Студия Disney вместе с продюсером Джерри Брукхаймером скинулись по доллару в шапку и приобрели права на экранизацию книги Дага Стентона «Кавалеристы» (Horse Soldiers). Внимание к действиям Джерри повышенное, поскольку старина Брукхаймер — чисто голливудский царь Мидас. Подойдёт, принюхается, дотронется — вырастает гора золота. Фильмы этого знаменитого продюсера за всё время собрали в прокате больше четырёх миллиардов долларов. Да и сами картины отменные получаются. Два «Полицеских из Беверли-Хиллз», первая и вторая часть «Плохих парней», «Армагеддон», трилогия «Пираты Карибского моря», парочка «Сокровищ нации», а крайний проект продюсера — девочковая
«Шопоголичка». Вот такой он, Джерри Брукхаймер. Но нас больше греет то, что он умеет кропать шедевры военно-взрывного назначения — «Скала», «"Чёрный ястреб" сбит», «Пёрл-Харбор» тому подтверждения. И вот почему греет.
Гражданин Даг Стентон трудится по большей части в журналах на должности пописывающего редактора. За плечами — работа в «Эсквайр». Пописывает туда — про приключения, пописывает сюда — про экстрим. Интересуется и военной тематикой. В 2001-ом он закончил свой первый большой труд про потопление американского тяжёлого крейсера «Индианаполис».
Прославленный корабль начал боевые действия с февраля 1942-го, громил японцев в порте Лаэ, на острове Киска, помогал захватывать остров Амчитка, поддерживал огнём орудий высаживающихся в кровавой бане на атолле Тарава, подавил две береговые батареи на атолле Кваджалейн. В битве при Марианских островах, где японскому авианосному флоту настал кирдык (уничтожены 400 палубных самолётов, 3 авианосца), «Индианаполис» самолично сбил торпедоносец. При поддержке крейсера были захвачены Гуам (первый корабль, который зашёл в отбитый порт Апра), Сайпан и Тиниан. 14 февраля 1945-го года «Индианаполис» вошёл в состав соединения быстроходных авианосцев под командованием вице-адмирала Марка Митчелла. Потеряв 49 самолётов, соединение уничтожило 499 самолётов противника, потопило несколько кораблей и разрушило важные индустриальные объекты. Затем крейсер присоединился к силам, обеспечивающим высадку на Иводзиму. В бою за Окинаву корабль семь дней под постоянными налётами давил огневые точки противника, уничтожил 6 нагло летящих на него самолётов, повредил ещё 2. Однако, 31-го марта (1945-го) прорвавшийся истребитель-камикадзе успел сбросить бомбу в цель. Погибло девять членов экипажа. Получивший повреждение «Индианаполис» добрался до доков острова Мар, где и зализывал раны до получения
сверхсекретного задания.
Для получения сверхсекретного задания корабль прибыл в США, а 16 июля 1945-го тяжёлый крейсер, приняв на борт таинственный груз, взял курс на базу ВМС на Тиниане. Что везёт корабль — не знал даже капитан. Сопровождающие коробки офицеры всю дорогу просидели на таинственных контейнерах. Спустя годы общественность узнала правду — там был уран для «Малыша» (одна из атомных бомб, сброшенных на Японию) и другие компоненты к бомбам. 6 августа 1945 года собранный заботливыми военными «Малыш» приземлится в японском городе Хиросиме. Но «Индианаполису» не суждено было увидеть триумф американской ядерной физики и человеколюбия.
Потому что в ночь в 29 на 30 июля одинокий крейсер увидел в свой перископ Мотицуро Хасимото, командир подводной лодки «И-58», действующей на линии Лейте-Гуам. Под крики
«Аллах Акбар!» «Да здравствует император!» он наблюдал, как взрывы сотрясают надводного исполина. Через 12 минут тот затонул, из 1196 членов экипажа выбрались порядка 850-ти. Участь их была ужасна — из-за ошибок командования спасательная операция затянулась на целых пять дней. И находящихся в воде людей жрали акулы. Если кто помнит, матёрый рыбак Квинт — персонаж мега-триллера Стивена Спилберга «Челюсти» (1975), — говорил про себя, что спасся именно с «Индианаполиса» и не по наслышке знаком с зубастыми тварями. В реальной жизни всё оказалось куда как печальнее. Моряки погибали от обезвоживания, ран, солнечных ударов. Когда прибыла помощь, спасти удалось лишь 317 человек.
Судьба выжившего капитана «Индианаполиса», ветерана Чарльза Маквэя, была трагична. За всю Вторую мировую американцы в бою потеряли около 700 кораблей, но лишь Маквэй предстал перед военным трибуналом по обвинению в преступной халатности. Несмотря на то, что штаб ВМФ США допустил кучу ошибок — разведка располагала данными об активности японских подводных сил в районе, но не поставила капитана в известность; крейсер Маквея не имел противолодочного вооружения, но тем не менее стал единственным безэскортным крейсером за всю войну; операция по спасению так и не стартовала, пока людей в воде не заметил пилот пролетавшего мимо бомбардировщика — козла отпущения сделали из Маквэя. Его разжаловали и сослали на берег. Адмирал Нимиц добился его восстановления на службе, но Чарльз Маквэй уволился в 1949. Преследуемый выпавшими на его долю несчастьями — гибелью корабля и 880 членов экипажа, обвинениями со стороны сослуживцев и родственников погибших моряков, — в 1968-ом году он покончил жизнь самоубийством из своего личного револьвера. В ноября 2000-ого года президент Клинтон и конгресс США полностью реабилитировали Чарльза Маквэя.
Ну, а в своём новом романе «Кавалеристы» (Horse Soldiers), презентация которого общественности состоится в начале мая сего года, Даг Стентон собирается раскрыть перед нами неизвестные страницы истории уже новейшей, так называемой «войны с террором».
В центре повествования — группа американских военнослужащих и сотрудников ЦРУ, которые пробираются в подконтрольные талибам районы Афганистана. Пробираются, что характерно, в целях конспирации на конях — отсюда и название. Странно, что не на ослах, ну да ладно. Что такое хорошая работа группы спецназа? Это отнюдь не скачки и ужимки рэмбо-стайл с целью оставить после себя как можно больше трупов. Группа забрасывается на территорию, стараясь как можно меньше отсвечивать, вступает в контакт с местным контингентом, собирает информацию, подкупает местных главарей боевиков. Начинается пропагандистская работа, вооружение по своим каналам местных недовольных талибаном, обучение, координация. Кстати, в этот момент Россия и США активно снабжали Северный альянс оружием и деньгами. Далее силами оппозиции, при непосредственном руководстве заброшенных спецназовцев и при поддержке авиации, наносящей точечные удары, начинается захват и освобождение Мазари-Шарифа. Но отсидеться за спинами афганских бойцов «зелёным беретам» и их коллегам из ЦРУ не удастся — сначала их ожидают мощнейшие зарубы в гористой местности на подступах к городу. Там бой американцы примут будучи в численном «недовесе» один к сорока. А во время сдачи шестисот бойцов движения талибан в Мазари-Шарифе, группа попадёт в засаду и вступит в сражение на улицах города. Реконструировать события Стентону вовсю помогало командование сил специальных операций — он имел возможность побеседовать с пилотами, спецназом, агентами, посмотреть рапорта и донесения. По отзывам, бой в городских условиях должен быть такой, что «"Чёрный ястреб" сбит» будет сбит во второй раз. Это вселяет в нас надежду увидеть ещё один шедевральный фильм про современную войну без прикрас.
Название, кстати, характерное. Американцы гордятся своей кавалерией, бережно сохраняют её историю, активно снимают про неё фильмы. Режиссёр Джон Форд, например, за свою кинокарьеру снял целых пять вестернов про кавалерию. В четырёх из них сыграл Джон Уэйн. В «Форте Апачи» (1948), «Она носила жёлтую ленту» (1949) и «Рио Гранде» (1950) развивается индейская тема. В одноимённом с книгой Стентона «Horse Soldiers» (1959) с Джоном Уэйном, Уильямом Холденом и Констанс Тауэрс действие происходит во время Гражданской войны в США. Подразделение Уэйна носится по тылам конфедератов с целью подвзорвать железную дорогу и склады. «Сержант Ратледж» (1960) уже без Уэйна описывал трудности, с которыми столкнулся сержант из «солдат баффало» — подразделений, состоящих целиком из чернокожих. Тогда ещё никакой политкорректности не было, и чёрнокожие служили отдельно. Отдельно служить и считаться за людей низшего сорта в вооружённых силах США они будут до самой Второй мировой — например, в ВВС, не хотели пускать негров. Управлять самолётами не давали — хрен знает, куда даже специально обученный негр может направить самолёт! Для представителей неправильного цвета кожи была выделена отдельная 332-ая истребительная группа, которая неплохо сражалась в небе Африки и Европы. Но о нём расскажет Шпилберг в новом фильме «Красные хвосты».
И во всеми нами любимом шедевре Копполы «Даёшь апокалипсис!» тоже ярко представлена воздушная кавалерия, сменившая лошадей на вертолёты, но не утратившая бодрости духа. Дудение в рожок перед вылетом, шляпа яростного любителя серфинга подполковника Килгора — всё это кавалерия, 1-ый эскадрон 9-го полка, получившие во Вьетнаме прозвище Headhunters («Охотники за головами»). С 15-го сентября 1965-го года участвовали в боевых действиях во Вьетнаме в качестве аэромобильных частей 1-ой кавалерийской дивизии. Принимали участие в таких важнейших операциях той войны, как битва в долине Йа-Дранг (ноябрь 1965-го, название двух сражений, является одной из наиболее ожесточённых, кровопролитных и часто упоминаемых битв Вьетнамской войны, см. фильм «Мы были солдатами»), обороне Ке-Сань (1968 г., осада оперативной базы морской пехоты Ке-Сань, снятая лишь после проведения операции PEGASUS — деблокирующей акции соединенных сил морской пехоты и 1-й дивизии воздушной кавалерии США), в провинции Бинь-Динь (в ходе операции «Irving», проходившей 2—24 октября 1966г., 1-я кавалерийская дивизия США очистила от 610-й северовьетнамской дивизии район горы Фу-Кат), и Куанг Три (1968 г., противостояние крупнейшему наступлению коммунистов — «операции Тет»). 1-ый эскадрон 9-го полка 1-ой кавалерийской (аэромобильной) дивизии оставался во Вьетнаме до 28 июня 1971 г., получив за время войны четырнадцать почётных лент (к знамени) за участие в различных кампаниях; часть трижды удостаивалась благодарности в приказе президента, пять раз — за особую доблесть. Несомненно, это была одна из лучших американских частей во Вьетнаме. По статистике, от 1-го экадрона из 9-го полка неприятель понёс половину потерь, нанесённых всей 1-ой кавалерийской дивизией. За это эскадрон и получил прозвище Headhunters, т.е. «охотники за головами». Вот такими людьми командовал подполковник Килгор.
А пока ждём, кого же Брукхаймер позовёт режиссировать «Кавалеристов» — вдруг, обкатанного в боях Ридли Скотта или Майкла Бэя?