" например , очень сильная вещь.
А тут твои дневники, очень интересно и знакомые места конечно.

Просьба, ряд ссылок которые ты в коментах давал, можно в подвале статьи добавить:

Конечно сразу, ссылка на первую часть дневников просится.
потом к твоим фоткам на пикасе органично добавить бы ютюб ролики,
Также очень интересно прочитать было твои две статьи на хабре (про ИТ на югах :) и отзыв начальства на это) .
Добавь ссылки на них, даже неспециалисту интересно-то особенно комментарии к ним .
Дополнили образ Института и состояния постсоветской Антарктики.
(Неприятно было узнать про отсутствие интернета во время зимовок (сколько проблем психических решилось бы), про разговоры о дороговизне топлива для содержания и обогрева станции Мирный при 200 штормовых днях в году, это энергия колоссалная! также там ссылок на жж зимовщиков много )

В общем спасибо,

Про Лешу Малолеткина, он был твой друг, я понял когда первую часть после второй прочитал, представляю как это тяжело было...

Не знаю что там и как , если хочешь и можешь , может напиши пост биографический как про человека, где родился, учился, работал, как попал в Антарктиду, как семья сейчас его.


Strn
отправлено 19.11.12 16:34 # 172


Кому: abel, #111
Ах да, еще забыл, похоже есть определенный интерес, тоже может напишешь мануал собранный из твоих коментов на хабре и тут
типа:

"Как и зачем можно попасть а Антарктиду на зимовку"

Особенно думаю полезно для желающих, про неформальность очереди, знакомство с непосредственными зимовщиками и нужные рабочие специальности.

Впрочем кто загорится тот это и так узнает, но толчком для того кто хочет тоже может быть.

Вообще думаю при разгорающейся битве за Северный шельф, истекающему не так уж и не скоро мораторию на добычу ресурсов в Антарктиде, интерес страны к полюсу и южному тоже будет расти , может разгребут скоро и эти Авгиевы постсоветские конюшни с совковым(по-плохому) начальством, (вон Минобороны может первая ласточка весны). Озеро Восток этой зимой тоже даст акцент на Антарктиде.


Cep}I{
отправлено 19.11.12 16:49 # 173


Интересно. Спаcибо. Ещё !


abel
отправлено 19.11.12 17:06 # 174


Кому: Strn, #171, #172

К сожалению, редактировать статью я не могу, я её прислал по почте на специальный адрес, её добавили, а апдейт не в моей компетенции. Так что ссылки добавить не смогу.

Про Лёшу Малолеткина - мы с ним только в Антарктиде познакомились, подробностей биографии его я особо не знаю, так что тут особо и не напишешь ничего. Семья его в порядке, вот буквально 18.11. мы с его вдовой ездили на могилу, поговорили, сын растёт, в школу пошёл.

Мануал по вербовке в Антарктиду (он же и на льдину - СП тоже тема), это да, можно написать. Ещё была мысль о заметке "Полярный юмор" - то, что было именно в нашу экспедицию, а также в другие, но не описано классиками (Саниным, Смуулом и другими). Но я тут камрадам про тигров обещал, а времени не очень много. Попробую на зимних каникулах сообразить.


human_san
отправлено 19.11.12 17:49 # 175


приятель - полярник. несколько раз бывал в Антарктиде. рассказывал много. Когда я читал заметку, проводил аналогии. приятно.


abel
отправлено 19.11.12 18:39 # 176


Хочу немного уточнить про присутствие России в Антарктиде - может быть, кто-то не знает.

В какой-то момент разные страны стали выказывать претензии на участки территории Антарктиды. Нарисовали себе сектора, причём, сектора пересекаются, иногда значительно. Когда был Советский Союз, он заявил просто: "СССР настаивает на присвоении Антарктиде специального научного статуса. В случае попыток раздела Антарктиды, Советский Союз оставляет за собой право претендовать на земли, открытые русскими моряками Беллинзгаузеном и Лазаревым в 1820 году" (это не цитата, а моё вольное переложение). Это такой не очень тонкий троллинг был, ибо открыли русские тогда материк Антарктиду. В общем, хлопнули по столу и все замолчали. Заключили договор, в котором решили не делить. К слову, в Антарктиде работают, наравне со всеми, страны, не ратифицировавшие договор об Антарктике. США, например.

