Немного о панорамировании

02.10.09 13:33 | Gene | 42 комментария »

Фотография

Что такое панорама? В фотографии это изображение, полученное путем объединения в один нескольких отдельных кадров, каждый из которых запечатлевает лишь часть фотографируемой сцены. Применение панорамирования оправдано в тех случаях, когда требуется особо высокодетализированное изображение, или же когда фотографу не хватает углового охвата имеющихся объективов.

Существуют специальные “сканирующие” фотоаппараты, в которых процесс получения панорамных снимков более или менее автоматизирован, но такие фотоаппараты обычно недоступны по цене даже многим фотопрофессионалам, не говоря уже о любителях. Вдобавок, они устроены по другим принципам, и обычно не позволяют снимать ничего, кроме панорам. В этой статье я постараюсь рассмотреть некоторые аспекты процесса получения панорам “обычными” зеркальными цифровыми фотоаппаратами.


Основная проблема сборки

Основная проблема, возникающая при сборке, или “склейке” панорамы — невозможность точной состыковки составляющих ее кадров, так, чтобы швы не были заметны. Отчасти это связано с применяемым софтом (рассмотрение которого выходит за рамки статьи), но в первую очередь, зависит от трех факторов:

1. точность позиционирования камеры в момент съемки
2. cкорость получения серии кадров для последующей панорамной склейки
3. особенности примененной оптики


Рассмотрим первый пункт подробно, а потом пройдемся по оставшимся.

В случае однорядной панорамы (т.е. составленной из линейной, чаще всего горизонтальной последовательности кадров) после каждого снимка требуется повернуть камеру, скажем, по часовой стрелке на фиксированный угол так, чтобы соседние снимки имели достаточную область перекрытия — обычно 1/3 кадра. Слишком большое перекрытие нежелательно, так как приводит к неоправданно высокому количеству кадров. Основной вопрос, он же камень преткновения, заключается в следующем: где та ось, вокруг которой фотоаппарат надо поворачивать?

Многие этим вопросом вообще не задаются и снимают панорамы с рук. Такой способ съемки, естественно, не позволяет говорить о какой-либо точности, однако иногда оправдан, если сцена включает в себя только очень далекие объекты — например, горную гряду. Относительно таких объектов положение самого фотографа, его фотоаппарата и оси вращения фотоаппарата совпадают с пренебрежимой погрешностью. Она почти не проявляет себя в процессе склейки. Однако, чем ближе к фотографу находятся снимаемые предметы, тем больше эта погрешность дает себя знать.

Ситуация усугубляется тем, что в большинстве снимаемых сцен имеется передний план, относительно которого погрешность всегда выше допустимой. Я думаю, никому не надо доказывать, что съемка с рук может "сработать" только до поры до времени, для очень ограниченного числа сцен, и что для обеспечения приличной и стабильной точности панорамирования так или иначе необходим устойчивый штатив. Однако, к сожалению, одного штатива оказывается мало.

Некоторые считают, что для точного перспективного совпадения кадров фотоаппарат достаточно вращать по оси, пересекающей оптическую ось объектива. Это условие необходимо, но вовсе не достаточно. Ось вращения при панорамировании должна не только пересекать оптическую, но и быть перпендикулярна ей — иначе перспективные искажения в верхней и нижней части снимков будут отличаться, и панорама сможет собраться только в виде арки (а не прямоугольника, как это обычно требуется), причем со значительной потерей информации. А самое главное — ось вращения должна пересекать оптическую не где-нибудь, а в единственной точке, которая определяет так называемый оптический центр объектива — иначе говоря, в его нодальной точке.


