Клим Жуков - военный переворот и чёрный октябрь 1993 года

05.10.23 11:01 | Zhukoff | 28 комментариев

История

01:40:18 | 565340 просмотров | аудиоверсия | вконтакте | rutube | дзен

Вступай в нашу группу ВКонтакте

Комментарии
Goblin рекомендует заказать лендинг в megagroup.ru


cтраницы: 1 всего: 28

Vladislav072
отправлено 05.10.23 12:21 # 1


Касательно ваучеров и прочих атрибутов тех времён есть хорошая песня Сергея Тимошенко - "Телевизор":
Вручили нам по ваучеру строить капитал.
Не зная, толком, что с ним делать - я его продал,
Купил пузырь, отпраздновать, и в штопор унесло:
Я пропил лодку, удочки, палатки и весло.

В целом очень хорошая песня о тех временах, я считаю.

И сама песня, начинаясь со слов "я при советской власти был толковый инженер...", оканчивается словами "и теперь я другой человек, ни за что не вернусь в прошлый век", очень сильная песня, показывающая всю жуть тех времён и промывку мозгов обычных людей.


Шабуров
отправлено 05.10.23 13:00 # 2


Про то, что не ослепили БМП.
БМП как раз ослепили. Видимо, хотели захватить. Под камеры собравшихся иностранных журналистов. Запланировали сделать это в тоннеле. Сотрудник военного журнала со знанием накинул полотнище. Когда сидевший внутри военнослужащий открыл люк, туда залез еще один деятель и попытался отнять у него автомат. Одного прохожего убило рикошетом, еще одного задавил БМП, не видевший, куда едет.
В книге «КГБ в 1991 году» приведено обвинительное заключение, где все ясно описано.
Собственно, чтобы не искать, вот фрагменты (там я неожиданно увидел знакомую фамилию):

«В 23 часа колонна БМП выдвинулась на патрулирование, при этом сопровождение колонны машинами ГАИ обеспечено не было. <…>
Выставив по ходу движения 3 поста, командир батальона № 1 Суровикин с 14 БМП подошёл к пересечению Садового кольца с проспектом Калинина, где неожиданно обнаружил баррикаду. <…>
В то время, когда БМП выходили из тоннеля, находившиеся там граждане бросали в них камни, палки, другие предметы, вставляли в траки арматуру. Сотрудник редакциии военного журнала «Морской сборник» Головко М. А., бросив плащ-палатку на смотровую щель двигавшейся БМП, предложил гражданским лицам последовать его примеру. Люди стали запрыгивать на БМП, расстёгивали брезентовые тенты и закрывали ими обзор экипажу.
Одну из машин накрыли Комарь и Чурин, но она прошла заграждение. Тогда они накрыли БМП 536, однако закрепить брезент не смогли, т. к. механик-водитель Булычёв, маневрируя, сбросил их с машины, а оператор-наводчик Нурбаев, вращая башню, сорвал брезент. <…> При маневрировании от удара о колонну тоннеля открылся правый люк десанта. Догнавший БМП Комарь проник в десантное отделение.
Автоматчик Баймуратов, находившийся в левом десантном отсеке, полагая, что Комарь старается захватить боекомплект, потребовал от него покинуть БМП, но Комарь, имея в руках ломик, попытался им нанести удар Баймуратову. На предупреждение последнего о возможном применении оружия он не отреагировал, и Баймуратов, не имея намерения поразить Комаря, произвёл выстрел.
При движении БМП Комарь выпал из машины в открытый люк, ударился головой об асфальтовое покрытие дороги и получил черепно-мозговую травму, повлекшую его смерть.
Опасаясь проникновения в БМП других лиц, Баймуратов сделал через открытый люк несколько предупредительных выстрелов в воздух. При этом пуля попала в незафиксированную кормовую дверь, и в результате этого осколками оболочки пули получили огнестрельные ранения Хрюнов, Эстров, Веретильный, Чурин, Рыбаж, а Усов получил смертельное ранение в голову и уже мёртвым был раздавлен гусеницами БМП.
Граждане, оказавшиеся очевидцами гибели Усова, стали наполнять бутылки бензином и бросать их в БМП, которая загорелась. Когда огонь прорвался во внутренние отсеки машины, в сержанта, открывшего люк, бросили камень, а затем — вылили ведро бензина, и он загорелся, получив ожог рук. Отдельные лица препятствовали выходу экипажа из загоревшейся БМП. <…>
Во время пересадки в БМП 521 члены экипажа сгоревшей машины Баймуратов, Вахрушев и Нурбаев продолжали делать предупредительные выстрелы в воздух. Находившийся здесь Кричевский, бросив в них камень, сделал шаг в сторону БМП, но был убит неустановленным лицом выстрелом в голову.
Гибель Кричевского остановила проявление активных действий гражданских лиц в отношении военнослужащих. Последние прекратили стрельбу и отошли в тоннель, а затем к зданию Дома Советов России.
Изложенные выше обстоятельства объективно подтверждаются приобщёнными к делу документами <…>».
(Василий Сойма. КГБ в 1991 году. 2017)


Steel Rat
отправлено 05.10.23 13:08 # 3


Наши ваучеры пошли на еду на несколько дней, немного одежды, типа каждому по свитеру. Всё.


mpa4
отправлено 05.10.23 15:02 # 4


Упомянутый выше Комарь, кстати, в армии служил: в Афганистане в ВДВ.


X.Leshiy
отправлено 05.10.23 16:02 # 5


Кому: Шабуров, #2

> Выставив по ходу движения 3 поста, командир батальона № 1 Суровикин

А не тот ли это Суровикин?!!


mpa4
отправлено 05.10.23 16:29 # 6


Кому: X.Leshiy, #5

Похоже, что тот самый.


Xapahan
отправлено 05.10.23 18:56 # 7


В Википедии написано, что Яковлев А.Н. в 1958-1959 стажировался в Колумбийском университете, а научным руководителем был Гэри Трумен. Вот это поворот.


Fadey
отправлено 05.10.23 19:14 # 8


Присоединяюсь к проклятиям!!!


Дик Сенд
отправлено 05.10.23 19:28 # 9


Кому: X.Leshiy, #5

Тот самый.

Цитируя богомерзкую Педиатрию:

"В августе 1991 года в звании капитана исполнял обязанности командира 1-го мотострелкового батальона 2-й гвардейской мотострелковой дивизии. Батальон в составе 20 БМП-1 и одного БРДМ-2 был по приказу ГКЧП отправлен для выставления комендантских постов на Садовом кольце. Во время инцидента в тоннеле на Садовом кольце в ночь с 20 на 21 августа колонна была остановлена протестующими, на дороге были сооружены баррикады. Суровикин обращался с предупреждениями, что в БМП находятся боеприпасы, требовал пропустить колонну и произвёл два предупредительных выстрела вверх из табельного оружия. Затем с частью колонны (12 боевых машин) прорвался через завалы и ушёл с места конфликта, в то время как погибли трое протестующих[15]: Дмитрий Комарь (раздавлен гусеницами при маневрировании БМП), Илья Кричевский и Владимир Усов (застрелены). Протестующими была сожжена одна БМП, ещё одна получила повреждения, 6 военнослужащих получили ранения, ожоги и травмы[16]. После поражения ГКЧП Суровикин был арестован, около 7 месяцев находился под стражей во время предварительного следствия. В результате расследования обвинение с Суровикина было снято, так как он выполнял приказы командования. Более того, Суровикин был не просто освобождён, а повышен в звании по личному приказу президента России Бориса Ельцина. Разобравшись в действиях капитана Суровикина, Ельцин прямо сказал «… а майора Суровикина немедленно освободить», тем самым давая понять, что повышает его в звании за образцовое выполнение воинского долга[17]."


Romwolf
отправлено 05.10.23 19:46 # 10


Рубашка у Клим Саныча, просто гипножаба какая-то


Roxnert
отправлено 05.10.23 20:39 # 11


Три раза бывал в Сочи. Из аэропорта езжу как правило на яндексе. Так бамбилы когда называю отель - суммы меньше 1000 не называют. Один раз было полторы тысячи. Это за 5 км до отеля. А яндекс последний раз вёз за 250 руб. Бывало и 350 и 300. А так думаешь на кого эти цены рассчитано. Ладно бы только в два раза


Дик Сенд
отправлено 05.10.23 20:39 # 12


Кому: Дик Сенд, #9

Педивикию, конечно.


Михайло_Васильевич
отправлено 05.10.23 21:35 # 13


Ельцин на кануне расстрела парламента заручился поддержкой президента США, и действовал уже с его одобрения: “Первый предметный разговор о быстро накаляющейся в Москве обстановке состоялся по инициативе Клинтона 21 сентября 1993 г. в 15.56 по вашингтонскому времени, то есть в Москве это была почти полночь. И Ельцин пару часов назад объявил об Указе № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым распустил парламент и назначил новые выборы. Клинтон не спрашивает о том, законен ли указ (видимо, не сомневается), но сразу заверяет: «Я хочу сделать публичное заявление о моей поддержке твоей позиции, но прежде, чем я сделаю это, хотел бы услышать от тебя, как твое выступление отразится на твоей позиции и на процессе реформ в России». На что Ельцин отвечает, жалуясь и объясняя: «Билл, Верховный совет полностью вышел из-под контроля. Он больше не поддерживает процесс реформ. Они превратились в коммунистов. Мы не можем больше терпеть это. По этой причине я подписал указ о новых выборах в новый демократический парламент, которые состоятся в декабре, 11-го или 12-го. До этого времени Верховный совет и Съезд народных депутатов не будут ни на что влиять. Все будет управляться президентскими указами. Все демократические силы поддерживают меня».” Клинтон, похоже, ничуть не удивился объяснению Ельцина. Даже фразе, которая должна резать американское ухо: «Верховный совет полностью вышел из-под контроля». Это все равно, как если бы кто-то из президентов США пожаловался на Конгресс, мол, вышел он из-под управления Белым домом. Но здесь «друга Билла» эта фраза ничуть не смутила. Его заинтересовало другое. «А военные и службы безопасности с тобой?» — заботливо спрашивает он. И визави заверяет: «Оба — военные и министерство внутренних дел — готовы поддержать меня. В настоящее время никаких беспорядков нет. Там (в здании парламента) собралось 300 человек, но они разойдутся (по домам). Я думаю, что кровопролития не будет».

https://www.rosbalt.ru/blogs/2018/10/09/1737789.html


Игорь53
отправлено 05.10.23 23:39 # 14


Сегодня на одном из ресурсов такая появилась информация про те времена "святые" -
"
Из рассекреченной США записи телефонного разговора Ельцина и Клинтона от 21.09.1993

Ельцин: Билл, я решил разогнать Верховный Совет, там стало много коммунистов

Клинтон: Армия и спецслужбы на твоей стороне?

Ельцин: Да

Клинтон: Это хорошо. США даст вам $2,5 млрд на продолжение реформ."

А вот ссылочка на сам документ
https://nsarchive.gwu.edu/document/16845-document-03-memorandum-telephone-conversation


pleh77
отправлено 05.10.23 23:39 # 15


Гражданин Жуков, в 93-м Вам было 16 годиков как и мне, а не 14 )) Эх, гуманитарии… (при всем уважении)


Rodin
отправлено 06.10.23 06:30 # 16


Кому: pleh77, #15

А в 1991 14, как и мне. Климом Санычем 1991 был упомянут как начало развала СССР, приватизации и контрреволюции.

Времена были безумные, да...


provisor
отправлено 06.10.23 11:48 # 17


Всё же утверждение, что СССР целенаправленно стал переводить экономику на капиталистические рельсы задолго до Горбачева - это сильное преувеличение. Это как утверждать, что попытки сбросить лишний вес непременно приведут к анорексии.


Thunderbringer
отправлено 06.10.23 15:36 # 18


Кому: provisor, #17

> Всё же утверждение, что СССР целенаправленно стал переводить экономику на капиталистические рельсы задолго до Горбачева - это сильное преувеличение.

Не сказал бы. Первый и главный признак - это введение понятия рентабельности в экономику и его применение в производстве товаров для народа. Государственными предприятиями причём. Тогда как социализм - он прежде всего про социальную ориентированность государства. А что это означает? То, что государство работает на то, чтобы обеспечить максимально достойное качество жизни.

А рентабельность - оно про вложиться поменьше, срубить побольше. Экстремальные примеры чего видно сейчас, когда товары высшей ценовой категории совершенно не обладают качеством и надежностью, которые были у подобных товаров несколько десятилетий назад. Тогда была чёткая градация - дешевый товар потому и дешевый, что материалы попроще и служат соответственно поменьше, а дорогой - это прежде всего дорогие материалы и качество изготовления.


Причём этот подход не только к производству ширпотреба от шкатулок до автомобилей стал применяться. Перлы про "неперспективную деревню" - оттуда же. Нафиг в деревне инфраструктура, пусть люди сваливают в города.

Плюс с Хрущёва же начался процесс постепенного превращения руководства в отдельное сословие с особыми привилегиями.

Хрень с налогами на яблони и коровы - опять же штука из капитализма. Вернее еще из античности.


Palestinets
отправлено 06.10.23 18:54 # 19


Не знаю, можно ли ссылку, но раз уж Клим Саныч упомянул Чили... Есть ролик в Ютубе с фото-сопоставлением событий на музыку из фильма "Ночь над Чили". https://youtu.be/Np0TCNMFdG8


OverQuantum
отправлено 06.10.23 19:41 # 20


Кому: provisor, #17

> СССР целенаправленно стал переводить экономику на капиталистические рельсы задолго до Горбачева

На мой взгляд, ни Хрущёв, ни Брежнев не ставили задачу переделать экономику СССР на капитализм. Они пытались как-то "подкрутить" социализм. Но в итоге получилось, что они двигали экономику в сторону капитализма. Потом партийное сословие занималось улучшение качества своей жизни, двигая экономику примерно туда же. А уже потом в какой-то момент (думаю, в 80е) кто-то решил целенаправленно двигать к капитализму.


Steel Rat
отправлено 07.10.23 00:23 # 21


Кому: OverQuantum, #20

> кто-то решил целенаправленно двигать к капитализму.

Интересно, кто? Горбачёв слишком тупой для такого хитрого плана. Кто ссал ему в уши?


УниверСол
отправлено 07.10.23 08:08 # 22


Кому: OverQuantum, #20

> Они пытались как-то "подкрутить" социализм. Но в итоге получилось, что они двигали экономику в сторону капитализма.

Совершенно неосознанно. Случайно так вышло. Хотели ж как лучше. Сделали всё возможное.

Смутно подозреваю, что после смерти Сталина и убийства Берии с последующим шельмованием пройденного адски сложного пути руководящая и направляющая сила тупо не понимала, что дальше делать с этим огромным хозяйством, кое представлял из себя СССР. Формально-то вроде всё было ровно: стратегия, доктрины, светлое будущее, пропаганда (так, пропагандишка, но была же ведь!), но вот ряд последующих ситуативных решений, похожих на судорожное барахтанье утопающего, наводит на указанные подозрения. Чётко так наводит.
Тупо не понимали, как управлять хозяйством, подобного которому в истории не было, и этой огромной, чудовищно мощной страной в целом. Просто огибали айсберги, как умели, забив на главное направление.


provisor
отправлено 07.10.23 11:18 # 23


Кому: Thunderbringer, #18

> Первый и главный признак - это введение понятия рентабельности в экономику

Это совсем не современная рентабельность. Все было значительно сложнее. И использовать её можно было строго целевым образом. На жилищное строительство, например. Или на базы отдыха, санатории-профилактории всякие. И т.п. На модернизацию тоже можно. А вот на создание теневого производства - нельзя. И это было под строгим контролем. Как говорил один из героев произведения "Огарева, 6" :"Наша бюрократия в сфере сбыта и снабжения, может быть, и раздражает, но она зато гарантирует, что жулика мы поймаем, обязательно поймаем."
Кстати, если уж вспоминали про А.И. Райкина, то у него как раз есть миниатюра на тему траты оставшихся средств: https://www.youtube.com/watch?v=yjCrP7F2P_w .


Кому: OverQuantum, #20

> Они пытались как-то "подкрутить" социализм. Но в итоге получилось, что они двигали экономику в сторону капитализма.

Ну и что? Ленин вон аж НЭПом "подкручивал". И ничего страшного не случилось.


Кому: УниверСол, #22

> Тупо не понимали, как управлять хозяйством, подобного которому в истории не было, и этой огромной, чудовищно мощной страной в целом.

Всё они понимали. И Горбачев с Яковлевым тоже прекрасно понимали. Поэтому и знали куда бить.

Возвращаясь к Райкину. Есть у него спектакль "Мир дому твоему" (1987г). Так вот там значительную часть второй серии занимает сатирическое описание работы снабженцев. И видно, что даже тогда оперировали не деньгами, а фондами. Сейчас многие и не поймут, где смеяться.


Антонов
отправлено 07.10.23 15:51 # 24


С годами отношения к событиям 1993 года видятся уже в исторической перспективе. Все действующие персонажи отвратительны. Действия Ельцина незаконны и приказ 1400 антиконституционный. Все врали населению и .

Но есть результат, что Ельцин узурпировал власть и начался процесс централизации управления страной. Очень долгий, болезненный процесс с битвой разных сил вокруг центральной власти.
В Белоруссии подобная централизация произошла путём выборов. В части центральной Азии по наследственному принципу. И там хотя бы государственность образовалась.

А на Украине ничего подобного не было. Центра власти там не образовалось. Там и президент не совсем президент, Рада не Рада, и олигархи не совсем власть. Может и нас ждала точно такая же судьба, если бы Верховный совет без конца боролся с президентской власть, а президент боролся с советом.

Пусть предки разбираются, конечно, во всей сложности последствий 1993 года. Им многое будет понятнее и виднее, чем нам изнутри происходящих процессов.


OverQuantum
отправлено 07.10.23 15:55 # 25


Кому: УниверСол, #22

> Случайно так вышло. Хотели ж как лучше.

Подозреваю, у Хрущёва была ещё мотивация 1) "не как у Сталина, а как теоретики завещали" и 2) удержаться у власти любой ценой, в том числе продвигая лояльных лично к нему и отодвигая нелояльных (отсюда, возможно, все эти слияния и разделения министерств и т.п.). А Брежнев на некоторые вещи просто забил, переложив на подчинённых.

> Сделали всё возможное.

Ну а тут категорически не согласен. Систему советов не восстановили после войны, спец распределители не отменили, а только усугубили.


УниверСол
отправлено 07.10.23 18:42 # 26


Кому: provisor, #23

> И Горбачев с Яковлевым

Яйца, мёд, говно и гвозди.
Я ж про хрущёвские времена писал:
> после смерти Сталина и убийства Берии с последующим шельмованием пройденного адски сложного пути

А эти-то, перестройщики-то, эти да, один после дурачком прикинулся, мол, нас-наебали-мы-в-гондоне, а второй на умных щщах безнаказанно гвоздил "совок" до самой смерти в 2005г. Земля стекловатой.


Кому: OverQuantum, #25

Надо было мне эту строчку подписать: [сарказм].


Майкл_С
отправлено 11.10.23 14:56 # 27


Надо же, 30 лет прошло... А как вчера было.


TRUE_SCHWEINE
отправлено 27.10.23 20:58 # 28


Я был тогда в колхозе на картохе со студенческим отрядом "Медик". Как-то раз остался в кубрике с южносахалинским камрадом, чинили убитый в хлам телевизор "Рекорд". Нам как бы зомбоящик и нафиг не нужен был, хотя и сидели все в плотном информационном вакууме, а вот бабы изнывали без своих сериалов. И мы старались, т.к. починетый телик открывал широкие возможности в смысле вкусно пошамать и в плане йохан-чпохан.
Первым запустилось мутное изображение (без звука), и тут мы реально офигели: стоит танк и расстреливает горящий "Белый Дом". На наши вопли прибежал похмельный (отставить) болеющий "комиссар", отогнал нас и как мог быстро настроил этот гроб.
Собственно, на нашу жизнь в текущий момент это событие никак не повлияло.
А вот как матерился тогда мой папахен (отставной военный инженер) не передать, а ведь многое, чего он боялся, свершилось. Далеко видел мой старикан.



cтраницы: 1 всего: 28



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк