> Стартовая площадка таки сильно пострадала от старта и непригодна для дальнейших стартов
Если посмотреть на её фото - то прекрасно видно, что это изначально была одноразовая времянка, а не капитальное сооружение.
Капитальный наземный пусковой комплекс стоит на порядок дороже тяжёлой ракеты. Строить его долго и дорого. SpaceX просто не вкладывается в него, пока нет ясности с перспективпми ракеты. Слишком большие риски тут. А на редкие испытательные пуски построить несколько таких одноразовых - сильно дешевле.
> Если посмотреть на её фото - то прекрасно видно, что это изначально была одноразовая времянка, а не капитальное сооружение.
Ну как сказать, это очень большое "одноразовое" сооружение.
Как-то было интервью одного из конструкторов РН "Энергия".
Так вот он рассказывал, что при первом запуске ракета сначала слегка приподнялась над землёй, слегка покачалась с огромной полезной нагрузкой на борту, как бы "почувствовала" опору, и только после этого ушла в Космос.
Но резюме было такое: "когда мы пошли осматривать стартовый стол и увидели покорёженные и перекошенные (от покачивания ракеты) двери бункерных сооружений, которые были само-собой задраены перед стартом, только тогда мы поняли [что] мы создали.
> Ну как сказать, это очень большое "одноразовое" сооружение.
Всё же - именно дешёвое одноразовое, как бумажный стаканчик. Просто всё познаётся в сравнении. Полноценный стартовый комплекс, какой был построен для Сатурн-5 или наших Н-1 и Энергии - он стоит на порядок-два больше. И чинить его разрушения после взрыва на старте - куда дороже, чем построить ещё одну такую олноразовую "бетонную табуретку Церетели".
Поэтому всё правильно делают. Ведь Старшип мог рвануть прямо на столе или лишь оторвавшись от него. У него и так проблемы на старте возникли, хорошо, что он без трёх двигателей смог оторваться и полететь.
> И чинить его разрушения после взрыва на старте - куда дороже, чем построить ещё одну такую олноразовую "бетонную табуретку Церетели".
Чинить обычную яму, служащую каналом газоотведения, дороже чем переваривать арматуру и перезаливать бетон "табуретки"?
Как-то сомнительно.
Да и если расчёт был на одноразовость, то другие сооружения строились бы на таком расстоянии, чтобы в них не прилетел кусок "одноразового" бетона.
Чего мы не наблюдаем.
> Чинить обычную яму, служащую каналом газоотведения, дороже чем переваривать арматуру и перезаливать бетон "табуретки"?
SpaceX вообще и Маск лично в частности хорошо знают историю освоения космоса. В том числе советскую. И учитывает опыт предыдущих поколений конструкторов. У Старшипа пока та же проблема, что у Н-1 - ненадёжные двигатели.
Я же не просто так Н-1 упомянул. При втором испытании она всё сооружение расхреначила. Полноценный стартовый комплекс - это не "яма", а нехилое сооружение с кучей подземных этажей.
> Второе испытание «Н-1» («5Л») с автоматическим кораблем «11Ф92» и макетом «ЛК» («11Ф94») состоялось 3 июля 1969 года. Это был первый ночной старт «Н-1».
> В 23.18 ракета оторвалась от стартового стола, но, когда поднялась немного выше молниеотводов (через 0,4 секунды после прохождения команды «контакт подъема»), взорвался восьмой двигатель блока «А». При взрыве была повреждена кабельная сеть и соседние двигатели, возник пожар.
> Подъем резко замедлился, ракета начала наклоняться и на 18-й секунде полета упала на стартовый стол. От взрыва разрушился стартовый комплекс и все шесть подземных этажей стартового сооружения. Один из молниеотводов упал, свернувшись спиралью. 145-метровая башня обслуживания сдвинулась с рельсов.
> Полноценный стартовый комплекс - это не "яма", а нехилое сооружение с кучей подземных этажей.
Бетон разлетелся исключительно из-за того, что не было каналов газоотведения (ямы).
А стартовая площадка для Starship как раз создана в том виде, в каком её планировалось эксплуатировать.
Конструкция 119+ м в высоту, у которой уже работает кран для ловли первой ступени.
Сам Маск как раз сказал, что будет "переделывать" стартовый стол, а не "использовать серийную конструкцию" или вроде того.
Т.е. имеется просчёт в конструкции стартового стола.
Не спору ради, а информации для. Видео с подробным осмотром места старта спейсшипа. Всё цело, в общем то. Мачта обслуживания, криогенные ёмкости под жидкий метан и кислород - всё цело, прикрыто щитами, если надо.
Вообще - хорошо видно, что стартовый комплекс сконструирован как предельно удешевлённый. Самая дорогая вещь на нём, наверное, мачта обслуживания.
Сама стартовая "табуретка" тоже не так чтоб сильно пострадала. Отремонтируют быстро и недорого.