Кирилл Назаренко про парусный флот в мировой истории

07.06.18 12:32 | egoryakovlev | 47 комментариев

История

Вконтакте
Одноклассники
Telegram

Подписывайся на наш канал в Telegram

Комментарии
Goblin рекомендует создать сайт в megagroup.ru


cтраницы: 1 всего: 47

Michail_B
отправлено 07.06.18 12:51 | ответить | цитировать # 1


Посмотрел на одном дыхании еще вчера на Ютьюбе, не смотря на то, что сильно устал и клонило в сон. Отличные все таки передачи с участием Кирилла Назаренко - настоящая находка.


Rigel
отправлено 07.06.18 13:03 | ответить | цитировать # 2


Отличная тема, незамедлительно занес! Всегда был далек от темы флота и полное непонимание терминологии и особенностей мешали насладиться художественными произведениями. И наконец в такой доступной форме все разжевали, благодарю! Для меня, сухопутной крысы, является загадкой серьезность влияния флота на мировую историю, ведь войны, как известно побеждает пехота, хотелось бы в такой же доступной форме послушать и про стратегическое использования флота и как он, оказываясь в нужном месте, диктовал повестку дипломатического диалога.
С нетерпением жду продолжения!


ALES KANAVALAU
отправлено 07.06.18 13:09 | ответить | цитировать # 3


О-да! Спасибо. Парусники, любимые страницы из "Моделист-конструктора".


Kamiko-san
отправлено 07.06.18 13:19 | ответить | цитировать # 4


Кому: Rigel, #2

> войны, как известно побеждает пехота

...Поэтому нагличане уничтожили французский флот и спокойно хихикали на острове, пока Боня побеждал на суше. Побеждал-побеждал, пока его не упаковали. Нагличане.


Майкл_С
отправлено 07.06.18 13:32 | ответить | цитировать # 5


В общем, служба на этих судах была высотной акробатикой.

Забыли еще сказать, что они были при этом полупьяные.
Ром выдавался в количестве, если пересчитать на современную водку, примерно, - поллитра в день. Потом все же сообразили, и заменили это грогом.

Если поллитровку в день пить, через сколько времени человек становится алкоголиком?


ungol
отправлено 07.06.18 13:40 | ответить | цитировать # 6


Кому: Майкл_С, #5

Если не давать ром, то получим эпидемию кишечных инфекций.


Майкл_С
отправлено 07.06.18 13:56 | ответить | цитировать # 7


Кому: ungol, #6

Не только. Сырость была такая, что с потолка (подволока) за шиворот капало. И, если почитать Беллинсгаузена, все время требовалось следить, чтобы "служители" были бодры и "веселы". А потому давали им "грок". И они сразу веселели.


stereosin
отправлено 07.06.18 14:18 | ответить | цитировать # 8


Пример "Вазы" и женщин на ней только подтверждает правило!


smile_shark
отправлено 07.06.18 15:22 | ответить | цитировать # 9


Все таки фордевинд, это ветер, который дует не прямо в нос, а прямо в корму. В нос дует левентик (противный)


Oldpenek
отправлено 07.06.18 15:45 | ответить | цитировать # 10


[ профдеформация мод он ]

Кораблик можно было бы и покрасивше подобрать!!!

[ профдеформация мод офф ]


PanzerZh
отправлено 07.06.18 17:32 | ответить | цитировать # 11


Помнится, ещё в детстве, читая Мэрриета, был донельзя удивлён следующей фразой -
"Фрегат НЁССЯ со скоростью 9 (прописью - ДЕВЯТЬ!) узлов"...


Rigel
отправлено 07.06.18 18:21 | ответить | цитировать # 12


Кому: Kamiko-san, #4

Камрад, это был сарказм, если что.


ЧГКшник
отправлено 07.06.18 21:48 | ответить | цитировать # 13


Эх, мне бы этот ролик лет дцать назад :(
А то в детстве как раз после прочтения Купера, Стивенсона и всех остальных в голове сложилась такая каша на тему парусной терминологии. Попытки чтения энциклопедий эту кашу только усиливали. А тут всё как по полочкам.


zibel
отправлено 07.06.18 23:06 | ответить | цитировать # 14


Спасибо, хорошая передача.


Shico
отправлено 08.06.18 01:37 | ответить | цитировать # 15


Кому: smile_shark, #9

Ну и сбоку скорее галфвинд, а не бакштаг.


Zhukoff
отправлено 08.06.18 02:29 | ответить | цитировать # 16


"Уорриор" не первый броненосец. Раньше был "Ля Глуар".

Чугунные пушки пошли на флот не ранее нач. 17 века.


Zhukoff
отправлено 08.06.18 02:45 | ответить | цитировать # 17


Кому: Shico, #15

Не скорее, а просто галфвинд. Бакштаг - это ветер в корму под углом.


Hemeg
отправлено 08.06.18 04:21 | ответить | цитировать # 18


Если ветер дует сзади, это фордевинд/фордак. Если сзади-сбоку это бакштаг. Если сбоку галфвинд. Если сбоку-спереди бейдевинд. Если "в морду" ливентик. Очень досадные ошибки в терминологии.

Но в целом очень даже интересно.


snakedoctor
отправлено 08.06.18 04:22 | ответить | цитировать # 19


Кому: smile_shark, #9

> Все таки фордевинд, это ветер, который дует не прямо в нос, а прямо в корму. В нос дует левентик (противный)
фордевинд и левентик это не название ветра, а курс судна относительно ветра. К сожалению, Кирилл перепутал все названия курсов.
Матроса «второй статьи» в британском флоте называли ordinary seaman.
Матроса «первой статьи» - able-bodied seaman.


Coriolis
отправлено 08.06.18 08:01 | ответить | цитировать # 20


Очень интересно!
Что примечательно, понял почти всё, т.е. и геометрию и масштабы, хотя слушал в машине. Здорово Кирилл Борисович изложил всё, огромное спасибо.


Korobobo
отправлено 08.06.18 10:14 | ответить | цитировать # 21


С вялым интересом врубил ролик и пропал =)
Очень интересно!


MikhailXIV
отправлено 08.06.18 10:17 | ответить | цитировать # 22


Современные парусные суда просто поражают своей фантастической конструкцией. Вот с о.Корфу видел (извините: далеко и дымка): https://yadi.sk/i/T-z1Bqos3XRPsT .


Пекод
отправлено 08.06.18 10:34 | ответить | цитировать # 23


Спасибо, очень интересно получилось.


Shico
отправлено 08.06.18 12:26 | ответить | цитировать # 24


Кому: Zhukoff, #17

Использованное Кириллом понятие "сбоку" растяжимое! А так, курсовые углы бакштага, конечно, кормовые.


Технарюга
отправлено 08.06.18 12:57 | ответить | цитировать # 25


В целом интересно, полез в книжки, обновил юношеские знания,ибо тоже ошибки в курсах и ветрах слух резанули, вот и подумал, неужно совсем их ума выжил.
Также про стрельбу в корпус и мачты - наветренный и подветренный корабль это всё верно, конечно, но главнее то, кто догоняет, а кто убегает, ибо закрыть ветер преследуемому противнику т.е. стать с наветренной от него стороны - один из основных приемов получения тактического преимущества, емнип. Всё это, конечно, про крейсерские действия одиночных и малых групп кораблей. В больших сражениях все несколько иначе, но выиграть ветер - тоже было основным моментом сражения.


snakedoctor
отправлено 08.06.18 13:13 | ответить | цитировать # 26


не думаю, что выражение "бегать по рее" надо понимать буквально (38:54). Вряд ли кто-то ходил по рею. Вдоль рея передвигались по пертам держась рукой за леер рея- трос натянутый вдоль рея.


Nikolai
отправлено 08.06.18 16:42 | ответить | цитировать # 27


"Отдать кормовые и носовые! Поднять якорь! Гафеля-гарделя, топсель-шкота перетяжка! Паруса поднять, раз - два! Полный стоп! Что? А, да!! Нет!!! Полный вперёд!!!"

