Блин, сразу резануло:
- в недостроенном состоянии в монтажно-заправочном комплексе на Байконуре находятся не два «Бурана» (раздавленный был Изделие 1.01), а «Буря» (Изделие 1.02) и технологический макет ОК-МТ;
- полноразмерный самолёт-аналог под обозначением ОК-ГЛИ, предназначенный для наземных испытаний и отработки в атмосфере схем захода на посадку и саму посадку, включая автоматические режимы, находится не в Жуковском, а в Германии в музее техники Шпейер;
- в Жуковском находится Изделие 2.01 «Байкал».
Досмотрел до конца.
Куча неточностей. Хотя, может это для того, чтобы ввести в заблуждение супостата, но в результате создает странное ощущение. Про Буран уже сказали. Еще показательный пример - невесомость на МКС есть, но она не идеальна ... - передайте Александру, что его объяснения касаются исключения влияния вибрации на эксперимент. Гравитационное поле у станции конечно тоже есть, но объяснения с работающими гироскопами и беговыми дорожками касается именно исключения вибрации.
Это из институтского курса - Планирование эксперимента.
Институтского, блин ... Тот же Маск не скрываясь говорит, что готовит своих инженеров-конструкторов по советским учебникам. У нас, что, у букинистов пропали учебники и справочники?
Поэтому интервью навеяло печаль. Хотя, может так и задумывалось - расслабить супостата.
Про то, что американцы очень умело свои достижения представляют публике - это совершенно в точку!
Всегда вспоминаю случай, когда я был на МАКС-2007. В лётной программе выступал с показательными полётами американский лётчик на F-15, а комментатор рассказывал (переводчик тут же переводил), что собирается выполнять пилот, как он будет это выполнять и проговаривал само выполнение действий. Было понятно и интересно.
А потом выступали наши пилоты парой - имитировали воздушный бой. Что они делали в небе для меня осталось загадкой, потому как комментатор рассказывал, какие у нас хорошие самолёты Су-27 и читал патриотические стихи!
И до сих пор так. Достижения есть - и немалые, а попыток подать их как надо или хотя бы объяснить, что делается, как, зачеми почему не наблюдаю.
Вот слушаешь Александра, :) - оказывается "проклятый совок" предусматривал кучу операций по спасению по программам Буран и т.п. перед американскими - но почему-то снимают фильмы "Время первых" и "Салют 7" про человеконенавистный СССР у нас...
"Технология водородных двигателей утрачена", "поколение создателей Бурана состарились, а новое ещё нужно воспитать", "Главный конструктор свалил в частную компанию, бросив проект", "Научно-лабораторный блок не могут запустить уже 5 лет".
Хочется взять и накатить с горя стакан. Жить стало лучше, жить стало веселее, блин.
Одного не могу понять, как это, технология утрачена? Документы кто-то съел, сжёг, отстрелил всех носителей этой информации?.. Вархаммер какой-то. Сорок тысяч.
Не знаю, поможет ли это, но могу предложить бесплатно разработать сайт для журнала "Новости космонавтики". Или того, чем он станет после закрытия. Почта для связи: i@i1group.ru.
Да очень просто. Даже для выпиливания лобзиком навык нужен. А тут - принцип, благодаря старым наработкам, понятен. А для того, чтобы его воплотить в металл нужны люди и оснастка. И не один-два, а целый коллектив конструкторов с подходящим заводом, что опять же - люди. Плюс смежники, которые тоже способны выполнять работы определённого уровня. Т.е. целая отрасль, а может и не одна. Вон, разработку тяжёлого беспилотника свернули - говорят своей электроники. Казалось бы, есть ещё авиастроительная школа, а без смежников из другой отрасли - это тыква. Насколько понял, сейчас только-только еле дышат цепочки, которые необходимы для производства текущих изделий. А конструкторов хватает только чтобы обеспечивать сиюминутные потребности. При этом кадры в среднем весьма возрастные, много пенсионеров.
Квалификация - такая штука, которая приобретается благодаря опыту и решению сложных задач. Но фокус в том, что выйдя на определённый уровень для его поддержания и преемственности необходимо на таком же уровне работать и дальше, а не на кастрюли перепрофилироваться. Старая гвардия с оговорками на кастрюлях может и сохранит какие-то навыки, а вот молодых подготовить и натаскать уже не сможет. Да и денежные вопросы, просто удовлетворение от работы - немаловажные факторы.
После того, как услышал «боковушки», дальше смотреть не смог.
что же до возобновления программы энергия-буран, то сейчас для неё просто нет задач. сверхтяжёлая ракета носитель не нужна. В ссср энергия-буран предназначались для военного использования: выводить сверхтяжёлые грузы (вспоминаем орбитальный лазер), прыгать с орбиты на орбиту и собирать вражеские спутники. сейчас таких задач нет - и возобновления программы энергия-буран-мрия поэтому тоже не будет.
Камрады, поправьте меня если я неправ. Но то что рассказывал Александр про спасение экипажа Шатла и Бурана, это как мне кажется наглядная иллюстрация работы двух экономик, капиталистической и социалистической.
> что же до возобновления программы энергия-буран, то сейчас для неё просто нет задач.
Мне кажется, ты от надстройки пляшешь, а не от базиса. Если бы Россия сейчас могла (чисто в экономическом плане) построить Буран заново - то и задачи бы сразу нашлись. А сейчас Россия просто не может этого сделать, поэтому и кажется что задач нет.
Уверен ты это можешь доказать. Люди видимо не понимают, что у многоразовых ракет есть свои минусы, например необходимость оставлять топливо для возврата ступеней.
> Люди видимо не понимают, что у многоразовых ракет есть свои минусы, например необходимость оставлять топливо для возврата ступеней.
Одноразовые ракеты тоже не всегда на полную заправку летают. А тут тратится чуть больше топлива, а в плюсах - пригодная для повторного использования ступень, причем прошедшая проверку надежности на практике.