4) Ближайшая очная конференция по теме развития Личности – «Стратегии творчества» пройдёт
в центре Санкт-Петербурга 22 июня 2019 (суббота) в 44-й раз: https://vikent.ru/konf/
5) Группы б е с п л а т н ы х воскресных online-лекций VIKENT.RU в 19:59 (мск) о стратегиях развитии Личности для трудолюбивых:
Игорь Леонардович, в разведопросе с Людмилой Ивановной на 45й минуте Вы упомянули «нормальный стартовый капитал» в т.ч. «неизгаженная воля», который родители могут дать ребенку до школы. Если ответы здесь не уместны, рекомендуйте, пожалуйста, Илье Михайловичу не отвечать.
Илья Михайлович, по-моему, Вас правильно спрашивать о воле. Скажите, пожалуйста:
1. Что нужно делать родителям и окружению, чтобы воспитывать волю ребенка?
2. Что нужно делать родителям и окружению, чтобы НЕ воспитывать, а изгаживать волю (термин Игоря Леонардовича) ребенка, мешать воспитанию воли?
3. Предложите серию причин, которые позволяют еще в детстве принимать взрослые волевые решения?
4. Как Вы считаете, что можно назвать взрослым волевым решением для ребенка?
5. Если ребенок принимает взрослое волевое решение, то с какими проблемами, на Ваш взгляд, он может столкнуться?
6. Какие еще вопросы о воле, на Ваш взгляд не заданы?
Вопросы взяты у Людмилы Ивановны Позняковой и перефразированы с изменением предмета (Анкета: Развитие креативности детей и подростков https://poznyakova.com/forum-2019/ ).
Публикую присланные мне ответы Ильи Михайловича Лебедева, начиная с пункта 2),
т.к. он сам ещё не зарегистрирован на OPER.RU.
Илья Михайлович Лебедев, нумерация вопросов сохранена:
«2. Если примерное направление, то родители сами ленятся и поощряют инстинктивное, ленивое поведение.
Любые попытки заниматься чем-то приличным, интеллектуальным - пресекаются на корню фразами: «ты что, дурак?». Так могут действовать как родственники, так и сверстники. В этом плане они оказывают похожее влияние - за редкими исключениями. У ребёнка появляются психотравмы, комплексы.
3. Часто это вынужденные вещи: смерть одного родителя, необходимость ухаживать за братьями / сёстрами в многодетной семье и т.п.
Но могут быть позитивные сценарии в стиле: сын уже в старшей школе работал вместе с отцом в его профессии, перенимал опыт (примеры, естественно, ближе к современности, не средневековые).
В этом отношении интересна биография Джона Стюарта Милля https://vikent.ru/author/14/ , который развивался в кругу взрослых людей, практически не общался со сверстниками, а также с детства занимался взрослой деятельностью. Это повлекло за собой негативные последствия тоже, но свой вклад в мировую культуру Дж. Ст. Милль внёс.
4. Думаю, что это похоже на профессиональные решения взрослых, причём оптимальные или близкие к ним, а не «как попало». Хотя здесь, на мой взгляд, лучше добавить контекст. Потому что волевые усилия детей-инвалидов и обычных ленивых детей сильно различаются. Если одним нужно ежедневно для совершения бытовых действий - преодолевать себя, то другие могут так и не победить утренний сон и не встать с кровати в приступе лени...
Хотя ситуации бывают разные.
5. Непонимание сверстников, однозначно. Если подросток пытается заниматься чем-то новым, нестандартным (а не как обычно), то с вероятностью почти 100% сверстники будут либо над ним стебаться, либо, что хуже, мешать.
То же самое, увы, касается родителей, которые зачастую не понимают, что ломают детям жизнь.
Наглядный пример: подросток-программист в деревне / селе... В деревне больше ценятся те, кто может помочь по хозяйству, нежели те, кто проводит время за интеллектуальными занятиями, насколько мне известно. Поэтому ребёнок в плане развития здесь может оказаться совершенно один.
6. Возможно, следующие вопросы:
а) Как подростку самостоятельно вырабатывать себе волю?
б) Как подростку противодействовать людям, которые пытаются мешать развитию
(в т.ч. педагогам, родителям, сверстникам)?
в) Как педагогу создать условия для формирования воли у подростков?».
Уважаемый Игорь Леонардович,
Спасибо за интересное видео.
Вы лишь чуть затронули вопрос смысла жизни, и я посмотрев на сайте Vikent.ru, не нашёл удовлетворительного ответа(нашлось всего лишь 7 заметок).
На мой взгляд, среди этих заметок нет самого главного: взгляда на этот вопрос со стороны марксизма.
Так вот, среди заметок о смысле жизни есть один намёк от Г.С. Альтшуллера, а именно о переходе в надсистему.
Все знают что для человека надсистема - это общество.
Смысл жизни отдельно взятого человека начинается с того что не бывает отдельно взятого человека. Существо человеческого вида становится человеком лишь в обществе других людей, лишь впитывая в себя культуру всего человечества. Отсюда и смысл жизни человека, развивать и улучшать то самое общество, ту самую человеческую культуру которая одна несёт в себе отпечаток всех что жили до и всех что будут жить после.
Вот. Следовательно у кого-то хватает ума только на то чтобы развлекаться и прожигать жизнь, у кого-то на то что размножаться, а кто-то двигает науку, изобретает всякое, пытается понять устройство человеческого общества и природы в целом.
К сожалению, затрудняюсь найти цитаты классиков, поэтому привожу только свои выводы.
На втором курсе ВУЗа на философ сразу сказал в чем смысл жизни: "Делать максимальный вклад в общественное производство жизни" Это отвечает на ваш вопрос?
I) Цитирую Вас: «Вы лишь чуть затронули вопрос смысла жизни, и я посмотрев на сайте Vikent.ru, не нашёл удовлетворительного ответа (нашлось всего лишь 7 заметок)».
Мы готовы рассказать о проблеме «смысла жизни» - о чём Вы можете написать ведущему рубрики о науке и образовании Сергею Ивановскому: https://vk.com/id882898, но есть ряд проблем:
1) Дело не в количестве материалов на портале VIKENT.RU, а в их качестве, см., например, материал:
Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» с помощью понятия «переход к надсистеме»:
https://vikent.ru/enc/451/
.
2) Квалификация Читателей и Зрителей.
С подобным вопросом «о смысле жизни» на меня на выходят несколько десятилетий.
Я доброжелательно рекомендую человеку разобраться и выясняется, что вопрошающему – Вас не имею в виду – рано об этом спрашивать, так как:
- нет качественных знаний, например, классиков марксизма.
.
3) Исходя из классиков марксизма, по этой теме нужно не читать/смотреть, а делать...
.
4) Как только появятся по затронутой теме качественные материалы классиков марксизма и/или разработки моих Учеников, занимающихся марксизмом, я их опубликую.
Вы (и любой другой человек) можете рекомендовать материалы на портал, соблюдая нормы научного цитирования: https://vikent.ru/correct-link/ и после просмотра 2-х минутного видео:
Да, мы вполне можем сделать такой ролик. В той или иной степени мы касаемся этой темы постоянно. Но я тоже хотел бы получить более глубокий ответ.
Да, большинство людей не занято наукой, возможно не развиты интеллектуально так глубоко, как авторы проблематики...
Но все это не снимает того, что этот вопрос важен для людей в целом.
Меняется исторический контекст, исторические эпохи, представления о мире. Меняется же и понятие смысла жизни. Например, религия для верующих даёт этот смысл. Но в светской жизни эта проблема не решается.
Что важнее? Проф.деятельность или вырастить ребёнка?
Семья, отношение мужчин и женщин даёт смысл?
В конце видео есть моё обещание опубликовать 7 (Семь) типовых ошибок, которые умные люди делают в комментариях – выполняю своё обещание:
Ошибка № 1: Сообщение всем своих эмоций / ощущений, а также стратегий интеллектуальных неудачников из правой колонки диагностической Таблицы:
https://vikent.ru/w7/
.
Ошибка № 2: Привычное в быту обсуждение Героя видео, а не его тезисов – см.: Отличия бытового и научного мышления: https://vikent.ru/faq/11/
.
Ошибка № 3: Комментарии-монологи – без предварительного ознакомления с тем, что ранее уже написали Коллеги;
.
Ошибка № 4: Сообщение всем «своих мыслей по поводу», но НЕ отвечающих условиям и вопросам очередного Видео;
.
Ошибка № 5: Использование привычных бытовых штампов / самограничений в стиле:
– «НЕ согласен»,
– «НЕ убедили»;
– «А Я так чувствую!»;
– «Мне лично нравится!»;
– «А ещё у моей тёщи был 1 случай» и т.п., вместо использования норм научного мышления, которое, увы, НЕ изучают в школе / ВУЗе: https://vikent.ru/faq/11/
.
Ошибка № 6: Явно обвинительный уклон в оценке Оппонента и/или озвучивание любимой теории – без демонстрации: КАК именно это работает в рассматриваемом случае;
.
Ошибка № 7: Обсуждение одного и наиболее лёгкого тезиса – хотя большинство Героев видео произносят несколько (!) тезисов...
+ Дополнительный материал Александра Соколова -
13 формул слабых комментариев к научным и научно-популярным публикациям в Интернет:
https://vikent.ru/enc/6345/
В конце Илья Михайлович хотел сказать какую то крамольную фразу, но так и не сказал. Вы его заболтали и отвлекли. Можно поинтересоваться, какая там была заключительная фраза?
1) В Законах об образовании развитых стран, включая Россию, и в комментариях к ним содержится нетривиальная мысль: образование НЕЛЬЗЯ купить как услугу.
Учащийся обязан активно работать навстречу Преподавателям.
Или: Учащийся о б я з а н:
- прослушать и законспектировать лекции;
- написать курсовые работы;
- выступить на семинарах (множ. число);
- выполнить лабораторные работы;
- пройти тестовые испытания в виде зачётов и экзаменов.
2) Тема «смысл жизни» и т.п. предполагает действия, действия и действия Личности (с большой буквы).
3) Поэтому можно прямо здесь сформировать батарею вопросов – чем сложнее, тем лучше.
4) + У меня ежемесячно есть б е с п л а т н а я для Зрителей (т.е. финансируется мной) online-консультация.
Там можно начать проговаривать сложнейшую тему, оценить действия спрашивающих.
.
По моим правилам, вопросы может прислать любой человек, но НЕ позже полночи 26 марта 2019 (вторник) по адресу:
vikent.ru-2014@bk.ru с обязательной пометкой в строке Subj/Тема:
ВОПРОСЫ-189
Замечу, что это и тест - если спрашивающий человек НЕ в состоянии правильно оформить свой вопрос
- он НЕ получает б е с п л а т н ы й ответ.
Уважаемый Игорь Леонардович!
Сможем ли мы ответить на вопрос о смысле жизни тогда? В большинстве случаев люди не готовы работать в том понимании, как вы пишите.
Я / мы можем качественно изложить современные концепции по теме – их находки, их ограничения и т.п.
Типовые (!) ошибки умных людей.
Но далее – именно эта тема предполагает не обсуждение на уровне: «А мне нравится / мне не нравиться и моя тёща, посмотрев телевизор, сказала...», а некие осмысленные действия, действия и действия...
Поэтому выше я предложил некую ТЕСТОВУЮ репетицию 31 марта 2019 – там прислано много вопросов по разным темам, но легко сделаем отдельный блок, если будут вопросы и по «смыслу жизни».
Подскажите, пожалуйста, есть ли литература достойного уровня(на русском или английском языках) по развитию творческого мышления? Прошу простить за пока ещё совершенное незнание предмета. Возможно, мой вопрос также будет актуален кому-то из присутствующих.
О себе - по профессии программист, 32 года. По образованию физик. С момента окончания ВУЗа работал в разных, смежных сферах IT(сетевой инженер, QA-инженер, затем программист - 1.5 года). Не хватает профессиональных навыков, поэтому в этом году пошел в магистратуру по Computer Science. Регуларно смотрю Ваши ролики, двигаюсь в сторону профессионала. Столкнулся с тем, что не могу поставить себе задачу дстойного уровня.
Что бы Вы могли порекомендовать в моём, запущенном случае?
+ На online-лекции № 188 07 апреля 2019 в 19:59 (мск) будет оглашена примерно 415-я исследовательская тема и т.д.: https://vikent.ru/w0/ для Приличных людей: https://vikent.ru/w1/
Илья Михайлович, спасибо! Дополню Вас в вопросе 5.
В деревне больше всех ценятся те, кто проводит время за интеллектуальными занятиями после помощи по хозяйству. Чаще поздними вечерами, когда и у дому работа вся сделана и соседи за помощью уже не придут. С отношением как у Вас на 6й минуте « ... ну это в том числе все было, но не все же время... ».
Результативный пример такого подростка есть, правда, из 1960х. Если Вам в Проекте будет полезно, это студент отличник, который сдает летнюю сессию досрочно (можно по документально оформленной просьбе из колхоза). Сейчас на Русском Севере, где есть лес, там живы колхозы.
Игорь Леонардович, благодарю с неизменным Уважением.
Формирование двух и более моделей поведения
1. Можно ли где-либо ознакомиться с методиками переключения для мужчин, и понять - что они из себя представляют, и типовые ошибки переключений(не вовремя, непрофессионально и пр.) ? Возможно, есть избранные упражнения у Гиппиуса? Насколько важен врожденный темперамент для успешного освоения техники?
2. Проводите ли тренинги по постановке навыков подобного переключения? (онлайн, по запросу, либо др. варианты)
2.1 Возможно, есть открытые доклады по этой тематике?
ТРИЗ
3. Подходит ли ТРИЗ для помощи в разработке программных продуктов(поиска решений сложных задач, создания новых и дополнения имеющихся методик разработки и проектирования программных систем)? Если нет, известны ли Вам альтернативные техники, успешно решающие подобные задачи? Как и где правильно искать подобные техники? Из доступной литературы просмотрел несколько книг по инженерному менеджменту(полезного, честно говоря, вынес не много).
4. Постановка достойной цели не может быть осуществлена без должной фундаментальной подготовки в интересующей области. Говоря о проработке большого количества литературы, Вы уточняли, что человеку уровня "студент" читать нужно "полками". Мой опыт(возможно, не самый хороший), и опыт коллег говорит о том, что подобным образом, полками, техническую литературу читать не получается. В качестве примера можно привести труд Р. Сэджвика "Алгоритмы на C++"(ученик Д. Кнута). Подобную сложную книгу, с учетом необходимости параллельно изучать смежные области(и не менее сложные в освоении), можно читать целый год, это совсем не полка. Возможно, мной выбрана не верная методика проработки материала? Читаю от корки до корки, прорабатываю полностью весь текст и примеры, а не по необходимости разобрать конкретную тему.
Прочее
5. Не поздно ли в 32 года начинать учиться творчеству? Вопрос обусловлен тем, что в одном из предложенных Вам выше роликах звучала мысль о том, что в определенный момент оказывается невозможным догнать тех специалистов, которые начали работать над собой и своими проектами раньше(скажем, на 10-15 лет). В подобном случае - не правильнее ли будет признать факт того, что "лучшие люди" теперь уже сделают лучше тебя, и терпеливо становиться профессионалом, понимая, что экспертом уже вляд-ли станешь? Что говорит Ваш опыт и наблюдения за учениками, которые начали работать сильно позже остальных?
6. Где можно изучить методику быстрого входа в новую научно-исследовательскую тему? (упоминание на слайде - 36:55 Вашего видео-обзора "ТВОРЧЕСТВО: 33 ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО")
7. Типовые ошибки программистов, инженеров - есть ли доступные для изучения материалы?
8. На какой стадии матрицы корректно планировать действительно качественную тему для работы на 10-20 лет? Важно ли здесь мнение наставника?
9. "Умеете ли Вы читать?". Интересуют следующие три вопроса, которые ставят все точки над "i". Если это возможно, опубликуйте в ответе.
10. Каковы самые важные навыки эффективного, ежедневного труда?
Вопросов достаточно много, пожалуйста, дайте знать, какие-то из них стоит задать в другом месте/формате.
Материал по переключениям готовится в виде Доклада к 44-й конференции «Стратегии творчества»: https://vikent.ru/konf/
Но пока не сделан.
Общей теории пока нет, тренинги депутатов Госдумы и выше провожу со времени её образования.
.
Типовая ошибка – использование «железного» ТРИЗ в программировании.
Есть «наскоки» на эту тему – но не путайте их с качественными разработками.
.
Есть единичные книги-методики, которые нужно читать долго, практиковать и ставить профессиональные навыки, скажем, таковы книги К.С. Станиславского: https://vikent.ru/author/17/ и т.п.
Но общий тезис верен: учитывая КПД большинства книг, читать нужно полками...
.
Главный секрет: Исследовательская тема + Наставник уровня Европы / мира по этой теме + ежедневная воля.
Типовая ошибка – ориентация на «соседа», а не на мировой уровень.
.
«Быстрый вход в тему», скажем, у меня получается, но цельная методика пока не разработана...
.
Типовые ошибки программистов - мне несколько раз присылали, но это были списки начинающих и для начинающих.
.
Когда человек умеет читать, он может включить выводы из прочитанного в контексты / базу данных аналогов, что позволяет выявлять закономерности, которых у Автора исходного текста, возможно, не было...