(с)Капитан Смоллет. :D


АКМ
отправлено 08.06.18 18:49 | ответить | цитировать # 28


Немедля вспомнился капитан Врунгель Христофор наш Бонифатич. Встречный ветер он называл вмордувинд.


ЛекаБанк
отправлено 08.06.18 21:30 | ответить | цитировать # 29


Кому: Zhukoff, #16

> "Уорриор" не первый броненосец. Раньше был "Ля Глуар".

Полагаете правильно считать обшитый броней деревянный корабль родоначальником целого класса кораблей которые после "Уорриора" были поголовно цельнометаллические?


human_san
отправлено 09.06.18 00:13 | ответить | цитировать # 30


О ругательствах на флоте и борьбе с матом комсомольцами отлично написано в книге Л.Соболева "Рассказы капитана 2-го ранга Кирдяги, слышанные от него во время "Великого сиденья".
> и точно, нормальной, скажем, брани больше от Помпея Ефимовича никто не слышит. Но как-то так он сумел и обыкновенные слова поворачивать, что слушаешь его - в отдельности будто все слова пристойные, каждое печатать можно, - а в целом и по смыслу - сплошная матерщина. (ц) "Индивидуальный подход"


human_san
отправлено 09.06.18 00:13 | ответить | цитировать # 31


А вообще, на одном дыхании. Жду продолжения с огромным нетерпением!


human_san
отправлено 09.06.18 01:16 | ответить | цитировать # 32


Об истории крайне интересно. Хоть с терминами в начале и путаница вышла. А компас на флоте чаще называют "компАс". Устаревшая форма произношения из латыни осталась на флоте и назвавшего прибор кОмпасом скорее всего поправят "кОмпас у пионера на руке, на корабле компАс". Этакий жаргонизм, но не изживаемый.
Мы марселя тоже чаще ставим, чем фок. Ну и косые вместе с ними.
А про цирковой номер по постановке парусов... Ну мы этому как раз и учим на практических занятиях "парусный аврал". По реям, правда, не бегаем. Наши реи не столь массивны. У нас с марса прямо на перты.


ПТУРщик
отправлено 09.06.18 17:15 | ответить | цитировать # 33


Кому: ЛекаБанк, #29

> Кому: Zhukoff, #16
>
> > "Уорриор" не первый броненосец. Раньше был "Ля Глуар".
>
> Полагаете правильно считать обшитый броней деревянный корабль родоначальником целого класса кораблей которые после "Уорриора" были поголовно цельнометаллические?

а где в определении броненосца требование цельнометалличности ?


ПТУРщик
отправлено 09.06.18 17:40 | ответить | цитировать # 34


Кому: human_san, #30

> О ругательствах на флоте и борьбе с матом комсомольцами отлично написано в книге Л.Соболева "Рассказы капитана 2-го ранга Кирдяги, слышанные от него во время "Великого сиденья".
> > и точно, нормальной, скажем, брани больше от Помпея Ефимовича никто не слышит. Но как-то так он сумел и обыкновенные слова поворачивать, что слушаешь его - в отдельности будто все слова пристойные, каждое печатать можно, - а в целом и по смыслу - сплошная матерщина. (ц) "Индивидуальный подход"

как писал кораблестроитель Крылов,

С началом Крымской войны отец был призван на военную службу и определен во вторую легкую батарею 13-й артиллерийской бригады, на вакансию, оставшуюся свободной после графа Л.Н. Толстого, переведенного в другую бригаду.
Л.Н. Толстой хотел уже тогда извести в батарее матерную ругань и увещевал солдат: «Ну к чему такие слова говорить, ведь ты этого не делал, что говоришь, просто, значит, бессмыслицу говоришь, ну и скажи, например, «елки тебе палки», «эх, ты, едондер пуп», «эх, ты, ерфиндер» и т.п.
Солдаты поняли это по-своему:
— Вот был у нас офицер, его сиятельство граф Толстой, вот уже матершинник был, слова просто не скажет, так загибает, что и не выговоришь.


Пекод
отправлено 09.06.18 19:38 | ответить | цитировать # 35


> Вряд ли кто-то ходил по рею. Вдоль рея передвигались по пертам держась рукой за леер рея- трос натянутый вдоль рея.
Точно так. Но иногда, понимаете ли, лень- матушка шепчет в ушко заскочить на рей и пробежаться на нок не пристёгиваясь, держась рукой за леер. И тогда, по выражениям доносящимся откуда-то далеко снизу через рупор, можно усомниться в том, что старпом в полной мере изжил некие устаревшие жаргонизмы.


eugenpronin
отправлено 10.06.18 00:01 | ответить | цитировать # 36


Очень хорошая лекция !!!

Хотелось бы услышать на следующей лекции ответы на такие вопросы:

1. Как автор лекции относится к книгам Брайна Тэнстолла, Сергея Махова и Эдуарда Созаева ?

2. Как морские инструкции повлияли на стандартизацию линейной тактики ? Усилили ли они ответственность адмиралов ? Были ли в других флотах ( в русском, французском, голландском) случаи, похожие на дело адмирала Бинга ?

3. Почему в конце XVIII века английские адмиралы перешли к тактике массированного прорыва линейного строя врага - как в Сентенесском сражении, бое у мыса Сан-Висенте и Трафальгаре ?


schwabrer
отправлено 10.06.18 06:28 | ответить | цитировать # 37


Очень здорово! Спасибо за мощный ролик!


snakedoctor
отправлено 10.06.18 19:51 | ответить | цитировать # 38


Кому: Пекод, #35

в том-то и дело, что этот леер натянут прямо по верху рея ,иногда к нему крепили верхнюю шкаторину паруса, с середины 19 века (например на клиперах) этот леер был деревянный. Пробежаться по рею можно, но держаться руками при этом там не за что.


sunvan
отправлено 10.06.18 21:17 | ответить | цитировать # 39


Очень интересно. С нетерпением жду следующих лекций с Назаренко - познавательно.


Пекод
отправлено 11.06.18 01:15 | ответить | цитировать # 40


> в том-то и дело, что этот леер натянут прямо по верху рея ,иногда к нему крепили верхнюю шкаторину паруса, с середины 19 века (например на клиперах) этот леер был деревянный.

Да, Вы правы. Тем не менее, я не писал бы о возможности пробежки по рею, если бы сам не проделывал подобное. Речь идёт о барке "Товарищ" рубежа 1980-х - 1990-х. Выше рея, параллельно ему был натянут трос. Насколько я помню, натянут он был между топенантами. Сейчас перелопатил всю
литературу из домашней библиотеке по этой теме, но к своему ужасу, нигде подобной снасти не нашёл. Тем не менее, надеюсь что в маразм ещё не впал. Могу предположить, что трос сей использовался при торжественных построениях на реях. Хотя на моей памяти подобного не случалось. Может знающие товарищи поправят- дополнят.


Пекод
отправлено 11.06.18 01:15 | ответить | цитировать # 41


Учитывая то, что для постановки верхних марселей, брамселей и бом-брамселей, реи поднимались до места фалами- жёсткое крепление троса между топенантами представляется мало возможным. Вообщем загадка пока с этим кончиком. Но по реям мы таки бегали.


snakedoctor
отправлено 11.06.18 11:26 | ответить | цитировать # 42


Кому: Пекод, #41

снимаю шляпу.


Майкл_С
отправлено 11.06.18 13:34 | ответить | цитировать # 43


Русские моряки с дружеской помощью в США во время Гражданской войны 1861-1865 гг.
Конкретно 1863 год. С корвета "Варяг".

http://3.bp.blogspot.com/-ozt7N-1JHc8/U_y7gxvObEI/AAAAAAAABI8/DfIGt3Q4xAE/s1600/index.php.jpeg

Если встретите в сети, что они с крейсера "Варяг" нач. XX столетия, не верьте.
Обратите внимание, тельняшек еще нет. Вместо них - майки-фуфайки.


Майкл_С
отправлено 11.06.18 14:31 | ответить | цитировать # 44


Кому: Пекод, #41

А вот они бегают. Работа с парусами на корвете "Витязь":

https://www.e-reading.club/illustrations/51/51212-_14.jpg
https://www.wikireading.ru/img/399802_29_i_003.png

Вдоль рея - какая-то деревянная штуковина. Можешь прокомментировать?


Пекод
отправлено 12.06.18 04:46 | ответить | цитировать # 45


Кому: Майкл_С, #44

> Вдоль рея - какая-то деревянная штуковина. Можешь прокомментировать?

Никогда такой хреновины не видел. Из всех найденных мной фотографий "Витязя", эта конструкция присутствует только на двух- представленных вами. Нечто похожее можно разглядеть на изображении корвета "Боярин": http://www.nashflot.ru/page/imperia/boiyrin/3
Не думаю что это деревяшка. Скорее обшили снасти для защиты от истирания. Быть может гордени?





Кому: Пекод, #40

> Речь идёт о барке "Товарищ" рубежа 1980-х - 1990-х. Выше рея, параллельно ему был натянут трос. Насколько я помню, натянут он был между топенантами.
На последней фотографии в этой статье можно разглядеть эти "леера" натянутые между топенантами:
https://yachtshipyard.wordpress.com/2015/02/05/%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B...


Doctor Evil
отправлено 12.06.18 20:21 | ответить | цитировать # 46


Могу посоветовать в качестве источника по иностранным флотам книгу J. Harland и M. Myers. "Seamanship in the age of sail", там и про постановку парусов, и судовые роли и хождение по реям и про страховочные леера и про салинговых и марсовых старшин, и про принцип хождения под парусом и преимущества и недостатки блинда, бом-блинда, стакселей и зачем их держали. Там же про три класса моряков английских , там же про осуществление маневров. Очень подробная книга. Ещё могу посоветовать четвертый том Будрио 74-пушечный корабль. Там тоже много именно про жизнь на корабле французском. В том числе про то, что боцман отвечал за ровность реев на корабле в порту, а не офицеры


human_san
отправлено 12.06.18 23:30 | ответить | цитировать # 47


Кому: Пекод, #45

> Кому: Майкл_С, #44
>
> > Вдоль рея - какая-то деревянная штуковина. Можешь прокомментировать?
>
> Никогда такой хреновины не видел.

Деревянная "штуковина" очень похожа на лисель-спирт (выдвижная часть рангоута для установки лиселей). Он мог крепиться на некотором расстоянии от рея, чтобы не мешать перемещаться по оному при работе с парусами, но чаще крепили просто спереди от рея. Хотя на картинке как-то особенно далеко, но может быть в силу того, что это рисунок.

https://www.dishmodels.ru/picture/glr/03/03504/g03504_3498125.jpg

Страховочные леера над реем иногда крепятся к топенантам после их обтяжки, также для этого используют шкоты прямых парусов. При этом леер натягивается только при убранных парусах. Такие леера устанавливают для парадов.
В остальных случаях вдоль рея принято крепить страховочный леер, к нему пристёгиваются страховкой, стоя на пертах.
В целом, если корабль достаточно велик, то пробежаться по рею не сложно, достаточно посмотреть на реи с той же Полтавы, ну а при наличии страховки ещё и почти не страшно.



cтраницы: 1 всего: 47

Правила | Регистрация | Поиск | Мне пишут | Поделиться ссылкой

Комментарий появится на сайте только после проверки модератором!
имя:

пароль:

забыл пароль?
я с форума!


комментарий:
Перед цитированием выделяй нужный фрагмент текста. Оверквотинг - зло.

выделение     транслит


интересное

Новости

Заметки

Картинки

Видео

Переводы

Проекты

гоблин

Гоблин в Facebook

Гоблин в Twitter

Гоблин в Instagram

Гоблин на YouTube

Видео в iTunes Store

Аудио в iTunes Store

Аудиокниги на ЛитРес

tynu40k

Группа в Контакте

Новости в RSS

Новости в Facebook

Новости в Twitter

Новости в ЖЖ

Канал в Telegram

реклама

Разработка сайтов Megagroup.ru

Реклама на сайте

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru


Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк