Discworld в стиле Noire

10.08.99 | Goblin | 24 комментария »

Игры

Предупреждаю: этот "обзор" в гораздо меньшей степени обзор, чем все остальные, мной сочиненные. Если хочется только про игру — это сразу на последнюю страницу. Остальное — "поток сознания".

Написан текст давно, еще в начале ноября. Имеющие в нем место быть особо злобные "нападки" на все на свете не направлены ни на кого-то лично и не имеют никакой связи с тем, что на прошлой/этой неделе говорилось на форумах. Они направлены сугубо против явлений, которые я стойко не перевариваю. Надеюсь, людям меня знающим и думающим это будет понятно. Да и темы эти, честно говоря, неизбывные.

Просто иногда даже у старых дзэн-баптистов бывают приступы черной меланхолии, которую почему-то неохота разгонять ни приемом веселящих жидкостей, ни занюхом волшебных снадобий, ни бешеным переплясом под оглушительную музыку. Так что — стиль нуар.

Пролог

В жизни так происходит постоянно: игрушка вышла, все схватили, посмотрели, поиграли и бросили. Кто не посмотрел — прочитал обзор, и после этого хватать не стал. В первых рядах — знатные авторы, вещающие аудитории и выносящие вердикты. Огромное количество читателей верит им. Зачастую небезосновательно. Но я не об этом.

Дело же в том, что не всегда удается поиграть с пылу, с жару. Как это не печально, но есть в жизни еще и другие занятия, отвлекающие от самого в ней главного. И вот проходит месяцок-другой, а у тебя только-только руки доходят до того, что все уже забросили. Ну и что... Игрушки от того, что я в них не играл, хуже не становятся. Вот я и хочу рассказать про одну такую не шибко новую, но, тем не менее, замечательную игрушечку.

Залог

В жизни часто что-нибудь подолгу ищешь, выясняешь. А оно, подлое, никак не хочет находиться. На службе этим надо заниматься постоянно, что зачастую доводило до самой крайней формы озверения. Найти надо немедленно, а никак не получается. Стараешься, бьешься, башку ломаешь — хрен. Не идет, сволочь. И, что самое неприятное, несмотря на все твои организационные старания и усилия, огромную роль в поисках всегда играет случай. Вроде и пошел совсем не туда, и смотрел совсем не на то, и вдруг — бац! Да вот же оно, твою маму восемь раз...

По факту находки неизменно испытывается такая очень сильная, специфическая эмоция. Описанию поддается слабо. Я ее называю находильной. Определение дать тоже затрудняюсь, она ни на что не похожа. Но тот, кто хоть раз над чем-то бился и находил ответ — меня поймет. Она (эмоция) очень крутая и чрезвычайно, неописуемо приятная. Случается нечасто. На службе гораздо чаще, чем в других местах. Но там так сильно устаешь, что зачастую и порадоваться по причине отупения от напряжения не можешь. И еще пьешь очень много, отчего радость тоже притупляется. Но вообще находильная эмоция проявляется по самым различным поводам и в самых неожиданных местах. Зайду, как обычно, издалека.

Возможно, кто-то еще помнит, была такая игруха ToonStruck. Очень хороший мультяшный квест. Нарисовал ее тот же мужик, который делал графику для фильма Who Framed Rabbit Roger (забыл фамилию, блин, а искать лень). Фильм — чудесный, мне нравится. По тем временам это был первый значительный прорыв в области совмещения мультика и кино, да и сейчас, на мой взгляд, смотрится совсем неплохо. Одну из главных ролей сыграл Кристофер Ллойд. Ну, он еще полоумного лупоглазого профессора играл в Back to the Future. Прикольный такой паренек. "Ключевая" его роль, конечно, в One Flew Over The Cookoo's Nest. Сыграть такого конченного придурка дано не каждому. Вот и в ToonStruck его позвали на "главную роль". Суть игрушки заключалась в том, что Ллойд — художник-мультипликатор, попадает в нарисованную страну и куролесит там со своим нарисованным приятелем Флаксом.

До того в квесты я особо не играл. Был немного начитан о том, что это такое, и какие там местами случаются затыки, которые здравым умом якобы преодолеть невозможно. Я не поверил, потому что не бывает ничего такого, что придумал один, а другой понять не смог. И попробовал сыграть в первый подвернувшийся — в Dig. Бросил я его именно по причине того, что просто не понял, как в него вообще можно играть. Нормальный ход мыслей нормального человека (это я себя, конечно, имею в виду) не позволяет додуматься до того, что можно взять чью-то грудную клетку, напялить ее на палку, и этой страшной конструкцией поймать как в ловушку какую-то микроскопическую крысу, которая промеж растопыренных костей якобы проскочить не сможет. Откуда может придти в башку такая крутая догадка — непонятно. У меня голова работает не так и играть в Dig я не стал.

Но угрызения от осознания собственной ущербности вкупе с неуемной жаждой познания не давали покоя. И тогда я нашел к игре солюшен, а потом из чистой любознательности прошел ее по нему. Концепция того былого чуда потрясла меня до самых глубин естества. Сложность догадки насчет ловли крыс куском скелета померкла и завяла. На решение каждой загадки я смотрел открыв рот: это как же до такого можно самостоятельно допетрить?! Но опыт был воспринят, осмыслен и обобщен. В конце концов, если разок посмотреть, то принципы понять можно. Окрыленный познаниями, я решил попробовать еще.

Зачем? Затем, что меня нестерпимо раздражает то, чего я не могу одолеть мозгами самостоятельно. Мысль меня одолевала следующая: неужто старый оперуполномоченный (кхм), в полной мере овладевший единственно верным диалектическим способом мышления имени товарища Гегеля (кхм-кхм), прочитавший тьму секретных пособий и особо тайных приказов с кучами нолей и угрожающими надписями (oh, yeah!), не сможет отгадать какие-то дурацкие, дешевые загадочки, над которыми ломают головы наивные чайники?! Ха... Да я!... Да у меня!!!... А ну сюда иди... Бегом строиться на подоконниках, овцы... Щас буду попробовать... Хотя воспоминания об опробованном Dig по-прежнему настораживали. Но узрев на коробке морду Ллойда, я созрел и купил, не пожалев денежку на два диска. Так что брал из чисто "профессионального" интереса.

Игра же оказалась настолько мощной, что я ее до сих пор числю одной из самых замечательных. Конечно, тут надо принимать во внимание, что это было первое самостоятельное прохождение игрушки подобного рода. А первое — оно практически всегда оставляет наиболее глубокую борозду на мозгах и самые приятные воспоминания. Но, тем не менее, не надо спорить — сделана игра была на совесть. Нарисована — прекрасно, озвучена — тоже. Диалоги писал такой маэстро, что я через каждые пять минут мерзко хихикал. Ну, а про героев и цвет-сюжет — вообще молчу.

И вот по ходу развития цветастого сюжета там было необходимо собрать специальный летательный аппарат под названием Cutyfier, который должен был помочь добрым местным зверушкам в борьбе с местным же злодеем Нефэриусом. Для аппарата требовалось насобирать кучу запчастей самого идиотского и странного характера. Там были нарисованы определенные предметы, а к ним надо было находить и подтаскивать соответствия. Как то: нарисован плащ. К нему, стало быть, надо отыскать кинжал ("рыцари плаща и кинжала" — повсюду наши люди, блин). Нарисованы болты — надо подогнать гайки. При этом все было не так просто, как могло показаться.

Например, нарисованы стрелы, которые по-английски называются болтами (bolts). Тут надо быстро смекнуть, что это не про стрелы, а про болты, которые называются точно так же. И после этого к стрелам/болтам отыскать и подогнать гайки (nuts). Но в итоге оказывается, что принести надо никакие не гайки, а орехи (они ведь тоже nuts). Отвлекаясь, замечу, что орехи надо было отобрать у какой-то бешеной белки, подсунув ей зверского вида искусственную беличью самку с зубами из клавиш от рояля. Но вообще предметов было много и я все собрал. Кроме одного.

В исходнике было нарисовано сердце. Что напрашивается по ассоциации с сердцем? Конечно, душа (heart & soul). Однако все подходящие предметы давно уже были исчерпаны на корню, а из кого можно вынуть душу — непонятно. Я обшарил все, что только можно, и не по одному разу. Ничего. Оставались только три рыбы в унитазе.

Следует признать, что затыки в играх подобного рода действительно бывают мощные. Дело даже не в идиотских приколах. Как раз с ними полный порядок — чем более они идиотские, тем веселее играть. И дело вовсе не в тупизне играющего, как мне казалось раньше. Дело даже не в тупизне и неумелости создателей, как мне казалось потом. Это вроде как напрашивается: ведь это именно они делают игру так, как для них понятно и очевидно, а другие потом вообще ничего понять не могут. На самом деле все упирается в роковое наслоение двух видов тупизны: тупизны создателей и тупизны потребителей. Один решил, что лучше и очевиднее будет вот так. А второй, глядя на это, как ни тужился, как ни старался, так ничего и не понял (хотя как специалист по умственным потугам скажу одно — плохо тужился). Итог — плачевный. Но авторам всегда кажется, что именно так, как сделано у них, все предельно ясно и понятно. И точно: когда, изрядно промучавшись в бесплодной беготне, найдешь искомое, внезапно обнаруживаешь, что тебе ведь подсказывали раз сто, а до тебя все никак не доходило. Но ведь они и подсказывают-то так же, как и саму игру делают — через задницу! Ничего, абсолютно ничего непонятно до тех пор, пока случайно не наткнешься! Но и тупизна играющего тоже не отстает. Например — моя.

Больше всего меня тогда поразило то, что предметы, оказывается, можно таскать по инвентарю и накладывать один на другой для взаимодействия. Меня от злобы чуть кондрат не хватил — это надо такое придумать и не объяснить!!! Вот ведь сволочи! Что же это за паскудство такое?! Да я там чуть не поседел до срока от чудовищных раздумий — как же тут быть! Ну вы, блин, даете... Что-то искать на экране — меня учить не надо. Я сам кого хочешь научу: глаз — ватерпас, ухо — зверское. Но вот взять в инвентаре динамитную шашку и воткнуть ее в очко курице, которая лежит там же, в инвентаре... Ну, блин... Но я и это нашел, после чего подвзорвал заминированной курой несколько наглых крокодилов. С инвентарем был целый ряд подобных моментов, и я никак не мог привыкнуть к тому, что там еще и внутри можно и нужно что-то делать. Потом случился другой глобальный затык другого рода: на лестнице, где надо было нажать на рог стоящей на перилах химере. Тоже как дурак искал примерно минут сорок. Но ничего, я все равно победил.

Итак, путем глобального тыка-перетыка все предметы были собраны. Оставались heart без soul'a и унитазные рыбы. И потащил я на сборку всех фекальных рыбок по очереди, дабы путем тупого перебора (кстати, основное занятие в квесте по причине его врожденных особенностей и авторского подхода) установить — подойдет или нет. Какое отношение рыбы из унитаза имеют к сердцу или душе?... На мой взгляд — никакого! Нету никакой связи между сливным бачком и сердцем, и быть не может. Но, к моему неимоверному изумлению, к сердцу подошла камбала! Подошла потому, что ее, оказывается, кличут "sole". То есть "подметка". По созвучию — чистый soul, что и требовалось обнаружить!

Честно, я не знал, что камбалу так зовут. И был тому немало удивлен. А точнее, просто онемел от изумления! В общем, игра мне доставила массу неописуемых эмоций самого различного характера. Если бы авторы находились поближе, они узнали бы о себе массу нового и познавательного, а кое что ощутили бы как всем телом, так и наиболее чувствительными его частями. Кстати, к вопросу о том, можно ли сделать качественный перевод игры подобного типа. Предлагаю попробовать. На мой взгляд, английский все-таки выучить гораздо проще.

Но самая главная находка лежала впереди — в игрушке было только ее начало. Третьего дня я пошел в обувную лавку с целью приобретения осенних башмаков. Старые опер-боты пришли в негодность. Потребовалась срочная замена. Опер-боты — это потому, что на службе много чего есть оперативного: оперативное задание, оперативное прикрытие, оперативная кобура и прочее. Отсюда и все остальное тоже оперативное. Оперативная шапка, оперативный стул, оперативные носки, оперативные трусы, в нужную минуту и на нужное место оперативно надеваемый оперативный презерватив. Ну, это к слову.

А что до обуви — то в лавках у нас теперь богато. И если ты не работаешь на государство за символические ежемесячные пожертвования, цинично именуемые "зарплатой", то даже есть призрачная возможность что-то приобрести, начиная тысяч с двух ценой. Товарец продавцами все больше заявляется как импортный. Не надо тешить себя иллюзиями: шьют, скорее всего, у нас. Несмотря на это, отчасти товар даже вполне заслуживает приобретения и дальнейшей носки. И вот стою это я, никого не трогаю. Разглядываю всякие боты. Беру очередную боту из числа приглянувшихся и оцениваю на предмет крепости пошива, грамотности прошивки и общей пригодности для оперативной носки. Зорко поглядывая, переворачиваю его подметкой вверх. Читаю, что там врагами написано. А написано там было — Rubber Sole. То есть "резиновая подошва". И тут меня как током прошибло! Елы-палы! Так ведь это ж тайный смысл названия диска The Beatles — Rubber Soul!

Вот ведь! Ааааааа!!! Какая тонкость подхода!... Небывалая диалектичность аллюзий! Лингвистическая глубина, в конце концов! Я-то все думал, что это у них морды на обложке такие вытянутые. Оказалось — немудрено! Круто! Сто лет прошло, я столько мучался, а тут — нате вам! На подметке прочитал! Хе-хе, и как же это было здоровски! Обожаю случайные находки! Помню, так же весело было узнавать про то, что назаретовый Hair of the Dog — это вовсе не про собак, битловский Cold Turkey — не имеет никакого отношения к индюкам, роксеттовый Joy Ride — никакая не поездка, пинк флойдовый Gra-y Train — не имеет никакого отношения к мясной подливке и уж тем более никакой не "кладбищенский поезд", дип пурпловый Fireball — никакой не метеор, а зеппелиновый D'yer Mak'er — вовсе не загадочный "Дояр Макар", как казалось когда-то многим. От таких мОментов в поисковой практике даже жить приятно, черт подери.

Вот как оно все бывает запутано и взаимоувязано. И это еще далеко не самый смертельный случай, конечно. Это так, применительно только к нашим игрушечкам. Применительно к ловле людишек обычно гораздо веселее. В общем, после ToonStruck квесты мне сильно понравились, и я в них теперь иногда поигрываю. Уж больно они оперативно-розыскную деятельность напоминают, эдакие симуляторы СОРМ. Дело привычное, и не только мне. Многие вообще не понимают, что они ими (оперативно-розыскными мероприятиями) постоянно занимаются. Но почему-то приходят в ярость, когда узнают, что ими занимаются в отношении их самих. Как они сами этим занимаются? Да любое получение любой информации о ком или чем бы то ни было — это и есть ОРМ.

Рассказал о том, что у знакомого есть любовница — ага, у того, кто слушал, в руках оказался мощнейший крюк, при грамотном применении которого знакомый навряд ли сможет спрыгнуть. Кто сколько зарабатывает, где и как это делает, что любит, с кем сожительствует, где что прячет — все это сведения чрезвычайно полезные, особенно — рассказанные "по секрету". А поскольку у нас что ни гражданин — то трепло беспросветное, информация льется широкой рекой, только поспевай отслеживать.

Например, отдельным кажется, что они очень хитрые и скрытные: никто, мол, не знает про то, что и как делается внутри моей конторы! Спешу разочаровать. На самом деле все как раз наоборот. Ибо дорогие друзья и коллеги давно уже рассказали все, что только можно. Да еще от себя добавили интереснейших подробностей. Паренек пыжится, надув щеки. Но люди бывалые только похохатывают — ну-ну, тужься дальше, секретный ты наш... Причем если что-то о своих знакомых человек рассказывает сам, то в его трактовке это всегда всего лишь забавные подробности из жизни приятелей. А вот если приятели то же самое рассказывают о нем, тогда это гнусные, подлые сплетни!!! Глуп человечишко... Глуп и бесстыж до умопомрачения...

Работал в одной конторке. Так вот, личный состав, прознав про то, что я бывший опер, присмотревшись ко мне и не заметив ничего порочного подослал делегацию. Личный состав делегации хотел узнать, каким образом можно выявить внутри организации "стукачей". Я оказался перед сложнейшей дилеммой: как объяснить взбудораженным товарищам, что это именно они сами и "стучат"? Просто они это по-другому называют, а вот о результатах вообще никогда не задумываются. И что толку в объяснениях, если неграмотный человек воспринимает их как проявления идиотской шпиономании сдвинувшегося на почве работы мента? Короче, так они там друг друга и сдают, но при этом так и не могут разобраться — кто кого. Бедняги... Отмечу: у нас даже самая тупая делопроизводительница в этом плане в сто раз сообразительнее, чем тамошние менеджеры.

Подводя итог, скажу, что квест вообще — чрезвычайно мне близок и тем для меня необычайно хорош. Да и делают эти игры люди настолько одаренные, увлеченные и грамотные, что результат почти всегда радует. Недостатков в квесте я вижу всего три.

Первый. Достаточно длительное время прохождения. А жизнь теперь такая, что в сортир сходить бывает некогда, не то что играть неделями.

Второй. Неизбежная необходимость тупых переборов инвентаря ввиду полной не очевидности применения предметов.

Третий. Необходимость попиксельного обыска экрана для обнаружения тайных мест и предметов. Последнее недостатком назвать трудно, потому что искать и находить всегда интересно. Но иногда это раздражает, причем — сильно. Недостатков, как видите, мало. Но многих даже такое малое число от подобных игр отпугивают.

Однако положительные стороны все-таки перевешивают, ибо в квестах всегда масса находильных эмоций. И играть, как правило, очень весело. Особенно если это какой-нибудь The Curse of Monkey Island или Sam & Max Hit the Road. Кстати, на мой взгляд, квесты — это единственный вид игрушек, которые не утрачивают своей прелести в ходе технологических скачек. Жалко, что того же "Сэма унд Макса" не переиздают сейчас — игра чудесная. Там по-прежнему все те же приколы и отпадные шуточки, играть — одно удовольствие. Что я время от времени и делаю. А уж для того, кто не пробовал — фейерверк удовольствий.


Остальное, дорогие друзья, можно будет прочитать в книге, которая появится в продаже в сентябре/октябре 2008 года.
Следите за новостями, готовьте деньги.

Чтобы не скучать, можно посмотреть отличные ролики:

Синий Фил: х/ф Стритрейсеры
Синий Фил 2: м/ф Освободите Джимми
Синий Фил 3: м/ф Кунг-фу Панда
Синий Фил 4: х/ф Особо опасен
Синий Фил 5: обзор новинок
Синий Фил 6: обзор новинок

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать разработку сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Goblin
отправлено 28.11.00 19:53 | ответить | цитировать # 3


Просто это давно написано - все уже накомментировались :)


Goblin
отправлено 22.10.01 01:24 | ответить | цитировать # 8


2 DeadCannabis

> Вопрос... Как связать ненависть к эстетствующим педрилам,

Где увидел ненависть?

> презирающих орангутанов,

Где увидел презрение?

> которые откалывают брачный танец перед любимыми в кабаках, за то, что не читали Пьера Буля,

мне абсолютно по барабану - кто и что читал и наоборот.

> иначе б не откалывали, и теплое отношение к элементу, орудующему отвертками и шампурами( минус эвентуальный умысел)?

У меня не было и нет к нему теплого отношения.
Написано только о том, какие бывают люди.

> Все же между черным парнем Отеллом, отличавшимся умом и сообразительностью, что помогало ему исполнять свой высокий негритянский долг в Венеции(а туда так просто за здорово живешь негритосов, а вернее арабонегритосов не брали) и рабочим Степаном, читавшим в детстве букварь - книжку с мантрами :-) и Голубую Чашку Гайдара в юности есть кое-какая разница - объективно ставящая этих парней в разрезе совершенных ими преступлений на разные и в то же время одинаковые места...

Да, безусловно.
Есть.

> Одинаковость в том, что и тот и другой оказались не в состоянии противостоять животной природе человека, но разница в том, что у Степана не столь много человеческого, как у Отелло, пошло псу под хвост, чем выше забираешься, тем больнее падать...

И что?

> Хотя у негров есть много от животных - хотя бы более филигранное владение своим телом - факт...

Мощно.
Мое почтение.



cтраницы: 1 все комментарии

Правила | Регистрация | Поиск | Мне пишут | Поделиться ссылкой

Комментарий появится на сайте только после проверки модератором!
имя:

пароль:

забыл пароль?
я с форума!


комментарий:
Перед цитированием выделяй нужный фрагмент текста. Оверквотинг - зло.

выделение     транслит



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк