Уважаемая Елена Анатольевна!
Хотелось бы узнать про более или менее реальные цифры жертв голода 30-х годов в Казахстане. А то на слуху цифры порядка миллиона жертв и более, невинно замученных Сталиным руками Голощекина.
Вопрос о расказачивании - как оно проходило, с депортациями ли? Сколько у казаков было и сколько по итогу оставалось земли? Как вообще реформировалось войсковое землепользование? Откуда брали крестьян на высвобождающиеся земли? Общинным ли оставалось возникшее смешанное землепользование или все хозяйства становились единоличными? Ну и как проходила коллективизация на бывших войсковых территориях?
Может получится буквально несколькими мазками пройтись....
Здравствуйте. Вопрос касается "гонений советской власти на церковь".
Не знаю по адресу ли вопрос, но очень интересует эта тема, в свете бесед с некоторыми людьми, уверяющими что сие было так.
Хотелось бы знать, как в действительности обстояло дело у молодой советской власти и религиозных деятелей ну и с церковью и верующими в целом. Говорят, коммунисты вешали священников без разговоров и всё в таком духе. Хотелось бы знать, как оно на самом деле было.
Спасибо.
P.S.
Если не по адресу, просьба переадресовать вопрос.
В чем, по вашему мнению были основные причины нерасторопности ОГПУ в выявлении вредителей во время голода? Были ли в самом ОГПУ контрреволюционные элементы, нацеленные на сокрытие фактов саботажа, вредительства и возбуждение сфабрикованных дел?
Елена Анатольевна, спасибо за освещение темы с/х в поздней РИ и раннем СССР, было очень интересно и познавательно.
В ролике о факторах голода на Украине в 1932-1933 гг. Вы приводили в качестве одного из факторов вредительскую деятельность ветеринаров. Есть ли агрегированные цифры по УССР (понятно, что они вряд ли могут быть полными, тем не менее хотя бы какая-то оценка) - сколько всего голов скота умерло от этого (+ в % от общего поголовья), сколько населенных пунктов данная проблема затронула и с каким населением (+ в % от общего кол-ва)? Таких цифр не хватает для понимания, насколько существенным был данный фактор.
Здравствуйте Елена Анатольевна, могли бы вы рассказать о причинах приведших к расстрелу демонстрации в Новочеркасске 1962 г. (Если можно по подробнее). Спасибо за вашу работу, здоровья вам.
Елена Анатольевна, спасибо за крайне интересные лекции. После их просмотра у меня, как у потомка крестьян, волосы натурально дыбом встают, ситуация вырисовывается просто ужасающая. По вашему мнению, можно ли было ее как-то переломить ранее? Например, вместо столыпинских, проведя другие реформы или отменив крепостное право лет на 100 раньше? Или же до коллективизации вообще без шансов?
Институт истории и археологии УрО РАН, г. Екатеринбург, Россия, доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
О результатах коллективизации в СССР в значительной мере можно судить путем сопоставления уровней потребления продуктов питания в конце 1920-х и в конце 1930-х гг. Однако для такого сопоставления до сих пор использовались лишь выборочные сведения за отдельные годы, что давало возможность манипуляции данными в политических целях. Основываясь на архивных материалах Госплана СССР, автор статьи показывает, что средний уровень потребления в 1937-1939 гг. был значительно более низким, чем в период нэпа.
Елена Анатольевна, расскажите про жизнь и быт русского крестьянина с момента становления крепостного права и по конец 19- начало 20 века. Насколько трудна была жизнь, средняя продолжительность, как менялась. Есть ли в нашем веке сопоставимые условия в других странах, примеры мировоззрения. Мне, как современному городскому обывателю их просто не понять.
Елена Анатольевна, по голоду. Вы отрицали наличие требования поставлять в СССР что-либо только за хлеб, что должно было усугубить голод. Понятно, что желающие что-то поставить за золото и т.п. найдутся, в т.ч. и в обход санкций, так что можно найти примеры поставок с иной оплатой. Вопрос - может, все же была некая разновидность подобных санкций? Может у истории с продажами за хлеб есть какие-то реальные корни?
Елена Анатольевна, как обстояли дела с беспризорными детьми в после военном молодом СССР и в какой период разрешился этот вопрос? Сколько и на каких условиях закупалось провизии с экспорта для устранения голода, помогало ли мировое сообщество каким-либо образом, красный крест и прочие организации или наоборот препятствовали становлению и укреплению Советов?
Уважаемая Елена Анатольевна! Сталин писал Молотову и Кагановичу 02.07.32, то есть, в самый разгар голода, следующее: "Обратите серьёзнейшее внимание на Украину. Чубарь своей разложенностью и оппортунистическим нутром и Косиор своей гнилой дипломатией (в отношении ЦК ВКП) и преступно-легкомысленным отношением к делу — загубят в конец Украину. Руководить нынешней Украиной не по плечу этим товарищам. У меня создалось впечатление (пожалуй, даже убеждение), что придется снять с Украины обоих, — и Чубаря и Косиора." Как Вы считаете, эта "разложенность, оппортунистическое нутро, гнилая дипломатия и преступно-легкомысленное отношение к делу" есть следствие непригодности высшего руководства Украины к управлению, или же сознательный саботаж в сепаратистских целях?
Елена Анатольевна, в своих выступлениях вы упоминали, что некоторые важные хозяйственные задачи были решены с привлечением сотрудников ВЧК/НКВД, проявивших решимость и показавших определенные организаторские таланты. Отсюда вопрос:
Кто эти люди - как их выбирали и/или готовили?
И можете прокомментировать/ответить
Можно ли было, используя "методики НКВД", подготовить больше организаторов для народного хозяйства, чтобы более качественно ответить на вызовы межвоенного периода?
Елена Анатольевна, в начале 30-х годов параллельно с голодом на Украине был голод и в соседних областях Польши. Ни когда не касались вопроса как там боролись с голодом?
Здравствуйте, расскажите пожалуйста о продовольственном положении в Бессарабии времен царизма и МССР(о правом береге тоже) времен т.Сталина. Благодарю.
Здравствуйте.
Елена Анатольевна, расскажите о крестьянской общине ХХ века:
1. функции;
2. принципы;
3. органы управления, "должностные лица";
4. существовали ли различия крестьянских общин от территориального нахождения;
5. как могли сдавать в аренду общинную землю, если общинная земля давалась тем, кто мог её обработать.
Спасибо.
Елена Анатольевна можете посоветовать литературу про коллективизацию и голод в Казахстане? Почему-то в Кыргызстане, Узбекистане его вроде бы не было.
Будут ли лекции про действия разведок стран Европы и США в 20-30е годы и про индустриализацию?
Елена Анатольевна, подскажите пожалуйста, куда можно обратится в какие архивы о поиске информации о прадедушке, если известно что будучи крестьянином в 30-е он был председателем колхоза в Нижегородской (Горьковской) области (весьма непродолжительное время - год-два)? Потом воевал в ВОВ, был ранен, но вернулся домой без медалей (с его слов отобрали в поезде при возвращении), на сайте Подвиг народа человек с похожими данными, но немного отличной фамилией числится убитым... Посоветуйте пожалуйста кому писать и куда копать?
В период гражданской войны, у нас, на Урале, к примеру в Пермской губернии происходили различные восстания в волостях и уездах против Советской власти. На пример такие как: Сепычевское восстание, Осинское восстание. В этих восстаниях активное участие принимало местное церковное духовенство. Принимало участие как в организационной, так и вооруженной части (с оружием в руках). Принимало участие совместно с местными кулаками, бывшими торговыми людьми и местной бывшей аристократией, бывшей полицией и соответственно, подбитыми под это дело, местными волостными крестьянами. По итогам подавлений этих восстаний, часть активно принимавших в них участия граждан была расстреляна по решениям местного ГУБЧК и Ревтрибунала, другая часть (вот это интересно) насильно мобилизована в Красную армию, а часть была оставлена дома, на местах, даже без последствий.
