Про Данию и датчан

12.10.09 02:10 | Smirnoff | 195 комментариев »

Путешествия

Уже более двух лет живу в королевстве Датском, с целью получения академической степени бакалавра. По природе я человек любопытный, мне все интересно, посему интересных фактов почерпнул немало, есть что рассказать. Сам я паренек балтийский, родился и детство провел в Риге. С российскими реалиями знаком, в основном, через интернет, т.к. телевизор не смотрю уже года три.


Страна

Не буду совсем уж уподобляться справочнику и описывать гимн, герб и государственный строй (а он, кстати, приближен к развитому социализму, ниже опишу почему). Но представлю несколько фактов, которые мне кажутся важными.

Дания государство маленькое, материковая часть представлена полуостровом протяженностью в самом широком месте около 60-ти километров. Т.е., от Балтийского моря к Северному реально пройти пешком за день. Крупных лесов в стране нет, что являлось большой проблемой для партизан во время войны. Здесь постоянно дует ветер, иной день скорость его доходит до ураганной величины около 30-ти метров в секунду. Если ветер дует в лицо, то становится трудно дышать; если дует в бок, то неопытные наездники падают с велосипедов. Снег в этой Скандинавской стране выпадает редко и лежит недолго, хорошо, если одну неделю в год. Снегоуборочную технику ради одной недели никто не закупает, поэтому когда снег таки выпадает, город вымирает.

Население — 5 с половиной миллионов, каждый четвертый датчанин живет в столице. Я проживаю в Орхусе, втором по величине городе, который еще называют «самый большой малый город в мире» (и это не имеет никакого отношения к Fallout`у). Гор в Дании нет, но страна очень холмистая. Орхус устроен так: центр в низине у моря, а пригороды и спальные районы на холмах вокруг него. Перепад высоты — десятки метров. Тем, кто работает в центре, очень удобно ехать утром на работу на велосипеде (я доезжал быстрее автобуса), а вот возвращаться вечером домой — не очень.

Велосипед здесь — это полноценный транспорт. Все крупные улицы оборудованы велосипедной дорожкой (между проезжей частью и тротуаром), велосипедными светофорами и велосипедными же стоянками. К велосипедам цепляют прицеп и возят в них продукты из магазина и детей в детский садик. Или цепляют сзади маленький велосипед без переднего колеса, и ребенок крутит педали наравне с родителем, но не имея возможности рулить. Велосипед здесь есть почти у каждого, своего первого двухколесного друга я нашел споткнувшись об него, когда возвращался домой пешком рано утром.


Минимальный подоходный налог для рядового гражданина составляет 38 процентов заработной платы. Работая на двух работах можно платить до 60-ти процентов своих кровных денег. Зато образование (включая высшее) и медицинское обслуживание бесплатно. Хотя и не без исключений, затраты на услуги дантиста исчисляются тысячами долларов США. Подозреваю, что и косметическая хирургия здесь за деньги, хотя вопросом не интересовался. Но, например, я уже 2 раза имел дело с местной системой здравоохранения (один раз даже недолго лежал в больнице) и оба раза не заплатил не кроны. Это при том, что я не гражданин и имею лишь временный вид на жительство.

Каждый студент получает стипендию от государства (но есть еще и частные), независимо от того, как он учится. А если он перед обучением еще и прошел службу в армии, то у него особая армейская стипендия. А если он еще и побывал в горячей точке (сейчас на выбор Ирак, Афганистан и Косово), то он очень обеспеченный молодой человек, могущий себе позволить купить машину, налог на которую — 180 процентов от ее стоимости (это не опечатка). При этом 70 процентов налогов оседает в бюджете местного муниципалитета. Из коммунальных платежей отдельно платят только за электричество и отопление. Вода — бесплатна, причем из крана течет питьевая. Вот и получается, что датчане построили что-то, очень напоминающее социализм.

Сельское хозяйство в стране очень развито. Свиней в пять раз больше людей, что позволяет экспортировать до 25-ти миллионов тонн свинины в год, ощутимая часть которой идёт в Россию.


В Орхусе есть даже фонтан в виде свиноматки с семью поросятами, один из которых периодически писает.

Вторая важнейшая составляющая экономической мощи страны — мореходство. Датчане знают в нем толк, не случайно на долю маленькой Дании приходится 12 процентов мирового объема морских грузоперевозок, и крупнейший оператор контейнерных перевозок мира Maersk базируется в Копенгагене.

Старейший и один из крупнейших производителей ветряных мельниц — датский Vestas, а у многих европейцев дом обогревается радиаторами производства Danfoss. В общем работать датчане умеют, а некоторые даже любят, что позволило им построить нормальную европейскую страну.


Люди

Как и в любой нормальной европейской стране граждане здесь очень разные. И живут, интересуются, верят и одеваются они по-разному. Некоторая молодежь выглядит так, что хочется выколоть глаза, после того как их увидел. Заправленные в носки штаны фасона «обосрался и иду», спущенные до середины ягодиц, куртка с меховым капюшоном и перчатки грузчика — выбор датских юношей. Панки и металлисты встречаются довольно редко, эмо и других неформалов не видел вообще.

В стране, где варят «наверное, самое лучшее пиво в мире», грех будет его не выпить. Чем датчане и занимаются в свободное время с большой охотой. Совершенно обычные, прилично одетые люди употребляют парочку другую банок/бутылок в поезде, а иной раз даже в автобусе. Когда увидел, протер глаза, ибо не поверил. Стандартная тара в Дании — 0,3 литра. Бутылки и банки можно сдать в любом супермаркете и получить обратно вплоть до шестой части стоимости напитка. Молодежь, естественно, на пиве не останавливается, в пятницу и субботу повсеместно встречаются шатающиеся девушки и блюющие юноши. Пьяные драки отсутствуют, а песнопения присутствуют.



Как на это смотрит полиция? Не знаю, полицейского в этой стране видел вблизи ровно 2 раза. Кошелек ношу в заднем кармане, не боясь, что у меня его от туда вынут.

Датчане очень мобильны, и это выражается не только в количестве велосипедов. Датские поезда — самые поездатые поезда из тех, что мне встречались. В них есть розетки, шторы от яркого солнца, регулируемые мягкие кресла и туалеты, в которых содержимое пассажиров накапливается в специальных контейнерах, а не выливается на шпалы. Пол в вагонах застлан ковролином, а между станциями проводник предлагает приобрести горячие напитки, закуски и свежие газеты. Поездом я пользуюсь 4 дня в неделю, поэтому комфорт и точность расписания могу оценить по достоинству.

Кстати о газетах: на крупных остановках автобусов и в общественных местах можно найти четыре ежедневные бесплатные газеты. Это в городе с населением в 300 тысяч человек.

Помимо поездов в стране есть отличные дороги, а своими мостами датчане могут по праву гордиться. Если датский провинциал захочет посетить свою столицу, он воспользуется третьим длиннейшим в мире мостом Большой Бельт.

Нормальный датчанин занимается одним, а то и двумя разными видами спорта. Не считая бега по утрам (или по вечерам). Для этого есть все условия. Бассейны и спортзалы за смешную арендную плату, различные клубы и кружки, спортплощадки и муниципальные игровые поля с отличным газоном.


Многие пользуются, несмотря на любовь к выпивке и вечеринкам. Вообще, датское правительство создает впечатление невменяемого, ведь оно действительно заботится о гражданах, а не строит музеи оккупации. Контраст с Латвией ужасает.

Язык

Алфавит датчане используют латинский, при этом имеют три свои особенные буквы, которые для удобства ставят в конце:

Æ — произносится как русская «э»,
Ø — похожа на русское «ё»,
Å — чистое «о».

Используют эти буквы довольно редко, примерно в каждом 12-ом слове.

Известен так называемый Скандинавский феномен. Заключается он в том, что большинство жителей Скандинавии способно изъясняться по-английски. Определенной причины этому нет. Частично это связано с тем, что в школах иностранный язык серьезно изучают, частично с тем, что англоязычные фильмы в кинотеатрах и на телевидении не дублируют, а снабжают субтитрами, да и сильны еще в Европе отголоски войны. Также существует мнение, что английский датчане учат потому, что их собственный датский настолько уродский, что им надоедает всю жизнь ломать язык и совершать артикуляционные кульбиты.

