— Вы упомянули термин «общественное самосознание», а одной из тем конференции «Росбалта» было русское самосознание. На ваш взгляд, современное русское самосознание существует как единое целое или это фрагментарное мышление — советское, имперское, либерально-постсоветское?
— Сильно намешанно всякое. Есть ряд вопросов, по которым мы — русские — сходимся. Например, один из докладчиков на конференции рассказывал, как надо разрушать какие-то связки в сознании, ничего при этом не предлагая взамен. Вот, он не русский, например, с точки зрения нашей ментальности. Он хочет изменить эту ментальность, а если человек умный, то он ее использует грамотно. Японцы, к примеру, склонны к кропотливому труду на протяжении десятилетий, к преданности к конторе и так далее... И они это используют. Не надо японцу говорить: слышь, японец, иди-ка ты в шесть часов домой, не надо до десяти часов сидеть в офисе. Мало ли что работа! Не надо сидеть в офисе — ты свободный человек. Но только никто почему-то ничего такого японцам не говорит. Только русские должны взять и у себя в сознании что-то разрушить.
Дмитрий, можно вопрос по переводам фильмов?!
тут возник спор: в мультике "Гадкий Я" есть эпизод когда главный герой приходит в банк, у банка вывеска (Bank of Evil: Formerly Lehman Brothers), переводчик перевел слова секретаря "Добро пожаловать в Банк Зла - бывший Лемен Бразерс". В зале естественно никто даже не улыбнулся.
Вопрос: можно было ли перевести по типу: "Добро пожаловать в Банк Зла - бывший ОАО МММ", для понятливости русскому зрителю?
> Вопрос: можно было ли перевести по типу: "Добро пожаловать в Банк Зла - бывший ОАО МММ", для понятливости русскому зрителю?
Я не ДЮ, но насколько упоминание МММ уместно в контексте? Мультик детский (детский ведь?), детям что МММ, что ЛБ побоку, шутка для взрослых ведь совсем, а такая замена/адаптация требует крайне больших оснований.
Дмитрий Юрьевич, решил приобщиться к творчеству Сергея Кара-Мурзы. Какие произведения Вы можете посоветовать (может из того что сами читали) и с какой книги лучше начать? Спасибо.
Интересно, это полный текст беседы? Думаю, что нет. Хотелось бы полный текст интервью почитать. Дмитрий Юрьевич как снайпер: что ни слово - все в цель!
Согласен, что что интервью хорошее и еще больше - что мало! ДЮ как всегда отлично излагает свою точку зрения по важным вопросам. Я вот так не умею, блин. Одно успокаивает - не один я такой!
Надо это... чаще Главному интервью в СМИ разных давать.
Читал предыдущую заметку, про Невзорова. На главной написано вроде нормально, открыл, а там караул какой бардак в голове у автора. Начал читать эту, уже заранее критически отнёсся. Дочитал на главной, и подумал: "Блин, а ведь всё грамотно и по делу". Открыл ссылку, а автор слов - Гоблин. Погрустил, такое ощущение, что в России только автор Тупичка грамотные вещи говорить может :(
Ну ты опять путаешь. Это для нас такое поведение - жлобство. А для них - норма. Многие рассказывали (заказчики со Швеции, товарищи с Британии и прочие люди) что если договариваються вечером встретиться, то каждый берет бухло и ништяки на себя. Хозяин может по бадылям наготовить, типа там чипсы открыть )) Ну вот так у них принято. Это схоже с доносами. Вот у них, скажем, сосед буянит - вызывают полицию. Это плохо? Нет, люди хотят жить спокойно, к тому же это может предотвратить какую-то беду. А у нас это - стукачество. Хотя что лучше - очевидно.
> А потом придешь в гости к тому же англичанину, дадут тебе чаю с одной печенькой имбирной, и думаешь: не, у нас люди не такие жмоты! :)
Поговорки - Едим да свой, а ты у двери постой!(это в ответ на пожелание приятного аппетита), или -На чужой каравай - рот не раззевай! - нерусские придумали?
> Поговорки - Едим да свой, а ты у двери постой!(это в ответ на пожелание приятного аппетита), или -На чужой каравай - рот не раззевай! - нерусские придумали?
Скажи, пожалуйста: в фильме Payback, в квартиру к жене Портера стучит парень дебильно одетый с дебильной прической и с серьгой в ноздре, который принес наркотики, Портер открывает дверь, парень не ожидавший его увидеть что-то спрашивает (ты перевел: "Мисс Портер дома?"). А что он сказал по-английски?
> в фильме Payback, в квартиру к жене Портера стучит парень дебильно одетый с дебильной прической и с серьгой в ноздре, который принес наркотики, Портер открывает дверь, парень не ожидавший его увидеть что-то спрашивает (ты перевел: "Мисс Портер дома?"). А что он сказал по-английски?
> В Москве частенько так-же. Тоже между прочим наши люди и никто их палкой не строит.
В Москве это не система. В Москве люди выстраиваются в очередь на вполне определенные номера автобусов и маршруток. Почему именно на этих маршрутах люди дисциплинированнее, понять трудно.
В подавляющем большинстве случаев на остановках общественного транспорта стоит бесформенная толпа. Ну, и лезут теперь в переднюю дверь "все вдруг".
"На чужой вершок - не разевай роток!" Медведь это придумал.
Про МВД ;). Повторюсь. МВД постоит-постоит, а потом устроит большой П.
Если в ОВД сейчас "веселуха", то в более высокой структуре еще больше моментов для веселья сотрудников (кто работает).
"Господин Грызлов"... Не, ну мож он конечно кому-то и господин...
> Поговорки - Едим да свой, а ты у двери постой!(это в ответ на пожелание приятного аппетита), или -На чужой каравай - рот не раззевай! - нерусские придумали?
К пословицам/поговоркам на этом сайте отношение особое.
> Сходи по приглашению в русский дом и английский.
ДомА тоже сильно разные бывают. Вот для тебя что правильнее - накормить от пуза вдруг нагрянувших друзей и потом сидеть с семьей до получки впроголодь, зато показать себя настоящим другом; или пообщатся с друзьями без "широких жестов", но потом с семьей спокойно дожить до зарплаты, и выглядеть в глазах приятелей прижимистым жмотом?
> ДомА тоже сильно разные бывают. Вот для тебя что правильнее - накормить от пуза вдруг нагрянувших друзей и потом сидеть с семьей до получки впроголодь, зато показать себя настоящим другом; или пообщатся с друзьями без "широких жестов", но потом с семьей спокойно дожить до зарплаты, и выглядеть в глазах приятелей прижимистым жмотом?
... или хорошо работать, хорошо зарабатывать и не переживать за то, есть еда или нет?
> Ну если тебя пригласили на файф-о-клок, то трудно рассчитывать на стейк размером на всю тарелку...Чай и подадут, с печенькой.
Ну, если совсем непонятно, объясню на пальцах:
Если кто-то в России приглашает гостей на новый год и угощает их только чаем с сухариками, то этого человека большинство русских людей сочтут мудаком.
Если в Англии общество собирается в каком-то доме на местечковую новогоднюю вечеринку, то никто из гостей не рассчитывает больше, чем на стаканчик выпить и пару тостов.
> но есть общественное сознание, в котором Сталин олицетворяет собой порядок. Он не давал воровать, от него самого остались только френч, штаны, сапоги и трубка.
> Если в Англии общество собирается в каком-то доме на местечковую новогоднюю вечеринку, то никто из гостей не рассчитывает больше, чем на стаканчик выпить и пару тостов.
Во-о-от! Ключевая фраза - [никто из гостей не рассчитывает] Не рассчитывают -так на хрена подавать больше? Бережливость во всём -хули! Это мы, да индейцы с любого праздника способны "патлач" устроить.
