Национальный музей авиации и космонавтики Смитсоновского института – самый большой аэрокосмический музей в мире. Музей был создан в 1946 году, а в 1966 году он получил своё современное название –
National Air and Space Museum. Всего в музее около 50 тыс. экспонатов – самолёты, космические аппараты, различное оборудование. Коллекция музея начала формироваться задолго до его открытия, первыми экспонатами были несколько китайских воздушных змеев. Их привезли 1876 году на выставку в Филадельфии. Хитрый секретарь Смитсоновского института убедил китайцев, что вывезти змеев обратно будет стоить слишком дорого. И лучше отдать их ему, не выбрасывать же. А китайцы себе ещё сделают.
Сейчас музей посещают до 9 млн. человек в год. Музей располагается в двух зданиях. Первое расположено вблизи Национального Молла (National Mall) в центре Вашингтона. Второе здание, Udvar-Hazy Center, находится недалеко от Международного аэропорта им. Даллеса. За два своих коротких визита в США я побывал в обоих отделениях музея – в 2008 году у Молла, и в 2013 – возле Даллеса. Спасибо друзьям, свозили и показали. Экспонатов очень много, недостаток времени не позволил рассмотреть всё, но основные экспонаты посмотрел, плюс ещё кое-что. В итоге сложилась некая сумма впечатлений. Как мне показалось, музей в центре Вашингтона имеет больше ракетно-космический уклон, а музей у аэропорта – авиационный. Но космос во втором музее тоже хорошо представлен. Если выбирать один из двух, я бы выбрал второй, который у аэропорта. Вход в оба музея – свободный. Фотографировать можно, но при этом нельзя использовать трёхногий штатив и осветительную аппаратуру. Для тех, кто пока не добрался до реального музея, имеется
виртуальный музей, с качественными фотографиям и кратким описанием экспонатов.
Музей на Национальном Молле
Музей переехал в здание на Национальном Молле в 1976 году. Молл – это парк, точнее, большая лужайка в центре Вашингтона. Музей находится в 10-15 минутах пешего хода от Капитолия. В первом зале музея, сразу налево от входа, установлены две боевые ракеты – советская системы РСД-10 «Пионер» (СС-20 по классификации НАТО) и американская «Пешинг-2».
Это баллистические ракеты средней дальности, которые были сняты с вооружения и ликвидированы в соответствии с договором 1991 года о РСМД (ракетах средней и малой дальности). Ракета РСД-10 заметно больше «Першинга» и имеет три разделяющиеся головные части индивидуального наведения. Оказывается, они очень небольшие по размеру.
А перед ракетами находится уникальный для нашего времени экспонат – небольшая табличка с текстом, где сообщается, что СССР обгонял США в науке и технологиях. Для многих современников это звучит фантастично, но вот – «отлито в граните» в центре Вашингтона. Научно-техническое превосходство Советов было показано фактом запуска первого в истории искусственного спутника Земли в 1957 году. А через четыре года в космос полетел первый человек – Юрий Гагарин. Известно, что половина страны пребывала в лагерях, а другая половина охраняла. Как при этом совки умудрились открыть космическую эру и вывести человечество в космос, понять невозможно.
Ещё один парный советско-американский экспонат – Рукопожатие в космосе, два состыкованных космических корабля – «Союз-19» и «Аполлон». «Аполлон» здесь – тестовый экземпляр, а «Союз» – полноразмерный макет. «Аполлон» создавался как трёхместный корабль для полётов к Луне, и по размеру он заметно больше «Союза». Стыковка в космосе произошла в 1975 году по программе «Союз – Аполлон», в период т.н. разрядки международной напряжённости. В честь этого события на московской фабрике «Ява» выпускались сигареты «Союз Аполлон» – тоже совместная советско-американская разработка. На одном из табачных сайтов написано: «Естественно, доступны эти сигареты были лишь партийной верхушке». Ерунда это, естественно. Сигареты продавались в обычных магазинах, хотя и не были такими доступными, как «Прима».
А вот прототип всех космических и боевых баллистических ракет – немецкая Фау-2, Оружие возмездия, разработка немецкого конструктора Вернера фон Брауна. Первый полёт ракета совершила в 1942 году, применялась она для обстрела городов, в том числе Лондона. Фау-2 работала на этиловом спирте, точнее, на спирте с добавкой 25% воды, а окислителем служил жидкий кислород. Водку вместо чистого спирта применяли, чтобы не сжечь стенки. Имеются в виду не стенки желудка, а стенки камеры сгорания топлива. Высота ракета равна 14 м, стартовый вес – 12 900 кг, ракета позволяла забрасывать боевую часть весом 1000 кг на максимальную дальность 300 км.
Ещё одно творение Вернера фон Брауна – американская ракета-носитель «Сатурн-5», самая большая и мощная в мире (фото конструктора рядом с первой ступенью ракеты взято из Вики). Ракета уже может нести полезную нагрузку 140 тонн, высота ракеты – 110 м (вместе с кораблём «Аполлон»). За двадцать лет Вернер фон Браун хорошо продвинул американскую ракетную технику, полезная нагрузка возросла в 14 раз. В музее выставлен двигатель F-1 первой ступени, всего таких двигателей у ракеты пять.
Ракета «Сатурн-5» создавалась для пилотируемых полётов к Луне. Первая высадка на Луну астронавтов Нейла Армстронга и Эдвина Олдрина произошла 21 июля 1969 года при полёте на корабле «Аполлон-11». Лунная программа «Аполлон» была принята вскоре после полёта Гагарина в космос «с целью поднять моральный дух обиженной сверхдержавы», как сказала Би-Би-Си по случаю пятидесятилетия полёта «Аполлона-11». Всего с 1969 по 1972 годы было совершено шесть успешных лунных экспедиций с высадкой. Полёт «Аполлона-13» в апреле 1970 года оказался неудачным – корабль облетел Луну без посадки, и вернулся на Землю. Взрыв кислородного бачка повредил двигательную установку, систему жизнеобеспечения и энергоснабжения основного блока «Аполлона». Поэтому посадку отменили, а для возвращения на Землю был использован лунный модуль. Интересно было бы узнать, чтО говорили астронавты про счастливые и несчастливые числа до и после полёта.
Лунный модуль тоже выставлен в музее. Этот экземпляр создавался для непилотируемого испытательного полёта на околоземной орбите. Всего планировалось два таких полёта, но первый полёт прошёл вполне успешного, и второй модуль в космос запускать не стали. Он был выставлен в музее, а перед этим доработан, чтобы выглядеть, как побывавший на Луне модуль «Аполлона-11». Ещё один аппарат, к выводу которого в космос «Сатурн-5» приложил свою мощь – первая и единственная американская орбитальная космическая станция «Скайлэб» (блестящий металлический цилиндр на фото). При желании можно осмотреть станцию изнутри. Станция была выведена на орбиту в мае 1973 года. В музее демонстрируется аппарат-дублёр. Всего станция была изготовлена в двух экземплярах, но второй в космос не полетел, так как американская космическая программа была переориентирована на «Спейс Шаттл».
Есть в музее несколько экспонатов, до которых я не добрался, но о которых стоит упомянуть (фото взяты из виртуального музея). Деревянно-матерчатый «птеродактиль» – это самолёт братьев Райт, который впервые в истории совершил успешный полёт с двигателем. Произошло это в 1903 году вблизи городка Китти Хок в штате Северная Каролина. Самолёт с двигателем мощностью 12 лошадиных разогнался, оторвался от земли, и пролетел 36 метров за 12 секунд. Братья Орвилл и Вильбур Райт были сыновьями священника, не пили, не курили, вели здоровый образ жизни. Владели велосипедной мастерской, где производили в небольших количествах велосипеды. Увлекались воздушными змеями. Наигравшись со змеями, братья решили заняться более серьёзными вещами, и создали первый в мире самолёт. Хороший пример того, как простое человеческое увлечение и личная инициатива могут радикально повлиять на развитие техники и вообще на жизнь людей.
Ещё один известный самолёт – стратегический разведчик U-2. Первый полёт он совершил в 1955 году, летал он на высоте 20 км и выше, неоднократно нарушал воздушное пространство СССР. Разведчик U-2 определил местонахождение космодрома «Байконур», засёк развёртывание советских баллистических ракет на Кубе. Впервые U-2 был сбит над Уралом 1 мая 1960 года зенитно-ракетным комплексом С-75. Лётчик Фрэнсис Пауэрс приземлился на парашюте, попал в плен и был судим. В 1962 году его обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля. Позже советские и китайские ЗРК С-75 ещё несколько раз сбивали U-2. Но, несмотря на это, U-2 называют успешным разведовательным самолётом.
Музей возле аэропорта «Вашингтон Даллес»
Отделение музея недалеко от Международного аэропорт Даллеса появилось в 2003 году. Оно значительно больше первого, здесь выставлено 80 процентов всей коллекции музея. Один из экспонатов первого ряда, или даже первый – космический корабль-челнок «Дискавери».
Многоразовые космические корабли разрабатывались по программе «Космическая транспортная система» с 1971 года. Первый полёт совершил шаттл «Колумбия». Дата полёта, 12 апреля 1981 года, была выбрана день в день через 20 лет после первого полёта в космос Юрия Гагарина. Организация Объединённых Наций провозгласила 12 апреля Международным днём полёта человека в космос. Американцы ловко присоединились к памятной дате – создали вполне патриотичную версию её происхождения. Почему именно 12 апреля – особо грамотные и любознательные, конечно, разберутся. Но не все же такие, для многих 12 апреля будет днём полёта в космос первого американского шаттла. Всего в космос летали 5 челноков. Программа была закрыта в 2011 году, в общей сложности было совершено 135 успешных полётов. Два полёта окончились катастрофой. Больше всех в космос слетал «Дискавери» – 39 раз. Интересно рассматривать корабль с разных сторон и с разных расстояний. Космический самолёт похож на большую печку, только нагрев снаружи. На корпусе шаттла обозначен участок, который нужно вырезать при аварийном спасении. Почти как в трамвае – «При аварии разбить стекло молотком». Вблизи хорошо видны плитки тепловой защиты со следами небольших повреждений на краях. На плитках заметны следы струек испарявшегося материала. Отрыв нескольких таких плиток, согласно официальной версии, стал причиной катастрофы «Колумбии» в 2003 году. Произошло это при возвращении на Землю, приблизительно за 10 минут до посадки. Корабль был разрушен, экипаж погиб.
Советский многоразовый космический корабль «Буран», слетавший космос в 1988 году в автоматическом режиме, тоже был разрушен. Но по другой причине. Термозащита выдержала, корабль выполнил программу и успешно приземлился. Но уже дул ветер перемен, по стране тяжкой поступью пошёл процесс демократических рыночных преобразований. Не миновал он и космической отрасли. В результате не выдержала и обрушилась крыша ангара, в котором находился «Буран». Язык не поворачивается сказать хранился. «Буран» прошёл испытание в космосе, но нашёл свою смерть на Земле, произошло это в 1994 году.
Кроме слетавшего в космос «Бурана» был изготовлен ещё самолёт-аналог, на котором отрабатывались полёты в атмосфере и автоматическая посадка. С ним эффективные менеджеры поступили уже чисто «рыночным» способом – отдали за смешные деньги кому-то в Австралию. Из Австралии «Буран» попал в Бахрейн, а оттуда – в частный
Музей техники в немецком городе Шпайере. Специально для «Бурана» построили отдельный ангар, в котором он сейчас демонстрируется. Спасибо немцам, подобрали, хранят и показывают миру.
Рядом с залом «Дискавери» находится зал, в котором выставлен стратегический разведчик SR-71 «Чёрный дрозд». Самолёт имеет необычный внешний вид и пропорции – сам весь чёрный, с длинным тонким сплошным корпусом, с острым вытянутым носом. Он даже красивый, но выглядит несколько зловеще и кажется каким-то выродком, от которого неизвестно что можно ждать. Истребители, боевые машины, такого впечатления не производят.
Вот он в полёте. Но при всём своём пугающем виде, это просто летающий титановый бак с керосином и несколькими фотоаппаратами. Летал этот бак очень быстро – 1976 году на нем был поставлен абсолютный рекорд скорости для пилотируемых реактивных самолётов – 3 529,56 км/ч. При перегоне в музей в 1990 году от Лос-Анджелеса до Вашингтона SR-71 долетел за 1час 4 минуты. В течении 8 минут он летел со скоростью 3609 км/ч., но официально этот рекорд признан не был. Первый полёт самолёт совершил в 1964 году и эксплуатировался до 1998 года. При создании SR-71 были использованы ранние технологии «стелс», затрудняющие радиолокационное обнаружение самолёта – закошенные кили, широкие наплывы по бокам по всей длине корпуса. Из-за наплывов самолёт выглядит приплюснутым и похожим на какой-то корабль пришельцев, если смотреть спереди. Всего было изготовлено 32 самолёта, из них 12 потеряно в результате различных аварий. Боевых потерь не было. Правда, наученный опытом U-2, SR-71 глубоко в воздушное пространство СССР не проникал. Пролетал вдоль границ, иногда нарушал. Несколько раз его успешно вытеснял МИГ-31, в обозначении НАТО – «Foxhound». Эта собака хорошо гоняла не только лис, но и чёрных дроздов.
Ещё один знаменитый экспонат музея – бомбардировщик B-29 «Суперкрепость» Enola Gay, который сбросил атомную бомбу на Хиросиму. Энола Гэй – это имя матери командира экипажа и командира смешанной 509 авиагруппы полковника Пола Тиббетса. Бомба была сброшена 6 августа 1945 года, мамочка с двадцатикилотонным «Малышом» во чреве взлетела с аэродрома на острове Тиниан (архипелаг Мариинские острова). Вот фото авиагруппы на аэродроме за несколько дней до бомбёжки, Энола Гэй – на переднем плане справа. На другом фото показан основной экипаж во главе с полковником Тиббетсом. Это не вся команда, всего было 12 человек. Фотографии взяты
отсюда и
отсюда.
Вместе с бомбардировщиком вылетели ещё несколько самолётов для разведки и регистрации результатов взрыва. Предполагалось несколько возможных целей бомбардировки. Хиросима была выбрана уже в полёте, потому что по сообщениям разведчиков погодные условия над ней были самыми благоприятными. Через 6 часов после вылета группа подошла к Хиросиме и была обнаружена японскими радарами. Самолётов было немного, их приняли за разведчиков, и из соображений экономии атаковать не стали. Вначале была объявлена воздушная тревога, затем её отменили, потому что бомбардировки не ожидалось. Самолёты достигли центра города, их рассматривали гуляющие по улицам горожане. В 8:15 по местному времени Энола Гэй сбросил на парашюте бомбу. Утром 7 августа заместитель начальника японского Генерального штаба получил донесение, в котором была такая фраза: «Город Хиросима в одно мгновенье был уничтожен полностью одной бомбой».
При атомной бомбардировке Хиросимы погибли десятки и сотни тысяч человек. Даже если сам командир экипажа был уверен в военной необходимости бомбардировки, возникает вопрос: зачем надо было впутывать в это дело свою мать? Получается, что её именем было совершено массовое запланированное убийство гражданских лиц. Тиббетс дал бомбардировщику B-29 с серийным номером 44-86292 имя Энола Гэй 5 августа, за день до сброса бомбы. То есть, явно приурочил к событию. Полковник Тиббетс стал генералом и национальным героем, бомбардировщик имени его мамы выставили в национальном музее. Близко к самолёту подойти нельзя, смотреть можно только с достаточно большого расстояния, из-за ограждений. Говорят, были попытки порчи и осквернения.
Советских самолётов в музее я видел два, это МИГ-15 и МИГ-21. МИГ-15 – самый массовый в истории реактивный истребитель, всего их было выпущено 15 000 штук, он стоял на вооружении около 40 стран. Точнее, в музее представлена модификация МИГ-15бис, ещё точнее – её китайская копия Ji-2. Первый полёт МИГ-15 совершил в 1947 году. МИГ-15 – первый советский истребитель со стреловидным крылом. Конструкция МИГ-15 – это отечественная разработка, без зарубежных прототипов. Кроме двигателя, двигатель был создан на основе закупленных двигателей Rolls Royce Nene и Derwent. МИГ-15 был противником истребителя F-86 «Сейбр» (на соседнем фото) в корейской войне. Как сказано на сайте музея, МИГ-15 шокировал Запад своими возможностями. Надо сказать, что в описаниях и комментариях в музее нет по отношению к технике СССР идеологической предвзятости. Общий тон подачи информации – нейтральный, где-то даже слегка уважительный. Конечно, самих себя они хвалят больше.
МИГ-21 – это уже второе поколение советских реактивных истребителей. Самолёт эксплуатировался с 1960 года более чем в 30 странах, всего было выпущено 6000 штук в двенадцати модификациях. В музее представлена модификация МИГ-21Ф-13 – фронтовой истребитель. Установлен он рядом со своим противником во вьетнамской (и не только) войне F-4 «Phantom II».
Как замена устаревшему «Фантому», в начале 70-х годов был разработан истребитель уже четвёртого поколения F-14 «Tomcat».
Пятое поколение представлено самолётом X-35B, это экспериментальный прототип серийного перспективного малозаметного истребителя-бомбардировщика F-35B «Lightning II». Самолёт способен совершать вертикальный (или укороченный) взлёт и вертикальную посадку. Особенностью F-35B является метод создания вертикальной тяги. Для этого используются не два двигателя, как на других самолётах с вертикальным взлётом, а двигатель и вентилятор. Вентилятор связан валом с основным двигателем. В полёте вентилятор останавливается, и закрывается створками. Рядом с самолётом выставлена система создания тяги.
Япония представлена в музее противокорабельным самолётом камикадзе MXY7 «Ohka» (Цветок вишни) модель 22. Это управляемая человеком крылатая ракета. Первой разработкой такого типа была модель 11 с ракетными двигателями и 1200 кг взрывчатки в носовой части. Ока подвешивалась к бомбардировщику-носителю, который доставлял её к цели. Потом снаряд отделялся, планировал, включались двигатели, и пилот завершал операцию. Часто американские истребители перехватывали бомбардировщик с камикадзе ещё на дальних подступах к цели, когда носитель ещё не подошёл на расстояние, необходимое для запуска. Поэтому применение Оки было не особенно эффективным. Чтобы увеличить дальность полёта снаряда, была разработана модель 22 с реактивным двигателем и 600 кг взрывчатки. Но до боевого применения модель 22 доведена не была.
Боинг 307 «Стратолайнер» 1938 года – первый пассажирский самолёт с герметичным фюзеляжем. Самолёт мог летать на высоте 7 тысяч метров, выше основного слоя облаков, что существенно снижало зависимость от погодных условий. Крылья, хвост и двигатели Боинг 307 позаимствовал от бомбардировщика Боинг B-17C. «Стратолайнеров» было построено не много, всего 10 штук.
Ещё из осмотренных экспонатов – сверхзвуковой пассажирский «Конкрод»,
пассажирский и военно-транспортный трёхмоторный Юнкерс Ju-52,
«Пегас» – первый запускаемый с самолёта космический аппарат, противоспутниковая ракета ASAT, крылатые ракеты.
И много других самых разных самолётов и летательных аппаратов всех времён.
В музее имеются мастерские, где поступившие образцы техники превращают в музейные экспонаты. На верхнем этаже музея есть смотровая площадка, откуда можно наблюдать, как садятся самолёты в аэропорту. Нам не повезло – в это время больших самолётов не было, приземлился какой-то один маленький.
В целом музей очень интересный, оба отделения. Если будете у них в Вашингтоне – заходите, не пожалеете.