Некоторое время назад вдруг возникло ощущение, что жизнь идёт, а кроме стен офиса и редких вылазок в туристические места ничего-то в этом мире я и не видел. А ведь сейчас время поразительных возможностей – даже при умеренном бюджете можно посетить большинство мест на планете, хотя еще сто лет назад это было недоступно почти никому. Осознав сие, решил впредь использовать каждый отпуск для посещения самых красивых и удивительных мест, до которых смогу дотянуться, и три недели назад добрался до Исландии.
В этой заметке планирую дать волю графоманству, написать эссе про данную страну и выложить фотографии, которые удалось сделать в ходе десятидневного тура. Сразу оговорюсь — в силу лени я не прочёл про страну вообще ничего, кроме перечня мест, показавшихся различным путешественникам интересными. Не знаю почти ничего ни про исландский эпос, ни про историю, поэтому если подкованный читатель обнаружит неточности, прошу меня поправить, понять и простить.
Исландия является частью Шенгенской зоны, и для посещения страны достаточно соответствующей визы, которая есть практически у каждого жителя города Санкт-Петербург. С недавних пор сообщение осуществляется прямым рейсом из Питера, выполняемого компанией Icelandair (из Москвы прямого рейса в Исландию пока, насколько знаю, нет). Мы полетели через Хельсинки ввиду желания сэкономить. Билеты на прямой рейс выходили дороже двух тысяч евро, а СПб-Хельсинки-Кефлавик и обратно с часовой стыковкой в Финляндии — менее восьмисот.
В аэропорту Хельсинки, известном как Вантаа, место выдачи багажа обведено пунктирной линией. В отличие от нашего Пулково, никто не орёт, не толкается, не лезет в первый ряд — скука и уныние. Куда более существенный минус — упаковка чемоданов в полиэтилен не производится.
До Исландии из Хельсинки лететь три с половиной часа. Самолёт, пролетев всю Исландию, прибывает в город Кефлавик. Если сидеть по левому борту самолета, можно увидать все места, куда потом поедешь. С правой стороны — только океан.
Сразу по прилёту схватили автомобиль Ниссан Патруль со шноркелем и мега-колесами.
Транспорт выбирали из категории внедорожников с автоматом. В принципе, почти везде можно проехать на чём угодно. Но, например, Аскья или Тоурсмерк могут оказаться для прочих автомобилей недоступны.
В часе езды от аэропорта расположена первая достопримечательность – Голубая Лагуна, место с высокой вулканической активностью, где из-под земли шарашит вода бело-голубого цвета, в которой любят купаться туристы, а также лечащиеся граждане. Купаться не стал, только сфотографировал.
Подобная активность встречается на всём полуострове – то тут, то там из под земли что-то бьёт. Исландцев это нисколько не смущает, они могут запросто играть в гольф на поле, где тихонько функционирует маленький гейзер.
Погода была отличная, постоянно хотелось остановиться и сделать очередную фотографию красот.
Первая ночевка была в маленьком гестхаусе со всеми отличительными признаками Исландии: гора, река, водопад, горячие источники, открытые бассейны с горячей водой, плохое питание, хороший интернет. Помимо этого в стоимость отеля входил забавный аттракцион – авоська на длинной палке, стоящая у холодильника под табличкой: «Дорогие гости! Вы можете взять бесплатно два яйца, положить их в авоську и засунуть в дыру в земле около выхода из отеля, где они сварятся. Убедительная просьба – засовывайте свои яйца в кипяток аккуратно.»
Местный рацион можно описать буквально двумя словами — полный Пэ. Очень может получиться, что более-менее приличный общепит будет находиться на расстоянии сотни километров. Я питался бутербродами с автозаправок, горячими сосисками с заправок в городках побольше, а также в ресторанах, если вдруг удавалось таковые обнаружить. В принципе, при большом отеле бывает ресторан. В крупных городах бывает ресторан не для туристов, а для жителей – это вообще удача.
Налегать имеет смысл прежде всего на баранину. Она тут исключительно хороша. Местные бараны ведут себя правильно — они никуда не бегают (хищников нет), едят травку и получаются очень вкусными и нежными.
Практически везде, где пробовал баранину, она была замечательная, вне зависимости от внешнего вида заведения. Есть вариант на одноразовом мангале – продаётся на каждом углу, крайне вкусно.
Посмотрев, как немецкие туристы аккуратно засовывают свои яйца в кипяток, мы убыли дальше, в место Тингведлир, что переводится как «Поле собрания». Тут собирался Альтинг – древний исландский парламент. Место уникальное – рядом находится стык североамериканской и европейской геологических платформ.
Очень четко видно, что скалы состоят из разного материала – это реально разные геологические образования. В настоящий момент они расходятся со скоростью несколько сантиметров в год, а местные жители остроумно шутят про возможность перелезть из Европы в США без визы.
Рядом бежит симпатичная речка.
Исландцы очень любят разные знаки. Например, на этой речке знак указывает, что в воду нельзя бросать деньги.
От Тингвелира буквально сорок километров до долины гейзеров. Долина очень небольшая — это скорее поле, из которого в разных местах бьет пар и находятся лужи с кипятком весьма необычного цвета.
Сам Гейзер, давший название этому природному явлению, сломался и теперь работает либо раз в сутки и вяло, либо к приезду официальных делегаций, простимулированный бочкой с мылом, заливаемым исландцами. Но рядом с настоящим Гейзером есть гейзер по фамилии Строккур, который пашет как проклятый – раз в 10 минут он делает сперва вот так:
Потом вот так:
И, наконец, вот так:
Вход к гейзерам, как и к большинству достопримечательностей страны, бесплатный. Рядом, как положено, находится чудовищных размером сувенирный магазин с конским ценником.
На самом деле, гейзеры ничего фантастического собой не представляют, на них имеет смысл потратить полчаса, и потом сразу же поехать по той же дороге дальше. Через полтора десятка километров будет нечто куда более интересное — водопад Гюдльфосс.
Небольшой хинт: прямо перед водопадом дорога раздваивается. Имеет смысл сперва ехать по главной и встать на стоянке над водопадом, откуда сделана предыдущая фотография, а потом вернуться на пятьсот метров назад на машине, и съехать на маленькую дорогу, ведущую прямо к водопаду – там тоже есть парковка, и оттуда открывается вот такой вид:
Те, кто ставят машину наверху, вынуждены потом карабкаться по неудобной лестнице.
На мой взгляд, это один из самых красивых водопадов всей Исландии – широкий, с массой порогов. Зрелище воистину потрясающее. Особенно круто, что в ряде мест можно подойти вплотную к водопаду и заглянуть в него, услышать рёв воды. Передать ощущения с помощью текста не берусь.
Дальше мы свернули на закрытую дорогу и попали в места, где вообще не было людей, а только вот такие лунные пейзажи:
Вокруг простирались поля мхов
В полном безветрии, в окружении гор и зеркальных озер, тишина была практически звенящая. Это поразительно.
А потом дорога превратилась в поле вулканического песка, на котором я сдался и развернул машину. Даже идти по нему было довольно тяжело – он рыхлый, а до ближайшего населённого пункта порядка 50 километров, сотовая связь не работает, страшно. Возможно, американцы снимали высадку на Луну именно тут!
Продолжение