Нодальная точка

Что такое нодальная точка? Вместо того, чтобы углубляться в сложные определения и формулы, давайте проведем мысленный эксперимент. Представьте, что мы стоим рядом с забором из сетки-рабицы, за которым расстилается некий пейзаж — лес, поля, дома. Поднесем к глазу фотоаппарат. Теперь мы наблюдаем в видоискателе одновременно и сетку, и пейзаж (для облегчения нашей задачи можно прикрыть диафрагму для большей глубины резкости). Запомним, в каких местах проволока сетки пересекает элементы пейзажа, и чуть повернем камеру. Мы обнаружим, что сетка (наш передний план) сместилась относительно пейзажа, и теперь проволока пересекает другие его элементы!

Сетка в данном примере использована для наглядности, но та же ситуация будет со всеми прочими объектами сцены. Ближние сместятся относительно дальних; сцена от кадра к кадру будет трехмерно перестраиваться. Последующая склейка окажется невозможной, каким бы продвинутым софтом фотограф ни пользовался. Почему это происходит, где зарыта собака? Собака зарыта в нодальной точке. Это именно та точка, через которую должна проходить ось вращения фотоаппарата, чтобы при панорамировании на всех снимках все дальние и ближние объекты сохраняли свое взаимное положение.

У каждого объектива (точнее, у каждой системы объектив-фотоаппарат) есть такая точка, и она всегда находится на его оптической оси, а вот где конкретно — довольно сложный вопрос, определяемый оптической схемой конкретного объектива. Чаще всего она сидит внутри объектива, но бывает, что и “висит в воздухе” позади или (изредка) впереди него. У обьективов с изменяемым фокусным расстоянием эта точка перемещается по оптической оси в зависимости от положения зума. Мало того, даже у стандартных линз с фиксированным фокусным расстоянием нодальная точка иногда “плавает”, завися на этот раз от положения фокусировки. Несмотря на все эти сложности, для успешной съемки панорам найти нодальную точку необходимо, хотя бы для самых часто используемых объективов и их установок.

Сделать это легче всего опытным путем. Нам понадобится штатив с вращающейся панорамной платформой. Обычная шаровая штативная голова со встроенной так называемой панорамной базой нам не подойдет, так как камера в общем случае располагается под углом к базе (собственно, функция шара и заключается в обеспечении этого угла). Нас устроит вращающаяся платформа, расположенная над штативной головой и жестко соединенная с ее шаром, которая позволяет закреплять камеру строго под нулевым углом к себе (в качестве оной я лично использую, и всем рекомендую, PCL-1 от компании Really Right Stuff. Она дорогая, но качественная). Также нам потребуется возможность двигать аппарат вдоль оптической оси — для этой цели идеально подойдут фокусировочные рельсы, а если их нет, просто длинная Arca-совместимая платка, привинченная к камере и ориентированная вдоль оси объектива.

Собрав систему, установим ее рядом с открытым окном так, чтобы из окна были видны далекие объекты — здания, деревья. Натянем от подоконника до карниза вертикально нить, желательно черного цвета, чтобы была лучше заметна на фоне пейзажа. Если надо, подвинем штатив с аппаратом так, чтобы через видоискатель аппарата были хорошо видны и нить, и пейзаж. С помощью пузырькового уровня, встроенного в панорамную платформу, настроим горизонт. Сфокусируем наш объектив вручную на дальних объектах (автофокус отключен). Теперь будем вращать аппарат на платформе, следя за тем, в каких точках наша нить пересекает пейзаж. Двигая аппарат вперед-назад с помошью платки или рельсов, добиваемся, чтобы при вращении нить оставалась в одинаковой позиции относительно дальних объектов (скажем, всегда пересекала вон ту телевизионную антенну вон на том доме).

Добились? Вуаля — нодальная точка найдена. Она находится там, где “правильная” ось вращения аппарата, только что нами обнаруженная, пересекает другую ось (оптическую), которая параллельна объективу и проходит через центр его зрачка. Теперь можно отмаркировать нашу платку или рельсы и запомнить, какому объективу (и каким настройкам зума/фокуса) данная отметка соответствует.


