Отличный обзор.
Но небольшие уточнения. Крейсер "Червона Украина" (бывший "Адмирал Нахимов") построен в Николаеве, а с Балтики был переведен крейсер "Профинтерн" (заложенный как "Светлана", позднее ставший "Красным Крымом"). Сторожевики типа "Ураган" имели не 3, а 2 орудия калибра 102 мм. В Северодвинске (на тот момент Молотовске) первым был заложен линкор "Советская Россия".
Конкретно по "Малюткам" - была задача создать подлодку, которую можно перевозить по ж/д. Инженеры её выполнили. Отсюда и все эти ограничения - габарит и водоизмещение были очень сильно ограничены.
Г-5 были крайне неудачные торпедные катера. Никудышная мореходность и автономность сделали их чисто средством обороны бухты, где они стоят. А где они и ходили в торпедную атаку - успех был не особо большой.
Применение их для десанта было сильно осложнено их покатой палубой и другими особенностями.
В Вики в статье на тему "Г-5 плавает ибо он гавно" приведен список чуть меньше 30 человек которые за военные действия на Г-5 получили ГСС. Почему то в биографиях людей из этого списка на Г-5 другая картинка. На старлея Влади́мир Полика́рпович Гумане́нко вообще поражение 30 кораблей противника записано. Причем с оговоркой: "первым в Великой Отечественной войне осуществил боевые действия при 6-балльном шторме, а также впервые использовал темноту в качестве прикрытия для манёвров торпедных катеров".
Это получается, воевали не только вопреки Главкому, но даже вопреки конструкции этих коммунятских корыт, которые подло клепали вместо самолетов аж до 1944г. ???
> Но небольшие уточнения. Крейсер "Червона Украина" (бывший "Адмирал Нахимов") построен в Николаеве, а с Балтики был переведен крейсер "Профинтерн" (заложенный как "Светлана", позднее ставший "Красным Крымом").
Все время такие ошибки делают уважаемые военно-морские историки. И Назаренко тоже. Не так много у нас было в ту пору кораблей, чтобы их путать.
Ну, про Гуманенко и 30 кораблей это перебор, конечно. А катера были мало мореходными, это факт. При этом советские моряки на них действительно провоевали всю войну. И от Черноморского побережья Кавказа в Крым ходили. Даже, вроде бы до Берлина дошли. По рекам. Кто знает, подскажите правда это или нет?
Короче, как часто бывает, даже не на самой хорошей технике наши люди умеют творить чудеса.
> В Вики в статье на тему "Г-5 плавает ибо он гавно" приведен список чуть меньше 30 человек которые за военные действия на Г-5 получили ГСС. Почему то в биографиях людей из этого списка на Г-5 другая картинка. На старлея Влади́мир Полика́рпович Гумане́нко вообще поражение 30 кораблей противника записано.
Возможно, ГСС из этого списка воевали "в том числе" и на Г-5. В книжке "Катерники" (той самой которая в каждой школьной библиотеке была), говорится, что в 43 году на Северный флот стали прибывать катера новых типов, но с необстрелянными экипажами. Опытные командиры, которые с самого начала войны воевали там на Д-3, могли выбирать, на каком из катеров пойти в зависимости от обстановки.
Касаемо Гуманенко не могу сказать, какие именно типы кораблей на Балтике он потопил. А вот про черноморских катерников доводилось читать, что основное количество их побед составляли самоходные баржи водоизмещением 300-400 тонн. Их топили достаточно часто. Потопление же транспорта "с трубой" считалось редкостью и очень большой удачей.