Что касается позиции СССР, то Россия является правопреемницей его во всех международных отношениях, а значит, "оставляет за собой право претендовать на всю Антарктиду в случае попыток её раздела". На данный момент Российские станции стоят на берегу более-менее равномерно в секторе Атлантического и Индийского океанов и в центре. В секторе Тихого океана планируется оживлять законсервированные станции Ленинградскую и Русскую. Сейчас там работают автоматические метеорологические станции. Но там, я вам доложу, не сахар: в районе этих станций скорость ветра иногда превышает 60 м/с.

Думаю, если мы оттуда уйдём, Антарктиду поделят сразу. Повоюют, конечно. Можно, конечно, уйти. Но "где поднят русский флаг, он опускаться не должен".


Shmulge
отправлено 19.11.12 19:17 # 177


А в такой экспедиции юристам случайно места нет? Ну или там как штатному переводчику пойти, чтоб с коллегами из-за рубежа разговор поддержать?


abel
отправлено 19.11.12 19:35 # 178


Кому: Shmulge, #177

Штатные переводчики, как и юристы, не требуются обычно. Но я уже давал наводку на должность "специалист по природоохранным мероприятиям" - на эту позицию берут не только биологов, а хорошее знание английского будет реальным плюсом, так как взаимодействовать с иностранцами надо, а владеющие языком есть не всегда.


Shmulge
отправлено 19.11.12 19:39 # 179


Кому: abel, #178

Ура! Значит есть шанс!


svk51
отправлено 19.11.12 19:55 # 180


Кому: Shmulge, #177

К сожалению, вряд ли. С иностранцами пересекаются на Новолазаревской, в сезон, когда аэродром работает, и на Беллинсгаузене - но там одни испаноязычные. Прогресс - соседи Китай и Индия, Мирный и Восток без соседей.

Кому: Strn, #171

> (Неприятно было узнать про отсутствие интернета во время зимовок (сколько проблем психических решилось бы)

Интернет сейчас есть на станциях Беллинсгаузен, Новолазаревская и Прогресс. На Мирном должны сделать в этот сезон. Так что зимовать становится веселее.


abel
отправлено 19.11.12 21:55 # 181


Кому: svk51, #180

Мирный и Восток, конечно, без соседей, но на Восток иногда прилетают иностранные делегации (и в связи с озером Восток их будет только больше), а Мирный - даже на Мирном нам пригодился наш английский, чтобы принять австралов. Так что английский это дополнительный шанс даже для Мирного.


Strn
отправлено 19.11.12 23:17 # 182


На хабре в статьях товарища Абеля отметилась еще пара полярников, там
прочитал о зимовке 12-й УАЭ на станции Вернадского, бывают и такие зимовки ненапряжные,
Там по климату курорт почти, и вообще человек перед зимовкой похоже развелся , и поэтому окрас от смены обстановки сугубо позитивный получился :)
Вот кому интересно,
http://habrahabr.ru/post/41350/


svk51
отправлено 20.11.12 00:07 # 183


Кому: abel, #181

Согласен, язык в Антарктиде нужен, как полезное дополнение к основной специальности, особенно для сезонников. А в ALCI, думаю, это уже основное условие.


KRS
отправлено 20.11.12 03:04 # 184


Кому: abel, #114

> По здоровью - требования довольно серьёзные, особенно для "Востока". Единственное, по зрению для некоторых профессий (биолог, повар, доктор) могут дать послабление.

Камрад, а по зрениию допуски какие? У меня -8. По работе годен везде кроме подземки (высотку, как уже говорил, сняли. До этого свыше 2000 м. над у.м. был запрет).Если что, то я геолог, полевой стаж - 20 сезонов (почти 9 календарных), из них 10 сезонов в заполярье, остальные немного южнее


abel
отправлено 20.11.12 08:03 # 185


Кому: KRS, #184

Я не знаю в точных цифрах, какие у них нормативы, но у меня левый -7, правый -5, взяли. Если по работе некритично, то нормально, думаю.


KRS
отправлено 20.11.12 09:04 # 186


Кому: abel, #185

Спасибо за информацию.

Очкарик очкарику друг, товарищ и запасные очки:)


abel
отправлено 20.11.12 09:38 # 187


Кому: KRS, #186

Это да, но если линзы нормально переносишь, то лучше их с собой много взять - при хорошем ветре на свежем воздухе очки привязывать нужно. А кроме того, в простых очках очки от солнца не наденешь, а они нужны категорически.


Buzy Backson
отправлено 20.11.12 09:46 # 188


Кому: abel,

Прочёл, что в Антарктиде, как нигде просто, можно отыскать мелкие метеоритные тела, ибо чёрное на белом заметно издалека. Не встречались часом?
ЗЫ: Большое спасибо за интересный материал.


KRS
отправлено 20.11.12 10:01 # 189


Кому: abel, #187

Линзы никогда не носил, а насчет очков и ветра уже проходили (правда ничего не привязывал). Южаки в г. Певек до 50 м\с были:)


KRS
отправлено 20.11.12 11:04 # 190


Кому: abel

Камрад, разреши вопрос по технике?

На фотках видел ГТ-Т, АТС (АТТ ?), "Витязь" (который "Ишимбай" в заметке).
В РАЭ ГАЗ-71 (он же ГТСМ)не используется?


Ppmaker
отправлено 20.11.12 12:29 # 191


Спасибо! Читается на одном дыхании, лучшее что читал в "забугорном" отделе!


abel
отправлено 20.11.12 13:01 # 192


Кому: KRS, #190

На Прогрессе, кажется видел я ГТС. А в основном вот эти, ГТТ, АТТ, Витязи. СТТ-2 ("Харьковчанка-2") - тот же АТТ, только с жилым кунгом. Там удобно сделан люк из кабины в кунг, хотя в ней и тесновато, не так как в первой "Хохлухе".

А сейчас закупают «Касборер Пистенбулли Полар-300» - они попроще в управлении (джойстик, а не рычаги, сидишь в кабине в одной рубашке), но если что сломается, надо везти на обслуживание в Германию. На гарантии, да.


browny
отправлено 20.11.12 13:22 # 193


Раньше не знал, что британские учёные решили вопрос о переворачивающихся пингвинах:
http://www.lenta.ru/oddly/2001/02/03/penguins/


Murza
отправлено 20.11.12 19:25 # 194


очень интересное чтиво! спасибо


KRS
отправлено 24.11.12 20:01 # 195


Кому: abel, #192

> А сейчас закупают «Касборер Пистенбулли Полар-300» - они попроще в управлении (джойстик, а не рычаги, сидишь в кабине в одной рубашке), но если что сломается, надо везти на обслуживание в Германию. На гарантии, да.

В рубашке я и в АТС-59Г (в ГТ-Т, МТ-ЛБ, ГАЗ-71 правда лучше было бы в ватнике) зимой в заполярье (за бортом было -56 по цельсию)ездил нормально.
За рычагами, ИМХО,намного удобнее чем за штурвалом или джойстиком (камрадам, кто мехводами на БМП был, не в обиду). Обидно, что есть наша техника (приспособленная к высоким широтам), а собираются использовать импортную


Adolf
отправлено 03.12.12 18:23 # 196


Вот тут куча фотографий "у них". У нас так же или нет?


Arturas
отправлено 04.12.12 14:41 # 197


А как попасть на подобную экспедицию?


Arturas
отправлено 04.12.12 14:41 # 198


Дублировать комментарии не нужно.





Модератор.



camerton.by
отправлено 09.12.12 14:48 # 199


Отличный и редкий репортаж. Спасибо!


Майкл_С
отправлено 09.12.12 16:04 # 200


Кому: abel, #192

Камрад, спасибо!

А вот такой вопрос.
Кто открыл южный материк? Иноземцы дружно говорят, что с "Востока" и "Мирного" видеть землю, будто бы, не могли, а айсберги с торосами везде одинаковы.
То есть, Антарктиду с океана вообще видно? Можно утверждать, что это земля, а не только нагромождения льда?



cтраницы: 1 | 2 | 3 всего: 201



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк