Как ярый «советчик» и изощрённый экспериментатор, пользую периодически всяческую фотоэкзотику. В том числе и оптику с клеймом «Сделано в СССР». На этот раз руки дошли до объектива
Таир-11А. Вкратце — это четырёхлинзовый светосильный фикс 135мм (фактическое фокусное расстояние на пару миллиметров меньше) с диафрагмой 2.8. Таир-11А сформировал среди себя имидж объектива портретного из-за большой светосилы, но одновременно невысокой разрешающей способности. По ТУ (центр/край) — 44/24 линий/мм.
Светосильные объективы с просветленной оптикой. Снабжены ирисовой диафрагмой и устройством ее предварительной установки. Предназначались для натурной съемки удаленных предметов, портретной съемки, в особенности при недостаточном освещении, съемки групповых сцен, спортивных моментов и т.д. В 1958 г. на всемирной выставке в Брюсселе набор объективов, в который входил Таир-11, был удостоен высшей награды — «Гран-при».
На КМЗ выпускался также вариант Таир-11A — со сменным «А-адаптером», позволяющим использовать объектив с фотокамерами с резьбовыми соединениями M42x1/45,5 и M39x1/45,2.Также существовал байонетный вариант обектива для фотокамеры СТАРТ, резьбовой для соединения M42x1/45,5 — Таир-11-2 и вариант для телевизионных передающих камер — Таир-11Т.
Про адаптер и плюсы
Интересен в маркировке объектива индекс А, каковой явно указывает на тип соединения объектива с камерой посредством переходного адаптера. Для фототехники Nikon такой адаптер называется
КП/АН (просто металлическое кольцо без всяких линз). Стоит в свободной продаже примерно 800 рублей, а сам объектив выпущенный в 1984 году, удалось купить в состоянии
like new на аукционе за 2000 рублей. Это дорого, конечно, но для состоятельных парней — пыль. Кстати, может кто знает — сколько Таир-11А при СССР стоил в «Культтоварах», наверное целое состояние?
Вышеназванный адаптер КП/АН прикручивается несколькими винтиками к объективу и превращает Таир-11А в рабочий инструмент — мечту многих «фотонищебродов»: совокупные расходы на затею не дотянули и до сотни долларов. Как только Таир-11А обрёл правильный «хвост» — пустился я его тестировать. На обоих тестовых камерах (Nikon D200 и Nikon D700) линза работает задорно, фокус подтверждается мигающей в видоискателе точкой, замер функционирует корректно.
Уже некоторое время много снимаю неавтофокусными объективами, так что ничего нового лично для меня в работе с Таиром не было. Правда, поляризационный фильтр под не самую распространённую резьбу 55мм пришлось поискать, но найти удалось без особенных затей. Сам объектив выглядит очень аккуратным, надёжным, с чёткими маркировками и с приятным внешним покрытием.
Конструктивом предусмотрена встроенная выдвижная бленда. Бленда, как и сам объектив, напоминает чем-то деталь от автомата Калашникова. Такое ощущение, что в СССР, при определённых обстоятельствах, любой товар широкого потребления мог пристёгиваться к АК в сугубо мирных целях. Ну а если не к АК, то уж к автомобилю «Волга» — точно! Кстати, история утверждает — объективы «Таир-11А» и «Телемар-22» были первыми изделиями Красногорского оптико-механического завода (ныне ОАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева»), отмеченными государственным Знаком качества СССР.
Про приговор и минусы
Минусов у Таира тоже хватает: объектив довольно большой и тяжёлый. Никаких «прыгалок» у двадцатилепестковой диафрагмы нет. Но и чрезмерные неудобства при работе отсутствуют: выставил необходимое значение F колечком, а соседним колечком открыл диафрагму до упора. Чтобы посветлее в видоискателе стало. Навёлся через видоискатель, диафрагму вслепую прикрыл до нужного значения (на втором колечке имеется специальный стопор, просто переводи его из одного крайнего положения в другое) и снимай себе. Для динамичного репортажа не самый подходящий объектив, конечно, но и страшного ничего в работе с ним нет.
Контровый свет Таир-11А держит плохонько. Чуть не под тем углом встал — конец контрасту. Но если помнить об этом ограничении — получается очень даже неплохо, картинка довольно резкая на открытых диафрагмах, с непривычным лично мне почерком «бокэ».
Хотя товарищ Henri Cartier-Bresson утверждал:
«Резкость — это буржуазный предрассудок».
Приговор: годится в качестве «портретника», особенно для съёмки крупноплановых портретов. Некоторая «вялость», малоконтрастность или «белёсость» картинки при съёмке на цифровую камеру может быть запросто компенсирована в графическом редакторе. По соотношению цена-качество объектив выглядит молодцом. Или мне просто с конкретным экземпляром повезло.
В солнечный сентябрьский день поснимал Таиром маленько. Диафрагму старался держать на уровне 2.8-4, пейзажи снимал на 5.6-8. Ниже приведена ссылка на картинки, сделанные камерой Nikon D700. Снимал в NEF, после съёмки обрабатывал в графическом редакторе. Виньетирование — самодельное.
Вот такой он, объектив фотографический съемочный марки «Таир-11А», сделанный в СССР.
Все картинки в одной галерее