Вчера новостные сайты взбудоражила новость о том, что исполнитель роли Бильбо Бэггинса в «Хоббите» режиссёра Гильермо дель Торо может быть назван уже на следующей неделе. Источники привязывали это событие к комиксоидальной конференции Comic Con, которую собирался посетить продюсер проекта Питер Джексон. Мы честно предупредили — это всего лишь слухи. Буквально только что их развеял сам Питер, сказавший пару слов киножурналу Empire:
Нет, анонсировать Бильбо мы повременим. Над актёрским составом задумываться начинаем, но пока всецело поглощены сценарием. И когда перейдём к подбору актёров, они наверняка захотят сначала глянуть сценарий, так что мы пока ваяем черновик.
Джексон также рассказал, что пока не знает, что будет режиссировать вслед за адаптацией книги
«Милые кости» (The Lovely Bones). В США премьера фильма состоится в декабре этого года, а в России показ стартует лишь 4 февраля следующего. Сейчас они с Гильермо прорабатывают (и планируют заниматься этим ещё несколько месяцев) то, что Питер назвал «группой небольших по масштабам кинопроектов». Возможно, в следующем году он сподобится поставить один из них. Нельзя также скидывать со счетов и давно облюбованную Джексоном экранизацию романа «Дракон Его Величества»/Temeraire Наоми Новик. Но всё это пока урывками, а рабочее время целиком занимает «Хоббит».
Которого, как тут выяснилось, может не быть вообще.
Британская газета The Guardian публикует
статью, которая заставит содрогнуться всех поклонников таланта Гильермо, Джексона и простых любителей Средиземья.
В ней говориться о том, что «Хоббит» может пасть жертвой судебных исков, которые семья Джона Рональда Руэла Толкиена вчинила голливудскому гиганту New Line Cinema. Наследники уже относительно давно требуют выплаты 220 миллионов долларов в качестве компенсации за невыплаченную прибыль с трилогии «Властелин колец». Теперь, ссылаясь на нарушение заключённого ранее договора, они добиваются права запрета на изготовление в дальнейшем любых фильмов по мотивам работ знаменитого родственника без их согласия.
«Если дело дойдёт до суда, мы твёрдо уверены — New Line утеряет права на "Хоббита"», — заявила Бонни Эшкенази, представляющая интересы сына Толкиена, Кристофера, а также фонд Tolkien Trust. Дело, официально названное «Кристофер Руэл Толкиен против New Line Cinema Corporation», начнёт слушаться в Верховном суда Лос-Анджелеса с 19-го октября этого года. В начале июня судья Энн Джонс отклонила ходатайство защиты о том, чтобы спор был рассмотрен ей единолично. И направила дело в суд присяжных.
История началась в 1969 году, когда Рональд Толкиен продал права на экранизацию произведений за 250 тысяч фунтов и 7,5% от прибыли. Здесь представители истца настаивают на том, что по заключённому договору права могут быть отозваны в случае его нарушения противной стороной.
Вышедшая трилогия «Властелин колец» собрала в мировом прокате и на продажах DVD сумму в 6 миллиардов долларов. Это неплохие деньги. Поделили их очень быстро и при этом наследники Толкиена оказались где-то в стороне от процесса. Они только видели пробегающих мимо с набитыми карманами людей. Впрочем, не они одни. В 2005 сам Питер Джексон подал в суд на расторопных пацанов из New Line, присвоивших часть его доли. Спор был улажен в 2007 году на условиях, которые не разглашаются. Продюсер Пол Зентц также разбирался с голливудским гигантом и отсудил свои 168 миллионов долларов.
Семья Толкиена и фонд Tolkien Trust в феврале 2008-го выдвинули иск на 220 миллионов долларов. Уладить не удалось. Оказалось, что старый контракт от 1969-го года имеет для юристов New Line и их больших боссов из Time Warner «расплывчатые термины». Например, там ничего не сказано о домашнем видео. Вот DVD тогда не было? Не было. Значит, термины расплывчатые и больше одной пятой от положенного вы не получите. Плюс, проценты от прибыли с «Двух башень» и «Возвращения короля» из-за юридических тонкостей посчитаем не согласно написанному (7,5%), а втрое меньше — 2,5%.
Теперь разъярённые наследники Толкиена потрясая мечами пошли на последний штурм Мордора и грозятся отнять у акул кинобизнеса не только деньги, но и права на экранизацию «Хоббита».
Если это произойдёт, производство фильма будет остановлено.
Остаётся надеяться лишь на то, что стороны смогут прийти к взаимовыгодному решению и интересы простых зрителей не пострадают.