Но это только на первый взгляд. При внимательном рассмотрении датский очень похож на английский, и в этом нет ничего странного, если вспомнить такого персонажа, как Кнуд Великий и его колоритного отца. На поверку несколько слов, произношение которых очень похоже, или практически одинаково (английское слово — датский перевод):

hi – hej
hand – hånd
again – igen
go – gå
dance – dans
high – høj

Послушать произношение можно на этом сайте, нужно вбить слово на русском в пустую строку наверху и воспользоваться кнопкой «Søg», появится датский перевод и кнопочка рядом со словом, нажав на которую, можно прямо в браузере услышать произношение. Для русского уха довольно забавно звучат по-датски слова «огурец» и «канализация». Есть у меня один знакомый, который утверждает, что датское слово «torv» (площадь) произошло от русского «торг», ибо ранее на площади обычно торгом и занимались.

Одновременно с этим, датский имеет много сходства и с немецким языком, в основном грамматически. Ещё 50 лет назад датчане все существительные писали с прописной буквы, как и немцы до сих пор. Ну и, конечно, шведы, норвежцы и отчасти исландцы понимают датскую речь так же хорошо, как русские понимают белорусов. Норвежский нюнорск вообще основан на датском.

Отношение к другим

Как и любой самобытный народ, датчане ненавидят своих ближайших соседей. Немцы для них — это такой сильный и злобный старший брат, который вечно норовит обидеть и что-нибудь отнять. Драться с ним бесполезно, а вот посмеиваться и творить мелкие пакости — запросто. Норвежцы — это недоразвитые инфузории, которые даже рыбу ловить толком не умеют, качают датскую нефть (величайшее дипломатическое фиаско Дании — отдать морские территории во владение Норвегии, где через пару лет обнаружили залежи нефти) и не вступают в ЕС. Финны вообще нелюди, с корявым языком и ужасными манерами. Для того, чтобы даже по ошибке не ставить их в один ряд с датчанами (иногда Финляндию ошибочно причисляют к скандинавским странам) был придуман термин «Nordic Countries». Но хуже их всех — это шведы. Швеция — толстая и уродливая тёща, которая отравляет тебе всю жизнь одним только своим присутствием, но от которой никуда не деться, ведь живете вы в одной квартире.

Возникает вопрос: кого же тогда датчане любят, ведь нельзя же всех ненавидеть? Самые теплые отношения у датчан с британцами. Язык, культура, менталитет — все это близко и понятно датчанам с детства. Если пьяного шведа или немца, дебоширящего в общественном месте, окружающие пристыдят, то на англичанина постараются не обратить внимания.

А какое же отношение к нашему брату? Спешу обрадовать, в основном хорошее и почтительное. Причин несколько, ведь мать последнего русского императора Мария Фёдоровна являлась датской принцессой. Ведь это красная армия освободили Данию от немецких оккупантов. Ведь это коммунистическая партия была здесь так сильна в послевоенное время.

Да, Дания — член НАТО, но воевать с СССР они никогда не собирались. Лет 30 назад был такой датский политик, который считал, что Дании не нужна армия, ей нужен один офицер, который мог бы по-русски сказать фразу: «Мы сдаемся!» К противостоянию в холодной войне датчане относятся с юмором. Один из наших преподавателей — бывший военный — однажды с улыбкой заметил на занятии в нашем русско-болгарско-польском классе: «Если бы мы открыли эту программу 20 лет назад, то вы бы здесь не учились».

И как приятно прийти 9-го мая на городское кладбище и увидеть там свежие цветы у могилы советским воинам. Один мой знакомый датчанин недавно удивил меня, заявив, что если бы ему надо было покинуть родину и выбрать между Россией и США, он бы выбрал Россию.

И напоследок о приятном. Приехав в Данию, я несколько раз встречал на дорогах и парковках автомобиль «Жигули» с датскими номерами. Сначала я подумал, что мне показалось, но потом понял, что нет. А недавно я даже на одном ездил.

Знакомый приобрел ВАЗ-2101. Естественно я его спросил, откуда такой раритет. На что он мне поведал интересные факты: оказывается, автомобили марки «LADA» довольно интенсивно завозились в Данию в конце 70-х и начале 80-х. Машина эта считалась дешевой и надежной, до сих пор некоторые датские гаражи хранят в себе подобные сокровища. И его машина исправно работает.


Смотри ролики Гоблина на канале Rutube

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать разработку сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 | 2 всего: 195

Merlin
отправлено 12.10.09 02:24 # 1


[разглядывает свинью, снова хочет в Данию]


местный
отправлено 12.10.09 02:36 # 2


Кому: Merlin, #1

> [разглядывает свинью, снова хочет в Данию]

Отличная свинья! Придеться посетить Данию.

[Давится форелью]


Dragov
отправлено 12.10.09 02:56 # 3


О, так датчане свои люди, по части сала и пыва, вопрос чеснока к сожалению не раскрыт.


Korsar Nik
отправлено 12.10.09 02:58 # 4


Интересная заметка, спасибо. На фоне новостей из ныне оевропеевшихся бывших братских республик даже как-то удивительно и непривычно читать про нормальное отношение настоящих европейцев к советскому прошлому.

Про армию в виде одного офицера повеселило))


Merlin
отправлено 12.10.09 03:02 # 5


А вот в Копенгагене есть музей датского сопротивления Frihedsmuseet.

И в нем есть стенд Восточного фронта.
http://gallery.balaganski.net/get/22467/IMG_0165.jpg
http://gallery.balaganski.net/get/22465/IMG_0164.jpg


Ursa
отправлено 12.10.09 03:53 # 6


Камрад, вот в начале статьи заинтересовало: а почему именно датсая степень бакалавра?
Специализация редкая? Или диплом европейского образца хочешь?


antst
отправлено 12.10.09 04:01 # 7


Насчет языка и всяких схожестей с русским языком - все, понятное дело, совсем иначе.
Немецкое это все. Ну и с английским, понятное дело, похожести в той степени, в какой в английском присутствует германское.
А уж наше торг/торжище - это явно завезенное викингами/варягами (ср. шведское torget)


antst
отправлено 12.10.09 04:03 # 8


Кому: antst, #7

> А уж наше торг/торжище - это явно завезенное викингами/варягами (ср. шведское torget)

torget - это площадь.


antst
отправлено 12.10.09 04:09 # 9


А что касается Жигулей/Лад, которые и в самом деле в Скандинавии встречаются регулярно (это действительно удивляет по-началу), то это автомобили финского производства.


BrainGrabber
отправлено 12.10.09 04:09 # 10


>Свиней в пять раз больше людей, что позволяет экспортировать до 25-ти миллионов тонн свинины в год, ощутимая часть которой идёт в Россию.

Сразу Питер Шмейхель вспомнился и его свиноферма.

>В стране, где варят «наверное, самое лучшее пиво в мире», грех будет его не выпить.

Недавно посмотрел довольно смешной датский мульт, тема пива там раскрыта на 100%, с его помощью доблестные даны даже спасают планету!

http://www.imdb.com/title/tt1095423/

Спс, камрад, за заметку.

Насчет языка у шведов абсолютно то же самое. Поголовно англоязычный народ, да и шведский, зная инглиш, учить довольно просто.


HBT
отправлено 12.10.09 04:13 # 11


Спасибо за заметку, камрад! Позволь поинтересоваться, как тебе уровень университетского образования в Дании?


yohoho
отправлено 12.10.09 04:13 # 12


По образованию и медицине, как в Британии. только там налоги поменьше.


napaHouk
отправлено 12.10.09 04:13 # 13


> уродливая тёща, которая отравляет тебе вс[ю] жизнь одним только своим присутствием,
опечаточка.
Текст отличный. Очень интересно.


antst
отправлено 12.10.09 04:14 # 14


Все же, что касается поездов - оно скорее не датское, а обще-скандинавское (Дания, Норвегия, Швеция. про Финляндию не знаю). Поезда и в самом деле великолепны, чисты и точны. Помнится, в свою первую поездку, сразу по прилету, из аэропорта, я был поражен, когда сидящая передо мной девушка, снявшая сразу после посадки обувь и оставшаяся в белых носках, так босиком и пошла в туалет.


Merlin
отправлено 12.10.09 04:15 # 15


Кому: antst, #14

> Все же, что касается поездов

А зачем в датских (видимо, и в шведских тоже) поездах такая идиотская система открывания дверей?
Там надо рукой махать в определенном месте определенным образом, иначе не откроется...


antst
отправлено 12.10.09 04:19 # 16


Кому: Merlin, #15

> Кому: antst, #14
>
> > Все же, что касается поездов
>
> А зачем в датских (видимо, и в шведских тоже) поездах такая идиотская система открывания дверей?
> Там надо рукой махать в определенном месте определенным образом, иначе не откроется...

