И Вождь орлиными очами
Увидел с высоты Кремля,
Как пышно залита лучами
Преображенная земля.
И с самой середины века,
Которому он имя дал,
Он видит сердце человека,
Что стало светлым, как кристалл.
Своих трудов, своих деяний
Он видит спелые плоды,
Громады величавых зданий,
Мосты, заводы и сады.
Свой дух вдохнул он в этот город,
Он отвратил от нас беду, —
Вот отчего так тверд и молод
Москвы необоримый дух.
И благодарного народа
Вождь слышит голос:
«Мы пришли
Сказать, — где Сталин, там свобода,
Мир и величие земли!»
Особо толковые сразу раскусили автора — поэтессу Ахматову.
Талант, не спутаешь ни с кем.
А тут целая книга про поэтессу.
Вот некоторые выдержки:
Ахматова – это очень культурно. Столько культурных реминисценций, столько имен, столько надо знать. Детям и подросткам – да, надо знать, следите за кругом их чтения. Не оставляйте пробелов. (То, что знает Анна Андреевна, не выходит из круга среднего образования – если не специально записано для конкретного случая). Взрослым – уверена, что все-таки это чувствуется, об этом только почему-то не принято говорить: все, что пишет Анна Андреевна, она пишет не по велению своего поэтического гения, а всего лишь для произведения эффекта очень культурного текста. Фокус удался.
В о л к о в: В стихах Ахматовой, особенно поздних, музыка часто упоминается: и Бах, и Вивальди, и Шопен. Мне всегда казалось, что Анна Андреевна музыку тонко чувствует. Но от людей, хорошо ее знавших, хотя, вероятно, и не весьма к ней расположенных, я слышал, что Ахматова сама ничего в музыке не понимала, а только внимательно прислушивалась к мнению людей, ее окружавших. Они говорили примерно так: высказывания Ахматовой о Чайковском или Шостаковиче – это со слов Пунина, а о Бахе и Вивальди – со слов Бродского.
СОЛОМОН ВОЛКОВ. Диалоги с Бродским. Стр. 240.
Это входит в джентльменский набор престижных тем: Шекспир, Данте, Пушкин и пр.
Ее шекспировский интерес на самом деле исчерпался следовательской заинтересованностью в том, был ли Шекспир на самом деле и он ли писал знаменитые пьесы.
В ход идут ее обычные приемы.
«Ведь он в университете не учился. Имени Шекспира нет в университетских списках. Все подписи на документах разные. Как это могло быть? Он не знал, как пишется собственное имя – «Шакспер» или «Шекспир»? Как, впрочем, Лермонтов и Баратынский. А завещание вы читали? Он оставляет жене «вторую по качеству кровать. Нет, вы только подумайте!» Тут Ахматову покинуло спокойствие, она даже встала из-за стола.
Должен признаться, что при всем моем почитании Анны Андреевны гораздо больше тайны личности автора меня интересовали сами шекспировские трагедии.
ВЛАДИМИР РЕЦЕПТЕР. «Это для тебя на всю жизнь…» Стр. 656.
Серьёзно раскрыта как сущность творчества, так и особенности личной жизни, это самое творчество порождавшей. Как бросила сына, к воспитанию которого не прикладывала ни малейших усилий. Как пересидела войну в Ташкенте, "разделяя с народом" тяготы. Кого и как остро ненавидела. Как сражалась за должности. Какой вообще была — строго на основании мемуаров достаточно близких граждан.
Интересующимся предметом — настоятельно рекомендую, отверзнутся бездны.
> Знаменитые творческие люди - особая категория, потому что они оставляют себя образы и мысли, которые влияют на очень многих людей очень долгое время.
На строго определённые социальные группы и строго определённым образом.
Поделись: сколько человек, прочитавших стихи Ахматовой, стали лучше и чище?
> А можно вопрос - какие произведения мировой литературы и мирового кинематографа оказали подобное воздействие на народные массы (меньше разводов и больше детей)
> Но, если взялся поливать человека грязью, то неплохо бы знать о чем пишешь, а не цитировать чужие стихи.
Автор знает, о чём пишет.
> Больше всего коробит, что автор "Анти-Ахматовой" хочет просто дешевого пиара, а скандальную известность можно заработать быстрее всего, кто бы знал Тамару Катаеву, если бы не эта книга, а то не на одном уже форуме читаю диспут о книге в таком же духе.
Тут ещё надо написать "автор хочет кушать, готов на всё, чтобы заработать копеечку".
Обычно пишут именно так.
> Подобные книги своего рода творческая импотенция: сама ничего написать не может, а паразитирует на чужой жизни. Если ты такая умная напиши "Имя Розы" или "Парфюмера" и получи свою долю славы.
Дорогие ребята.
Двадцатый век остался в прошлом.
Вы живёте в совсем другое время.
Для того, чтобы высказать мнение о книге, больше не надо вступать в союз писателей.
Не надо дружить с Чуковской.
Надо просто взять да и высказать мнение - и всё.
Ну а нравится это кому или не нравится - такого вопроса вообще нет.
> Дмитрий Юрьевич, поделиться, сколько людей стало лучще и чище, я могла бы только в одном случае: если бы у меня было сформировано мнение, что стихи Ахматовой влияют на людей именно так. Но мое мнение о стихах Ахматовой и их влиянии на людей - другое. Получается, что на этот вопрос у меня нет ответа.
Да я как раз про это.
Закатывание глаз, цоканье языком и рассказы о неспособности понять Высокое - это понятно.
А вот конкретика, с конкретными примерами положительного влияния - это мимо, про это сказать вообще нечего.
> Дмитрий Юрьевич, теперь книги и фильмы совсем одинокие будут?
>
> Можно ли для них хотя бы строчку/ссылочку на страничке с новостями заводить, чтобы не пропустить чего?
> А что, достоверно известно, что книга "Анти-Ахматова" это и есть правда?
Чисто для справки: я некоторое время служил в милиции и привык слушать граждан.
Не надо задавать мне подобные вопросы, иначе я в ответ тоже начну вопросы задавать - я умею.
> Вот автор приводит в пример стихи другого поэта -Юнны Мориц, выдавая их за стихи Ахматовой, маленькая неточность, что если Катаева допускает одну неточность, где гарантия, что остальные цитаты и факты неискажены?
Чисто академический интерес: где вырос мальчик Лёва Гумилёв, у мамы или нет?
> Дмитрий Юрьевич, если говорить о результатах влияния, то мне не хватает оснований (данных) для того, чтобы делать объективные выводы об их положительной или отрицательной стороне. Я знаю конкретные результаты и процессы и не могу изложить их кратко. Если брехня получится, есть оправдания: многие наблюдения с малой выборкой этим грешат.
Сильно спать хочу, не могу толком ответить.
Про "хорошесть" подразумевал другое.
Люди, читающие стихи и обожающие поэзию в массе не являются высоконравственными образцами для подражания.
Выделять некую социальную группу - например, любителей стихов - как нечто выдающееся в социуме, по меньшей мере неразумно.
> какие произведения мировой литературы и мирового кинематографа оказали подобное воздействие на народные массы (меньше разводов и больше детей)
>
> oper.ru
> Поделись: сколько человек, прочитавших стихи Ахматовой, стали лучше и чище?
>
> А сколько людей, прочитавших стихи не Ахматовой стали лучше и чище? Прямой зависимости не наблюдаю.
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага -
И ненавидите вы нас...
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
> В принципе после этой освежающей пробежки лично для меня чтение книги Катаевой вряд ли станет шокирующим процессом. Ибо сам автор стихов сугубо красноречив.
Да там не про особенности стихосложения.
Там, как положено, про особенности личности и личной жизни.
> Понятно, что цитата - это изначально какой-то отрывок. А вот "вырванная из контекста" - это когда речь идет о неполном цитировании с искажением смысла.
Вы хорошо понимаете, что читатель никогда не видит "вложенного автором" смысла?
> Вы что совсем тут с ума все сошли.... Вы сначала писать попробуйте как Ахматова, а потом в медсестры идите и о своих морально-нравственных качествах размышляйте....
Ты не перепутала свою родную песочницу с местом для взрослых?
> кто вам дал право обсуждать, а тем более трактовать...