Маленькая коррекция. Автор "Го рин но сё" тут скорее всего не при чём. Линкор назван в честь японской провинции. Мусаси - это не фамилия, это топоним. Миямото Мусаси это "Миямото из Мусаси", типа "Вася Питерский".
Девочки дизайнеры опять не подвели!!!
Начальника флота открытого моря Клим Саныч Цусимский, ну зачем Вы не контролируете деффченок-дизайнеров? Они Вам вместо фото плавучей батареи "Не тронь меня" с ЧФ - поставили фото бывшего линкора "Марат" аккурат с Кронштадта? Этож совсем не торт, явно требуется усилить нормы контроля за производимым контентом!!!
А я люблю линкоры в WoWs. Они медленные и не такие маневренные. Сам то я на авике катаю и закидываю кораблики торпедами. Главное чтобы линкор один был, а то катаются группками и с адским ПВО даже подлететь не дают.
Удивлен произнесенной цифрой протяженности береговой линии ссср. Вроде еще со школьной географии помню, что такого значения просто невозможно дать, посколько в зависимости от точности карт береговая линия может стремиться к бесконечности.
Четыре линкора по одному на каждый флот заложили после подписания англо-советского морсого соглашения 17 июля 1937 года в Лондоне.Работы над этими дорогущими кораблями вооруженными каждый 9 406 мм орудиями в трех орудийных башнях,о остальном вооружении велась не законченная до 1941 года дискусия,о чем писалось еще конце 80-годов прошлого века в очень компетентном ведомственном журнале "Судостроение".Но работы на стапелях начались тогда же.Один из гигантов с названием "Советская Украина" в 1941 году оказался в германских руках вместе с городом Николаевым.Фото его на стапеле были в германской печати.
Но главным результатом германских фото была принятая Западом вера в наличие в строю флота СССР четырех огромных линкоров.
Бисмарк погиб в первом же бою. Его систершип Тирпиц всю войну простоял в порту и в итоге был разбомблен с воздуха. Ямато всю войну простоял в порту и был разбомблен с воздуха. Уже первая мировая война показала бесполезность и бессмысленность мастодонтов типа броненосец, но все равно все продолжили вбухивать безумные суммы в этот тип кораблей. "Есть три колоссальные бесполезные вещи..." можно сказать не только про Ямато, а про весь тип вообще. И что характерно всем очень интересно про Бисмарк, про Ямато, ведь они такие большие и красивые. Лотар фон Арно де ла Перьер , потоплено 193 судна суммарным водоизмещением 457 179 брт, ни кому не интересно. Вальтер Форстман 149 кораблей на 391 607 тонн. Отто Штейнбринк 206 потопленных кораблей на 244 797 тонн. Много ли кто про них слышал? Явно меньше чем про Бисмарк и Ямато. Есть предложение снять ролик про подводные лодки в первую и вторую мировую войну. Правда просмотров на ютубе, скорее всего, будет гораздо меньше чем у проямато.
Точно, в одном издании его назвали "Миямото Мусаси-но". Послелог "но" указывает на принадлежность. "Ватаси" – "я", "ватаси-но" – "мой". "Мусаси-но" – "Мусасиевский".
> Бисмарк погиб в первом же бою. Его систершип Тирпиц всю войну простоял в порту и в итоге был разбомблен с воздуха. Ямато всю войну простоял в порту и был разбомблен с воздуха. Уже первая мировая война показала бесполезность и бессмысленность мастодонтов типа броненосец, но все равно все продолжили вбухивать безумные суммы в этот тип кораблей. "Есть три колоссальные бесполезные вещи..." можно сказать не только про Ямато, а про весь тип вообще.
Послезнание - вещь очень вредная получается. Все эти корабли закладывались в 36 (Бисмарк), 37 (Ямато). Авиация совершила резкий скачок несколько позже, так что еще не все было с ними ясно на тот момент.
Британские линкоры и в годы Первой Мировой и в годы Второй Мировой морями правили.Сжимая,не взирая на
очень эффективные дивизии Вермахта,германское горло.Да и в том самом Средиземном море,где Арно де ла Пьер
в годы Первой Мировой набирал тоннаж,те же линкоры ветераны ПМВ,пренебрегая тучами итальянской авиации,
выполняли все задачи в стиле Нельсона.Да и британцы, даже после своей удачи в Таранто,не могли предположить
роли авианосной авиации.
Без Послезнания роль линкора неизвестная величина.Да и стоимость линкоров последних серий заставляла относится к ним с уважением как к Ролс Ройсу на улице.
Кому: Vyt, #17 Бисмарк погиб не в первом, а во втором бою (в первом он Худа утопил), и то только потому, что ему, находящемуся в полной автономке нанесли повреждение, которое он не мог исправить своими силами. Тирпиц да, простоял почти всю войну в порту. Но с другой стороны, союзники при планировании своих действий всегда должны были учитывать возможность того, что он оттуда выйдет... Принцип "Fleet in being" в действии.
А за Ямато японцы уж слишком сильно дрожали, поэтому и не выпускали из порта. В то время как Конги с Нагатами очень даже плавали, воевали и хорошо себя показали. Где-то даже мелькала информация, что моряки с них смотрели на своих коллег с Ямато с изрядной долей превосходства и пренебрежения, как боевой ветеран на тех, кто отсиживается в тылу.
Собственно почему линкоры утратили свою ведущую роль? Военным требовалась некое устройство, с помощью которого можно донести груз своего праведного гнева до супостата. И желательно донести его побольше и подальше. И нужна была некая морская платформа, на которой эти самые устройства будут установлены. Долгое время таковыми устройствами являлись артиллерийские орудия, а линкор был высшей ступенью развития платформы для них. Но с появлением авиации оказалось, что самолёт может нести груз гнева гораздо дальше, а попадать с него в супротивника гораздо проще, чем из пушки.И линкоры сразу утратили свою ведущую роль. Хотя при действии в составе эскадры, при прикрытии авиацией ещё вполне достойно себя показывали.
Что же касается подлодок - немцы действительно блистательно показали себя в первой половине войны. Но во первых уже к 43 году англы с американцами создали нормальную систему противолодочной обороны, и потери "мальчиков Деница" резко выросли, а эффективность резко упала. Да и не могут подлодки решить все задачи стоящие перед флотом. Вот много с них было бы проку при прикрытии крупной десантной операции? Флот это не огромное количество суперсильных однотипных кораблей, а гибкий организм, способный подстраиваться под решение разных задач в разных условиях.
> Послезнание - вещь очень вредная получается. Все эти корабли закладывались в 36 (Бисмарк), 37 (Ямато). Авиация совершила резкий скачок несколько позже, так что еще не все было с ними ясно на тот момент.
> Без Послезнания роль линкора неизвестная величина.
Я не про принятие решения о постройке говорил, а о популярности в наши дни. Хотя Клим Александрович еще разбирая Ютландское сражение говорил, что все эти броненосцы не использовались т.к. стоили совсем уже сумасшедших сумм денег.
Если рассматривать гипотетические сражения линкоров пр. 24, то, КМК, в качестве вероятного противника стоит рассматривать не линкоры типа "Айова", а, скорее, типа "Монтана" - и время постройки (несостоявшейся) примерно совпадает, и ТТХ поближе.
Клим Саныч, силовая установка "Ямато" слабее СУ "Советского Союза" на 45000 л. и сам он тяжалее, а ездите быстрее, это только из-за обводов? А наши конструкторы почему это не учли или не смогли сделать?
О броне: какое отношение качества брони "Советского Союза" к круповской и английской/американской?
И на последок пофантазировать: результат боя американского линкора типа "Айова" в современном бою, чем его можно уничтожить, и можно ли? Как сработают ПКР Калибры, Граниты и др.?
На 34 минуте Жуков утверждает, что сталинские премии выплачивались из сталинских гонораров за книги и статьи, так как Сталину эти деньги были не нужны. Получается, что Сталин не знал куда деть свои доходы и, бесясь от жира, занимался благотворительностью и меценатством.
В действительности в сталинский период члены Политбюро ЦК ВКП(б) получали заработную плату 25 тыс. рублей, кандидаты в члены Политбюро ЦК ВКП(б) – 10 тыс. рублей. (В 1947 г. члены Политбюро совершенно секретным постановлением сами себе сократили заработную плату до 20 тыс. рублей). Получать иные доходы они не имели права, в том числе не только за книги и статьи, но и за многочисленные занимаемые ими должности.
Сталин не получал денег за должности Председателя СНК (СМ) СССР, Наркома обороны, секретаря ЦК ВКП(б) и другие, надбавки за воинское звание –генералиссимус Советского Союза, дополнительных выплат за звание Герой Советского Союза и Герой Социалистического труда, ордена СССР.
В аналогичном положении находились другие члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК ВКП(б).
Фактически все высшее руководство страны оплачивалось за счет Партии, за государственные должности они денег не получали.
На оплату сталинских премий шли доходы, полученные не только от изданий произведений Сталина, но и других членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК ВКП(б).
Клим Саныч! А не попадалась ли тебе альтернативка Вариант "Бис" за ввторством Сергея Анисимова. Там кроме всего прочего рассматривается вариант что "Союз" таки достроили (правда один) и он неслабо позажигал в северной атлантике по пути в Мурманск. Англичане были огорчены... На мой взгляд интересная книжка. И морской артиллерийский бой описан весьма и очень.
Клим Саныч, благодарю, интересная и энергичная статья, но имеется небольшая просьба: можно не "заметать ненужные факты"?
Так например - почему "Советский Союз" против "Ямато" в соотношении 4:2?
В серии "Ямато" (спущен на воду 1939) имелся (да) еще "Мусаси" (спущен 1940) плюс "Синано" (после 1942 переделан в авианосец, спущен в 1944) плюс четвертый, так и не получивший имени... Так что скорее все-таки 4:4.
Далее: 22.06.1941 "Ямато" и "Мусаси" уже имелись в наличии, а готовность "Советского Союза" на стапеле не превышала 20%, о остальных даже говорить бессмысленно. Соответственно кораблестроительная промышленность СССР относительно Японии была, мягко говоря, в абсолютно неконкурентном состоянии. "Никак". (что прекрасно подтверждается суммарным водоизмещением спущенного на воду СССР к началу 2МВ относительно Японии).
Другой вопрос, что при наличии добрых соседей практически со всех сторон - СССР в первую, вторую и третью очередь нужны были "сухопутные" вооруженные силы, флот - по остаточному принципу, с задачей "при везении - удержать порты".
Мое личное мнение: запуск проекта "проект 23" - понты, амбиции и суммарно - ошибочное решение.