Ты будешь смеяться, но я совершенно не представляю, какая там система открытия дверей. Сейчас вот задумался, и понял, что я на это НИКОГДА не обращал на эти внимания! Как-то дверь всегда, когда нужно, открывалась!!! )))))))


antst
отправлено 12.10.09 04:25 # 17


Кстати, у норвегов в поездах есть еще одна отличная вещь.
По крайней мере в поездах, что ходят на север (например Осло-Трондхейм). Понятно, что на таких поездах поездки, в основном, на дальние расстояния (большая часть маршрута - скалы и тоннели). И на каждые несколько вагоднов есть вагон в котором примерно половина отведена под детскую игровую площадку с разными сооружениями для детей.
Я не знаю, может такое же есть в поездах и у Шведов, что ходят из Стокгольма на север. Но в тех, что на юг ходят, я вроде бы не замечал.


Charon
отправлено 12.10.09 04:30 # 18


Текст отличный, спасибо!

Пара опечаток: «спортзалы» «спортплощадки» пишутся слитно.

Спасибо огромное, камрад!


antst
отправлено 12.10.09 04:51 # 19


Что же касается НАТО, то скандинавы традиционно занимали достаточно осторожную позицию в этом вопросе. Отчасти продиктованную своим небольшим потенциалом и прямым соседством с социалистическими странами. Швеция и Финляндия остались нейтральными, вхождение Дании не факт что не было вынужденной мерой для сохранения лица (американские войска в Гренландии), при этом Дания осталась, страной скорее нейтральной и на основную территорию войска США не допустила.
Разве что только Норвегия занимала несколько более активную позицию, возможно, по причине Шпицбергенского вопроса.

В принципе, аргумент об опасениях из-за соседства с соц.странами подтверждается и тем, что после развала ОВД, практически сразу Дания позиция Дании в НАТО изменилась на активную, да и позиция Финляндии и Швеции стала более активной.


antst
отправлено 12.10.09 05:07 # 20


По поводу пьяных и полиции. В принципе, в Скандинавии есть достаточно неплохой способ сэкономить на такси, если засиделся в пабе до поздна. Достаточно основательно нажраться и можно смело рассчитывать на то, что твою полубессознательную тушку домой бесплатно доставит полиция :)
Однажды я наблюдал перебравшего и начавшего бузить гражданина, которого, в течении вечера, полиция отвозила домой целых четыре раза. После каждого раза он возвращался обратно в паб и начинал бузить по новой.

Опять же, по поводу такси. Не уверен, что это до сих пор так. Но в моем городке в Швеции был замечен любопытный факт. Ночной тариф на такси был дешевле дневного. Объяснение у этого факта было простое. Днем у тебя есть выбор, поехать на автобусе за дешево или взять таки за дорого. Ночью у тебя этого выбора нет, а транспорт должен сохранять некий уровень доступности.

Ровно так же в моем голландском городке существует такой феномен, как почти вдвое меньший тариф на ночной автобус, идущий из центра в сторону университета. Объяснение у этого феномена, впрочем, другое. Таким образом пытаются снизить число пьяных студентов едущих в обратно в кампус по основной улице нашего городка, что, по видимому, приводит к повышенной аварийности, ибо напрасно было бы ожидать от полубессознательных тушек того, что они не забудут включить фонари и не будут мотаться по синусоиде от края до края улицы с выключенными фонарями.


Yankee
отправлено 12.10.09 06:20 # 21


Кому: Merlin, #15

> А зачем в датских (видимо, и в шведских тоже) поездах такая идиотская система открывания дверей?

Ты же в Германии проживаешь, нет?

> Датчане ненавидят своих ближайших соседей. Немцы для них — это такой сильный и злобный старший брат, который вечно норовит обидеть и что-нибудь отнять. Драться с ним бесполезно, а вот посмеиваться и творить мелкие пакости — запросто.

Вот!


Serg_dm
отправлено 12.10.09 07:14 # 22


Спасибо большое за заметку!


holodilnik
отправлено 12.10.09 07:18 # 23


Камрад, спасибо за рассказ большое! Интересно - очень.


Др. Живаго
отправлено 12.10.09 07:46 # 24


Спасибо за интересный рассказ


creaze
отправлено 12.10.09 08:32 # 25


> «LADA» довольно интенсивно завозились в Данию в конце 70-х и начале 80-х. Машина эта считалась дешевой и надежной, до сих пор некоторые датские гаражи хранят в себе подобные сокровища.

где же для них запчасти берут?

или это какие-то особенные лады?


Баянист
отправлено 12.10.09 10:07 # 26


> Снег в этой Скандинавской стране выпадает редко... Велосипед здесь — это полноценный транспорт

Копенгаген, декабрь, вечер, валящий мокрый снег, и ветер, практически пурга.

И велосипедисты, через все это путешествующие, видимо, с работы домой.

Как вспомню, так вздрогну.


Баянист
отправлено 12.10.09 10:11 # 27


Кому: creaze, #25

> где же для них запчасти берут?
>
> или это какие-то особенные лады?

В Голландии тоже хватает старых Лад (Жигулей).

Голландия - вообще заповедник авторухляди, тоже, видимо, из-за высокого налога на автомобили (но, правда, не такого высокого, как в Дании).


Snusmymrik
отправлено 12.10.09 10:15 # 28


Интересно датчане живут. :)

В статье встретилась пара опечаток.

> оба раза не заплатил [не] (ни) кроны

> что у меня его [от туда] (оттуда) вынут.


Невермор
отправлено 12.10.09 10:21 # 29


Хорошая статья, спасибо!
Интересно а как норвеги к датчанам относятся?


весельчак у
отправлено 12.10.09 10:42 # 30


Отличный обзор!

Даже захотелось съездить..


Francesca
отправлено 12.10.09 10:55 # 31


Очень интересно. Спасибо.


LazyCamel
отправлено 12.10.09 10:55 # 32


Кому: antst, #9

> А что касается Жигулей/Лад, которые и в самом деле в Скандинавии встречаются регулярно (это действительно удивляет по-началу), то это автомобили финского производства.

Лады финского производства были только в воспаленом мозгу людей несших деньги БАБу.
Точно так же делались на заводе и экспортировались.
Отличии - светотехника и электрика были чешские, движок был 1.1 литра.


MeOrMe
отправлено 12.10.09 10:55 # 33


Спасибо за интересную заметку.

> и туалеты, в которых содержимое пассажиров накапливается в специальных контейнерах, а не выливается на шпалы.

К чести РЖД, в некоторых российских фирменных поездах тоже есть такие туалеты, действующие и во время стоянок, и даже в плацкартных вагонах.


SnowMan
отправлено 12.10.09 10:55 # 34


>Лет 30 назад был такой датский политик, который считал, что Дании не нужна армия, ей нужен один >офицер, который мог бы по-русски сказать фразу: «Мы сдаемся!»

Есть ведь в мире адекватные дипломаты!
Заметка отличная, свинья совсем отличная, автору респект и уважуха.


Whiplash
отправлено 12.10.09 10:55 # 35


Заметка отличная! Приятно было почитать о Королевстве Датском. Спасибо.

Кстати, как в Дании относятся к своему далекому прошлому и прошлому вообще? Много ли музеев?


Дер Пароль
отправлено 12.10.09 10:55 # 36


Интересная статья. Глядя на фотку зверски зажареной свиньи, захотелось побежать за пивом!


MikhailXIV
отправлено 12.10.09 10:55 # 37


Про налог на авто хочу уточнить: он ежегодно начисляется или же один раз, при покупке?


fenics
отправлено 12.10.09 10:55 # 38


Спасибо большое, Smirnoff!

Очень интересно и хорошо написано.


dragony
отправлено 12.10.09 10:55 # 39


Большое спасибо за статью! Очень познавательно.


rese
отправлено 12.10.09 10:55 # 40


По поводу датских ментов.
В 2004 путешествовали с семьей на своей машине из России в Германию, маршрутом Россия-Финляндия-Швеция-Дания-Германия.
Единственный раз когда имел дело с ментами - Дания. Причем 2 раза. Но, что существенно - ночью.
1-ый раз когда только въехал в Копенгаген, время было где-то 21 - 22 часа. Проверили все документы и отпустили
с миром.
2-ой раз в районе 2-х ночи, на парковке кемпинга, где мы ночевали. Тут было по полной: документы + полный досмотр
вещей и машины. Ни каких тебе протоколов, нифига, пошурудили в чемоданах и отвалили. Мы конечно были возмущены.
На вопрос с "А чего это вы?", было рассказано, что где-то тут в районе кого-то грабанули, а тут мы на машине с
неизвестно какими номерами :-) Так что хотя датских ментов и мало, но где надо они очень даже есть :-)


SkUnS
отправлено 12.10.09 10:55 # 41


Отличное описание! Приятно окунулся в атмосферу Дании.
Ситуация с единственным офицером - улыбнула.