Хотел- бы для себя прояснить несколько вопросов: Не эти- ли граждане, участвовавшие в вооруженных восстаниях, устроили «кулацкий террор» в конце 20-х - начала 30-х годов, а также организовывали саботаж против создания колхозов и занялись активной контрпропагандой против Советской власти? Не является ли основной причиной решения об окончательной ликвидации церквей, то- что часть (и не малая) священнослужителей активно принимали участия в бунтах и восстаниях против Советской власти, и в частности с оружием в руках, а так-же поощряли убийства лиц, хоть какой либо мере сочувствующих большевикам? Были- ли попытки противодействия Советской власти со стороны рабочих промышленных предприятий (пролетариата), на пример- бунты, восстания, стачки, саботаж, или эти действия были прерогативой только сельских жителей (крестьяне, средняки, зажиточные и кулаки)? Если были, то какова их причина?
Заранее спасибо за Ваши беседы.
С уважением Роман К
Елена Анатольевна, расскажите, пожалуйста, про гонения на церковь, репрессии духовенства, конфликт патриарха Тихона с молодой советской властью, разрушение храмов.
Очень интересны цифры - численность священнослужителей, их доходы (из чего складывались), число храмов, мечетей, синагог, спец. учебных заведений до и после 1917 г.
> Вы приводили в качестве одного из факторов вредительскую деятельность ветеринаров.
С этой деятельностью непосредственно пришлось столкнуться моему деду.
Он даже был арестован по доносу, который на него эти деятели накатали за противодействие им - не позволил провести вакцинацию вверенных ему лошадей, в результате на его конюшне не погибла ни одна животина.
Просидел 3 месяца, пока этих деятелей не вывели на чистую воду, после чего деду принесли официальные извинения, выразили благодарность за бдительность и противодействие вредительской деятельности и отпустили.
Здравствуйте.
Хотелось бы узнать о церквях в период Ленина.
После разрушений или закрытия церквей куда шли церковные ценности? Правда ли что Ленин продавал в Европу или менял на продовольствие для народа? Мог ли Ленин оставить церковные ценности как достояние нашей страны? Как много люди несли свои кровные и как церкви относились к этому? Как помогала церковь голодным? Тяжело ли было отучить людей от посещения в церкви? Как велика была польза от свободного времени когда люди перестали посещать церкви, увеличилось ли время для работ? Были ли церкви которые прикрывались хорошими, а на самом деле наживались на народе? Обучала ли церковь грамоте?
> Не является ли основной причиной решения об окончательной ликвидации церквей, то- что часть (и не малая) священнослужителей активно принимали участия в бунтах и восстаниях против Советской власти
Никакого решения об "окончательной ликвидации церквей" не принималось. Более того, я уже выкладывал на Тупичке цитаты из документов органов власти, прямо запрещавших "окончательную ликвидацию церквей".
Основная же причина ликвидации конкретных церквей была прозаична и с подрывной деятельностью связана либо слабо, либо вообще никак: отсутствие средств на содержание, то бишь нежелание населения заносить денег. Государство, отделившее церковь от себя, денег не даёт, паства паствой быть перестала -- расходимся, посоны.
Здравствуйте, уважаемые!
Я являюсь потомком раскулаченного. У моего прапрадеда было две мельницы. Но он отдал всё сам, новую власть принял, и вредительством не занимался. Из за чего не понёс никаких преследований и наказаний. Спокойно прожил свою жизнь долгожителя, как и многие мужчины в моей семье. А внук его, мой дед, вполне себе успешно служил в рядах Красной Армии,воевал на войне в разведке против фашистов, а потом и против бандеровцев, а после войны был депутатом райсовета, а потом и облсовета.
С другой стороны, моя супруга является так же правнучкой раскулаченного. И вот её предкам, по семейной легенде, пришлось бежать из родных краёв. И добежали они аж до самого Ташкента. То есть их не ссылал никто, их просто выгнали. Пришли и сказали: "Тикай з села. Или попадёшь в списки на расстрел." И всё. Никакой официальной ссылки. Похоже, за ними никто не гнался и к расстрельной стенке обратно не волок. Хотя лишились они многого, конечно. Хотя имели куда меньше, чем мой предок, который вообще никак не пострадал (кроме как материально, конечно). В прочем, на новом месте они построили дом, завели хозяйство и нормально жили, поселившись рядом с другими украинцами, такими же беглецами. Хозяйство у них было вполне себе. Описывают, что до их появления в тех краях, например, не было садов и вообще плодовых культур. Не было водоснабжения и орошения полей. Всё это сделали беженцы с Украины. Их внук, в свою очередь, проблем с властями тоже не имел, и дослужился до вполне себе начальничей должности на железной дорогое.
То есть, действительно складывается такое ощущение, что всё решалось на местах и каждый раз по своему. Без единого плана, чего с кулаками делать вообще.
По этой причине имею вопрос: а официальная норма, по которой человек считался кулаком и подлежал раскулачиванию была? Или всё так же решалось на месте, на усмотрение местных представителей власти?
Здравствуйте, Елена Анатольевна. Подскажите, если методы, используемые странами-колонизаторами, такими как Испания, Португалия, Англия, Франция, Голландия, Россия, Бельгия, США, Китай и Германия (Германия рассматривала в качестве колонии СССР) были одинаковые: торговые монополии, вывоз ресурсов, спаивание населения, голодомор, уничтожение средств к существованию и убийства. То не справедливо было бы признать за Россией искуственно созданного голодомора на Украине и Поволжье, так же как признались в том, что спаивали чукчей и уничтожали поселения и вырезалось население на Кавказе, в Калмыкии, Казахстане, Киргизии и заселяли земли казаками? Все страны молчат об этом и не афишируют, а тихо налаживают отношения друг с другом. И только в России находятся люди, которые говорят, что нет, мы этого не делали они сами померли. В блокадный Ленинград под пулями и снарядами доставляли продовольствие, а в мирное время на Украину нет... Смешно слушать! Это то же самое, что сейчас в США найдутся люди, которые начнут говорить, что-то типа того - негры сами переплывали через океан и сами возделывали поля и работали бесплатно. Прекратите, пожалуйста эту деятельность. С большим уважением.
Просто блестящая логика. Хотел написать про различие в колониальной политике даже западных стран (о чем хорошо написал Егор Яковлев в "Войне на уничтожение"; да и просто взгляда на этнический состав населения современной Латинской, Центральной и Северной Америк достаточно, чтобы понять, что различия были и существенные), но потом понял, что бесполезно. В вашем случае лучше начать с ознакомления с учебником логики Виноградова.
> После разрушений или закрытия церквей куда шли церковные ценности?
Хотел дождаться комментария Елены Анатольевны, но раз уж тут пошла дискуссия...
Я немножко знакомился с документами по этому вопросу. Как известно, до Февральской революции церковь (тогда -- Православная русская церковь, ПРЦ) была гос. службой. То есть ее официальным главой был Император, имущество было государственным -- переданным церкви в управление, храмы и монастыри строились и содержались за счет бюджета (пожертвования и оплата треб составляли менее 10%), существовали нормы численности прихожан на приход (разные в разных губерниях), штатные священнослужители получали бюджетную зарплату (в городах -- деньгами, на селе -- натурой). После Февраля Временное правительство предложило руководству церкви (Св. Синоду -- до этого совещательный орган при императоре) выработать предложения по механизму взаимодействия церкви с правительством в новых исторических условиях. Летом 1917-го года Синод созвал Собор, на котором уже по осени решили никаких предложений не вырабатывать, а объявить об отделении церкви от государства и учреждении должности патриарха, как главы церкви. Тут как раз произошла Октябрьская революция, и уже к коалиции большевиков с эсерами Собор обратился с предложениями по тому самому механизму. Там страницы три текста, и самое интересное -- в конце:
"Православная Церковь получает из средств Государственного казначейства по особой смете, составляемой высшим церковным управлением и утверждаемой в законодательном порядке, ежегодные ассигнования в пределах ее потребностей..."
(Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви (2.12.1917), http://www.netda.ru/belka/docs/sobor1918.htm)
Эсеры с большевиками отнеслись к этому Определению с юмором и просто его проигнорировали. А поскольку формально церковное имущество как было, так и осталось государственным, то стали им распоряжаться по своему усмотрению. Что, понятно, у служителей церкви восторга не вызвало. В частности, в январе 18-го Продолжавший работу Собор под председательством свежеизбранного Патриарха Тихона выдал им анафему.
(Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Книга VI: Деяния LXVI-LXXVII / Издание Соборного Совета (Москва, 1918) [репринт: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т. 6: Деяния LXVI-LXXХII (М., 1996)] 4-5 (Деяние LXVI.6)).
В ответ на что Совет народных комиссаров через неделю выдал известный декрет об отделении.
По сути, с этого момента церковь как единая организация, юридическое лицо, существовать перестала и превратилась в некий неформальный клуб по интересам. Понятно, что "снятие с бюджетного довольствия" восторга у участников клуба не вызвало и они стали элементом социальной базы противников Советской власти, зачастую -- весьма активным элементом. За что нередко и огребали -- вплоть до Патриарха. Сведений о репрессиях именно в связи с верой мне лично найти не удалось, хотя и пытался.
Что касается конкретно храмов. Поскольку они были государственным имуществом, то распоряжались ими муниципальные власти. Они имели право сдавать храмы в пользование приходам (которые оставались юридическими лицами), но при этом приход должен был оплачивать содержание храма и, понятно, содержать клир (штатных сотрудников храма). Кредитоспособных желающих оказалось немного, так что многие храмы пустовали и местные власти распоряжались ими по своему усмотрению. Где-то сносили, где-то использовали под свои надобности.
Если у присутствующих есть что добавить -- буду благодарен. Ссылок могу еще подкинуть.
По поводу изъятия церковных ценностей, ИМО, в обязательном порядке стоит ознакомиться с протоколом допроса Тихона, допрашивающие там тщательно, например, пытаются добиться от гражданина Беллавина моральных обоснований его деяний. Любо-дорого читать, как он крутит жопой, прям ламбада.
http://diletant.media/articles/28857528/
Елена Анатольевна, расскажите, пожалуйста, о структуре с/х в период 30-35 годов. Точнее, вы в рассказе упоминаете колхозы, артели, индивидуальные хозяйства, вот интересует, какую долю общего продукта каждые упомянутые выдавали? Как организовывались? Были ли ещё какие-нибудь формы и как географически это распределялось: например, в Поволжье большую часть урожая дают колхозы или там артели, а вот в дальневосточных регионах тоже колхозы, или, например, частники?
Елена Анатольевна не могли бы Вы подробнее раскрыть структуру хозяйственных отношений между властью и советскими "землепользователями" на разных этапах развития СССР. В целом понятно "Мы Вам землю Вы Нам хлеб" ,но не совсем понятно как это детально выглядело уже в более менее сформированном виде , после периода "как бог на душу положит" . Насколько по Вашему мнению такая система эффективна и почему не используется сейчас даже в измененной форме.Или используется?
По некоторым публикациям возникает ощущение, что как массовый забой скота во время коллективизации, так и бегство отдельных зажиточных граждан бросив всё – было вызвано устойчивыми слухами, что "щас у всех всё отберут, а кто побогаче – посодют".
Откуда брались эти слухи, какие имели под собой основания? Кто их распространял и как с этим боролась советская власть?
И второе. Как повлияла политика коренизации на качество кадров госаппарата на Украине в начале 30х? Можно ли этим объяснить часть проблем 32го–33го годов?
> Там, скорее, о "перегибах на местах" и борьбе с ними.
