Посмотрел на одном дыхании еще вчера на Ютьюбе, не смотря на то, что сильно устал и клонило в сон. Отличные все таки передачи с участием Кирилла Назаренко - настоящая находка.
Отличная тема, незамедлительно занес! Всегда был далек от темы флота и полное непонимание терминологии и особенностей мешали насладиться художественными произведениями. И наконец в такой доступной форме все разжевали, благодарю! Для меня, сухопутной крысы, является загадкой серьезность влияния флота на мировую историю, ведь войны, как известно побеждает пехота, хотелось бы в такой же доступной форме послушать и про стратегическое использования флота и как он, оказываясь в нужном месте, диктовал повестку дипломатического диалога.
С нетерпением жду продолжения!
...Поэтому нагличане уничтожили французский флот и спокойно хихикали на острове, пока Боня побеждал на суше. Побеждал-побеждал, пока его не упаковали. Нагличане.
В общем, служба на этих судах была высотной акробатикой.
Забыли еще сказать, что они были при этом полупьяные.
Ром выдавался в количестве, если пересчитать на современную водку, примерно, - поллитра в день. Потом все же сообразили, и заменили это грогом.
Если поллитровку в день пить, через сколько времени человек становится алкоголиком?
Не только. Сырость была такая, что с потолка (подволока) за шиворот капало. И, если почитать Беллинсгаузена, все время требовалось следить, чтобы "служители" были бодры и "веселы". А потому давали им "грок". И они сразу веселели.
Эх, мне бы этот ролик лет дцать назад :(
А то в детстве как раз после прочтения Купера, Стивенсона и всех остальных в голове сложилась такая каша на тему парусной терминологии. Попытки чтения энциклопедий эту кашу только усиливали. А тут всё как по полочкам.
Если ветер дует сзади, это фордевинд/фордак. Если сзади-сбоку это бакштаг. Если сбоку галфвинд. Если сбоку-спереди бейдевинд. Если "в морду" ливентик. Очень досадные ошибки в терминологии.
> Все таки фордевинд, это ветер, который дует не прямо в нос, а прямо в корму. В нос дует левентик (противный)
фордевинд и левентик это не название ветра, а курс судна относительно ветра. К сожалению, Кирилл перепутал все названия курсов.
Матроса «второй статьи» в британском флоте называли ordinary seaman.
Матроса «первой статьи» - able-bodied seaman.
Очень интересно!
Что примечательно, понял почти всё, т.е. и геометрию и масштабы, хотя слушал в машине. Здорово Кирилл Борисович изложил всё, огромное спасибо.
Современные парусные суда просто поражают своей фантастической конструкцией. Вот с о.Корфу видел (извините: далеко и дымка): https://yadi.sk/i/T-z1Bqos3XRPsT .
В целом интересно, полез в книжки, обновил юношеские знания,ибо тоже ошибки в курсах и ветрах слух резанули, вот и подумал, неужно совсем их ума выжил.
Также про стрельбу в корпус и мачты - наветренный и подветренный корабль это всё верно, конечно, но главнее то, кто догоняет, а кто убегает, ибо закрыть ветер преследуемому противнику т.е. стать с наветренной от него стороны - один из основных приемов получения тактического преимущества, емнип. Всё это, конечно, про крейсерские действия одиночных и малых групп кораблей. В больших сражениях все несколько иначе, но выиграть ветер - тоже было основным моментом сражения.
не думаю, что выражение "бегать по рее" надо понимать буквально (38:54). Вряд ли кто-то ходил по рею. Вдоль рея передвигались по пертам держась рукой за леер рея- трос натянутый вдоль рея.
> "Уорриор" не первый броненосец. Раньше был "Ля Глуар".
Полагаете правильно считать обшитый броней деревянный корабль родоначальником целого класса кораблей которые после "Уорриора" были поголовно цельнометаллические?
О ругательствах на флоте и борьбе с матом комсомольцами отлично написано в книге Л.Соболева "Рассказы капитана 2-го ранга Кирдяги, слышанные от него во время "Великого сиденья".
> и точно, нормальной, скажем, брани больше от Помпея Ефимовича никто не слышит. Но как-то так он сумел и обыкновенные слова поворачивать, что слушаешь его - в отдельности будто все слова пристойные, каждое печатать можно, - а в целом и по смыслу - сплошная матерщина. (ц) "Индивидуальный подход"
Об истории крайне интересно. Хоть с терминами в начале и путаница вышла. А компас на флоте чаще называют "компАс". Устаревшая форма произношения из латыни осталась на флоте и назвавшего прибор кОмпасом скорее всего поправят "кОмпас у пионера на руке, на корабле компАс". Этакий жаргонизм, но не изживаемый.
Мы марселя тоже чаще ставим, чем фок. Ну и косые вместе с ними.
А про цирковой номер по постановке парусов... Ну мы этому как раз и учим на практических занятиях "парусный аврал". По реям, правда, не бегаем. Наши реи не столь массивны. У нас с марса прямо на перты.
> Кому: Zhukoff, #16 >
> > "Уорриор" не первый броненосец. Раньше был "Ля Глуар".
>
> Полагаете правильно считать обшитый броней деревянный корабль родоначальником целого класса кораблей которые после "Уорриора" были поголовно цельнометаллические?
а где в определении броненосца требование цельнометалличности ?
> О ругательствах на флоте и борьбе с матом комсомольцами отлично написано в книге Л.Соболева "Рассказы капитана 2-го ранга Кирдяги, слышанные от него во время "Великого сиденья".
> > и точно, нормальной, скажем, брани больше от Помпея Ефимовича никто не слышит. Но как-то так он сумел и обыкновенные слова поворачивать, что слушаешь его - в отдельности будто все слова пристойные, каждое печатать можно, - а в целом и по смыслу - сплошная матерщина. (ц) "Индивидуальный подход"
как писал кораблестроитель Крылов,
С началом Крымской войны отец был призван на военную службу и определен во вторую легкую батарею 13-й артиллерийской бригады, на вакансию, оставшуюся свободной после графа Л.Н. Толстого, переведенного в другую бригаду.
Л.Н. Толстой хотел уже тогда извести в батарее матерную ругань и увещевал солдат: «Ну к чему такие слова говорить, ведь ты этого не делал, что говоришь, просто, значит, бессмыслицу говоришь, ну и скажи, например, «елки тебе палки», «эх, ты, едондер пуп», «эх, ты, ерфиндер» и т.п.
Солдаты поняли это по-своему:
— Вот был у нас офицер, его сиятельство граф Толстой, вот уже матершинник был, слова просто не скажет, так загибает, что и не выговоришь.
> Вряд ли кто-то ходил по рею. Вдоль рея передвигались по пертам держась рукой за леер рея- трос натянутый вдоль рея.
Точно так. Но иногда, понимаете ли, лень- матушка шепчет в ушко заскочить на рей и пробежаться на нок не пристёгиваясь, держась рукой за леер. И тогда, по выражениям доносящимся откуда-то далеко снизу через рупор, можно усомниться в том, что старпом в полной мере изжил некие устаревшие жаргонизмы.
Хотелось бы услышать на следующей лекции ответы на такие вопросы:
1. Как автор лекции относится к книгам Брайна Тэнстолла, Сергея Махова и Эдуарда Созаева ?
2. Как морские инструкции повлияли на стандартизацию линейной тактики ? Усилили ли они ответственность адмиралов ? Были ли в других флотах ( в русском, французском, голландском) случаи, похожие на дело адмирала Бинга ?
3. Почему в конце XVIII века английские адмиралы перешли к тактике массированного прорыва линейного строя врага - как в Сентенесском сражении, бое у мыса Сан-Висенте и Трафальгаре ?
в том-то и дело, что этот леер натянут прямо по верху рея ,иногда к нему крепили верхнюю шкаторину паруса, с середины 19 века (например на клиперах) этот леер был деревянный. Пробежаться по рею можно, но держаться руками при этом там не за что.
> в том-то и дело, что этот леер натянут прямо по верху рея ,иногда к нему крепили верхнюю шкаторину паруса, с середины 19 века (например на клиперах) этот леер был деревянный.
Да, Вы правы. Тем не менее, я не писал бы о возможности пробежки по рею, если бы сам не проделывал подобное. Речь идёт о барке "Товарищ" рубежа 1980-х - 1990-х. Выше рея, параллельно ему был натянут трос. Насколько я помню, натянут он был между топенантами. Сейчас перелопатил всю
литературу из домашней библиотеке по этой теме, но к своему ужасу, нигде подобной снасти не нашёл. Тем не менее, надеюсь что в маразм ещё не впал. Могу предположить, что трос сей использовался при торжественных построениях на реях. Хотя на моей памяти подобного не случалось. Может знающие товарищи поправят- дополнят.
Учитывая то, что для постановки верхних марселей, брамселей и бом-брамселей, реи поднимались до места фалами- жёсткое крепление троса между топенантами представляется мало возможным. Вообщем загадка пока с этим кончиком. Но по реям мы таки бегали.
> Вдоль рея - какая-то деревянная штуковина. Можешь прокомментировать?
Никогда такой хреновины не видел. Из всех найденных мной фотографий "Витязя", эта конструкция присутствует только на двух- представленных вами. Нечто похожее можно разглядеть на изображении корвета "Боярин": http://www.nashflot.ru/page/imperia/boiyrin/3 Не думаю что это деревяшка. Скорее обшили снасти для защиты от истирания. Быть может гордени?
Могу посоветовать в качестве источника по иностранным флотам книгу J. Harland и M. Myers. "Seamanship in the age of sail", там и про постановку парусов, и судовые роли и хождение по реям и про страховочные леера и про салинговых и марсовых старшин, и про принцип хождения под парусом и преимущества и недостатки блинда, бом-блинда, стакселей и зачем их держали. Там же про три класса моряков английских , там же про осуществление маневров. Очень подробная книга. Ещё могу посоветовать четвертый том Будрио 74-пушечный корабль. Там тоже много именно про жизнь на корабле французском. В том числе про то, что боцман отвечал за ровность реев на корабле в порту, а не офицеры
> Кому: Майкл_С, #44 >
> > Вдоль рея - какая-то деревянная штуковина. Можешь прокомментировать?
>
> Никогда такой хреновины не видел.
Деревянная "штуковина" очень похожа на лисель-спирт (выдвижная часть рангоута для установки лиселей). Он мог крепиться на некотором расстоянии от рея, чтобы не мешать перемещаться по оному при работе с парусами, но чаще крепили просто спереди от рея. Хотя на картинке как-то особенно далеко, но может быть в силу того, что это рисунок.
Страховочные леера над реем иногда крепятся к топенантам после их обтяжки, также для этого используют шкоты прямых парусов. При этом леер натягивается только при убранных парусах. Такие леера устанавливают для парадов.
В остальных случаях вдоль рея принято крепить страховочный леер, к нему пристёгиваются страховкой, стоя на пертах.
В целом, если корабль достаточно велик, то пробежаться по рею не сложно, достаточно посмотреть на реи с той же Полтавы, ну а при наличии страховки ещё и почти не страшно.