Панорамная насадка

Таким образом, для качественной съемки однорядных панорам необходимо и достаточно иметь вращающуюся панорамную платформу на голове штатива и возможность закреплять на ней фотоаппарат под нулевым углом с некоторым экспериментально вычисленным смещением вдоль оптической оси. Зная и используя нодальную точку, можно добиться гораздо лучшей совместимости кадров панорамной серии. С полученным таким образом сырым материалом легко справляется любой панорамный софт, позволяя получить практически бесшовные изображения при минимальной ручной коррекции, даже если снимались близкие объекты (например, в помещении). Но особую важность эта точка приобретает при съемке более сложных панорам — многорядных. (Частным, экстремальным вариантом такого типа является т.н. сферическая панорама, охватывающая целиком все пространство вокруг фотоаппарата.) Для получения таких панорам требуется не одна, а две оси вращения, которые должны:

- быть перпендикулярными оптической оси

- проходить через нодальную точку


Проще говоря, закрепленный на штативе фотоаппарат должен уметь крутиться во все стороны: вверх, вниз, вбок — но так, чтобы центр, относительно которого он крутится, совпадал с нашей единственной и неповторимой нодальной точкой. А чтобы обеспечить точность позиционирования по обоим угловым координатам, оси вращения еще должны

- быть перпендикулярными друг другу

Соблюсти эти условия одновременно — довольно нетривиальная техническая задача. Даже с одной осью нам пришлось помучиться, а тут их две! Поэтому для съемки многорядных панорам используются специальные панорамные насадки, которые позволяют закрепить камеру на штативе и вращать ее в двух угловых измерениях, удовлетворяя перечисленным условиям. В большинстве случаев это громоздкие и весьма дорогие фотопричиндалы (хорошие — от 1000$ и выше, масса от полутора килограмм). Мне удалось придумать модульную конструкцию полнофункциональной панорамной насадки, почти все составляющие которой могут использоваться в качестве самостоятельных, полезных устройств. Эти устройства и так всегда лежат в фоторюкзаке — таким образом, экономятся не только деньги (много денег!), но также место и вес. Вот как она выглядит:

Единственная деталь этой конструкции, не применяемая больше нигде — это стальной уголок для ванной, купленный в хозяйственном магазине за 4 доллара. Прочие детали — макрорельсы, панорамные платформы и Arca-совместимые платки — все мною активно используются по отдельности для разных фотографических целей.

Потратив столько места на обсуждениие нодальной точки, кратко остановлюсь на втором и третьем пунктах, упомянутых в начале статьи.


Скорость в панорамировании

Почему скорость съемки важна для панорам? Да потому, что мир не статичен, в нем постоянно происходят изменения: подул ветер, поплыли облака, село солнце (разумеется, мы сейчас не говорим про съемку в помещении при искусственном свете — это довольно редкий частный случай). Изменения эти часто не регистрируются нашими пятью чувствами, если происходят относительно медленно, но фотоаппарат всегда четко их фиксирует. Чем больше времени проходит за время сьемки панорамы, тем больше накапливается изменений в природе, в снимаемой сцене, и тем сложнее потом совмещать полученные кадры. Если этих кадров 3-4 и они расположены в один ряд, их можно отщелкать секунд за 8 — срок небольшой, но вполне достаточный для того, чтобы “идеального” совмещения уже не получилось во многих случаях. А если речь идет о многорядной панораме, в которой кадров в 10 раз больше? Тут скорость съемки особенно критична.

