9 мая в г. Санкт-Петербург в Параде Победы впервые приняла участие военная авиация. Причем в Москве воздушный парад отменили из-за нелётной погоды, а в Питере всё прошло хорошо.
Жители и гости города смогли насладиться пролетом вертолетов и самолетов над Невой в сторону залива, над Дворцовой и Исаакием, с эффектным расходом сушек в стороны прямо над Ростральными колоннами.
Ничуть не менее интересно смотреть на изнанку мероприятия – на то, как оно готовится, и как вся эта техника выглядит вблизи. Давайте посмотрим вместе!
Для начала надо выбрать, что нам интереснее, так как самолёты и вертолёты стартуют из разных точек. Левашово – это место проживания самолётов, а вертолёты базируются в Пушкине. Если кто не знает географию Питера – это два максимально разнесённых аэродрома. У машин разная скорость, поэтому они взлетают в разное время, собираются к северу от города и уже оттуда мчатся в центр. Я решил, что интереснее вертолёты, и поехал в Пушкин.
Первое, что я увидел в Пушкине – это выстроившиеся Ка-52.
Маленькие, но очень хищные птички выглядели вполне мирно в лучах восходящего солнца.
Красавец какой, а!
В этих машинах предусмотрено катапультирование пилотов, если что. Видите на верхнем и боковом остеклении кабины белую волнистую полосу? Это место, где за секунду прогорает бронированное стекло, после чего пилоты на реактивном ранце (вон та белая бочка за креслом) вылетают и остаются в живых.
Последние приготовления.
В полет на Ка-52 попасть нельзя, но если очень хочется увидеть мир глазами пилотов, на помощь приходит наш друг – ГоуПро, с разрешения экипажа подвешенная в кабине. А для красоты момента такую же можно повесить на внешней подвеске другой машины. Сразу оговорюсь – это все санкционировано МинОбороны и делалось в интересах основного федерального канала. Не вздумайте, дети, без разрешения забираться в кабины боевых вертолетов и развешивать там всякое! Результат будет плачевный.
А что это у нас там жёлтенькое чернеется?
Ба! Да это же Ми-24ВМ, более известный за границей как Ми-35. Именно так его и обозначили в пресс-релизе на Параде.
Прекрасная, мощная машина. В ней уже можно полетать, но только в багажнике. Кабины рассчитаны только на одного и находятся друг над другом.
Паркуются машины в разных местах, поэтому до Ми-8 и Ми-26 на земле добежать не удалось, а ночного охотника снимать было нельзя в силу веских причин.
Парад начинается в 10, авиация проходит после наземной техники, поэтому в 9:45 тишина над аэродромом заканчивается – машины заводят двигатели.
Каково это, стоять между несколькими вертолетами, которые собираются на вылет? Представьте самый сильный в своей жизни ветер, который дует вообще со всех сторон, и валит вас на спину. Представили? Вот то же самое, только в десять раз сильнее.
Взлетают вертолеты, вопреки устоявшимся представлениям, не с места, а со взлетно-посадочной полосы. То есть, он может и с места взлететь, но проще выполнить этот маневр все-таки с хода. Опять же, на полосе все могут правильно выстроиться. Вот Ка-52 поехал к точке взлета, а на заднем плане прилетел и садится Ми-26.
Итак, все машины стоят на полосе. Первый – Ми-26, но за спиной, к нему подходить перед взлетом очень не рекомендуется. Перед нами – Ми-8, чуть поодаль Ми-24, замыкают строй вертолеты Камова.
На Левашово уже поднялись в воздух первые транспортники, поэтому и тут дана команда «На взлет!»
У военных Ми-8 аппарель почему-то синего цвета и плоская. У таких же гражданских, на которых приходилось летать, она выкрашена в цвет корпуса и полукруглая.
Вслед за Ми-8 устремляются двадцать четвёрки. От них поток ветра еще больше.
Особенно, когда такой проходит прямо над головой.
Вертолеты Миля сильно подвержены влиянию ветров, особенно при взлете, поэтому идут против ветра. А вот Ка благодаря соосной системе к ветру равнодушны, и они сразу полетели в сторону точки встречи с самолетами.
Как известно, бывает время разбрасывать камни, а бывает время их собирать. Возвращение вертолетов с Парада зачастую даже более эффектно, нежели их вылет. Хотя бы потому, что можно прогуляться по полосе к примерной точке посадки.
Правда, есть одно «но». Самолеты всегда садятся плюс-минус где надо, а вот вертолеты могут сесть вообще где угодно в пределах полосы. Поэтому пришлось угадывать.
С Ми-26 угадать не получилось. Этот огромный вертолёт приземлился примерно в паре сотен метров, чем, возможно, спас меня от сдува с полосы куда подальше. Посмотрите, насколько плотный под лопастями его винта воздух!
Как только гигант ушел с полосы на стоянку, показались Ми-8, за которыми маячили точки Ми-24. Камовых видно ещё не было.
Обратите внимание – у гражданского Ми-8 остекление развито намного больше, а вот у военного нижние стекла закрыты плитами.
Вот он, самый массовый вертолет, очень комфортный для пассажиров и, как говорят сами летчики, хороший в управлении.
Ми-8 специально для Первого канала делали что-то похожее на афганскую посадку – с лёта касались полосы и тут же сворачивали в сторону. Так как Первый выставил камеру в самом конце ВПП, восьмёрки пролетали над головой и приземлялись уже там.
Для меня позировали другие. Например, Ми-24.
Парни развернулись по оси полосы только перед касанием.
Последними пришли Ка-52. Лётчики тоже крайне любезно выставили машину так, чтобы ракурс получился наилучшим. Им вообще это очень нравится – делать всё красиво.
Посадка, как и взлет, производится на полосу, а потом все едут на парковочные места.
Под конец руководство аэродрома рассказало мне историю, тронувшую настолько, что я даже побежал на другой конец поля, чтобы сделать этот кадр.
По Уставу не допускается что-либо приклеивать к окнам машин, но только не в этом случае. Уже несколько лет проходит отличная акция — Бессмертный полк. Все желающие идут в колонне, держа в руках портреты своих родных, участвовавших в войне и давших нам возможность жить. Летчики туда, разумеется, не успевают, потому что служба. Но не все. На машине капитана Шустова Ивана Михайловича прикреплена фотография его деда, который прошел Великую Отечественную войну. И каждый раз, когда над вашими головами девятого мая проходит этот борт – он тоже Бессмертный полк.
Спасибо пресс-службе Западного военного округа за возможность в очередной раз посмотреть на гордость нашей страны – Вооружённые Силы.