Rap13
отправлено 12.10.09 10:55 # 42


Спасибо за рассказ! Очень интересно излагаете. Расскажите, пожалуйста, о стоимости жизни, аренда квартиры, как там с работой.


Asmodey
отправлено 12.10.09 10:55 # 43


Отличная статья!!! Спасибо! С женой собираемся в Копенгаген 3 января.


Нарт
отправлено 12.10.09 10:55 # 44


Есть вопросы к товарищу Smirnoff'у...

Вот на фотке туборг и карлсберг. По телевизору видел передачу про Данию, вещали мол эти два пива чуть ли не для бомжей. Типа жигулевского. Это так?

И про налоги - в заметке была упомянута нижняя планка в 38%. 60% если на двух работал. А вообще ставка налога для физиков получается что прогрессивная?

И последнее. А как датчане как друзья? Сближаются легко? На сколько это открытый народ?..

А в целом за заметку большое спасибо, интересно сравнить с тем, что видел в Швейцарии.


Миха
отправлено 12.10.09 11:01 # 45


Хорошая заметка.


Cyber
отправлено 12.10.09 11:10 # 46


Кому: antst, #9

> А что касается Жигулей/Лад, которые и в самом деле в Скандинавии встречаются регулярно (это действительно удивляет по-началу), то это автомобили финского производства.

Разве в Финляндии делали Ваз-2101?
Я читал лишь про производство автомобилей девятого семейства, но и то, в мизерных количествах.


Атилыч
отправлено 12.10.09 11:12 # 47


>Один из наших преподавателей — бывший военный — однажды с улыбкой заметил на занятии в нашем русско-болгарско-польском классе: «Если бы мы открыли эту программу 20 лет назад, то вы бы здесь не учились».

Не понял что он имел ввиду. Какую программу? Почему не училсь бы?


Broker
отправлено 12.10.09 11:17 # 48


Спасибо, камрад!

Ну вот насколько приятно читать про нормальную, адекватно воспринимающую историю власть. Посреди происходящего вокруг дурдома просто песня какая-то.


ASK
отправлено 12.10.09 11:27 # 49


Хорошая статья.

Только камрады, я вас умоляю, высокие налоги и бесплатное образование - это не социализм.
Как раз таки при социализме персональных налогов вообще считай не было, так как все прибыли были в руках государства.

То, что в Дании, Швеции и тд называется welfare state capitalism.


Матерый
отправлено 12.10.09 11:37 # 50


Кому: antst, #9

> то это автомобили финского производства.
Откуда такая сногсшибательная информация? Совместный проект просуществовал в 90-х около 2-х лет, выпуская 2109 на Valmet. Классику он не выпускал.


bazil_the_cat
отправлено 12.10.09 11:46 # 51


А ещё по-датски очень интересно звучит слово "апельсин". =)


MadFrog
отправлено 12.10.09 11:46 # 52


Камрад, спасибо за заметку, но не мог бы ты поподробнее осветить вопрос общепита в Дании, да и вообще интересно что там люди есть предпочитают.


Матерый
отправлено 12.10.09 11:50 # 53


Кому: LazyCamel, #32

> Лады финского производства были только в воспаленом мозгу людей несших деньги БАБу.

Так и было. При этом у финнов ЛАДА считается одним из самых дешевых в эксплуатации авто, но очень аскетичным, а символом вечно сломанного авто - Москвич. А на вооружении армии стоят УАЗы-469 и Дефендеры в перемешку.


vaborg
отправлено 12.10.09 11:56 # 54


Прочитав заметки комрада Smirnoff, захотел добавить детали к рассказу, тем более прожил и проработал в славном городе Орхусе нескольк лет.

Датчане - кто они? Первое, что приходит на ум - это патриоты своей страны, действительно, они настолько ее любят, что только в Дании я видел огромное количество флагов к примеру на домах, праздниках, днях рождения и тд. Они подымают свой флаг по любому поводу и страшо гордятся им, кстати, датский флаг один из старейших государственных флагов. Кроме этого, они изо всех сил поддерживают "отечественного" производителя - при любом выборе датчанин купит скорее датское, чем привезённое из за границы.

Касательно налогов, налоговая шкала в Дании прогрессивная, это значит, что чем больше ты зарабатываешь, тем больше будешь платить налогов в казну. Этим добивается приблизительно равномерное распределение денег среди населения. Это не значит, что там нет богатых, они понятное дело есть, но разрыв между бедным и богатым будет в разы, а не на порядки. Кроме этого, есть огромное количество налоговых льгот и поблажек, начиная от скидок за неработающих супругов, заканчивая удалённостью проживания от места работы. Тема налогов, понятно, является животрепещущей, и оней можно говорить часами.

Медицинскую систему можно разделить на две части: врачи общей практики и специалисты. Медицина - это интересная проблема в Дании, ничуть не меньше, чем налоги! Приведу типичные советы врачей общей практики при простудах или проблемах с животом, к примеру. Болит горло, звоню врачу, так и так, что делать, может есть какой рецепт для снижения неприятных ощущений в горле, да говорит врач, есть - пейте холодную кока колу перед сном, если не поможет, звоните через недельку. Кока кола - это панацея датских терапевтов, её назначают при всех возможных случаях. Однако, если этому врачу не удалось вас вогнать в гроб, вы попадёте к специалисту и тут за вас возмутся со всей серьёзностью - больным вырваться от них не получится. Действительно, госпиталь может восприниматься, как некий курорт с поправкой, конечно, на вашу болезнь, но попасть туда сложно. Вас будут мучать кока колой, пеницилином, панадолом, но направление выпишут к специалисту, только в крайнем случае.

При слове сельское хозяйство - я вспоминаю тот аромат с полей, накрывавший Орхус, когда ветер начинал дуть с берега. 25 миллионов свиней гадят на славу!

Пиво надо сказать мне не понравилось, хотя через какое то время к нему привыкаешь. Но я рекоммендую пробовать датское пиво прямо на пивоваренном заводе Карлсберга в Копенгагене, там оно, действительно, необычное. Также если удастся поучаствовать в каком нибудь местном празднике, обязательно надо попробовать пиво сваренное для себя местным фермером - очень, очень отличное!

Датские поезда одни из самых дорогих и медленных поездов Европы. К примеру, поезд Орхус - Копенгаген, ещё год назад шёл 3.5 часа, когда автобус, ловко пользуясь паромом, проходил это расстояние за 2.5 часа. Хотя сами поеда комфортны и удобны для путешествий, если вы неособо торопитесь.

Относительно спорта комрад прав на 100%, я занимался разными видами и стоило это сущии копейки даже по меркам Москвы (или наоборот именно по меркам онной). Выгодно, заниматься одним и тем же спортом всей семьёй, это становится просто даром. Бесчисленные футбольные и гольфовые поля покрывают Данию! В порту почти круглый год мочат жопы юнные яхтсмены и серфенгисты. В общем тут полная свобода самовыражения, однако чувствуется отсутствие суровой советской школы, никто не орёт на тебя, не пинает и не заставляет сделать ещё пару раз.

Касательно языка, язык грамматически несложнее английского, но что убивает наповал, это произношение. Первая фраза, которую все узнают это Hvar siger du? или Harbehar? что ты сказал? Это результат огромного количества диалектов в стране с 5 миллионами населения. Копенгагенцы не понимают орхусианцев, жители южных окраин Сондерборга совершенно не внимают северянам из Ольборга, а если вам сказали что у вас бонхольмский акцент значит дело с вашим датским совсем швах. Кстати, в Дании хотя и есть в языке вежливое Вы, все говорят друг другу ты, исключение - официальные документы и королева.

