Посещал в Новгородской области небезызвестную деревню Костьково. Деревня как деревня, загибается. Рядом с деревней, на высоком холме — братская могила. Больше тысячи погибших, примерно — 1300.
Лежат все вместе в небольшом лесочке на гребне. Среди них лежит и грузин. Про таких говорят — «вечно молодой». Двадцати одного года паренёк, если быть точными. На его памятнике написано вот что:
Доблестный сын грузинского народа
Иван (Валико) Иосифович Мерабишвили
Родился в 1922 году г.Тбилиси
ул. Чодришвили 101
ПОГИБ СМЕРТЬЮ ХРАБРЫХ ЗА СВОБОДУ НАШЕЙ РОДИНЫ
В БОЯХ С НЕМЕЦКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ
10.1-1943Г.
«ТЕБЯ ПРИНЯЛА НА ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ,
КАК РОДНОГО СЫНА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ.
ВЕЧНАЯ СЛАВА ТЕБЕ БЕССТРАШНОМУ ВОИНУ»
от семьи погибшего
Какая странная судьба. Прямо парадокс. Парень из Тбилиси, в морской форме, погиб на
Новгородчине. Воевал в морской пехоте, вместе с русскими. В редкое затишье немцы и ему тоже кричали из своих траншей «Рус, сдавайс!» Но вот не сдался.
Погиб. Похоронен русскими в насквозь русской же земле. Грузин по крови Валико — а стал русским Иваном для всех. Даже для немцев. Вся Россия с тех пор — его. Он за свою страну жизнь отдал. Наверное очень хотел, чтобы родные мать да сестра или женщина любимая никогда не столкнулись с немецкими солдатами на улице Чодришвили, что в Тбилиси. Всё правильно на памятнике его семья написала. И понятно.
Другие же Иваны, сегодняшние, желающим скромный памятник Валико с улицы Чодришвили разрушить — для начала ноги сломают. Чтоб на холм не на чем взобраться было. Прецеденты с травматизмом известны. Нравы там суровые, холодно, тяжёлые тупые предметы за каждым забором стоят, народ дикий, пьющий «и всё такое».
А что до нынешних тбилисских парней — сколько памятники не взрывай, сколько в своих кровных предков не плюй ядовито, а в памяти потомков, один хрен, осядет ровно одно:
жрал галстук.
Какая странная судьба. Прямо парадокс...