Союз фотохудожников России и агентство «ФотоСоюз» представляют персональную выставку
Александра Калиона (Конаково, Тверская обл.) «Провинциальная Россия». На выставке вы увидите фотографии из авторских фотоальбомов «Русские. Провинция начала 1980-х» (2006 г.) и «Снова в СССР» (2009 г.).
Александр Калион родился в 1958 году на Северном Урале. В 1963 его семья переехала на Всесоюзную ударную стройку — Конаковскую ГРЭС. В 1980 г. Александр окончил Калининский политехнический институт, где и увлёкся фотографией. В том же году стал фотографом Конаковского фаянсового завода, начал участвовать в выставках разного уровня.
В 1985 г. ушёл из фотографии, став строителем в Якутии, затем предпринимателем. Но в 1998 году вернулся к фотографии. В 2006 году автор выпустил альбом «Русские…», опубликовав снятые более 20 лет назад фотографии. А уже в мае этого года вышел альбом «Снова в СССР». Вот что говорит о себе и своей работе сам автор:
Где бы ты ни был, камера всегда висит у тебя на локте, объектив подмышкой, затвор взведён, экспозиция выставлена, дистанция — три-четыре метра. Все мысли из головы выкидываешь и ждёшь, когда тебе «ёкнет». Среди серой обыденности улиц вдруг блеснёт что-то. Тут не раздумывая — клац! Сработала в голове релюшка. Потом разберёшься, проанализируешь, что к чему. Редко, очень редко так бывает, но зато, если блеснуло, если сердце подпрыгнуло — сразу бежишь проявлять плёнку, ждёшь и ищешь только этот кадр. И ещё страшно волнуешься, переживаешь: как экспозиция? попал ли в резкость? не дёрнулась ли рука? Чудно, но, как правило, рядом кадры и смазанные, и пересвеченные, а этот, нужный тебе — просто красавец.
Я тогда мало видел фотографий, не интересовался — кто, что, и, главное, «как» снимает. Не учился этому ремеслу и никого не ставил себе в пример. Один лишь автор скорректировал мое видение — это Ян Берри. После знакомства с его альбомом «Англичане» я стал царапать на обороте фотоотпечатков букву «R» в кружочке, что для меня одного было понятным: это тема «Russians» — «Русские»...
... Ключи от квартиры под половичком у двери лежали, а с соседями по лестничной площадке отмечали все праздники и дни рождения. Можно было оставить велосипед на улице на всю ночь. Мальчики и девочки ходили в детский садик самостоятельно, без провожатых. В школах строгие учителя спрашивали по совести, а за двойку вызывали краснеть родителей. Но в воздухе уже висело тревожное ожидание, было видно, что «процесс пошёл». После кончины Брежнева началась чехарда с генсеками, что-то хрустнуло в той старой машине. И люди вдруг тоже стали ломаться. Тогда я и завершил снимать серию «R».
… Фотоальбом «Снова в СССР» — взгляд в наше прошлое через призму нашего настоящего… Сегодня я далёк от мысли заставить зрителя снова сопереживать и ностальгировать по тем временам. Персонажи моих снимков живут рядом со мной, радуются, печалятся, злятся и умиляются, и редко встретишь на улице «убитое горем» страдальческое лицо — распространённый фотографический штамп, призванный разжалобить зрителя и выбить из него дешёвую слезу. «Снова в СССР» — мой ироничный взгляд на наше прошлое и настоящее, где я постарался избавиться от расхожих штампов. Ведь ирония — лучшее лекарство против лжи.
И ещё. Тема духовной связи поколений как бы предполагает классическое, и даже камерное исполнение. Напротив, мне хотелось сделать альбом ярким и динамичным по звучанию, свободным по духу и актуальным по форме. Это касается как самих фотографий в частности, так и в целом зрительного ряда. «Снова в СССР» в изобразительном смысле — не реквием. Это просто рок-н-ролл.
На «рок-н-ролл» Калиона лично я пойду обязательно. Потому что интересно.
Выставка открыта с 18 июня по 4 июля 2009 г.
Галерея «ФотоСоюз»
Москва, ул. Покровка, д.5 (ст. м. «Чистые пруды» или «Китай-город»)
Галерея открыта со среды по пятницу с 16:00 до 20:00, в субботу с 13:00 до 17:00.