Крайне странно выглядят все эти мерки счастья по уровню вещизма. Человек как среднестатистический обыватель - он такая животинка, что удовлетворить его чем-либо невозможно в принципе. Без штанов в СССР как-то никто не ходил. Но какой-то части населения непременно хотелось джинсов с иностранными нашлёпками. И что, став обладателем таких синих штанов, подобный персонаж успокоится и почувствует себя счастливым? Нет. Он спросит, почему государство ему не обеспечило две пары. Потом три. Десять. А почему не золотые? Ну и так далее. Таких персонажей полно всегда и во все времена, при любом социально-экономическом строе. Счастливы они не бывают никогда. Потому что счастье - это когда доволен тем что имеешь в данный момент. Неудовлетворённость барахлом - это что-то вроде психологической зависимости.
> Крайне странно выглядят все эти мерки счастья по уровню вещизма
С одной стороны ты прав: зачем человеку излишества, если есть достаточное и функциональное.
С другой стороны есть вопрос: почему в стране с такими свершениями не могут сраные джинсы и стенки наклепать?
Ведь человек всегда сравнивает себя и свою жизнь. И когда люди видят как живут на "загнивающем западе" - у них неизбежно возникают вопросы. Почему? Неужели не модем? Что мешает?
А уж когда происходит изменение уровня жизни в элитарной среде, как упомянул Шемякин, а работягам взамен предлагают пахать во благо родины - вопросов не быть не может!
Поэтому да: естественным образом появляется вещизм.
А сейчас как, вопросы есть? Домик пана Тыквы сейчас работяга укупить сможет у себя в городе? Среднестатистический такой работяга. Или в двух парах джинс с лейбачком на улице будет ночевать? Ну, когда жилье страны со свершениями придёт в негодность? Человек сравнивал себя не со своим уровнем на загнивающем Западе. Оттого и диссонанс возникал. Зато теперь сравнивать - одно удовольствие. Главное с чем-то попроще, типа Латинской Америки, чтобы не загрустить.
Так-то в бывших странах соцлагеря по сию пору доля собственников жилья аномально высокая по сравнению с не соцлагерем.
> когда люди видят как живут на "загнивающем западе"
Во-первых, кто видит. Во-вторых, где. Мы помним эти голливудские фильмы с воплощением "американской мечты" - личный особняк, несколько машин, рестораны и всё такое. А реальность - как в фильме "Последний герой боевика" со Шварцем: съёмная конура с соседом-наркоманом. По факту - подавляющая часть населения США живут в лучшем случае так же. Любая страна старается показать парадную витрину, а свернёшь за угол - мама дорогая. Горы мусора, разбитые дороги, палаточные города бомжей-наркоманов, как в Окленде или Филадельфии. Смотрел одно время ролики Алекса Брежнева, который исколесил Канаду и США в качестве шофёра-дальнобойщика. Львиная доля американских городков, особенно на Среднем Западе - дыра дырой, чудовищная депрессуха, нищета и грязные задворки. И полное отсутствие каких-либо перспектив. Польстились на рекламный постер, разменяли великую страну на джинсы, вожделенные видемагнитофоны, жвачку и сто сортов суррогатной колбасы, а счастья как не было, так и нет. А ещё нет бесплатного жилья, копеечной коммуналки, копеечного общественного транспорта, бесплатного образования и ещё долго чего можно перечислять. Разменяли страну на побрякушки, как папуасы. Может, счастье таки не в шмотках было?
> С другой стороны есть вопрос: почему в стране с такими свершениями не могут сраные джинсы и стенки наклепать?
В позднем СССР джинсы были... болгарские или даже советские, не знаю. Мне, подростку, их покупали. Да, не из денима, а из какой-то полусинтетики, да, они не линяли так, как ливайсы, клëпок, возможно, было поменьше, но двойной боковой шов оранжевой нитью был, накладные задние карманы были. А ещё они не продирались, если случайно упадëшь на асфальте: колени сбить вкровь можно было, а штанам - хоть бы хны.
Но людям не нужны были просто «бруки из синей рогожки», им нужны были железные клëпки и кожаные нашлëпки с английскими "Levi's" или "Wrangler".
> А уж когда происходит изменение уровня жизни в элитарной среде, как упомянул Шемякин, а работягам взамен предлагают пахать во благо родины - вопросов не быть не может!
С этим не встречался, хотя был у меня в друзьях пацан, чей папа был освобождëнным секретарём парткома не то завода, не то района города, не то города, но ничего особо богатого у них дома или высокомерия и отчужденности от нас, простых работяг я не замечал. Вот Детская Энциклопедия издания 70х годов у него была, насчёт неё я ему завидовал.
Но в кино комчванство показывалочь и даже осуждалось, соответственно, можно предположить, что явление имело место.
> Польстились на рекламный постер, разменяли великую страну на джинсы, вожделенные видемагнитофоны, жвачку и сто сортов суррогатной колбасы, а счастья как не было, так и нет.
Видеомагнитофоны были практически в свободной продаже с 1982 года. Стоили недешево - сначала 2500р, спустя года 4 - 1250. Но их и не покупают раз в месяц. Более того, до самого конца 80ых-начала 90ых, в VHS видеомагнитофонах кроме свистоперделок ничего вообще не менялось.
И при этом первый VHS видеомагнитофон - Электроника ВМ-12 у меня благополучно дожил до 2010 года и был подарен коллекционеру в рабочем состоянии. И надо сказать эта громоздкая штуковина отличалась отличным качеством записи, я часто сравнивал записи с телевизора со студийными не в пользу последних (потому, что они писались на скоростных дупликаторах со скоростью 4-6x от нормальной, что не могло не привести к артефактам цвета)_
Буквально в 1984 году уже появился видеомагнитофон с фронтальной загрузкой, цифровым тюнером и экранным меню.
И вот он стоил уже дешевле BM-12 в два раза.
Дорого? Достаточно, но учитывая ресурс и вышеописанную ситуацию с практически неизменными характеристиками видеомагнитофонов до массового запуска в производство четырех- и шестиголовочных моделей со стереозвуком за 15 лет до того, как VHS умер, там вообще ничего не менялось принципиально. Вот где было отставание - это в миниатюрных ЛПМ - камкордеры в CCCР начали разрабатывать перед развалом страны. Хотя портативный черно-белый катушечный видеомагнитофон с отдельной камерой, подключающейся кабелем можно было купить в начале 70ых.
А вот с остальным был практически один карго-культ. Джинсы отечественные, ГДРовские и индейские были нормальные. У вторых и третьих еще и фасонов несколько было. Но гонялись за брендами.
А что стало с этими брендами? А скатились они. Ничем вьетнамские с рынка не отличаются. Купи сейчас "джинсы" Levi's или Wrangler и посмотри на лампочку - спиральку видно. Это не джинсы уже, а плотные брюки, и протираются они между ногами за год.
Или помню сказочку, что наши магнитофоны жуют, а японские нет. Ага-ага. Если в грязь кидать, раз в год не чистить валики и тонвал спиртом, и пассик 15 лет не менять - любой не то, что зажует, вообще встать колом может. Зато вот не доходя до хайфая, а взяв самый бюджетный вариант - Электронику-302 и продольную "коробочку с вафлями" National-Panasonic, причём первый 1979 года, а второй 1984 года - получается удивительная картина. У первого звук лучше за счёт большого корпуса и хорошего широкополосного динамика-эллипса, против 12см динамика, который вообще не мог воспроизводить низкие частоты.
Ну а первое что сразу бросилось "в глаза" - это то, что у второго заметно плавал звук. Что и не удивительно для штампованного из дешевой тонкой стали ЛПМ Tanashin, теперь более известного как Tanashit с 7мм прижимным роликом и маховиком тонвала весом с советскую рублёвую монету, при этом там грубо штампованная металлическая часть прилеплена на пластиковые заклёпки к пластиковой центральной. Собственно японцы первые начали играть в максимальное удешевление и запланированное устаревание.
Была у меня кассетная дека Sansui примерно равная советскому второму классу. Дизайн красивый, кнопки сенсорные, крышка с микролифтом. Умела в плёнку четвертого типа. Рядом стоял второй, но швейцарский. Разница была колоссальная. Первый я в 8 лет одной рукой поднимал, он ничего не весил, второй и взрослый мужик напрягся бы таскать - килограмм 15 весом, в два раза тяжелее советского двухмоторного Маяка. А всё потому, что там была нормальная сталь как на шасси, так и в ЛПМ, и маховик тонвала размером почти как у катушечника. А стоила первая поделка и вторая машина почти одинаково. Второй до сих пор работает. Вместе с советской трёхмоторной декой с автореверсом, в которойт тоже в механике ломаться нечему - пластика во вращающихся частях ЛПМ нет и прямой привод.
Но люди гонялись за самыми дешевыми бумбоксами, которые им впаривали барыги втридорога при том, что в 85ом году советская промышленность уже раздуплилась на выпуск магнитол, да еще каких - родили портативный музыкальный центр с отстёгивающимися двухполосными колонками с CD и... телевизором. Ладно бы в магазине "Электроника" в Москве увидел. Я себе этот агрегат на день рождения выпросил у дедушки, продавался в сельском универмаге. Звучало оно очень хорошо. Трехдюймовый телевизор, это конечно тоже из разряда свистоперделок, или по-английски gimmicк, но новости посмотреть можно было, мультики тоже.
А теперь промотаем вперед в 2025 год. Нет больше массового японского хайфая, американского, нет больше дешевых бумбоксов с нормальным звуком, а в Европе производство бытовой аудиоаппаратуры сдохло примерно вместе с СССР. Nakamichi Dragon грустят на пару с Олимпом-005 в стойке, вспоминая о былых временах более развитой цивилизации.
А люди сейчас массово слушают музыку в виде писка-визга "умных колонок" и смартфонов через динамик размером в сантиметр. Причём массовый поп уже под это говно пишется - в нем даже стереоэффекта особо нет.
P.S. Где бы был СССР, если бы при Хрущеве не ввели понятие рентабельности, а при Брежневе не решили, что лучше копировать и экономить на НИОКР. Если при этом за пару лет до развала CCCР у меня родственник работал в конторе, которая работала над HDTV и цифровыми видеомагнитофонами, которые нужны были для такого потока данных. Прототипы были выпущены.
А другой работал над новым пассажирским сверхзвуковым самолётом, который должен был решить проблемы из-за которых Ту-144 отлетался, а Конкорд не стал массовым - у самолёта должны были быть укороченные взлет и посадка, он бы жрал в два раза меньше горючки, был широкофюзеляжным и летал бы почти на 500км/ч быстрее на крейсерской скорости. В 1996 году должен были уже изготовить первый летный экземпляр, в 2000ом должен был пойти в серию...
В общем если бы не это всё, нынешний Китай нервно курил бы в сторонке. Несмотря на рабочую силу больше всего населения современных России и США вместе взятых.
С Хрушёва элитизация высшей власти таки началась, но нижнего и среднего звена она вообще никак не казалась. Какой элитой мог быть секретарь райкома, если мой папа без сделки, сверхурочных и прочего получал на заводе в три раза больше? Да и "люксовые" возможности тогдашней элиты были смешные, по сравнию с тем, что сейчас может иметь мэр городка с населением в 10000. Генсек получал зарплату всего лишь в 10 раз выше обычного рабочего и всего лишь в 5 - рабочего высшего разряда, без учёта премий, сделки и сверхурочных. Летчик-испытатель по сравнению с ним был королём.
Вся элитарность проявлялась в государственных дачах. Единственное - придурок Хрушёв запретил продавать лимузины, грузовики и вездеходы простым жителям (при Сталине можно было купить хоть автобус).