В московском «Фотоцентре» на Гоголевском бульваре на днях откроется выставка, приуроченная к 100-летию знаменитого советского кинооператора и фоторепортёра Владислава Владиславовича Микоши. Она состоит из двух экспозиций: «Арктика» посвящена 75-летию спасения челюскинцев, а «Героический Севастополь» — 65-летию освобождения города. Всего посетители увидят более 200 фотографий.
Владислав Микоша родился в Саратове 8 декабря 1909 года в семье капитана и с детства мечтал стать моряком — как отец. Однако жизнь внесла свои коррективы: в 1929 году Владислав поступил на операторский факультет Государственного техникума кино (через год получившего знаменитое имя ВГИК). Поступил чудом: на экзамены не принёс фотографий, обязательных для допуска к экзаменам, фотоаппарата в руках не держал, снимать не умел. И тем не менее оказался в числе восьми процентов зачисленных абитуриентов. Уже после второго курса, получив квалификацию кинооператора Совкинохроники, начал профессионально снимать кино-и фотохронику. Он запечатлел на плёнке взрыв Храма Христа Спасителя, Первая Олимпиада РККА (1933 г.), спасение челюскинцев (1934 г.).
Корреспондент газеты «Известия» Владислав Микоша на проводах экспедиции Папанина на Северный полюс.
В 1936 году фотография перевесила: Микоша принял предложение газеты «Известия» и стал её штатным фотокором, уйдя из кино. Снимал и для других газет и журналов, для ТАСС, для Интуриста.
Собачья упряжка экспедиции. Бухта Провидения.
Война вернула его в семью кинооператоров. Но и здесь Микоша был не только оператором и фотокорреспондентом, но и блистательным публицистом, репортажи которого печатались в главной советской газете — «Правде», спецкором которой он был всю войну. Он снимал оборону Одессы, Севастополя, Кавказа, Северный и Атлантический конвои, бомбёжку Лондона, гибель Керченского десанта, освобождение Кавказа и Крыма, Румынии, Болгарии и Польши, бои в Померании и Восточной Пруссии, форсирование Одера, подписание капитуляции Японии на линкоре «Миссури».
Владислав Микоша и Дмитрий Рымарев в боевом рейде.
Война занимала одно из главных мест в его творчестве, но и снятое им после войны, в основном для журналов «Огонёк», «Советский Союз», «Вокруг света», с трудом поддаётся перечислению: восстановление Варшавы, Сталинграда, ДнепроГЭСа; провозглашение Китайской Народной Республики, встречи Сталина с Мао Цзэдуном и Хрущёва с Кеннеди; Неру, Сукарно, Эйзенхауэр, Насер, Тито, Гагарин, Бидструп, Клайберн, Нуриев, Уланова...
Владислав Микоша умер 10 декабря 2004 года. Он не стремился при жизни ни выставлять свои работы, ни позиционировать себя как мастера фотографии, хотя и был удостоен трёх Сталинских (в 1943, 1949 и 1951 годах) и одной Государственной премий СССР (1976), а также высоких званий Народного артиста РСФСР в 1979 году и Народного артиста СССР в 1990. Пусть и запоздало, но эта выставка, представляющая лишь малую часть архива автора, станет началом нового «открытия» фотографа. Его кадры, профессионально проработанные, отточенные, не имеющие ничего лишнего, на глазах превращаются из документальных свидетельств времени в произведения искусства.
Выставку проводят Объединение «Фотоцентр» Союза журналистов и Московский Дом фотографии при содействии Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов г. Москвы и Ассоциации полярников. Спонсор выставки — группа компаний «Нептун».
Выставка открыта с 6 по 15 ноября 2009 г. каждый день кроме понедельника, с 11:00 до 19:00. К просмотру рекомендуется категорически.
Объединение «Фотоцентр»
UPDATE: Экспозиция раздела "Героический Севастополь" (на втором этаже Фотоцентра) продлена до 29 ноября включительно.