В городе Стокгольме, на самой
обыкновенной улице, в самом
обыкновенном доме живет самая
обыкновенная шведская семья...
“Карлссон, который живёт на крыше”
В Стокгольме я был 5 раз, но всегда приезжал по делам и лишь на пару дней, поэтому моё впечатление о городе осталось поверхностным. С другой стороны, мне легче написать о месте, где я был два дня, чем о городе, где жил долго...
Сразу скажу, что Стокгольм мне очень понравился! В отличие от Кувейта или Москвы, где я бы согласился жить лишь временно, не больше нескольких лет, и то за очень большую зарплату – в первом случае из-за очень непривычного сухого и жаркого климата и чужой ментальности местных жителей, во втором из-за огромных размеров города и его слабой приспособленности к качественной жизни за разумные деньги – в Стокгольме я согласен жить безо всяких оговорок! Как, впрочем, и в любом не маленьком, но и не слишком крупном (1-2 млн. населения – в самый раз) городе Западной или Центральной Европы. Будь то Лион, Прага, Гамбург, Вена или ещё какие-то города... Вот Кувейт, да и, на самом деле, Москва – это уже не Европа...
Архитектура Стокгольма очень похожа на ту, что я до этого наблюдал в Гамбурге. Оба города можно назвать «северно-портовыми» или «портово-северными» – зависит от того, что хочешь подчеркнуть, «северность» или «портовость». Ну да, выглядит немного мрачновато, и даже при солнечном свете (а если идёт дождь или снег – вид ещё более угрюмый), ведь нет красных черепичных крыш или домов весёленькой раскраски, которых много на юге Европы – но это придаёт Стокгольму какую-то особую, готическую торжественность!
Одно из самых первых впечатлений от Швеции – здесь очень следят за безопасностью! Уже в автобусе, который едет из аэропорта в город, перед каждым креслом висит объявление с просьбой пристегнуть ремень безопасности. Что я с удовольствием и сделал – я вообще в автомобилях всегда стараюсь пристёгиваться, даже на заднем сиденье. Конечно, если есть конструктивная возможность...
На всех перекрёстках в Стокгольме обязательно предусмотрены «островки безопасности» для пешеходов! Причём не только там, где пересекаются широкие улицы и установлены светофоры, а даже и на самых маленьких улочках со всего одной полосой для каждого направления движения.
Ещё сразу же бросилось в глаза наличие огромного количества парикмахерских, которые здесь обозначаются немецко-французским словом «Frisör». Изначально это было французское слово «friseur», которое перешло в немецкий язык, но НЕ ОСТАЛОСЬ во французском! Не знаю, как объяснить этот забавный историко-лингвистический парадокс, сейчас по-французски парикмахер – это «coiffeur»...
Цены на стрижку, как, впрочем, и на всё остальное в Швеции – очень внушительные. Я ездил в Стокгольм, когда ещё жил в Киеве, а в то время шведская крона была примерно равна украинской гривне, поэтому мне было очень легко сравнивать. Цены в Стокгольме кажутся завышенными в несколько раз. Цены на проезд в городском транспорте – в ДЕСЯТКИ раз: обычный талончик (правда, он действует в течение определённого времени, когда можно делать пересадки) стоит 40 SEK – сравни с 1,5 гривны в Киеве тогда!
Поесть где-нибудь дешевле 100 SEK – для этого нужно идти в McDonalds. В нормальных ресторанах за ужин нужно будет отдать минимум 150 SEK. Правда, почти везде есть «обеденные меню», но и они стоят не меньше 75 SEK.
Возвращаюсь к улицам Стокгольма.
Город не такой холмистый, как Киев, но, тем не менее, кое-какие перепады рельефа здесь есть. А город старый, дома стоят вплотную! Поэтому пришлось сделать вот такие «путепроводы», вроде того, что есть в Праге возле «Národního Divadla». Получилось очень атмосферно.
Теперь – про киоски. В отличие от Праги или Вены, в Стокгольме их нет. То есть, аргумент минских властей, которые в середине 2000-х убрали киоски, чтобы «не уродовать европейский облик города», в общем, не на 100% фигня. Другое дело – в Стокгольме киоски успешно заменены так называемыми convenience stores, которые все относятся к одной сети 7Eleven и находятся практически на каждом углу. Ассортимент этих магазинов очень ограничен, это ни в коем случае не супермаркеты и даже не универсамы. Продают там, в основном, различные напитки, чипсы, жвачку, сладости, сигареты – в общем, всё то же, что обычно продают в киосках.
В Стокгольме, как я уже говорил, высокие цены на всё, в том числе и на «поесть», но проблем с этим нет. Хотя места лучше заказывать заранее – хорошие заведения не пустуют!
В один из дней я пообедал в тайском ресторане. Обеденное меню – за 75 SEK, не включая напитки – предлагало 5 вариантов, названия которых были написаны на шведском и на тайском. Не знаю ни один из этих языков, но решил рискнуть, благо возле названия каждого блюда было нарисовано несколько перчиков, символизируя его остроту. Я выбрал единственное неострое блюдо – им оказались креветки с лапшой! Поел вполне нормально, порция была достаточно большая. В баре увидел тайское пиво, хотел было его купить с собой и выпить в гостиничном номере (ну и что, что целых 49 SEK – попробовать-то нужно), но мне его не продали! Оказалось, в Швеции очень строгие ограничения, рестораны не могут продавать алкоголь на вынос.
И вообще, цены на алкогольные напитки здесь очень высокие, а крепкое спиртное (вроде водки, виски или коньяка) продаётся только в государственных магазинах «Systembolaget». Пиво можно купить и в обычных магазинах, но оно очень слабенькое, крепость не больше 2,5 градуса, и дорогое, не меньше 20 SEK за бутылку.
Это объясняется тем, что веками шведы спивались. Есть стереотип, что русские пили и пьют много. Так вот – шведы пили ГОРАЗДО больше! К счастью, их правительство ещё в 19 веке обратило на это внимание и приняло очень строгие и решительные меры – алкоголь стал очень дорогим, а купить его можно только в определённых местах. Спивание нации удалось остановить! Побочный эффект от этой антиалкогольной политики – «Systembolaget» закупает за границей большими партиями очень хорошее вино, которое стоит (благодаря крупным поставкам) относительно недорого.
По-моему, это политика, достойная подражания. Я считаю, что налоги/акцизы на крепкий алкоголь должны быть очень высокими, чтобы только очень богатые люди могли себе позволить пить водку или виски каждый день. Естественно, беспощадная борьба с контрабандой и с самогоноварением. «Плодово-ягодные вина», которые до сих пор широко выпускаются в Беларуси, должны быть полностью искоренены – от них люди спиваются ещё быстрее и с худшими последствиями для здоровья, чем от водки!! Зато должно быть в изобилии представлено лёгкое и высококачественное вино и пиво.
Возвращаюсь к ресторанам. В один из вечеров на ужин мы пошли в монгольский ресторан. (Причём, насколько я могу судить, работают в нём именно монголы, а не какие-нибудь похожие китайцы или вьетнамцы...) Он, конечно, гораздо более дорогой, но и обстановка получше, чем в том тайском, и концепция довольно своеобразная. На первый взгляд – обычный шведский стол, на выбор несколько видов мяса, различные овощи и макаронные изделия. Потом обращаешь внимание, что мясо-то сырое! Не какая-нибудь готовая к употреблению ветчина... Выбрав себе мясо и гарнир, отдаёшь тарелку повару, который обжаривает еду и возвращает тебе. Здорово!
На следующий день мы были в другом ресторане, на этот раз – с шведской кухней. Я заказал себе стейк из тунца, оказалось вкусно... Вообще, шведская кухня включает в себя много рыбы, особенно селёдки, во всяких разнообразных проявлениях. Рыбный суп мне тоже понравился, можно брать смело!
Что касается автомобилей, то Стокгольм меня немного удивил. Я ожидал увидеть много маленьких, компактных машинок – они и дешевле, и топлива расходуют меньше, и припарковать их легче. Я ошибся – шведы предпочитают УНИВЕРСАЛЫ!! Естественно, такси универсалы почти все. Большинство таксистов, конечно, патриотично выбирает SAAB 9-5 или Volvo V70. Однако, встречаются и более «экзотические» варианты. Например, заметное число такси – гибридные Toyota Prius. Сначала я вообще не мог идентифицировать, что это за машина со странным дизайном? Но в итоге мы на ней даже прокатились!
Автомобиль оригинален не только своим внешним видом, но и конструкцией. Едет он практически бесшумно, лишь иногда слышно негромкое гудение, как в трол-лейбусе. А вот смысл делать такую скошенную крышу сзади остался для меня непо-нятным. Здесь в такси не принято пассажиру садиться на переднее сиденье, а на заднем у меня над головой (при моём высоком росте) оставалось всего пару см свободного пространства! Кто-то чуть более высокий (ну или носящий высокую шляпу) там ре-ально не поместится! В общем, загадка... А большое количество этих машин не только в такси, а и у «гражданских» пользователей объясняется легко – в Швеции при по-купке гибридного автомобиля государство даёт солидную премию!
Велосипедистов (а также скутеристов и мотоциклистов) в Стокгольме много. Везде проложены велосипедные дорожки, по которым рассекают шведы на своих «железных конях»...
В Стокгольме есть метро, которое называется Tunelbana. У него довольно запутанная планировка с несколькими линиями, которые все сходятся в центре. В одном месте, на набережной, я увидел рельсы, которые куда-то вели. Было похоже на то, что по ним ходит трамвай, но никакого трамвая я так и не увидел, хотя прождал минут 15. Может, он там раньше ходил? (В 2010 году началось восстановление одной из трамвайных линий). Трамвая в Стокгольме я так и не увидел, но видел много автобусов. В основном, они красные, но на некоторых маршрутах ездят только синие. Многие – современные, с низким полом, но есть и более старые.
Моё самое сильное впечатление в Стокгольме было от посещения
музея «Васа».
Основной экспонат музея – огромный корабль «Vasa», который был спущен на воду в воскресенье, 10 августа 1628 года. В своём первом же плавании корабль зато-нул, даже не выйдя из залива! Около 50 человек погибло на нём. Корабль оказался слишком неустойчивым... Несмотря на то, что глубина была небольшой, около 100 м, на несколько сот лет местоположение корабля было забыто. Только в середине ХХ века его нашли и подняли на поверхность, а в конце 20 века построили специальный музей. Уникальность корабля в том, что он сохранился до наших дней практически нетронутым, вместе с десятками людей и предметов на борту.
К сожалению, мне не удалось сделать фотографии, которые бы адекватно передавали его РАЗМЕРЫ. Он гигантский, примерно как Boeing 747, только самолёт широкий (длина 70 метров, размах крыльев 60 м, высота 19 м), а корабль высокий (длина 69 м, ширина 12 м, высота 52,5 м).
На нижней батарейной палубе площадью примерно 350 м2 должны были найти себе место 30 орудий и 200 человек. Верхняя батарейная палуба – 300 м2, 24 орудия и 200 человек. Полностью команда состояла из 145 моряков и 300 солдат! Коек или гамаков не было, матросы и солдаты спали прямо на палубах. Униформ тогда не было – каждый должен был сшить себе одежду сам, ну или заказать её где-нибудь.
В своё время «Васа» должна была стать самым мощным морским кораблём в мире. Она несла 48 24-фунтовых пушек, 8 3-фунтовых и 2 1-фунтовых, а также 6 мортир. У большинства кораблей того времени была одна оружейная палуба (и до 20 пушек), у «Васы» их было две!
Жизнь на борту была трудной – болезни, теснота, скука, вонь от трюмной воды. А ведь предполагалось ещё и в боевых действиях участвовать! На корабле поддерживалась строгая дисциплина. Одним из основных наказаний было протягивание на верёвке под килем... За хулиганское нападение на товарища по команде отрубали руку, а если товарищу были нанесены увечья – вообще казнили.
По найденным костям учёные восстановили облик нескольких человек, погибших на «Васе». Все они – очень маленького роста, около 1,6 м. Самый высокий из найденных на корабле был всего лишь 1,75 м – шведы явно выросли с тех пор! Я бы с моими 1,84 м казался в те времена великаном... Прогулялся по «реплике» одной из палуб – было очень неудобно, постоянно бился головой о выступающие перекрытия и упирался в потолок. Люди тогда были гораздо «мельче», чем сейчас, что неудивительно – их питание не отличалось ни обильностью, ни разнообразием!
Кроме самого корабля, в музее очень наглядно показано то время, когда он был построен – начало 17 века.
В те времена люди приобретали товары и услуги либо путём бартера (обмена), либо за металлические деньги. Медная монета называлась «оре» (öre), были ещё монеты в ½ и ¼ оре, круглые или квадратные. Серебряная монета – «марка» – равнялась 8 оре. «Риксдалер» был международно признанной серебряной монетой и равнялся 6 маркам. Существовал ещё и просто «далер» (талер?), равный 4 маркам. Лошадь или бык стоили примерно 10 далеров.
Торговля обычно происходила на организованных рынках, которые часто были приурочены к каким-то церковным праздникам. Рынки строго регулировались государством – например, городу Växjö было позволено проводить 2 рынка в год, в июне (на Cв. Иоанна) и в сентябре (на Cв. Михаила). Рынки проходили возле церкви Jät, куда крестьяне привозили свою продукцию для продажи горожанам. Стокгольм тогда был довольно крупным городом с населением примерно 10 тысяч человек, хотя в Амстердаме уже жило около 100 тысяч, а в Лондоне и Париже – больше 200 тысяч человек.
Любой мужчина старше 15 лет мог быть призван в армию. Во времена призыва все мужчины одного прихода обязаны были собраться возле местной церкви. Они были разделены на группы, от каждой группы вызывали одного человека... Из-за войн, которые вела Швеция (особенно с Польшей), в ней оставалось мало трудоспособных мужчин. В конце 1630 годов соотношение одиноких мужчин к одиноким женщинам было примерно 1:3...
Так, ещё я хотел немного рассказать о шведах. И о шведках...
Таки да, тут много высоких блондинок! Причём симпатичных, а не как немки... Да и высоких блондинов, в общем, тоже много. Ну то есть как «блондинов» – цвет их волос примерно такой же, как и у меня, или чуть светлее! В общем, думаю, я бы легко мог здесь сойти за местного! Правда, придётся выучить шведский язык...
Ну и напоследок – наблюдение.
В начале репорта я уже писал про то, что шведов очень волнует безопасность. Проявляется это ещё и в том, как они выгуливают детей. Сначала я наблюдал старшую группу детского сада – все в заметных светоотражающих жёлтых жилетках, это гораздо круче белорусских фликеров!. А потом, в другом месте города, видел группу детей поменьше, которых воспитательница вела на верёвочке!