Как практически увеличить эту скорость не в ущерб качеству? Один из “секретов” — тщательная предварительная подготовка. Очень помогает заранее осмотреть через видоискатель всю снимаемую сцену, определить максимумы и минимумы освещенности, настроить объектив на усредненное гиперфокальное расстояние (естественно, в ручном режиме фокуса), определить угол, на который следует поворачивать камеру, чтобы соседние кадры перекрывались в нужной степени (в случае многорядной панорамы оба угла: вертикальный и горизонтальный), а также подсчитать количество поворотов камеры, требуемое для полного охвата сцены. Настроив фотоаппарат и штатив, можно приступать к съемке: теперь можно не смотреть в видоискатель вовсе, а только отсчитывать градусы поворота по шкалам панорамных платформ. Это серьезно ускоряет процесс. Некоторые панорамные насадки имеют встроенную систему, издающую щелчки при повороте на заданный или фиксированный угол, что еще больше облегчает задачу (к сожалению, PCL-1 к ним не относится).


Пара слов о применяемой оптике

Для панорам лучше всего подходят фикс-фокалы с минимальным виньетированием и геометрическими искажениями. К сожалению, идеальных в этих отношениях объективов нет, особенно среди широкоугольников, наиболее часто используемых в панорамной съемке. Часто, однако, упомянутые искажения можно компенсировать постфактум, при обработке, облегчая тем самым задачу склеивающему софту. Зумы, даже качественные, для съемки панорам подходят меньше по следующим причинам:

1. Нодальная точка у них сильно “плавает” и зависит как от положения зума, так и фокуса.

2. Первичные геометрические искажения у зумов, из-за более сложной оптической схемы, чаще отягощаются искажениями второго и третьего порядков. Для правильной коррекции таких искажений нужно знать нюансы оптического поведения конкретной линзы в зависимости от ее установок, которое описывается сразу несколькими кривыми. Соответственно, требуются более сложные математические операции, многим корректирующим программам недоступные (PTLens приятное исключение из этого правила, но к сожалению, тоже не всегда справляется).

Счастливого панорамирования, и спасибо за внимание.

Gene

Примечание редактора:

Удивительный сайт Gene о макрофотографии. Для повышения квалификации к изучению обязателен.

www.genesdigest.com

Слушай подкасты на Яндекс.Музыка

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать создание сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 всего: 42

pell
отправлено 02.10.09 14:05 # 1


Кому: Gene

На картинке Canon EF 50mm f/1.4 USM. У него при фокусировке линзовый блок елозит взад/вперёд. Нодальная точка, соответственно, тоже? Не проверял, насколько сильно это влияет?


Gene
отправлено 02.10.09 14:13 # 2


Кому: pell, #1

Не было необходимости, подсчитал один раз для стандартного "пейзажного" гиперфокального. С ним и изображен.


stabvenom
отправлено 02.10.09 14:39 # 3


Кому: Gene, #2

Gene, здесь так же хотелось бы поблагодарить за удивительные снимки и чрезвычайно полезные советы!

Тим


Gene
отправлено 02.10.09 14:42 # 4


Кому: stabvenom, #3

Спасибо!!


taroBAR
отправлено 02.10.09 15:17 # 5


Когда приходилось снимать панорамы, никогда штатива под рукой не было. В редакторе геморроя много после этого, да и правка искажений негативно сказывается на фотке.


Kaktoos
отправлено 02.10.09 16:32 # 6


Кому: Gene, #4

Очень познавательно, спасибо!


Steeler
отправлено 02.10.09 16:45 # 7


Для парней попроще - панорамную насадку можно сделать из фанерки.

вот моя:
http://gallery.greedykidz.net/get/785869/diy_pano_head.jpg


norkorn
отправлено 02.10.09 16:53 # 8


Кому: Gene

Ничего не было сказано о процессе соединения отдельных фото в панораму.
Вы делаете это самостоятельно или с помощью специального ПО?


Gene
отправлено 02.10.09 17:10 # 9


Кому: norkorn, #8
>Ничего не было сказано о процессе соединения отдельных фото в панораму.

Ничего об этом не сказано, потому что это отдельная большая тема. Статья только затрагивает некоторые (далеко не все) аспекты собственно съемки, о которых меня когда-то просили рассказать.

>Вы делаете это самостоятельно или с помощью специального ПО?

Делаю самостоятельно при помощи специального ПО! :)


KSergey
отправлено 02.10.09 17:15 # 10


Супер! Спасибо.


dead_Mazay
отправлено 02.10.09 17:26 # 11


Очень познавательно, спасибо.
Даже не буду спрашивать - Гоблен, сколько тибе заплотили???


Равилич
отправлено 02.10.09 18:02 # 12


Кому: norkorn, #8

> или с помощью специального ПО?

PTGui - очень хороший.


pell
отправлено 02.10.09 18:33 # 13


Кому: Gene, #2

Наконец-то рассмотрел конструкцию. Сдвиг камеры назад обеспечивается платкой, наживлённой в верхний PCL-1. Платка на фотографии стоит торцом к нам, ориентирована «вглубь» снимка. Правильно?


Adolf
отправлено 02.10.09 19:02 # 14


Я часто снимаю панорамы с рук. Понятно, что качество нехорошее, но я не претендую. Для склеивания фотографий я использую программу Panorama Maker 3. Она как-то продавалась в комплекте с фотоаппаратом, так ею и пользуюсь. Пробовал другие программы -- отстой. Или склеивают неправильно, или здорово видны границы кадров. Не знаю, как обрабатывает фотографии Panorama Maker, но чаще всего все, что от тебя требуется, это правильно иногда расставить ключевые точки для склеивания снимков, когда она ошибается, но это редко. Обычно она сама все правильно понимает. Только надо, действительно, фотографировать таким образом, чтобы от половины до трети кадров пересекались. Тогда и загибы не сильно видны, и программа не ошибается.
Вот пример панорамы, снятой с рук: http://www.valar.ru/upload/jpg/1009/20050821_27___.htm


Gene
отправлено 02.10.09 19:18 # 15


Кому: pell, #13

Правильно. Горизонтальная и вертикальная оси вращения перпендикулярны и пересекаются. Совместить их точку пересечения с нодальной позволяет эта самая платка, она и отмаркирована. Она производства Acratech, изначально предназначалась для lens collar, длина 75мм, имеет торцевой выступ, позволяющий легко гарантировать ее перпендикулярность с накамерной L-plate (если просто прижать и закрепить одним винтом с резьбой 1/4"х20). Вообще сбоку крепить не обязательно (к слову, о необходимости боковой штативной резьбы на L-plate), можно снизу -- но тогда дефолтной ориентацией камеры станет портретная, и все расстояния между креплениями придется пересчитать заново. Я выбрал стандартную ориентацию по двум причинам: во-первых, экран читать легче, во-вторых, кистевой ремень не цепляется ни за что. Но, честно говоря, это не такие уж существенные факторы.


Isengard
отправлено 02.10.09 20:06 # 16


Кому: Равилич, #12

> > PTGui - очень хороший.

опередил!

панорамы снимаю не часто, но то как эта программка "склеивает" - понравилось. единственное, могла бы работать быстрее.


jarrito
отправлено 02.10.09 20:25 # 17


шикарно

как раз сейчас панорамы выращиваю


Саша из Москвы
отправлено 02.10.09 21:42 # 18


Заметка прекрасна, изложено толково. Понравилось, что все конкретно тут недорогое. Я сам занимался когда-то вопросом, хотел заняться панорамной съемкой, но на оборудование грОшей в конце-концов не хватило и отбить не думаю что получилось бы.

Есть популярный сайт с упомянутыми сферическими панорамами:

http://www.360cities.net/area/world

Вот например из популярных там панорам:

http://www.360cities.net/image/iemanja-at-copacabana-beach

Тут запредельное количество людей вокруг, без идеально установленной нодальной точки такое не снять. Подозреваю что у многих тамошних авторов очень серьезные шативы.


ФВЛ (FVL)
мега-камрад
отправлено 02.10.09 22:33 # 19


Эх а я все по старинке - "Горизонт" в руки, уровень, ручка - и погнали наши городских

Для души хватает :-) http://www.zenit.istra.ru/archive/photos/horizon/fvl-bagration-bridge.jpg


pell
отправлено 02.10.09 22:35 # 20


Кому: Gene, #15

> во-вторых, кистевой ремень не цепляется ни за что

Во, это ценное наблюдение. Сам не догадался бы, пока на эти грабли не наступил бы. Thnx.


taroBAR
отправлено 02.10.09 23:33 # 21


Тоже свою панораму захреначу: (осторожно, 2 мегабайта)

http://i038.radikal.ru/0910/9c/ba6fdb59d2ac.jpg

Cнято с рук, увы.


taroBAR
отправлено 02.10.09 23:37 # 22


Кому: ФВЛ (FVL), #19

> http://www.zenit.istra.ru/archive/photos/horizon/fvl-bagration-bridge.jpg

Это около московских меганебоскребов? :)

Я там тоже с фотоаппаратом крутился, ничего толкового не получилось. Лежит до сих пор панорама несклееная всего комплекса.


ФВЛ (FVL)
мега-камрад
отправлено 02.10.09 23:39 # 23


>Это около московских меганебоскребов? :)

Угу - мост "Багратион" - один из самых панорамных объектов Москвы... Дурь - а на панорамах клево выходит... Особенно изнутри.


yohoho
отправлено 03.10.09 03:55 # 24


Статья интересная, спасибо. Но стоит заметить, что последние две версии фотошопа сильно продвинулись в монтаже панорам. И снятая с руки даже многорядная панорама легко собирается на автомате без склеек, подгоняя и свет и насыщенность.

А как-то раз в студии, собирали для одного фильма, вид районов Москвы и Питера, в виде съемок со спутника. Потом типа "пролет камеры из космоса" делался.:) Так вот, примерно по 50 принтскринов "на глазок" с программы Google Earth, фотошоп съел и не поперхнулся.

Еще часто использую фотошоп для сборки вертикальной панорамы, как борьба с заливкой неба (Я ламер с мыльницой, полярика нет. Хотя и полярик не всегда помогает).
Делаешь снимок с залитым небом и нормальной землей, потом камеру чуть поворачиваешь вверх камеру и делаешь второй снимок с нормальным небом и затемненной землей. Фотошоп по каким-то алгоритмам, вырезает именно нужное. Склеивая землю из первого кадра с небом со второго.


Shippper
отправлено 03.10.09 09:47 # 25


Кому: Gene, #2

Спасибо, очень познавательно.


plvtor
отправлено 03.10.09 11:19 # 26


Кому: yohoho, #24

> А как-то раз в студии, собирали для одного фильма, вид районов Москвы и Питера, в виде съемок со спутника. Потом типа "пролет камеры из космоса" делался.:) Так вот, примерно по 50 принтскринов "на глазок" с программы Google Earth, фотошоп съел и не поперхнулся.

Называется "придумать проблему и героически ее преодолеть".

Есть программа mapbuilder. Задаешь координаты, увеличение и она сама через гуглемапс выкачивает блоки изображений, а затем стыкует их в одну картинку.


Isengard
отправлено 03.10.09 12:02 # 27


из того что было "под рукой". снималось с рук - s5is.

сборка из 6 кадров:
http://i073.radikal.ru/0910/4e/b91fc65bf6a0.jpg

сборка из 10(?) кадров:
http://i028.radikal.ru/0910/8e/0b09f2872b06.jpg

всё собиралось в PTGui.


pell
отправлено 03.10.09 13:48 # 28


Кому: Isengard, #27

Мега-хинт про съёмку и сборку панорам — перед съёмкой панорамы снимаешь палец, часы или ладонь (что удобней), после — радикально-ч0рный кадр (прикрыв крышечкой объектив). При склейке проблема определения количества кадров на панораму не стоит.


yohoho
отправлено 03.10.09 14:54 # 29


Кому: plvtor, #26
> Называется "придумать проблему и героически ее преодолеть"

Не возможно взять о всех программах в мире, амиго. Ну потеряли один час, не проблема.


rezcho
отправлено 05.10.09 10:04 # 30


Кому: Steeler, #7

> панорамную насадку можно сделать из фанерки

наш человек!


Adan
надзор
отправлено 05.10.09 11:59 # 31


А еще есть панорамный фотоаппарат "Горизонт". Стоит около 200-300$.


Mop94ok
отправлено 06.10.09 19:42 # 32


http://deduh.com/?p=1329

неплохой видеокурс по работе с панорамными изображениями. для начинающих интересно. курс на инглише. кому надо - поймет без проблем.


mihailp
отправлено 06.10.09 21:52 # 33


Камрады, а что скажете про такую панорамку: http://gallery.greedykidz.net/mihailp/photo/_Group+2_-DSC04734_DSC04742-9+images.jpg.html

?


nk
отправлено 06.10.09 23:04 # 34


Кому: mihailp, #33

> Камрады, а что скажете про такую панорамку:

горизонт завален.

и между самолетами в небе непонятная конструкция - крыша? но она как-то странно обрывается.


mihailp
отправлено 07.10.09 09:15 # 35


Кому: nk, #34

> и между самолетами в небе непонятная конструкция - крыша?

Кафешка.


Mighty Mamont
отправлено 08.10.09 07:50 # 36


Спасибо, здоровски.


EI
отправлено 08.10.09 12:04 # 37


Как всегда - в избранное


Beaths
отправлено 11.10.09 07:25 # 38


Кому: Gene

Спасибо, камрад! Как всегда очень круто.


Ибис
отправлено 11.10.09 20:06 # 39


Кому: yohoho, #24

> Еще часто использую фотошоп для сборки вертикальной панорамы, как борьба с заливкой неба (Я ламер с мыльницой, полярика нет. Хотя и полярик не всегда помогает).
> Делаешь снимок с залитым небом и нормальной землей, потом камеру чуть поворачиваешь вверх камеру и делаешь второй снимок с нормальным небом и затемненной землей. Фотошоп по каким-то алгоритмам, вырезает именно нужное. Склеивая землю из первого кадра с небом со второго.

О, камрад, а как именно это в фотошопе склеивать автоматом? А то я вручную мучаюсь.


pell
отправлено 12.10.09 07:35 # 40


Кому: Ибис, #39

> а как именно это в фотошопе склеивать автоматом?

Menu/File/Automate/Photomerge


yohoho
отправлено 15.10.09 01:36 # 41


Кому: Ибис, #39

> О, камрад, а как именно это в фотошопе склеивать автоматом? А то я вручную мучаюсь.

Все предельно просто, жми file -> automate -> photomerge
Там дальше разберешься, буквально картинками нарисовано. Но желательно версию фотожопа CS4. В ранних версиях это плохо работало.


ludenus
отправлено 30.10.09 23:53 # 42


Нодальная голова действительно нужна при съемке интерьеров, но при съемках панорам с пейзажами (даже если есть передний план) во подавляющем большинстве случаев (95%) не нужна. В этом можно убедиться самому, сняв пейзажную панораму с рук любой мыльницей и склеив панораму в autopano pro с использованием smartblend при склейке. Если кому лень клацать фото самому, то вот пример моей панорамы три ряда по пять кадров, снято с рук
http://img-kiev.fotki.yandex.ru/get/3806/ludenus.12/0_17ced_ccc249c6_orig

Если этого недостаточно, то есть товарищ Скоблов, который убедительно и наглядно это подтвержждает своими работами http://skoblov.livejournal.com/ и утверждает это прямым текстом например здесь в комментариях http://pavel-kosenko.livejournal.com/156966.html?thread=1038391



cтраницы: 1 всего: 42



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк