К юго-востоку от Пскова, там, где красноармейцы и примкнувшие к ним занимали свои первые рубежи зимой 1918 года,
в 1969 году был открыт памятник. Это почти пятидесятиметровый обелиск, огромный гранёный штык. И металлическая монументальная конструкция при нём, рассказывающая о боевом пути Красной Армии.
Как же всё началось и почему за день красноармейский день рождения принимается именно 23 февраля? Некоторым, читавшим учебник истории, известно, что в феврале 1918 года солдаты немецкой кайзеровской армии перешли в наступление по всему фронту, в частности, старались продвинуться на Петроград. Немецкое командование силами нескольких дивизий планировало организовать одновременные удары в районе Пскова. Продвижению врага были противопоставлены 1, 5 и 12-я армии Северного фронта.
На тот момент численность Красной Армии, находящейся в процесе формирования, составляла около 200 тысяч человек. Это немного и уж точно недостаточно для полноценной обороны страны. В.И. Ленин и СНК объяснили всем: «Социалистическое отечество в опасности!» Молодая Советская республика действительно находилась под ударом и остро нуждалась в защите. Нужна была всеобщая мобилизация. Все к оружию! Все на защиту революции!
Про революцию в опасности
В Петрограде главный комиссар БФ Н.Ф. Измайлов и начальник Военного отдела Центробалта А.А. Ружек отдали приказ по флоту о немедленной мобилизации «для беспощадной борьбы с германскими империалистическими полчищами. Всех, кто способен держать оружие, родина зовет на последний революционный бой, в котором или победим или с честью умрем». Решением Исполкома Петроградского Совета 23 февраля был объявлен Днем защиты социалистического Отечества. Бойцы начали прибывать. Добровольцы записывались в ряды Красной Армии. Их старались «разбавлять» военными моряками, составлявшими, вместе с петроградскими рабочими, основной костяк армии, противостоящей немцам на северо-западе.
О состоянии частей русской армии убедительно говорят записки, которые оставил участник тех событий, начальник штаба 12-й армии
генерал Посохов: «Армии не стало — есть огромная, усталая, плохо одетая, озлобленная толпа людей, объединенная жаждой мира… и всеобщим раздражением. Достаточно незначительных неприятельских сил, чтобы эта масса людей ринулась в тыл, все сокрушая, поедая и уничтожая на своем пути».
Немудрено, что, начав движение 18 февраля, немецкие части не встретили сопротивления и к исходу дня 23-го уже стояли на расстоянии 50 км от Пскова. Оборону города тогда организовывали две роты и пулеметная команда 2-го Рижского латвийского полка, рота псковских красногвардейцев и солдат-призывников численностью до 100 человек и 2-й красногвардейский полк под командованием А. Черепанова. 24 февраля, к шести часам вечера, немцы вышли к железнодорожному вокзалу, где их огнем из пулеметов встретили латышские стрелки. Наиболее ожесточенный бой развернулся в ночь с 24 на 25-е на углу улиц Сергиевской и Великолуцкой (ныне Октябрьский проспект и Советская). Как описывал эти события их участник В.Лемзаль, «красногвардейцы защищались мужественно и почти все полегли. Последними словами были: «Товарищи, мы можем только умереть!»
Про 23 февраля 2010 года
23 февраля 2010 года на территории Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества на Воробьёвых горах проходило мероприятие под названием«Воинская слава России: 1918. РККА» с участием клубов военных историков Центра «Гвардия». Московские и питерские военные реконструкторы «живьём» показывали всем желающим как могли бы выглядеть первые бои Красной Армии. На немецкой стороне выступали бойцы прибалтийских фрайкоров и ландесверов, за Красную Армию воевали революционные рабочие, спешившиеся матросы, студенчество в очОчках, казаки и примкнувшие иностранные солдаты — венгры, поляки.
Первыми атаковали немцы. С подготовленных позиций они обстреляли обороняющихся красноармейцев из миномётов и автоматического оружия. Появились первые потери. Красноармейцы ударили в штыки и подтянули пулемётчиков. Немцы дрогнули. Красная Армия, понятно, в итоге победила. Всё ж таки 23 февраля. А немцы, в свойственной им манере не удержались от того, чтобы набрать трофеев. Хотя бы в виде таксы.
Про фототехнику
Все фотосъёмки производились при помощи встроенной головы, умелых рук, добротной фотокамеры Nikon D700, японского светосильного зума
Nikkor 28-70mm f/2.8 ED-IF AF-S и, вы будете смеяться, отечественного телевика Телеар-Н. Со знаком качества. Я про него, пожалуй, отдельную статью напишу, уж очень хорош оказался объективчик из СССР.
Больше фотографий