Крошечный беспилотник PD-100 PRS Black Hornet, созданный норвежской компанией Prox Dynamics, предназначен для оперативного видеонаблюдения и разведки как внутри помещений, так и на открытом воздухе. С его помощью можно заглянуть за угол или за подозрительный куст, заранее присмотреть укрытия и пути продвижения на незнакомом поле боя. Аппарат весит 15 граммов и имеет диаметр ротора всего 120 миллиметров, но его характеристики и функционал совершенно не соответствуют игрушечным размерам.
Black Hornet снабжён поворотной видеокамерой, картинка с которой передаётся на расстояние до километра при условии прямой видимости. Вертолёт способен работать при скоростях ветра до 10 узлов (около 5 м/сек), а его собственная максимальная скорость — 10 м/сек. На одном заряде батарей он может летать до 30 минут. Но, пожалуй, больше всего впечатляет его «мозг», а не «мускулы».
Крошечный беспилотник PD-100 PRS Black Hornet, созданный норвежской компанией Prox Dynamics, предназначен для оперативного видеонаблюдения и разведки как внутри помещений, так и на открытом воздухе. С его помощью можно заглянуть за угол или за подозрительный куст, заранее присмотреть укрытия и пути продвижения на незнакомом поле боя. Аппарат весит 15 граммов и имеет диаметр ротора всего 120 миллиметров, но его характеристики и функционал совершенно не соответствуют игрушечным размерам.
Black Hornet снабжён поворотной видеокамерой, картинка с которой передаётся на расстояние до километра при условии прямой видимости. Вертолёт способен работать при скоростях ветра до 10 узлов (около 5 м/сек), а его собственная максимальная скорость — 10 м/сек. На одном заряде батарей он может летать до 30 минут. Но, пожалуй, больше всего впечатляет его «мозг», а не «мускулы».
Кроме акселерометров и гироскопов, PD-100 оснащён датчиками давления воздуха, которые помогают ему автоматически противостоять сносу ветром. Автопилот берёт на себя практически всю работу по пилотированию — можно не только зависнуть на одном месте, сосредоточившись на картинке с камеры, но и задать маршрут облёта территории. Вертолёт ориентируется в пространстве с помощью GPS.
В комплект поставки, кроме собственно вертолёта, входит пульт управления размером с небольшой планшет, зарядная станция и защитный футляр. Вес полного комплекта — около 1 кг. Первые устройства уже используются в Афганистане. Британское министерство обороны в ближайшее время закупит первую партию в 160 PD-100. Хотя на сайте компании перечислены и гражданские варианты применения PD-100, цена одного комплекта пока не объявляется.
Может и пулемет и не подымет, а некоторое количество боевого отравляющего вещества в капсуле может. В замкнутом пространстве всю казарму отравит, или в пещере 10-20 талибов.
У нас в области пару лет назад на игрушечном вертолетики пытались в СИЗО наркоту переправить. Тогда не фортануло - задел провода и упал в режимку. А вот у такого "геликоптера" глядишь и шансов долететь до адресата больше будет.
Зачем привязывать к такому устройству пулемет? Достаточно уже того, что ты видишь противника, а он тебя - нет. Это само по себе колоссальное преимущество, уверенно реализовать которое можно обычным вооружением.
Integrated battlefield control system на последних стадиях.
У солдата очки, навроде представленных недавно Гуглом. Вокруг летают портативные видеокамеры, которые передают сигнал на очки. Солдат передвигается по полю боя, а очки ему подсвечивают местонахождение и вид целей. Бой будет напоминать драку зрячего со слепым. Зе фьючер из нау.
Дома где-то лежит чудо китайского авапрома на ИК-управлении.
Запускал при кошке экзотической породы, так действо чуть не закончилось трагически.
И без того большие глаза зверька стали больше морды, а затем кошарик заныкался так, что сутки найти не могли.
> У солдата очки, навроде представленных недавно Гуглом. Вокруг летают портативные видеокамеры, которые передают сигнал на очки. Солдат передвигается по полю боя, а очки ему подсвечивают местонахождение и вид целей. Бой будет напоминать драку зрячего со слепым. Зе фьючер из нау.
А зачем тогда солдат? Можно тупо лазером с орбиты стрелять. Или бомбить со стелсов. В этой альтернативной вселенной они тоже будут эффективным оружием.
Там переводчики накосорезили, никакой поворотной камеры там нет, зато сам вертолет - полноценный, с автоматом перекоса, так что сам может вращаться и стрейфится, т.е. он сам и есть поворотная камера.
В моем далеком счастливом детстве был такой, с радиоуправлением. Подарили на 8-й день рождения. Только он недолго прожил, неделю всего. Решил ночью бабушку напугать, заехать луноходом к ее кровати , управляя из соседней комнаты. Напугать-то я ее напугал, даже более чем, только бабушка с перепугу луноход тот раздавила !!!
25 минут полёта для электровертолёта таких размеров - приличное достижение.
Классика жанра - E-flite MSR почти вдвое тяжелее, без камеры и летает минут 8.
про полоний прямо порадовал, комрад :) я аж в коридор вышел смехом давиться, т.к.сын засыпает.
Вообще как то это малореально выглядит. Что за аккумулятор применили такой, интересно. Как была статья про какие то "цифровые квантовые аккумуляторы", якобы из тучи "наноконденсаторов" состоящие. Но серийный образец грозились лет через 10 показать. Ну и gps и камера еще ладно. А вот автомтику управления и автопилот туда как впихнули, в такой размер и вес. Чего то не верится.
> С учётом камеры и радиоканала на 1000м я бы даже сказал, нереальное достижение. То ли врут, то ли вскоре ждёт нас прорыв в аккумуляторостроении.
Че то я тоже сомневаюсь в граммах этих. Ну нереально полчаса висеть и передавать сигнал, да ишо процессор на борту. И все вместе с аккумулятором 15 грамм. Не верю.
Я больше скажу, у меня 25 лет назад был похожий, только без всяких шнуров и пультов.
Типа-сенсорная-панель с кнопками, задаешь программу (2 метра вперед, повернуться, метр проехать, ну и т.д.) - и пошла чудо-техника по квартире кататься.
Длительность полета до 30 минут в зависимости от ветра и дальности. Дальность до 800м. Скорость до 35 км в час. Работает при скорости ветра 10-15 узлов.
Полезная нагрузка – три дневных камеры с зумом и наклоном перекрывают угол обзора 110 градусов, над другими типами датчиков ещё работают. Общий вес полезной нагрузки обещали вроде до 2 грамм.
Канал связи обеспечивает передачу жатых изображений и видео на расстояние до 1000м.
Общая масса всей электроники включая процессоры, антенны, гироскопы, акселерометры, датчик давления, термометр, компас, GPS и печатную плату составляет 3 грамма.
На три четверти устройство производится в Норвегии, батареи и некоторые другие компоненты закупаются.
Через британского партнера Marlborough Communications Ltd будет поставлено 160 устройств для английской армии за £20 million (US$31.4 million).
> То ли врут, то ли вскоре ждёт нас прорыв в аккумуляторостроении.
По моим прикидкам по фото на сайте литий-ионный аккумулятор (беру как самый энергонасыщенный из массовых) такого объёма должен весить около 20 грамм. Это если обычный. Года два назад американцы начали разрабатывать технологию, обещавшую радикальное увеличение емкости литий-ионников. Возможно это первые результаты.
> Ну нереально полчаса висеть и передавать сигнал, да ишо процессор на борту.
До получаса - это в идеальных условиях. В безветрие, на не самой большой скорости. Если на заданную точку выводит навигационная система по GPS, а трансляция включается уже на месте.
Помнится, американские конгрессмены жаловались, что каждый убитый талиб обходится бюджету в 20 млн. Видимо, с учетом таких новинок - талибы подорожают. )
Вроде работают над удешевлением. Хотят сделать конечную цену массового изделия порядка сотен долларов. Изначально ориентировались на норвежских и штатовских военных, а тут удалось британцев раскрутить.
> С учётом камеры и радиоканала на 1000м я бы даже сказал, нереальное достижение. То ли врут, то ли вскоре ждёт нас прорыв в аккумуляторостроении.
DVB-T радиоканал (а для военки - спецухи имеет смысл только жатая/прикрытая цифра) на 2000м прямой видимости потребляет с камерой около 3 ватт. Это за полчаса - 400мАч. И это - без двигателя. На двигатель ещё где-то 500 мАч надо - итого нужен 1Ач - на фото примерно такой, по размерам. Оно весит примерно 20г. Только аккумулятор.
В общем, без нанотехнологий можно уложиться в 50-80г и 15 минут полёта. С бюджетом под $200k и развязанными руками на комплектацию - заявленные характеристики не выглядят фантастикой.
Блин, ностальгия прошибла. Был у меня такой же. И в такой же коробке. Этот крутой, поворачивается как хочешь. А позже был ещё танк и потом ещё прожекторная установка. Там сначала надо было башню или прожектор повернуть в сторону и только потом он уже поворачивал туда, куда смотрит башня или, соответственно, прожектор. В общем так себе. А этот замечательный, знай себе по квартире гоняешь. И проходимость у него была отличная. Электротрансмиссия с независимым приводом гусениц. Практически фердинанд.
> Достаточно уже того, что ты видишь противника, а он тебя - нет. Это само по себе колоссальное преимущество, уверенно реализовать которое можно обычным вооружением.
Да можно просто вспомнить сколько выпил крови из наших немецкий самолёт-корректировщик во время войны, а тут гораздо более совершенный c гораздо большими возможностями.
> Общая масса всей электроники включая процессоры, антенны, гироскопы, акселерометры, датчик давления, термометр, компас, GPS и печатную плату составляет 3 грамма.
Это-то как-раз таки вполне может оказаться правдой.
Вот, из доступного есть приёмник AR6400 (http://www.spektrumrc.com/Products/Default.aspx?ProdID=SPMAR6400), весит 3.9 грамма, так на нём ещё и два актуатора с моторами стоят. Правда, это без датчиков, но они тоже бывают в миниатюрном варианте. Плюс разъёмы можно убрать. Приврать немножко. :)
> Никто не мешает автономно слетать-записать-вернуться-слить без всякого эфира
Пишут, что навигация кроме инерциальной системы использует и бортовой GPS. Видимо без GPS пока плутает. Если бы смогли, обошлись бы без этой лишней нагрузки. Для полной записи видео скорее всего на борту памяти маловато. Со временем эти вопросы решат, ну а пока и в имеющемся виде на конец 2012 года выпущен 500-й вертолёт. Prox Dynamics работают над дальнейшим наращиванием объёмов производства, расширяют штат.
Но полностью автономный режим - самый малопродуктивный. Для простой съёмки и патрулирования есть более крупные модели дронов с хорошей ночной камерой, большим запасом хода и объёмом памяти для записи. Основное назначение этой наномодели - [скрытный] осмотр труднодоступных мест. Утверждают, что метров с трёх-шести (точно не помню) жужжание машинки уже не различимо на слух, благодаря малым габаритам её трудно заметить визуально. Дистанционный осмотр незнакомых мест выполняется солдатом с ручного пульта управления в реальном времени. Где надо - зум подстроит, когда надо - спрячется. Судя по новостям, англичане в Афганистане как раз используют PD-100 для проверки помещений при зачистке зданий и территорий, а также для скрытой съёмки портретов подозрительных личностей на предмет опознания боевиков, затесавшихся среди простых крестьян.
> Общая масса всей электроники включая процессоры, антенны, гироскопы, акселерометры, датчик давления, термометр, компас, GPS и печатную плату составляет 3 грамма.
>
> [Свято верит] >
> Petrik forever?
Про гироскопы не знаю, а всё остальное из перечисленного современные технологии позволяют упаковать менее чем в 3 грамма. Только очень это дорого. С гироскопами дела не имел, но возможно и их уже делают по MEMS – технологиям.
> Про гироскопы не знаю, а всё остальное из перечисленного современные технологии позволяют упаковать менее чем в 3 грамма. Только очень это дорого.
Если не гнаться за микровесом - то даже не слишком дорого. Трёхосевой магнитометр + трёхосевой акселерометр с обвесом на I2C - LSM303DLH - 5x5x1мм, 5$
Память - при автономности полчаса гигабайта хватит с запасом. Естественно, если не брать стандартные корпуса, а разваривать чипы - будет сильно легче.
> Если не гнаться за микровесом - то даже не слишком дорого
Они так и делали. Первые прототипы имели только самопальный главный привод. Остальное – из покупных деталей. Когда обкатали технику и алгоритмы, дали полетать потенциальным покупателям. Получили финансирование, взялись за оптимизацию. В течение двух лет заменили три универсальных процессора одним своим, купили продвинутую авионику, оптимизировали механику (теперь своя, с увеличенным КПД) и т.д. Аккумулятор у них тоже какой-то подозрительно лёгкий. На фото прототипов выглядит как обычный литий-полимерный, а что в серийном аппарате стоит – никакой информации.
Сколько-сколько? CL-20 (гексанитрогексаазаизовюрцитан)- примерно в 2 раза эффективнее тротила. А октаАЗАкубан [теоретически] в 4.5 раза. Гафниевые пули (с)
Пишут, что сначала Prox Dynamics сравнили классическую однороторную, двухроторную соосную и четырёхроторную конфигурации из соображений длительности полёта, максимальной скорости, удобства управления и сложности конструкции. В итоге остановились на однороторной классике. Главный недостаток классики решили победить продвинутым автопилотом. Считают, что удалось.
С началом выпуска серийного PD-100 решили изготовить квадрокоптер, весом в те же 16 грамм для натурного сравнения. Результаты испытаний: квадрокоптер на 40 – 20% проигрывает классике по максимальной скорости и скорости бокового ветра, а также по бесшумности, при этом классика в 3 раза компактнее при транспортировке.
Классика, даже с идеальным автопилотом намного требовательнее к микромеханике. Как будет вести себя автомат перекоса в условиях запылённости? Как его обслуживать "в поле"?
> Как будет вести себя автомат перекоса в условиях запылённости?
Не знаю, не представляю как этот автомат перекоса устроен. Думаю, что раз аппарат принят на вооружение, значит прошёл испытания и военные признали его годным для запрошенных условий эксплуатации. В условиях запылённости с летающей камеры толку и так не много, - дворниками не оснастили.
> Как его обслуживать "в поле"?
Из личного опыта могу сказать, что вряд ли буржуям придёт в голову такая идея. Разве что будут строго по инструкции менять побитые при неудачной посадке винты (похоже это самая распространённая проблема у летающих игрушек). Ежли что посерьёзнее - возьмут на складе запасной вертолёт. Неисправный могут потом вернуть производителю по гарантии или на восстановление за отдельную оплату. Если всё-таки отказы будут частыми, то могут сделать отстёгивающимся не только аккумулятор, но и блок надёжной дорогой электроники, а корпус с приводами будут поставлять как расходку. Пока что в своей нише PD-100 вне конкуренции и военные рады тому, что есть.
> Но, справедливости ради - лучи у рамы делают складными.
Тогда это лишнее время на приведение в боеготовность. Военные не одобрят. Плюс усложнение конструкции, автоматически выливающееся в снижение надёжности.