Есть впечатление, что подбирались документы тенденциозно, именно с упором на "перегибы". Однако, после массы постсоветских страшилок, воспринимается как раз с акцентом на борьбу центральных властей с этими "перегибами" и оставляет впечатление того, что сейчас принято называть "толерантностью" власти в отношении религии.
> В сочетании с этими двумя
Локкарт-младший в книге про папашу, того самого Локкарта, приводит слова того самого Сиднея Рейли, что он, Рейли, занёс Тихону 5 миллионов рублей на контрреволюционную деятельность.
Это касательно, кто был чьим агентом. Хотя, брешет, поди, на святого, скрепы шатает.
не совсем к Елене Анатольевне, но вдруг. После 9 мая вновь и вновь вижу кучу мрачных историй про Валаамский дом инвалидов о том, как там над ними измывались, растаскивали их обеспечение и как инвалиды войны со всего союза боялись выйти на улицу дабы "кровавая гэбня" их не арестовала и не сослала в это аидово царство.
1
Может прослушал кое-что. В одном из роликов вы упоминали про то, что существенную часть погибших на Украине можно записать на счёт малярии. Голод ведь все же был, хочется понять соотношения погибших, малярия/голод какие есть сведения на данный счёт, какие есть документы подтверждающие количество погибших от болезни.
2
Интересно узнать какие у Вас и Дмитрия основные расхождения по взглядами на голод.
В камментах там ещё ссылки, вопрос для нормальных людей закрыт, практически.
> инвалиды войны со всего союза боялись выйти на улицу дабы "кровавая гэбня" их не арестовала и не сослала в это аидово царство.
У меня на другом компе было фото послевоенного объявления о бесплатном допуске в баню инвалидов ВОВ. Нет предела цинизму гэбни, заманивали в баню, хватали и голыми на Валаам!!!
Елена Анатольевна, в Вашей книге про Л.П. Берию, упоминается что он в Грузии занимался успешно сельским хозяйством. Расскажите об этом подробнее. И вообще про ситуацию на Кавказе в целом в 20-е и 30-е годы?
Здравствуйте! Если возможно, просветите пожалуйста по поводу расказачивания. Про это уже задавали вопрос, но я попробую уточнить. На Кубани есть такая "народная история", что советская власть казаков сначала вырезала пачками, а потом морила голодом. Причём последняя акция была совершена в тридцатые годы (1933, если память не путаю). Якобы в то время у населения отобрали хлеб, а когда люди от безысходности пошли на элеватор в Новороссийске, то хлеб погрузили на баржи и затопили в Цемесской бухте. И вроде бредом пахнет и вроде рассказывали это всё очевидцы. Очень большая просьба, если возможно, пролейте свет на события того времени! Потому что накал идиотии с казачьей нацией уже переходит все мыслимые границы, да ещё и антисоветчина на этой почве цветёт и пахнет! Надо что-то делать. Если что, то описанные события относятся к левобережью Кубани. Окрестностям Майкопа, Белореченска, Апшеронска, Горячего Ключа. Считается, что там пытались полностью ликвидировать казаков под руководством некого кровавого большевика Попова.
Елена Анатальевна, не тяжело беседовать с Дмитрием Юрьевичем?, он регулярно же перебивает :)
вопрос: насколько правдоподобна версия, что на Украине местные власти сделали немало для появления голода, чтобы дискредитировать советскую власть и отколоться от СССР? Т.е. голод спровоцирован сознательно, а не вследствии ошибок.
Здравствуйте, Елена Анатольевна! Вам отлично удалось показать тот хаос, который творился в управлении государством после революции. Можете ли Вы более подробно рассказать как, какими методами удалось за такой короткий срок навести порядок? На кого опирались, какими методами пользовались, как приходили к тому или иному решению? Т.к. тема обширная, то прошу порекомендовать книги, авторов, историков или монографии, в которых разбираются шаги становления советской власти на всей территории СССР. Спасибо.