Про отношение к другим можно добавить только то, что датчане говорят шёпотом и после хорошего количества шнапса с пивом. Я к удивлению заметил, что большинство крайне негативно относится к приезжым из стран африки и аравийского полуострова. И если в университете выражения ещё мягкие, то среди деревенских жителей можно легко услышать и советы, что с инвандрой нужно сделать. Хотя всё это зависит исключительно от среза общества, к примеру, недавно по tv2 можно было видеть ролик, как борцы за права арабских эммигрантов протестовали против высылки двух десятков иракцев обратно на родину, т.к. демократия там уже вроде как победила и им ничего уже не угрожает. В ответ полиция неслабо вломила подросткам, и эта тема долго муссировалась в прессе - обоснованно ли полицейские применяли силу (это к слову о митингах несогласных). Одна из партий у власти Danskefolkeparti - собственно, откровенно националистическая, что и отражает настроения датских крестьян. Кроме неё есть и откровенные фашисты, которые ежегодно устраивают свои марши и дерутся с представителями борцов за свободу арабских и африканских беженцев. Касательно самих эммигрантов в том же Орхусе, есть квартал Брабранд, где живёт исключительно чёрное население и примкнувшие к ним поляки и румыны из за резкого падения цен на жильё в квартале и прилежащих терреториях. Ночью там лучше не гулять одному.
Так же происходит миграция в детских садах и школах, при появлении критического числа недатчан, датчане оттуда исчезают, хотя коммуна изо всех сил с этим борется, распределяя дитей равномерно, однако если процесс пошёл, то достаточно быстро школа скатывается по уровню просто к месту сбора дитей эммигрантов, никакого обущающего процесса там уже не ведется. В общем тема эта актуальная и тут можно писать достаточно много.

Хочу прояснить вопрос с машинами. 180% налога полагается только на новые машины. Подержанную можно купить без каких либо дополнительных затрат, однака сами цены на машины высокие, а машины преимущественно старые. Удивительно на каких помойках рассекает датский рабочий класс. Сдать на права очень, очень дорого. Первый курс будет стоить порядка 10 000 датских крон (около 1500 евро), а дальше будет зависить исключительно от сдающего. Знаю несколько людей которые получили права после дополнительных уроков вождения и по итогу это вылилось в 25 000 крон (3500 евро). Однако российские права обменивают без экзаменов, чем можно пользоваться.

надеюсь комрад Smirnoff или другие датские комрады поправят, если я где был неточен.


Klop
отправлено 12.10.09 12:01 # 55


Может в Орхусе поезда и ходят с поразительной точностью, но в Копенгагене частенько случаются засады.
Летом поезда опаздывают ибо рельсы от жары идут волнами и скорость приходится снижать.
Зимой, если снег, обмерзают стрелки, опять задержки.
Осенью листья на рельсах никак не дают выдержать график...
За 5 лет у меня выработалось стойкое отвращение к общественному транспорту в Копенгагене и датчане его разделяют.
Лучший транспорт получается - велосипед.


Нарт
отправлено 12.10.09 12:18 # 56


Кому: vaborg, #54

Спасибо. Картина стала еще полнее.

> Кока кола - это панацея датских терапевтов, её назначают при всех возможных случаях.

Кстати тоже самое в Швейцарии наблюдал. Мой племянник отправился в детский горный лагерь. Ну лыжи/борды для маленьких. Приезжали его навещать, так он нам рассказал, как они чуть всем лагерем не потравились слегка. Ну, что-то в массовом порядке неправильно приготовили повара. Врачеватель лагеря лечил колой. По пол-литра на хрюнделя в один заход и порядок. Удивился сначала, потом подумал - так ведь химоза страшная, сносить все - и полезное и неполезное.


EI
отправлено 12.10.09 12:18 # 57


Кому: Dragov, #3

> О, так датчане свои люди, по части сала и пыва, вопрос чеснока к сожалению не раскрыт.

С собой привезёшь, делов-то!


mustang
отправлено 12.10.09 12:20 # 58


Спасибо за текст и фото - интересно. Свинья - зачётная! :)

А как там обстоит дело с религиозностью? Там в основном протестанты?


Женька
отправлено 12.10.09 12:23 # 59


Отличная заметка, спасибо, очень интересно.


MikhailXIV
отправлено 12.10.09 12:23 # 60


Кому: vaborg, #54

> Хочу прояснить вопрос с машинами. 180% налога полагается только на новые машины. Подержанную можно купить без каких либо дополнительных затрат, однака сами цены на машины высокие, а машины преимущественно старые.

Из Ваших слов, я полагаю, ответ на мой вопрос: "налог платится один раз - при покупке машины".

Если это так, то в России такой "налог" равен 200% и взимают его на таможне, при покупке машины иностранного производства. Стоимость обучения в автошколах скоро, полагаю, тоже сравняется.


Баянист
отправлено 12.10.09 12:34 # 61


Кому: vaborg, #54

> Я к удивлению заметил, что большинство крайне негативно относится к приезжым из стран африки и аравийского полуострова.

К удивлению?

Так они карикатуры рисуют на этих приезжих и их святых.

Потом приезжие начинают сильно возмущаться.

Причем не только на месте приезда и отъезда, а по всему миру.


Paul_EM
отправлено 12.10.09 12:35 # 62


Спасибо за интересную статью!
В Дании не был, но уже захотелось посетить. :-)


Кому: Баянист, #27

> Голландия - вообще заповедник авторухляди

Помимо всяких архитектурных красот, каналов, мельниц и лодок, во время прогулок мною регулярно делались фото различных раритетных (и не слишком раритетных) авто.
Со мной был коллега, в отличие от меня очень хорошо разбирающийся в машинах. Он просто балдел от увиденного. Хотя сам попросил сфотографировать его у машины только раз. И не у старого мерседеса или ситроена, а на фоне местной микролитражки (скорее даже нанометражки). Какая то евро-Ока без опознавательных знаков, просто чумовая тарахтелка. :-)))

Кому: Нарт, #44

> Вот на фотке туборг и карлсберг. По телевизору видел передачу про Данию, вещали мол эти два пива чуть ли не для бомжей. Типа жигулевского. Это так?

Скорее всего имелось ввиду, что бутылочное - это качественный ширпотреб, не более.
А в заведениях пьют различное разливное пиво с небольших пивоварен. И это действительно прекрасное пиво. Там этого богато.


scabarocci
отправлено 12.10.09 12:35 # 63


Кому: vaborg, #54

Спасибо камраду Smironoff и камраду vaborg

Добавлю пару копеек как довольно частый гость Копенгагена (провожу там по нескольку летних месяцев время от времени).

По поводу платы за воду -- может быть в Орхусе она и бесплатная, а в Копенгагене и пригородах -- платная. Все лендлорды, сдающие квартиры, очень пе


Хмурый_Сибиряк
отправлено 12.10.09 12:35 # 64


> Нормальный датчанин занимается одним, а то и двумя разными видами спорта.

Только чего-то в спорте успехи у них не ахти. Кроме Евро-92 и вспомнить-то нечего.


BrainGrabber
отправлено 12.10.09 12:36 # 65


Кому: Матерый, #53

> Так и было. При этом у финнов ЛАДА считается одним из самых дешевых в эксплуатации авто, но очень аскетичным

У Кими Райкконена (чемпиона Ф-1) первая машина была- ВАЗ-2106. ))

Вообще в Финляндии (и в Скандинавии) старых вёдер дофига, хоть и в приличном состоянии. Из-за налогов и стоимости содержания, видимо. И новые стоят подороже, чем на континенте. Знакомые, живущие там, но сохранившие русский паспорт, машины покупают в России.

Насчет производства ВАЗов в Суоми- при СССР такого не было, просто на запад шли машины в "экспортном" исполнении (если такая попадала к советскому гражданину- зависть окружающих автолюбителей была обеспечена), миф о "финских Ладах" родился, видимо потому, что основной поток экспорта авто шел через Финляндию и вроде финны там действительно что-то доделывали по-мелочи.


scabarocci
отправлено 12.10.09 12:37 # 66


Кому: mustang, #58

>А как там обстоит дело с религиозностью? Там в основном протестанты?

Лютеранская церковь -- часть государства. На нее платится налог. В целом, у населения отношение к церкви скорее как к клубу и тимбилдингу.


scabarocci
отправлено 12.10.09 12:39 # 67


Кому: Хмурый_Сибиряк, #64

На последней летней Олимпиаде несколько медалей отхватили.

Кстати, занятный факт -- кронпринц Дании довольно долгое время был членом олимпийской сборной по парусному спорту.


Vovin
отправлено 12.10.09 12:39 # 68


Очень интересная статья, спасибо.
Как и дополнение\комментарий Vaborg'a.
Судя по статье и комментариям, Дания - чистая, благоустроенная страна (хоть и не с самым лучшим климатом) с трудолюбивым, талантливым, относительно мирным и корректным населением. Побольше бы в мире таких стран и людей.
Отдельно порадовала информация о чистоте, порядке и заботе правительства о гражданах. Также как и упоминание о том, что в пабах говорят тихо даже после большого количества принятого шнапса с пивом. В Москве в пабах часто стоит ор. Иногда приходится тоже орать, чтобы слышать друг друга. Не очень приятно. Немного подпортил впечатление о земном Эдеме раздел "Отношение к другим\соседям". Впрочем, для этого наверняка есть основания.
В целом позитивно.
Захотелось съездить на недельку в Данию) И свинины с картошкой.. и пива =)
И ещё захотелось, чтобы Россия, не только в крупных городах, но и повсеместно, стала больше похожа на Данию в перечисленных плюсах. Безусловно, в последние несколько лет подвижки к лучшему есть, и они заметны, но пока что до освещённого "почти идеала" далеко.
Что ж.. надеюсь, будем стремиться.


Хмурый_Сибиряк
отправлено 12.10.09 12:41 # 69


Кому: scabarocci, #67

> кронпринц Дании довольно долгое время был членом олимпийской сборной по парусному спорту.

Принц, а ныне князь Монако - бывший член сборной Франции по бобслею.


Klop
отправлено 12.10.09 12:42 # 70


Уточню про налог на автомобили.
Формально - это не налог, а стоимость "регистрации" автомобиля. Причем применяется исключительно к персональным транспортным средствам.
Машина используемая для бизнеса дорогостоящей регистрацией не обременяется.
Такие автомобили легко отличить по номерам желтого цвета.
Хочешь бизнес авто использовать в частных целях - милости просим отсегнуть некоторую мзду налоговым органам.
Тебе выдадут наклеечку что ты раплатился и в добрый путь по частным делам. В последний год таким владельцам стали выдавать желто-бекые номера, чтоб за версту видно, человек заплатил и спит спокойно.


CheRtyaga
отправлено 12.10.09 12:45 # 71


Хрюшка отличная, сразу аппетит проснулся!

Кому: Klop, #55

> Лучший транспорт получается - велосипед.

Как-то замечаю, что и в Москве он становится неплохим выбором :)


Alihan
отправлено 12.10.09 12:52 # 72


Кому: Vovin, #68

> Немного подпортил впечатление о земном Эдеме раздел "Отношение к другим\соседям".

Камрад, по другому разве бывает? :)


Alihan
отправлено 12.10.09 12:53 # 73


А статья, да, отличная.


Santiago_Sangre
отправлено 12.10.09 12:53 # 74


Кому: antst, #20

в финляндии - наоборот, ночной тариф на общественный транспорт (автобусы в хельсинки с 02.00 до 04.00 - ценник в 2 раза больше), такси тоже около 20.00 повышают посадочную цену примерно в 2 раза


vaborg
отправлено 12.10.09 12:54 # 75


Добавляю:

действительно, упустил, вода за деньги, это видимо камрад чего то не понял при подписании контракта про forbrug. Но вода из под крана - не просто питьевая, её рекомендуют тётям при беременности и детям для здоровья.


Удивительно то, что если я кого то недолюбливаю, я его не зову жить к себе в квартиру, а если кто то пробравшись ведёт себя неподобающе, то выгоняю, а не веду разъяснительные беседы. В Дании по этому поводу явная шизофрения, народу не нравится, политики делают своё дело, хотя сейчас иммиграционные законы усложнили въезд для неграмотных и необразованных. Надо сказать, что географическая сепарация населения заметная, так где живёт инвандра, нормальные датчане не живут (исключение люмпенизированные граждане), как впрочем и те, кто ратует за ввоз, обходят опасные кварталы, и их дети ходят совершенно в другие школы и детские сады.

Церковь ведует регистрацией рождений и смерти. Церкви платишь по желанию, никто не заставляет. По воскресеньям в церковь обычно ходят люди на пенсии, молодым это всё до лампочки.

Туборг и Карлсберг - типичное молодёжное пиво, пьют все, как из банок и бутылок, так и по пивным, однако типичный мотив - потому что это датское, а значит хорошее. К нему привыкаешь, камрад, и кажется уже и нормально, главное это ж компания.


Матерый
отправлено 12.10.09 12:57 # 76


Кому: BrainGrabber, #65

> Вообще в Финляндии (и в Скандинавии) старых вёдер дофига, хоть и в приличном состоянии. Из-за налогов и стоимости содержания, видимо. И новые стоят подороже, чем на континенте. Знакомые, живущие там, но сохранившие русский паспорт, машины покупают в России.

ТАм ацкий экологический налог, выплачиваемый разово при приобретении нового авто. Отсюда и взлетающая стоимость. Насчет старых ведер в приличном состоянии - это не из-за налогов (я тоже так по-началу думал), а из-за их менталитета: чего менять машину, когда она ездит и не ломается? ТАм вполне прилично и новых машин, причем новинки появляются на дороге очень быстро. Для езды в Финляндии у меня там стоит авто, приобретенное за 150 евро у одного веселого дела, налогов не жрет, сущестованием не напрягает.


Vovin
отправлено 12.10.09 13:09 # 77


> Камрад, по другому разве бывает? :)

Да уж :) Точно. По-другому, если и бывает, то редко.


Klop
отправлено 12.10.09 13:09 # 78


Рекомендую заглянуть в датский кабак кажется в первую пятницу ноября, когда многие после работы ломятся встречать темное Рождественское пиво от Туборг.
Этот вечер Туборгом рекламируется как J-dag по марке пива Julebrug и уже сейчас на питейных заведениях развешивают объявления.
Вот где гвалт и ор. Народу набивается, что пива ко рту не поднесешь.
Подвоз осуществляется ряжеными в синих "Санта Клаусов" людьми только к 21.00, ну а к этому времени народ уже сильно бодр, весел, а местами даже и утомлен.
Сами датчане об этом пиве отзываются с некоторым пренебрежением, мол каждый год хуже, но сила традиции не ослабевает.
Видно в этот раз ноября датчане дождаться не в силах, J-dag объявлен на 30.10


Нарт
отправлено 12.10.09 13:24 # 79


Кому: vaborg, #75

> Туборг и Карлсберг - типичное молодёжное пиво, пьют все, как из банок и бутылок, так и по пивным, однако типичный мотив - потому что это датское, а значит хорошее. К нему привыкаешь, камрад, и кажется уже и нормально, главное это ж компания.

Потому и спросил, что пассаж товарищей с ТВЦ был мне совсем непонятен. Рассказывали про Данию. В цвет показывали бомжей с туборгом и карлсбергом + комментарии соответствующие. Я заподозрил неладное.


Smirnoff
отправлено 12.10.09 13:26 # 80


Спасибо всем за хорошие отзывы, я старался, хоть и не удалось побороть все ошибки.

Кому: Ursa, #6

> Специализация редкая? Или диплом европейского образца хочешь?

Все прозаичней, камрад, здесь бесплатно. В Латвии ведь тоже европейские дипломы. Да и уехать из страны хотелось.

Кому: antst, #9

> то это автомобили финского производства.

Я в этом не разбираюсь, даже модель определить не могу.

Кому: BrainGrabber, #10

> Недавно посмотрел довольно смешной датский мульт

Смотрел его в автобусе, все датчане ржали как кони.

Кому: HBT, #11

> как тебе уровень университетского образования в Дании?

Я в колледже учусь, в универе уровень покруче. Тут основной упор на практическую часть. Экзамен раз в семестр, никто тебя не проверяет и на посещаемость не смотрит. Все только от твоего желания и зависит.

Кому: Merlin, #15

> А зачем в датских (видимо, и в шведских тоже) поездах такая идиотская система открывания дверей?

А мне наоборот нравится, подошел к двери, махнул рукой или сумкой, она и открылась. Но это в новых, в старых надо кнопочку нажимать.

Кому: antst, #20

> можно смело рассчитывать на то, что твою полубессознательную тушку домой бесплатно доставит полиция :)

Так точно, камрад! Одного знакомого ночью на остановке фараоны разбудили, вызвали скорую, проверить на предмет наркотиков в крови и отвезли домой после.

Кому: Невермор, #29

> Интересно а как норвеги к датчанам относятся?

Вот этого не знаю, но думаю, что не очень.

Кому: Whiplash, #35

> Кстати, как в Дании относятся к своему далекому прошлому и прошлому вообще? Много ли музеев?

Музеев хватает и они интересные. Прошлое уважают и берегут.

Кому: MikhailXIV, #37

> Про налог на авто хочу уточнить: он ежегодно начисляется или же один раз, при покупке?

Один раз и, как верно заметил камрад vaborg, только на новые авто.

Кому: Rap13, #42

> Расскажите, пожалуйста, о стоимости жизни, аренда квартиры, как там с работой.

Очень дорого, аренда квартиры, это вообще самое дорогое что может быть. С работой худо, поляки все захапали, да и кризис дает о себе знать. Языка не знаешь - работу не получишь.

Кому: Asmodey, #43

> С женой собираемся в Копенгаген 3 января.

Приятной поездки, посетите Tivoli.

Кому: Нарт, #44

> вещали мол эти два пива чуть ли не для бомжей

Смешная шутка.

> А вообще ставка налога для физиков получается что прогрессивная?

Не понял вопроса, камрад.

> А как датчане как друзья?

Очень тяжело сближаются с людьми, как минимум год пройдет, прежде чем тебе начнут доверять. А друзья хорошие, дружбу ценят.

Кому: Атилыч, #47

> Не понял что он имел ввиду.

У нас весь класс был из восточной европы, если бы раньше основали программу обучения, на которой мы учились, то класс бы не набрался.

Кому: MadFrog, #52

> да и вообще интересно что там люди есть предпочитают.

Экологическая еда - последнее веяние моды. Чисто датская еда - бутерброды, типа сэндвичь. Едят много мяса и картофеля, каши не уважают. Ну и, конечно, полно арабских киосков, торгующих кебабами и пицами.


scabarocci
отправлено 12.10.09 13:31 # 81


Один из предыдущих комментов что-то вставился только на 1/4. Наверное, "элитный плагин" к фарефоксу сказывается :)

Что хотел написать-то.

Транспорт
------------
Как уже заметил камрад Klop, в Копенгагене транспорт встает по любому удобному поводу. Зато когда ходит -- ходит точно. Чтобы открылась дверь в электричке или поезде нужно нажать спец. кнопку. Зачем так -- не очень понятно. Есть мнение, что для безопасности (дверь не может неожиданно открыться) и экономии энергии (можно не открывать каждый раз все двери). Внутри в поездах очень тихо. Есть специальные отсеки вагонов, где еще более строгие требования к тишине -- там не приветствуется пользоваться телефоном и разговаривать. Во многих поездах есть Wi-Fi и розетки для лаптопов, что, конечно, удобно.

Что еще удобно -- оплата за транспорт единая и зависит только от дальности поездки (все разбито на зоны, стоимость билета зависит от количества пересекаемых зон). При этом не важно на каком виде транспорта едешь: на автобусе, электричке, поезде или морском трамвайчике (в Копенгагене такой к опере ходит).

Билеты, в основном, используются в виде т.н. клипкарт. Есть карточки в которых 10 "клипов" на поездку в 6, 4, 3 (?), и 2 зоны. Засовываешь такой в желтый ящик на платформе -- он откусывает один клип. Стоимость одной зоны при этом, тем дешевле, чем на большее количество зон действует один клип. Естественно, такой подход резко развивает у народа способности к арифметическому счету и комбинаторике, особенно если едет группа людей. Ведь, скажем, для поездки 2-х человек на 5 зон можно пробить 1 клип на 6 зон и один на 4 зоны. А если один человек выходит раньше -- то только один клип на 6 зон. Ну, и т.д. Поскольку транспорт довольно дорогой, подобные подсчеты бывают увлекательными. Впрочем, большую часть времени я там все равно ездил на велосипеде.


Природа
--------

Окрестности Копенгагена большей частью плоские. Зато ехать при встречном ветре не легче чем в довольно крутую горку. Особенно если при этом горизонтально идет дождь.

Есть куча замечатечательных парков. Буковые леса, хоть и посадки, очень красивые -- деревья довольно могучие, но при этом обладающие светлыми кронами -- находится в таком лесу очень здорово, особенно осенью. В парке Dyrehaven, недалеко от Копенгагена свободно живут олени нескольких видов. К осени они собирают гаремы и прикольно трубят, хотя бывают и агрессивны, особенно суровые самцы вида Олень благородный. Осенью также проводится королевская охота на оленей. В ней за определенные деньги можно поучаствовать.

Рек больших нет, зато есть озера, часто соединенные между собой каналами, по которым датчане очень любят рассекать на каное и каяках. На особенно больших озерах ледникового происхождения есть пляжи, летом очень популярные. На море, впрочем, тоже довольно популярные пляжи. Сами датчане купаются в море не очень охотно -- все-таки вода редко прогревается даже до 20 градусов. Зато "дети викингов" лет до 10 из воды могут не вылезать очень подолгу, что родителей не особенно заботит. Официально, все пляжи свободны в плане одежды -- хочешь, одевайся, не хочешь -- нагишом ходи. Но никто этой свободой не пользуется -- она нужна только в плане осознания свободы. Впрочем, кабинки для переодевания -- тоже явление довольно редкое, поскольку никто особо не заморачивается по этому поводу, а переодеваются прямо на месте.

Дружелюбность
--------------

Дружелюбность -- правило хорошего тона. Если с кем-то встретился взглядом, то следует улыбнуться. Если дело происходит в выходные или с утра на пробежке и т.п. -- то хорошим тоном будет еще и поздороваться с любым незнакомым человеком. С более глубокими отношениями, что с семейными, что с дружескими -- дело несколько хуже. Семьи собираются вместе редко. Друзья -- тоже не очень часто. О встрече следует договориться хотябы за несколько месяцев. В общем, все этакие приветливые индивидуалисты и дистанцию между друг другом держат очень четко.

Архитектура
------------

Скажу кратко: все интересные исторические здания построены во время правления 1 короля -- Кристиана IV. Эта большая стройка в свое время существенно подорвала бюджет страны. Современная датская архитектура лично мне не нравится.

Налоги
-------
Заработок до ~12000 крон/месяц налогом не облагается (1 крона -- 6 рублей). Более этой суммы -- мин. налог 38% если живешь в Дании меньше 5 лет. Нормальный налог -- 60%. Если хорошо зарабатываешь, то и все 80. (Налог прогрессивный). Налоги есть много на что, в том числе на наличие у тебя телевизора. При этом государственные каналы -- на уровне каких-нибудь местных провинциальных каналов в России по уровню.


Нарт
отправлено 12.10.09 13:36 # 82


Кому: Smirnoff, #80

> Не понял вопроса, камрад.

Если грубо. Я получаю 3 000 - налог 28%. Ты получаешь 10 000 - налог 36%. Это есть прогрессивая шкала. В общем и целом уже ответили. За заметку еще раз пасыб.


scabarocci
отправлено 12.10.09 13:36 # 83


Кому: vaborg, #75

>Но вода из под крана - не просто питьевая, её рекомендуют тётям при беременности и детям для здоровья.

Вот этого я никогда не понимал -- ведь она же *жесткая* как черт знает что! Вряд ли так уж она полезна для здоровья, наверное, это их местные загоны.

Кстати, про местные загоны. Вспомнил забавную историю. В датских детских садиках в полный рост стоит проблема вшей. Для нас это дикость, но очень много у кого они есть -- вот так заботятся датские мамы и папы о своих чадах. Так вот, когда своим удивлением мы поделились с одной датской гражданкой, она патриотично высказала: "Конечно, вши есть потому что у нас очень чисто и экология хорошая" :) В целом, среди датчан, особенно недалеко от Копнгагена, особенно среди не слишком образованных махровым цветом цветет снобизм, какой не снился даже жителям Лондонского Кенсингтона.


LexaBes
отправлено 12.10.09 13:47 # 84


Все, хочу в Данию!!!


Атилыч
отправлено 12.10.09 13:49 # 85


>Один из наших преподавателей — бывший военный — однажды с улыбкой заметил на занятии в нашем русско-болгарско-польском классе: «Если бы мы открыли эту программу 20 лет назад, то вы бы здесь не учились».

Не понял что он имел ввиду. Какую программу? Почему не училсь бы?


antst
отправлено 12.10.09 14:04 # 86


Кому: Баянист, #27

> В Голландии тоже хватает старых Лад (Жигулей).
>
> Голландия - вообще заповедник авторухляди, тоже, видимо, из-за высокого налога на автомобили (но, правда, не такого высокого, как в Дании).

Не, не из-за налога. Из-за традиционной скупости голландцев. Оно вообще странно. Понятно, что новая машина бабла стоит. Но эксплуатация старой обходится тоже не дешево.

Кому: Нарт, #44

> Вот на фотке туборг и карлсберг. По телевизору видел передачу про Данию, вещали мол эти два пива чуть ли не для бомжей. Типа жигулевского. Это так?

Ну, я б сказал, что туборг - это самое дешевое скандинавское пиво, выводы можешь сделать сам.


> И про налоги - в заметке была упомянута нижняя планка в 38%. 60% если на двух работал. А вообще ставка налога для физиков получается что прогрессивная?

Да она везде в европах прогрессивная.

Кому: vaborg, #54

> Касательно языка, язык грамматически несложнее английского, но что убивает наповал, это произношение. Первая фраза, которую все узнают это Hvar siger du? или Harbehar? что ты сказал? Это результат огромного количества диалектов в стране с 5 миллионами населения. Копенгагенцы не понимают орхусианцев, жители южных окраин Сондерборга совершенно не внимают северянам из Ольборга, а если вам сказали что у вас бонхольмский акцент значит дело с вашим датским совсем швах. Кстати, в Дании хотя и есть в языке вежливое Вы, все говорят друг другу ты, исключение - официальные документы и королева.

Скандинавия - она вся перенасыщена диалектами.
Причем, кардинально отличающимися друг от друга. Просто 4-ре из них стали гос. языками.
Знакомый лингвист говорил, что в скандинавии самая высокая плотность диалектов на душу населения и на квадратный метр в мире.



Кому: LazyCamel, #32

> Лады финского производства были только в воспаленом мозгу людей несших деньги БАБу.
> Точно так же делались на заводе и экспортировались.
> Отличии - светотехника и электрика были чешские, движок был 1.1 литра.

Ну, во-первых, все это было задолго до БАБа. Во-вторых, хрен его уже помнит, но что-то с теми Ладами фины таки делали. Если не собирали, то доводили/предпродажили или что-то еще.


Smirnoff
отправлено 12.10.09 14:08 # 87


Кому: vaborg, #54

> Первое, что приходит на ум - это патриоты своей страны

Это да, именно датские футбольные фанаты первыми придумали рисовать флаг на лице и на теле.

> что чем больше ты зарабатываешь, тем больше будешь платить налогов в казну

Базис датской системы налогообложения.

> да говорит врач, есть - пейте холодную кока колу перед сном

Это тебе с врачом не повезло, камрад. У меня он хороший :)

> При слове сельское хозяйство - я вспоминаю тот аромат с полей

Натуральное удобрение, хорошо что не так часто. В самом городе не чувствуется, только на окраинах.

> Датские поезда одни из самых дорогих и медленных поездов Европы

А мне нравится, 120 км. в час - неплохо. С латвийскими электричиками и сравнивать не хочу.

> никто не орёт на тебя, не пинает и не заставляет сделать ещё пару раз.

Наш тренер и орет и пинает :)

> язык грамматически несложнее английского, но что убивает наповал, это произношение

Согласен.

> что датчане говорят шёпотом и после хорошего количества шнапса с пивом

Категорически не согласен. Орут - моё почтение.

> Ночью там лучше не гулять одному.

Тема иммиграции настолько обширна, что у каждого о происходящем свое мнение. Но в целом ты прав, камрад. Я в Брабранде жил первый год, и больше жить меня там не тянет.

Кому: mustang, #58

> А как там обстоит дело с религиозностью? Там в основном протестанты?

Кому: scabarocci, #66

> Лютеранская церковь -- часть государства. На нее платится налог. В целом, у населения отношение к церкви скорее как к клубу и тимбилдингу.

Так точно, особой религеозностью не страдают.

Кому: Хмурый_Сибиряк, #64

> Только чего-то в спорте успехи у них не ахти.

А гандбол? А велоспорт? Да и занимаются в основном для себя, а не на результат.

Кому: Klop, #70

> Уточню про налог на автомобили.

Все так, я с желтыми номерами один раз чуть не попался. На рабочей машине - только домой и на работу. Даже в магазин нельзя сгонцать.

Кому: Нарт, #79

> Рассказывали про Данию. В цвет показывали бомжей с туборгом и карлсбергом

Это не бомжи, камрад, они добровольно бродяжничают. Выражают протест государству. Калсберг и Туборг пьют все поголовно, считается нормальным пивом.

Кому: scabarocci, #81

> Что хотел написать-то.

Это у вас в Копенгагене, зажрались там в столице, панимаешь :)

А если серьезно, то отличия с Орхусом есть.


Zelius
отправлено 12.10.09 14:09 # 88


Да, этот запах с полей - фантастика...
Особенно когда едешь на машине из Копенгагена в Скаген (через всю страну) и невозможно открыть окошко.

А что, нынче до сих пор плотно издеваются по датскому ТВ над шведами ?
Раньше, помню, была кулинарная передача на шведском ТВ - а датчане делали в это же время ее антипод. Там повара постоянно бухали вино, рыба у них выгорала в духовке и так далее.
В 80-ых годах шведы гоняли с включенными подфарниками постоянно, а датчане - нет. И все время показывали на шведов - вот, мол, мудачье едет северное, че ж с них взять-то если они даже днем со светом ездят...

Насчет купаться - это вы зря. Достаточно в хорошую погодку заехать на Тисвиляй.
Хотя, учитывая низкую стоимость и высокое качество плавательных комплексов (ну не могу я обозвать их бассейнами) - конечно же, можно и не гонять на побережье.

Кроме того, автором совершенно не раскрыта тема рыбалки :)
Особенно феерична ловля морской щуки в момент движения щуки возле Хельсингера через пролив. Разве что удочками не бьются друг об друга на берегу рыболовы.

Да, много интересного в этой маленькой стране...


Нарт
отправлено 12.10.09 14:11 # 89


Кому: Smirnoff, #87

> Это не бомжи, камрад, они добровольно бродяжничают. Выражают протест государству. Калсберг и Туборг пьют все поголовно, считается нормальным пивом.

Пасиб. Теперь все понятно.


Sen
отправлено 12.10.09 14:18 # 90


Кому: Smirnoff, #80

> я старался

получилось -- отлично! спасибо!


stupid
отправлено 12.10.09 14:24 # 91


Первый европеец, который стал буддийским Ламой, родом из Дании :)
Статья класс!


dakota
отправлено 12.10.09 14:52 # 92


> Есть у меня один знакомый, который утверждает, что датское слово «torv» (площадь) произошло от русского «торг», ибо ранее на площади обычно торгом и занимались.

Задорнов его фамилия? :)


Frum
отправлено 12.10.09 15:04 # 93


Интересная статья
Спасибо автору

Мне аж затотелось посетить, с надеждой туда переехать ))
вообще меня тянет в Скандинавию почему-то...
надо проверить почему ))


бруто
отправлено 12.10.09 15:22 # 94


> Но хуже их всех — это шведы. Швеция — толстая и уродливая тёща, которая отравляет тебе всю жизнь одним только своим присутствием, но от которой никуда не деться, ведь живете вы в одной квартире.

что не помешало в своё время результативно подружить с ними против Италии!!!
(Евро-2004)


madam
отправлено 12.10.09 15:24 # 95


спасибо за заметку! очень интересно.


Баянист
отправлено 12.10.09 16:26 # 96


Кому: antst, #86

> Не, не из-за налога. Из-за традиционной скупости голландцев. Оно вообще странно. Понятно, что новая машина бабла стоит. Но эксплуатация старой обходится тоже не дешево.

Тут можно долго и бесплодно спорить.

Наверное, верно и то и другое.


Nord
отправлено 12.10.09 16:36 # 97


Кстати, про torv и торг. Торг у славян изначально площадь. У сербов слово до сих пор сохранило это значение: трг - площадь, тржиште (ср. рус. торжище) -- рынок.


Smirnoff
отправлено 12.10.09 17:17 # 98


Кому: Zelius, #88

> А что, нынче до сих пор плотно издеваются по датскому ТВ над шведами ?

У меня телека нет, но в интернете видел пару свежих роликов. Смешно.

> Кроме того, автором совершенно не раскрыта тема рыбалки :)

Я в этом не разбираюсь. Рыбу ловил 2 раза в жизни.

Кому: dakota, #92

> Задорнов его фамилия? :)

Москвич, кстати, фамилию не спрашивал.

Кому: Frum, #93

> Мне аж затотелось посетить, с надеждой туда переехать ))

Хорошо там, где нас нет. Я после учебы думаю в Россию ехать.


Nord
отправлено 12.10.09 17:36 # 99


Кому: antst, #7

> А уж наше торг/торжище - это явно завезенное викингами/варягами (ср. шведское torget)

Есть шанс, что наоборот. Вон, южные славяне с варягами не соприкасались так сильно -- а слово есть.


Nord
отправлено 12.10.09 17:39 # 100


Кому: antst, #86

> Знакомый лингвист говорил, что в скандинавии самая высокая плотность диалектов на душу населения и на квадратный метр в мире.

Армяне, наверное, не согласятся. А уж про северокавказские народы и говорить не приходится. Когда в одноаульном языке, на котором говорит меньше тысячи человек, в пределах одного аула есть два-три говора, -- эт сильно.



cтраницы: 1 | 2 всего: 195



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк