Фильмы режиссёра Балабанова мне нравятся. Первый «Брат» в своё время был серьёзнейшим рывком из того помойного ведра перестроечного кино. И это не смотря на то, что главный герой в нём – вовсе не оперуполномоченный. Суровые отечественные реалии, угрюмый Питер, хорошая музыка, социально-близкие герои – отличный получился фильм.
Многие эстетствующие кричали, что фильм «Брат» пропагандирует бандитизм. Невдомёк тупорылым, что Данила Багров – он не бандит, а, как бы это помягче сказать, современный русский богатырь, который в условиях уголовного беспредела и полного бессилия власти наводит справедливость так, как умеет.
Второй «Брат» зажёг ещё покруче, но уже в другую сторону. Снова режиссёр Балабанов порадовал точностью наблюдений и меткостью формулировок. И музыка снова не подкачала, и герои опять удались на славу. Про диалоги и говорить нечего, фильм растащен на цитаты. Однозначно – блокбастер, однозначно – культовый фильм, как и первый.
Фильм «Война» получился несколько другим. На мой взгляд – отличный фильм, мне очень понравился. Герой в исполнении Алексея Чадова выступил замечательно, не корчил из себя Рэмбу, а вёл себя как подобает хорошему солдату. На мой взгляд, режиссёр Балабанов очень хорошо видит и понимает то, что вокруг него происходит. В чём, собственно, его радикальное отличие от безусловно гениальных создателей перестроечных и пост-перестроечных помоев – детей своих отцов и родственников своих родственников.
И вот, стало быть, после трёхлетнего перерыва подоспели «Жмурки». Прочитал список задействованных актёров – мигом пропотел. Собственно, фильм стоит смотреть только ради такой небывалой подборки. В кино поскакал вприпрыжку. Ну и кино меня, в общем-то, не разочаровало.
Действие разворачивается во времена разгула перестроечного бандитизма. Парни – как на подбор, выглядят исключительно аутентично. Дорогие дети, выросшие на сериале «Бригада»! Сообщаю: именно так выглядели наши отечественные бандиты. Подчёркиваю красным: бандиты, а никакие не «гангстеры», как это у идиотов принято их называть.
Купить себе красный пиджак мог далеко не каждый. Купить дорогую машину – ещё более не каждый. Вот и метались по городам и весям на своих «помойках» вот такие вот орлы. Понятно, фильм художественный, а не документальный, но всё равно выглядит отлично. Никакого тебе тошнотворного гламуру, всё как есть. Отлично, отлично схвачено.
Кстати, про гангстеров. Наши доморощенные эстеты очень любят фильмы «про гангстеров». Например, «Криминальное чтиво». Любят они их в основном потому, что фильм «про гангстеров» и переведён специальным, щадящим легкоранимую психику идиотов, способом. Ибо как только данный фильм был переведён правильно – он немедленно оказался про злобных, тупых, ублюдочных бандитов, после чего эстеты начали визжать, что фильм безвозвратно испорчен и больше они смотреть его не будут. А на самом деле доморощенных идиотов просто лишили иллюзий. А без иллюзий непонятно, как жить дальше? Вот и «Жмурки» — они про бандитов, и потому данной категории граждан не могут понравиться по определению.
Сюжет «Жмурок» закручен вокруг двух пакетов героина, за которыми бегают бандиты. Одних бандитов направляет местный милиционер, других – местный бандитский авторитет. Практически все герои – неприкрытые балбесы и отморозки, отчего зверские разборки выглядят весело. Особенно – в исполнении мэтров отечественного кино.
Начинается фильм с кровавой расправы в морге, продолжается кровавой расправой на хате у подпольного химика, ну и далее по нарастающей. Бандиты гоняют друг друга по осеннему городу и тупо мочат. По-настоящему тупо. То есть практически как на самом деле.
Ярче всех выступил Никита Михалков, исполнитель роли авторитета и чадолюбивого отца. Никиту Михалкова как режиссёра и актёра очень сильно уважаю, и тут он, как и следовало ожидать, не подкачал. Причёска, розовый пиджак, золотые цепи, выражение лица, говор – я через раз под лавку падал, настолько круто и умело. Авторитет получился просто выдающимся придурком. Просто выдающимся. За роль – крепкая пятёрка!
Вторым идёт герой актёра Дюжева. Серьёзнейшие проблески мастерского исполнения идиотских ролей у Дюжева были заметны уже в «Бригаде», где его герой Космос, сын академика, постоянно разговаривал с интонациями дебиловатого одесского грузчика. В «Жмурках» актёр Дюжев развернул своё актёрское дарование во всю мощь и включил такого свирепого дурака, что местами можно прослезиться. Атас.
Номером третьим идёт актёр Маковецкий, возглавляющий отмороженную группировку местной братвы, в которой кроме него ещё два человека, один из которых – негр. Гражданин Маковецкий в который раз поразил меткостью наблюдений и мастерством перевоплощения! В результате получился такой придурок уголовного бизнеса, что не уступает первым двум. Ну и бригада его – «коллеги по опасному бизнесу» — конечно, тоже не подкачала, тоже жгут отчаянно.
На четвёртое место не могу не поставить сына героя Михалкова – Владика. Пухлый пацан выступил мощно, на сцене с игрушечным кладбищем ржал весь зал.
Исполнитель главной роли лично меня немного расстроил. Кривлялся недостаточно сильно и потому постоянно выпадал из стройного хора профессионально косящих под идиотов коллег. Кроме того, в фильме замечены Дмитрий Певцов, Виктор Сухоруков, Гарик Сукачёв, Татьяна Догилева, Алексей Панин, Жанна Болотова, Рената Литвинова и другие не менее выдающиеся личности.
Фильма, на мой взгляд, откровенно хулиганская. Местами, я бы даже сказал, сделанная с особым цинизмом. Налицо решительная десакрализация тошнотворно-лубочного образа братка, с такой любовью вылепленного создателями «Бригады». Но тут, конечно, надо понимать: создатели «гангстерской саги» хотели показать себя красивыми (их можно понять), а режиссёр Балабанов снимал фильм не про себя. Так что «правда жизни» — она у Балабанова.
Фильм имеет серьёзный недостаток. На мой взгляд, режиссёр окончательно не решил, что именно снимает: трэш, комедию, или кино про бандитов. В результате одни моменты удивляют никчёмной злобностью и кровавостью, в то время как другие огорчают недостаточным уровнем идиотии. Зрители юношеского возраста мучаются и никак не могут понять, в каком месте надо смеяться?
Не совсем понятно, к чему в начале фильма показана сцена в ВУЗе про первоначальное накопление капитала. Дело в том, что рядовые бойцы – они ничего накопить не могли по определению. Их задача была – нагибать и мочить. И они нагибали и мочили, причём по большей части, как верно подмечено в фильме, друг друга. Большинство просто напросто не дожило до накопления чего бы то ни было.
А если и дожили, то люди «бычьего» уровня в силу совершенно очевидных причин (см. Интеллект) не могут подняться до кабинетов с окнами на Красную площадь. Там сидят совсем другие люди – как раз те, кто не бегал с пистолетами, а посылал других. Они же, ясен пень, и во власти. И теперь рассказывают окружающим о том, что они просто талантливые бизнесмены. Кто бы сомневался, блин.
Завершается фильм старой песней в исполнении Жанны Агузаровой «Недавно гостила в чудесной стране». Весьма, весьма к месту.
Но в общем и целом – получилось смешно.
Любителям – рекомендую.
Жмурки на Озоне