Сегодня речь пойдёт о художественном фильме "Аватар", режиссёра Джеймса Кэмерона. Возможно, с гражданином Кэмероном знакомы не все, но вот фильмы его видел практически каждый: это Терминатор 1 и 2, Чужие, и, конечно же, чемпион всех времён и народов — мега-блокбастер Титаник.
На съёмках Титаника Джеймс пережил жуткий стресс: превысил бюджет вдвое. И когда было потрачено более двухсот миллионов долларов, никто уже не понимал, как можно отбить такие бабки. Но вышло так, что фильм про утонувший пароход собрал мешок оскаров и пару титаников бабла. Кэмерон вынул голову из ведра с валидолом и задумался, чем бы теперь заняться? Титаник потонул, но успел отложить яйца: в процессе съёмок Кэмерон полюбил глубоководные экспедиции. Именно там, в бездонных морских пучинах, окружённый кашалотами и кракенами, режиссёр придумал новый фантастический фильм про далекую планету Пандору, населённую синими аборигенами с хвостами.
На планете Пандора добывают исключительно ценный минерал – по двадцать миллионов долларов за кило. Добывает минерал некая злобная корпорация, чем изрядно бесит синих аборигенов. Для наладки межвидовых связей корпорация создаёт аватаров — искусственных существ, похожих на местных обитателей. Специально обученный человек лежит в особом ящике и управляет аватаром при помощи мысли. Строят этих аватаров с целью наладить общение с аборигенами и вызнать про них побольше: что они любят? Бусы, зеркала, огненную воду? Или, быть может, джинсы, кока-колу и айфоны? Ведь от успешного товарообмена зависит дальнейшая судьба хорошего гешефта с синими гоями: пойдут ли они по пути демократии самостоятельно, стремясь скупить и сожрать всё на свете, или их придётся немножко заставить?
Судя по фильму, что ученые, что нанявшая их корпорация, пять лет кряду бьются как рыба об лёд, а вызнать главную навийскую тайну так и не могут. Ничего синим папуасам не надо, не хотят они приобщаться к истинным ценностям и менять невозобновимые природные ресурсы на жевачку. И в этот ответственный момент на планету прибывает инвалид в коляске. Не то гвардеец-десантник, не то отважный морпех, авторы перевода так и не смогли определиться. Гвардеец замещает брата-ученого, случайного убитого в пьяной драке. Всё как в армии: набирают здоровых, а потом спрашивают, как с умных.
Ветеран боёв в Венесуэле тут же бодро кладёт на все правила и уставы, вступает в плотный контакт сперва с местной фауной, а потом и с дочерью вождя. Режиссёр Кэмерон предусмотрительно снабдил туземцев usb-разъёмом в косичке, предназначенном для более вдумчивого слияния с природой. Ну и с синими тётками, понятное дело. Сцену секса по-инопланетянски вырезали, тема однополой любви у голубых представителей племени Нави тоже осталась нераскрыта. Надеюсь, всё это будет в режиссёрской версии.
В процессе многократных слияний с флорой, фауной и дочкой вождя выясняется, что синих не интересуют ни бусы, ни айфоны, ни даже водка — не смотри, что синие! — о чём засланный казачок тут же докладывает в родную корпорацию. Но далее заигравшийся в дорогостоящую версию World of Warcraft военный путает рамсы. Сперва теряет ориентацию где свои, где чужие, а потом организует сопротивление демократическому и гуманному отъёму незаконно присвоенных ресурсов. Привести войскового товарища в чувство целебными ударами приклада в рыло пытается местный полковник, но безуспешно. Игровая зависимость слишком сильна, и военный совершает дерзкий побег в составе преступной группы, прихватив казённый сарай с компьютерами и угнав корпоративного аватара. Без присмотра товарищей главный герой окончательно распоясывается, и конфликт переходит в горячую фазу.
Художественный фильм Аватар снят в формате 3д. Снят исключительно грамотно, у неподготовленного зрителя картинка вызывает оторопь. В отличие от многих других фильмов, в неописуемо сочной картинке всегда присутствует глубина. Кроме трёх дэ глаз поражает буйство красок, насыщенность цветов и тонкость прорисовки деталей. Необычно, красиво и видно, что старались от души. Звук — просто сногсшибательный. Несмотря на серьёзную конкуренцию со стороны "Обитаемого острова" с его розовым танком, становится ясно, что четверть миллиарда долларов потрачена не зря.
Не подвели и актёры. Степан Ланг, исполнитель роли полковника Куотрича, выступил на все деньги. Казалось бы, буквально вчера Степан мастерски прострелил башку Джону Диллинджеру. Но не успел остыть труп Джонни Дэ, а Степан уже скачет в экзоскелете с острым ножиком в руке по планете Пандора. Игру нарисованных синих пацанов оценивать сложно: поди, разбери, где они кривлялись сами, а где им компьютером помогли слезу пустить. Отлично выступила Сигурни Уивер — не смотри, что давно уже не девочка. Говорят, фактически сыграла самого Кэмерона — таким, каким он сам себя видит со стороны. Это настораживает — достаточно вспомнить, чем закончились подобные ролевые игры для братьев Вачовски.
Несмотря на неописуемые красоты, глубокое недоумение вызвал сюжет. Из двух часов сорока минут экранного времени почти целый час посвящён разглядыванию красот Пандоры. Понятно, рисовали долго и дорого, но экшена откровенно маловато. Чем привлекает народные массы творчество гражданина Кэмерона? Неумолимой поступью железного терминатора да нечеловеческой свирепостью насекомоподобных чужих. Но в Аватаре Джеймс почему-то засбоил.
Сказка подразумевает чёткое деление на Добро и Зло. Вот мы, вот — они, они хотят нас убить, дальше всё ясно. А здесь у Кэмерона получился сумбур вместо сказки. Что в фильме зло и что добро? Зло — это люди-технократы, добро -синие папуасы, проживающие в гармонии с природой. Злые люди пять лет не могут угомонить добрых аборигенов. Аборигены же настолько добры, что даже извиняются перед убитыми животными. Жаль, не показали, как они извиняются перед убитыми людьми. Кстати, лучше всех добрых первобытных аборигенов, которые на самом деле свирепые упыри, не так давно прекрасно показал Мэл Гибсон в фильме «Апокалипто». В Аватаре деление на добро и зло не задалось. Верить в победу синего добра не хочется.
Есть проблемы и с мотивацией персонажей. Вот, к примеру, главный герой геройски резал людей в Венесуэле, и его уважали за это на родине. Кстати, жаль, не указано, сколько ещё продержится кровавый режим диктатора Чавеса. И вдруг душегубу-гвардейцу становится безумно жаль синих инопланетян. Настолько жаль, что он безо всякой жалости начинает валить вчерашних коллег по опасному бизнесу. Выглядит это странно, примерно как война с человечеством на стороне тараканов. Тарас Бульба, к примеру, за такое ставил к стенке даже самых близких родственников. Правильно говорят в госдуме: доведут компьютерные игры молодежь до цугундера!
Но в Америке сюжет про совестливого колонизатора-оккупанта, вставшего под знамёна папуасов, довольно популярен. Что неудивительно для культуры, построенной на кладбищах краснокожих индейцев. Тот же Кевин Костнер в фильме «Танцы С Волками» безо всякого аватара собственноручно душил и резал бывших товарищей по оружию в составе незаконного индейского бандформирования. Причём фильм в своё время по сбору комплекта Оскаров выступил не сильно хуже Титаника.
Видимо, Джеймс Кэмерон, как человек с серьёзным техническим образованием, прикинул, что если соединить мешок Оскаров от Титаника с мешком Оскаров за Танцы с Волками, то фильм от автора Титаника про Танцы С Волками соберёт минима два мешка Оскаров. Поэтому недостаточно гламурных монстров от Гигера Кэмерон на красивую планету Пандору не взял. И вместо суровых монстров выступают прикольные синие человечки, обильно политые соплями с сахаром.
Многим кажется, что прототип индейцев НаВи — это русские, недемократично владеющие большими запасами нефти и газа. Никому не приходит в голову, что русские в фильме — как раз наоборот, люди. А корпорация — это Газпром, героически добывающий ценные ресурсы в невыносимых инопланетных условиях. На деньги от продажи которых все мы, собственно, и живём. И вдруг сотрудник частного охранного предприятия решил взорвать наш газопровод. Тут-то сюжет и начинает играть свежими красками, по-кэмероновски! Возможно, часть недостатков сюжета…
Возможно, часть недостатков сюжета объясняется хреновым переводом, который раздражает с первых же минут. Главный герой, который не то десантник, не то морпех, закадровым голосом сообщает какой-то сумбурный набор сведений о себе, о своём брате, о планете Пандора, о Венесуэле, о корпорации — без поллитры не разберёшься. От перевода не отстаёт и дубляж. Актрису Сигурни Уивер зачем-то дублирует сварливая старушонка, бравого ветерана-полковника — молодой человек. Дубляторы синих никак не могут определиться, с каким акцентом говорить: не то с цыганским, не то со среднеазиатским, не то у них просто дефекты дикции. Надеюсь, с выходом DVD с оригинальной звуковой дорожкой и понятными субтитрами можно будет разобраться, о чём же на самом деле фильм.
В рекламных роликах всячески подчёркивалось, что Аватар — фильм от создателя Терминаторов, Чужих и Титаника. К сожалению, на эти замечательные фильмы Аватар совсем не похож. Что Чужие, что Терминаторы, и даже Титаник — настоящие трагедии, вызывающие у зрителей массу переживаний. Аватар же визуально впечатляет, но сопереживать синим пацанам и примкнувшим к ним иудам как-то не получается. В том числе из-за притянутого за уши хэппи-энда, что весьма нехарактерно для режиссёра Кэмерона. Неужто Джеймс продался Голливуду?! Отказываюсь верить и жду второй серии.
В общем и целом, Аватар — произведение эпохальное, веха в кинотехнологиях.
Фильм обязателен к просмотру, особенно — в формате 3д.
На сегодня всё. До новых встреч.
13:19 | 388938 просмотров
Купить DVD "Аватар" на OZON.ru
Купить Blu-ray "Аватар" на OZON.ru
Купить книгу "Аватар. Иллюстрированный путеводитель" на OZON.ru