Здравствуйте, Елена Анатольевна. У меня следующие вопросы: 1)расскажите про процесс написания ваших произведений. Изучение произведении иных авторов, писавших по схожим тема, работа с архивами и т.д.? 2) ваше отношение к таким писателям как М.Солонин и В.Суворов (Резун)? Видел в продаже книгу "Великая Отечественная. А был ли разгром?", написанную М.Солониным совместно с вами. 3)планируется ли переиздании ранее изданных книг? Где их можно приобрести на бумаге?
Елена Анатольевна, как Вы относитесь к предположению, что множество смертей т.н. "Голодомора" являлось следствием употребления отсыревшего зерна, закопанного в схронах, зараженного спорыньей или другим каким-то грибком.
Почитай роман: Кузьма Филиппович Катаенко Калиновый цвет; Живые встретятся
Не знаю есть ли в цифре. Написан как раз казаком из бедных, в свое время именно он дал мне прививку от новомодного казачества.
Как во время "голодомора" обстояли дела со снабжением хлебом тех регионов, где хлеб в достаточном количестве не производится? Архангельск, Мурманск и т. п.
Отмечались ли там случаи голода? Откуда им поставлялся хлеб?
Здравствуйте! Хотелось бы подробнее узнать о крестьянском восстании в Тамбовской губернии. О мифах и фактах относительно биографии Александра Антонова и мятежа в целом.
Здравствуйте. :)
Во первых - благодарю уважаемого Дмитрия Юрьевича, и за его сайт, и за его рабту, и ЗА возможность задать вопросы его уважаемым гостям, хорошего всем здоровья.
Во вторых - хотел бы услышать от уважаемой Елены Анатольевны(читал книгу про Л.П.Берия, очень отличная), про крылатую фразу - "чистосердечное признание - мать всех доказательств и т.д." припасанной к Вышинскому, Андрею Януарьевичу, хоть он и говорил и писал совершенно противоположное. Тут не так давно, даже Лавров оттоптался на его имени-фразе.
(Вышинский А. Я. Теория судебных доказательств в советском праве. Изд. 3-е. М., 1950. прочёл.)
Благодарю, Евгений Кутузов.
В 90е годы на истфак нашего университета в Горно-Алтайске привозили детей расстрельной команды Берия. Они рассказывали всякое. Мол он перед смертью слёзы лил и чуть ли не ботинки целовал. ...Елена Анатольевна можете это прокомментировать?
Как в довоенном СССР создавалась и функционировала система НОД, как работала в с. х.?
Понятно, что все мы задним умом крепки и обладаем пост знанием, но все же тезисно: какие ключевые ошибки советская власть совершила в ходе аграрных реформ, как исправляла (или не исправила)?
Попадалось мнение (к сожалению, не помню где), что в начале 30-х жестокий голод (с массовыми жертвами) был и в Европе и даже в США. Так ли это, и какой масштаб бедствия был в других странах?
Не могли бы рассказать про подготовку к эвакуации заводов на восток. Как происходила, кто отвечал. Была ли это спланированная операция, или спонтанная и вывозили все в "снег". Откуда на востоке взялись подготовленные площадки? Спасибо.
Здравствуйте, есть миф который я постоянно слышу, а именно - большевики в период коллективизации и в периоды массового голода в частности, продавали зерно за границу, покупая комбайны и тд. То есть во время голода продавали зерно, обрекая на голодную смерть миллионы. Вопрос, сколько зерна было продано во время основных голодных годов, и что на эти деньги было куплено
Уважаемая Елена Анатольевна!
Если будет возможность, не могли бы вы разобрать и прокомментировать статьи "господина" Никита КРИЧЕВСКИЙ с громкими заголовками типа "Почему Иосиф Сталин не мог накормить страну", объективности ради, тем более у Дмитрия Юрьевича не малый опыт записи передач по разбору подобных "творений" с привлечением к такому делу специалистов, очень интересно ваши знания по теме.
https://www.sovsekretno.ru/articles/id/5905/