> Почему именно на этих маршрутах люди дисциплинированнее, понять трудно.
Быдло- и не быдло-районы?) Москва весьма разное впечатление производит в зависимости от района. Это почти как разные города. Ехать общественным транспортом, к примеру, в Дубну намного спокойнее, чем, например, в Петушки.
Что характерно - одно другому не мешает. Помню еще мелким пацаном вопрос задавал родителям - "а зачем тут написано Вход и Выход если все сразу лезут везде?". Спустя годы ехал в поезде из Питера в Москву и попался попутчик - некий полковник в отставке, уж очень разговоричивый. Он с тоской вспоминал, что в конце 50-х люди таки становились сами в очередь, строго входили в дверь с надписью ВХОД, выходили там, где ВЫХОД написано. На естественный вопрос: "когда же и почему это погасло?" полковник ответил так: в их район привезли рабочих из глубинки для нового завода. Работе на станках ребят обучили, а нормам поведения в городе - нет.
> Если в Англии общество собирается в каком-то доме на местечковую новогоднюю вечеринку, то никто из гостей не рассчитывает больше, чем на стаканчик выпить и пару тостов.
> На естественный вопрос: "когда же и почему это погасло?" полковник ответил так: в их район привезли рабочих из глубинки для нового завода. Работе на станках ребят обучили, а нормам поведения в городе - нет.
Возникают два вопроса. Первый: а как раньше справлялись с обучением, если рабочие в большинстве своем были привезены из разных глубинок? Второй: с какой стати рабочим из глубинки вести себя как обезьянам?
Нет, на одной и той же, грубо говоря, "автобусной станции" по-разному.
Вот удивляло в этом отношении Петровско-Разумовская: народ берет штурмом автобус, а рядом стоит в очередь на маршрутку.
Бывает, что в один автобус очередь, а другой - штурмом.
Чисто по моим наблюдениям, на маршруты, которые ходят с давних пор строго по расписанию, и билеты в переднюю дверь - очередь. Остальные - штурмом. А теперь, когда везде сделали в переднюю дверь, как-то все смешалось.
> с какой стати рабочим из глубинки вести себя как обезьянам?
Вот и я думаю, почему в Ериваново-городе-не-бест все маршрутки штурмом брать нужно, а в Нерезиновске люди в очередь выстраиваются? Понять не могу. Не подскажешь?
В одной из передач на Йэху Москвы (наблюдал по Сетевизору), как Михаил Хазин, не дождавшись от ведущих ответа на вопрос, что было сделано для экономики страны за последние двадцать лет, сходу рассказал энтот анектод. Кисляк на лицах ведущих, запомнился надолго.
Всегда думал, что готовлю и делаю все это ради того, чтобы сделать себе и гостям приятно, чтоб совместно вкусно пожрать и пообщаться не на пустой желудок. Званым гостям, конечно, хотя иногда и для некоторых незваных иногда не жалко ну нисколько. Ну, а ежли незваный, но желанный и нету ничо - так и скажу, мол - извиняйте, чем богаты, тем и рады.
А вон оно как оказывается - это показуха и нету в этом здравого смысла. Надо видимо в сознании что-то менять, пойду жене расскажу.
> Многие рассказывали (заказчики со Швеции, товарищи с Британии и прочие люди) что если договариваються вечером встретиться, то каждый берет бухло и ништяки на себя.
Не, не на себя, а в общак. Нормальная кстати традиция.
> И откуда только там проблема лишнего веса у населения при таких обычаях - непонятно.
Проблема лишнего веса у вполне определенных слоев населения от вполне определенного питания. А коллективно ты питаешься или "в одну харю", роли при этом не играет.
Культурные традиции везде сильно разные. Опять таки, итальянцы с культурой еды сильно ближе к русским, англичане и прочие скандинавы в плане гостей гораздо сдержаннее. И вообще - смайлик в конце видел?!
> И откуда только там проблема лишнего веса у населения при таких обычаях - непонятно. Похоже, едят ночами, под подушкой)
А то! Представь, пришел ты домой с парти у друга. Кормили чем? Какими-то несерьезными канапушками. А аппетит ведь только разгорелся! Вот под одеялом с фонариком и наворачиваешь, что в холодильнике завалялось с прошлой парти, которая у тебя происходила )))
> Кому: chum, #14 >
> > Иной раз увидишь, как один англичанин сразу организовывается в очередь на автобусной остановке, думаешь: вот бы и нам так же!
>
> В Москве частенько так-же. Тоже между прочим наши люди и никто их палкой не строит.
В Москве, в Кузьминках ежедневно наблюдаю два противоположных примера - в автобус с одним номером маршрута выстраивается очередь, в автобус с другим - конкурс, кто успел, тот и сел. Оба они едут в область, в один и тот же город. Когда едут обратно - в оба ломится толпа.
Какая тут связь с номером маршрута и направлением - загадка русской души.
> Вот и я думаю, почему в Ериваново-городе-не-бест все маршрутки штурмом брать нужно, а в Нерезиновске люди в очередь выстраиваются? Понять не могу. Не подскажешь?
Я по Москве только на метро ездил — там в очередь не выстраиваются.
> Какая тут связь с номером маршрута и направлением - загадка русской души.
Прям уж загадка. Ситуация номер раз. Стоит на остановке гражданин, к нему подходит другой, и вежливо спрашивает:"Подскажите, это очередь на автобус номер ..дцать?" Первый гражданин утвердительно кивает. Второй сказав "спасибо" занимает место у него за спиной. Третий подойдя, видит практически сформировавшуюся очередь, и понимает, что придется быть третьим.
Ситуация номер два. Один стоит на остановке, подходит другой и молча встает рядом. Далее рядышком пристраивается третий, итд.
Да я тоже. А жене расскажи, она западному нововведению будет только рада - готовить надо будет гораздо меньше! А это для талии и кошелька очень полезно!!! :)))
> Прям уж загадка. Ситуация номер раз. Стоит на остановке гражданин, к нему подходит другой, и вежливо спрашивает:"Подскажите, это очередь на автобус номер ..дцать?"
Пример не подходит - на один маршрут всегда очередь, на другой всегда давка. Тут скорей люди следуют негласным правилам - на этом маршруте привыкли стоять в очередь и если попытаешься пролезть, тебя не поймут. На другом то же самое - если попытаешься очередь организовать, тебя точно так же не поймут. И всё это на расстоянии в 10 метров.
Разгадка скорей в другом - в количестве автобусов на маршруте. А в зависимости от направления на работу/с работы - домой опоздать можно, на работу - нельзя, потому и ломятся.
> Не, не на себя, а в общак. Нормальная кстати традиция.
Pot luck dinner. Прекрасное изобретение. Кто не готовит - несёт вино-торты. А если вечеринка темтическая, или там, просто очень большая - озаранее планируется кто что несёт, чтоб небыло 6 винегретов и 3 ведра хумуса. Рекомендую - и хозяевам меньше напряжения и расходов, гостям весело, все друга нахваливают, рецептами деляться, ну и примеряются "умеет готовить- хорошо!"
Сразу оговорюсь: "за что купил, за то и продаю". Был интересный собеседник, сказанное им запомнилось.
> Первый: а как раньше справлялись с обучением, если рабочие в большинстве своем были привезены из разных глубинок?
Как обычно - кнутом и личным примером.
> Второй: с какой стати рабочим из глубинки вести себя как обезьянам?
Видимо иначе не умели.
Поясню на личном примере, чтобы не ссылаться на третьих лиц. У нас класс делился на две категории: дети граждан, родившихся в окрестных деревнях, и дети научных сотрудников, рабочих крепкой квалификации и тд. Вопрос первый: как думаешь, к какой категории относились детишки, которые вели себя аки злые обезьяны? Вопрос второй: отдельные детишки дожили таки до совершеннолетия с целью продолжить жизненный путь в тюрьме за изнасилование плюс разбой, с целью подохнуть от передозы или быть убитым бандитом-конкурентом, как думаешь, к какой категории относились эти детишки (что составляли 1/3 пацанов нашего класса/школы)? Помогу с ответом: исключительно к одной из двух категорий. И не надо приводить мне контр-примеры, что мол в моей деревне все были нормальные ребята. Охотно тебе верю, но мой жизненный опыт вот такой.
> Помогу с ответом: исключительно к одной из двух категорий. И не надо приводить мне контр-примеры, что мол в моей деревне все были нормальные ребята. Охотно тебе верю, но мой жизненный опыт вот такой.
[смотрит на жизненный опыт Сергеича из окна своего деревенского дома]
>> Второй: с какой стати рабочим из глубинки вести себя как обезьянам?
>
> Видимо иначе не умели.
Это факт, кстати.
Деревенского жителя в городе, или провинциала в столице видно издалека. Не умеют себя вести оптимально для крупного города потому что, т.е. ездить на автобусах, эскалаторах, проходить через турникеты и т.д.
Тот факт, что в Москве в некоторых местах толпятся перед автобусом, вместо того чтобы занять очередь, говорит о том что в данном районе живёт много совсем недавно понаехавших.
> Не умеют себя вести оптимально для крупного города
Иной раз и не хотят. Вроде противопоставляют себя, что ли. Иной раз в метро такой едет, встанет так, что всем мешает, все его толкают, самому же больно, злится, но стоит, как памятник. Чего ради?
> Иной раз и не хотят. Вроде противопоставляют себя, что ли. Иной раз в метро такой едет, встанет так, что всем мешает, все его толкают, самому же больно, злится, но стоит, как памятник. Чего ради?
Не обижайся на него, он пообвыкнется, будет вести себя как все :)
> Иной раз и не хотят. Вроде противопоставляют себя, что ли. Иной раз в метро такой едет, встанет так, что всем мешает, все его толкают, самому же больно, злится, но стоит, как памятник. Чего ради?
Не стой в проходе, громко не ори, не пахни плохо - эти правила может соблюдать любой человек, из любой точки страны. почти (с) один из братьев МакМанусов:)
> Чисто по моим наблюдениям, на маршруты, которые ходят с давних пор строго по расписанию, и билеты в переднюю дверь - очередь. Остальные - штурмом. А теперь, когда везде сделали в переднюю дверь, как-то все смешалось.
Года три назад наблюдал интересную картину на остановке у станции метро "Тушинская". Я тогда работал на выставке в "Крокус-Экспо", метро туда еще не подвели, и добираться надо было автобусом, народу на который собиралось немало, мягко говоря. Так вот: подхожу к остановке - стоит очередь, ждет автобуса. Чинно так стоит. Встаю последним, за мной еще люди пристраиваются. Когда подошел автобус, очередь рассыпалась, превратилась в толпу и начала ломиться в переднюю дверь (автобус был с турникетом).
В общем, граждане повели себя оптимально - и в процессе ожидания обошлись без конфликтов, и желание прорваться побыстрее удовлетворили!
> Деревенского жителя в городе, или провинциала в столице видно издалека. Не умеют себя вести оптимально для крупного города потому что, т.е. ездить на автобусах, эскалаторах, проходить через турникеты и т.д.
Извини, камрад, но по перечисленным тобой признакам выявляются не деревенские жители, а представители несколько другой категории граждан. И они совсем необязательно из понаехавших. Так же, как и те, кто ведет себя в транспорте корректно и правильно - далеко не всегда москвичи в третьем поколении.
> Не умеют себя вести оптимально для крупного города потому что, т.е. ездить на автобусах, эскалаторах, проходить через турникеты и т.д.
И еще пристают с вопросами!
> Тот факт, что в Москве в некоторых местах толпятся перед автобусом, вместо того чтобы занять очередь, говорит о том что в данном районе живёт много совсем недавно понаехавших.