Как-то раз, во время просмотра бесконечной фликровской ленты, споткнулся я в очередной раз взглядом о снимки, сделанные на среднеформатный кадр 80-мм объективом с дыркой 2,8. Приглянулись мне те карточки. И тут в голове молнией промелькнуло: «а ведь на самом-то деле точно такой инструмент я ж могу приобрести и себе!»
Тут-то всё и началось.
Сразу оговорюсь, причиной было не описанное в статье «Картинки из Ящика среднего формата» различие между плёнкой и цифрой на аналогово-цифровом уровне. Причиной была ГРИП при соответствующем фокусном расстоянии.
Ну да продолжим.
К счастью, в недрах форума группа камрадов как раз обсуждала возможные доступные варианты и конфигурации от разных производителей.
По итогам вдумчивого прочтения было решено, что, во-первых, я хочу взять новую технику (не б/у), во-вторых, относительно бюджетную, и в третьих — легко доступную.
Хотелось и шахты, и визира. Хотелось иметь возможность менять объективы, в частности, на духовные немецкие.
В заданные рамки вписывались фотоаппараты «Киев» киевского завода «Арсенал».
К ним в будущем можно ещё и нахватить относительно недорогую оптику с фиксированным фокусным расстоянием 120 и 180 мм. Плюс наличие духовных тилт-шифт объективов за, опять же, сравнительно разумные деньги. С возможностью в итоге через переходник подкинуть всё это добро на любимый цифрокэнон.
Так что совмещать приятное с полезным было решено именно в этом направлении.
Завод производит 4 модели среднеформатных фотоаппаратов:
Киев-60ТТЛ, Киев-88С, Киев-88СМ и Киев-88ТТЛ (хотя последние три, в принципе, родственники).
Сразу была отметена возможность приобретения
Киева-60ТТЛ. Как бы не для того в духовность рвёмся, чтобы с обычной зеркалкой на стероидах бегать.
В коллекцию хотелось чего-то более основательного и необычного сердцу адепта цифры.
Киев-88, в свою очередь, похоже, талантливо срисован с
Hasselblad 1600F.
Кубический такой. Составно-разборный.
Потому решено было брать именно его.
«А почему, собственно, не сам Хассельблад?» — спросят некоторые.
«А потому, что оно где-то в 8 раз дороже стоит», — смело ответим им мы.
С моделью 88-го определился просто — взял самую дорогую. Благо, кризис не сказался на заводе, и цены с прошлого года не выросли в полтора-два раза, как на всё остальное.
88СМ отличается слегка модифицированным дизайном (вынесенный на бок спуск, откидывающийся заводной рычаг, байонет типа Pentacon Six) и слегка более мажорным комплектом (призменный визир с возможностью точечного замера).
Идущий в комплекте объектив был именно таким, какой я изначально хотел — 80 мм с дыркой 2,8.
Определившись, осталось самое простое — приобрести.
При помощи киевского камрада SCREAM камера достаточно резво была закуплена и передана в мои цепкие руки.
Как оказалось, по рассказам продавцов, камера больше не выпускается, остатки распродаются, и магазин планируют закрывать.
Стало быть, предчувствие меня со срочностью покупки не обмануло.
Притащив, собственно, с вокзала коробку домой, сразу схватил верный Кэнон и принялся распаковывать обновку, в меру терпеливости фотографируя процесс.
Помимо призменного визира в комплекте шли две кассеты 6х6, шахта, ремешок и так называемая инструкция на английском.
Лирическое отступление №1.
Инструкция
За годы пользования разной буржуйской фототехникой привыкаешь, что в комплект кладётся добротная инструкция на пару сотен страниц, в которой все мелочи описываются подробно, как для тупых. Схватишь такую, вдумчиво изучишь за несколько часов, и уже не так путаешься в кнопках, колёсиках и рычажках.
Инструкция к Киеву занимает 20 страничек формата А6.
Включая обложку, содержание, и гарантию.
С одной стороны — понятно. Обилия управляющих элементов не наблюдается.
Но в инструкции не описаны даже некоторые базовые функции и процедуры использования аппарата.
Ну и общий язык — «Вставьте заслонку 11 в магазин 10 и сместите кнопку 16 по направлению стрелки» — не способствует простому, быстрому и осмысленному ознакомлению с камерой.
А инструкцию к визиру вообще, похоже, забыли положить.
Лирическое отступление №2.
Внешний вид
Камеру я себе брал больше в коллекцию, чем как основной рабочий аппарат.
Потому хотелось, чтобы выглядела она соответственно.
Но как вообще выглядит камера?
Гугл не знает ни одной фотографии Киева-88см до тюнинга конторой Аракс.
Как оказалось, внешний вид таки не сильно отличается от Киева-88ТТЛ в плане хромированных деталей, что слегка расстроило.
Араксовый вариант выглядит посолиднее.
Лирическое отступление №3.
Комплектация
В моем комплекте шли два фильм-магазина.
Оба под кадр 6х6.
Повезло, что это именно то, что я хотел.
Т.е., могу засунуть в один магазин духовную ч/б плёнку, во второй — менее духовную цветную, и снимать, меняя магазины на ходу.
Но в инструкции по поводу комплекта сказано — со сменными фильм-магазинами 6х6 и 6х4,5 см.
А чуть дальше — «Комплект фотоаппарата КИЕВ 88 СМ может иметь в своём составе одну кассету или две одного формата кадра или разных».
То есть до тех пор, пока комплект мне в руки не попал, знать про него я совершенно ничего точно не мог.
Считаю, весело.
Итак, камера распакована, пора ковыряться и пытаться понять, что там к чему.
Мой образец оказался 2003 года производства. Но как бы новый.
Как бы новый Киев сразу обрадовал неработающим индикатором готовности затвора, слегка облезлым видом и принципиально неправильно работающей увеличительной линзой шахты. Ну и такой мелочью, как слетевшая деталь плёночной кассеты.
Последнее починить удалось быстро, а с остальным пришлось мириться.
Особых расстройств тем не менее я не испытал, так как заранее начитался ужасов про заводские экземпляры Киевов от счастливых обладателей. Работает — и отлично.
Из-за увеличительной линзы пришлось пока отказаться от шахты в пользу призменного визира, хотя некоторая часть Духовности из-за этого, несомненно, потерялась.
Пользоваться шахтой полноценно пока удавалось, только зафиксировав камеру на какой-то поверхности и заглядывая в надёжно стоящую камеру одним глазом.
С рук не получалось, пока чрезвычайно непривычно.
Кстати, про фиксацию.
Мой штатив оказался недостаточно духовным, и его маленький болт не подошел на духовную широченную резьбу Киева.
Зато кэноновская вспышка сработалась отлично. Хотя минимальная выдержка 1/30 не особо вдохновила.
Ну и как замерять экспозицию, ещё даже не думал.
В остальном камера работала нормально, и было принято решение отправиться на тестовую съёмку.
Плёнку выбирать долго не пришлось.
Не очень тяжело выбирать между
Ilford xp2 super 400 и
Ilford xp2 super 400.
А другие к нам в провинцию возят только под заказ и сразу оптом.
Потому было принято несложное решение нахватить её.
Повесив на шею фотосумку, понял, что наконец-то оборудован серьёзно.
Сама камера весит примерно 2,5 кг (два с половиной килограмма), ну а сопутствующий цифрокомплект дело только усугубил.
В итоге прогулки плечи хорошо гудели.
Чую, духовность поможет подкачать мышцу.
Снимать, как водится, было решено то, что я люблю снимать больше всего — красивых девушек.
Но для начала решил ограничиться одной.
Схватил сумку и рысью выдвинулся в соседний город.
Делать, так по-серьезному!
На место прибыл уже ближе к концу дня, как раз к приближающемуся самому интересному времени для уличных съёмок.
В процессе снимал по очереди.
Два кадра на Киев, 50 на цифрокэнон.
В пленке типа 120 — 12 кадров 6х6.
Соответственно, приходилось дико экономить. «На сюжет не больше двух плёночных кадров» и всё такое.
Так и живём.
Собственно, про сам процесс съёмки.
После цифрокэнона заглядывать в видоискатель было сплошное удовольствие.
53х53 мм — это вам не хухры-мухры.
Но даже с визиром снимать непривычно.
Камера кубообразная, кадр квадратный.
Поначалу непонятно даже, с какой стороны за неё хвататься. Ибо привычных рукояток с удобными кнопками не обнаружено. В инструкции про такие мелочи, понятно, ни слова.
Видать, раз взял камеру, должен умный быть, сам догадаешься.
А без визира, с шахтой, у мозга ломка начинается мгновенно — ведешь камеру вправо, а кадр идёт влево. Наклонил вправо, а наклонилось влево. Пока выровняешь горизонт, модель убежит из фокуса куда-то. Сплошное веселье.
Разобравшись с горем пополам, схватившись поудобней, приступил к съёмке.
Сразу порадовало количество всяких приятных духовных мелочей.
Например, кассету не отсоединить от тушки, если не вставить заслонку.
В то же время, ничего сфотографировать не получится, пока это заслонку не вытащишь.
Дёргаешь эту заслонку туда-сюда и прям не нарадуешься.
Тут, однако, напрыгнули и неудобности.
Во-первых, экспозамер.
Как я уже упоминал выше, завести точечный замер на визире мне не удалось. Но, в принципе, я готовился снимать с шахтой, и потому, благодаря камраду Оператору, обзавелся духовным экспонометром
Свердловск-4.
По сравнению с цифрой, где процесс обычно происходит «навёлся, полунажал на кнопку, нажал на кнопку», тут надо:
— навести экспонометр на объект, нажать кнопку, покрутить с умным видом колесо, наблюдая за лампочкой;
— вдумчиво подобрать экспопару;
— вдумчиво перенести экспопару на фотоаппарат;
— начать наконец ловить фокус и кадрировать;
— снять кадр.
Использование визира с экспонометром делу в общем не помогает.
Надо жать кнопку и крутить колёсико непосредственно на нём.
И после этого переносить экспопару на собственно тушку.
Наводка на резкость «осуществляется по микрорастру или клиновому устройству, расположенному в центре поля зрения, по матовой поверхности или по шкале расстояний». В общем, после автофокуса по нужной точке фокусировки мучаться приходится и с этим.
Рулетку я с собой не брал, по микрорастру особо ничего не вижу, так что приходилось наводиться по клиньям в центре и перекадрировать после фокусировки.
А учитывая, что фотографировал гиперактивную девочку, было опасение, что в итоге в фокус не попаду вообще нигде и вообще никак.
Ибо талантливая модель успевала убегать из фокуса даже при съёмке цифрозеркалкой!
В общем, аппарат при съемке порадовал, ожидаемое удовольствие принёс.
Что от него в данном случае и требовалось.
Осталось посмотреть на результат.
Пленку проявлять и сканировать отнёс туда же, где и покупал.
Там антикризисно обрадовали, что бесплатная проявка даже по стандартному процессу С-41 к среднему формату не относится. Ну а потом сразу антикризисно обрадовали ценами на сканирование.
Отсканировать всю плёнку оказалось чуть дороже, чем она стоила изначально.
Итого, подведя финансовые итоги, каждый снятый кадр обошелся примерно в 1,1 бакса.
Неплохо.
Обрадовало, что готово все было уже через пару часов.
Переписал сканы в тиффе по 132 метра на флешку и побежал быстрее домой смотреть. Сканы на выходе вышли 6965х6239 писькелей.
Расстроило, что сканировавшие обрезали духовные границы пленки с маркировкой. Ну да ладно, в следующий раз попрошу сканировать целиком понастойчивей. А то оно, конечно, можно смело кропом заваленный горизонт исправлять, но надо ж уже и честной духовности когда-то получить!
По изучению сканов в 100% размере слегка расстроился.
То ли пленка чересчур зернистая, то ли специфика сканирования, то ли в фокус я ни разу по-настоящему не попал, то ли так и должно быть, но привычной по цифре резкости ни на одной фотке я не обнаружил. Конечно, стоило уменьшить снимок уже в 2 раза, и всё становилось приятнее.
Окончательных выводов я по этому поводу не делал. Решил, что надо провести тест на цветной мелкозернистой и низкочувствительной плёнке. И, возможно, поснимать не с рук и с более прикрытой диафрагмой.
Опять же, получившиеся на выходе 2-3 хороших кадра меня в достаточной мере порадовали.
Мой любимый результат с сессии:
Снимок не трогал, не ретушил, только слегка откадрировал.
В общем, опыт в целом засчитывается положительным, дальнейшие эксперименты по погружению в духовность продолжаться будут.
Сканирование в разных лабах, подбор плёнок, новые стекла и т.д. и т.п.
Ну и, естественно, новые сессии.
Особое спасибо за помощь в покупке и подборе камрадам Оператору, SCREAM’у!
Не приобщиться мне к dukhovnost’и, если бы не они!
И, конечно, дождавшейся меня в тот день Стаське, выступившей в роли модели!
Ну а в ближайшем будущем мы ещё поговорим и о таких бездуховных вещах, как подходе к съёмке и ретуши девчачьих портретов.
Оставайтесь на связи!