В этом году три недели провел в Крыму. Основным местом обитания был выбран город Феодосия. Из него совершались стремительные вылазки в соседний поселок Орджоникидзе, города Севастополь, Бахчисарай, Керчь, а также в Карадагский природный заповедник. О нем сегодня и будет мой небольшой иллюстрированный рассказ, про остальное потом, если это будет интересно камрадам.
Но в начале немного об организации, очень кратко, ибо по понятным причинам все предельно просто. В Феодосию прибыл на поезде, оттуда все свои набеги совершал на маршрутных и экскурсионных автобусах. Экскурсия стоит 200-250 гривен (одна гривна — 4 руб.). Маршрутный автобус (использовался лишь для коротких путешествий, пытаться уехать на нем из Феодосии в Севастополь не пробовал) — в районе 5-7 гривен, точно не помню. Главное — залезть в этот самый автобус, т.к. народу в него набивается прилично. По заполненному пассажирами салону ловко скачет кондуктор, довольно часто используя тактику заходов с тыла — выбегает из первой двери и, размахивая пачкой гривен, мчится к последней.
Билетиков, что характерно, не дает. (К слову, за все время пребывания в Крыму и походов по лабазам, мне дали 4 чека). В экскурсионном автобусе, естественно, все по-другому, все сидят, все довольны. Экскурсионные туры предлагают на каждом шагу, цены и маршруты почти везде одинаковые, отличаются лишь дни недели, на которые запланирован тот или иной выезд. При желании можно воспользоваться услугами таксистов (к слову, такого количества «копеек» сроду не видел — наш ответ автопарку Кубы!!!) Доехать до заповедника — от 100 гривен и выше, как договоритесь. Запланированная экскурсия к Кара-Дагу оказалась довольно короткой по времени, поэтому было принято волевое решение ехать самостоятельно, на целый день. Поездка была совершена 13 августа, через это пейзажи на фотографиях довольно пустынны. Остается только догадываться, какая там красота в апреле-мае, когда все цветет.
Природный заповедник Кара-Даг (крымско-тат. – черная гора) расположен между населенными пунктами Курортным, Щебетовкой и Коктебелем, а сам горно-вулканический массив простирается аж до Судака. Впервые вопрос о создании национального парка на Кара-Даге поднял академик А. П. Павлов на научном съезде в Москве в 1922 г. (Естественно, съезд был приманкой, всех академиков потом расстреляли, а обновленный состав Академии наук начал масштабную работу по проектировке камнедробилок и барж повышенной вместимости). В 1963 г. Карадаг официально признан памятником природы республиканского значения. В августе 1979 г. преобразован в государственный заповедник в составе Карадагского отделения Института биологии южных морей Академии наук УССР. С 1999 г. получил статус самостоятельной организации и непосредственно подчиняется Национальной академии наук Украины.
План действий был такой: рано утром добраться на автобусе до Курортного (
остановка «Биостанция»); полностью облазить горы вдоль моря, двигаясь в сторону Коктебеля; уже под вечер таки наконец-то запрыгнуть в теплое море; укатить из Коктебеля в Феодосию. Забегая вперед, скажу, что тактика блицкрига удалась, везде успели, все посмотрели. На протяжении всего пути по небу ползли непонятно откуда взявшиеся тучи, что для Крыма в это время года редкость. Как потом выяснилось, это здорово облегчило нам путь, ибо дождя так и не случилось, а скакать по горам под палящим солнцем было бы довольно утомительно.
Выйдя из автобуса, решительно двинулись в сторону моря, попутно фотографируя сверхсекретные объекты. Объекты эти, к слову, расположены по всему юго-восточному побережью, и, возможно, относятся к познавшему все прелести демократии «объекту 100», если нет, знающие камрады поправят.
Добравшись до берега, увидели хребет Карагач (крымско-тат. – вяз), величественно нависающий над водной гладью. У его подножья начинается так называемая экологическая тропа, по которой и водят экскурсии. Собственно, основными элементами Кара-Дага являются гора Святая, расположенная в глубине суши, а также Береговой хребет, разделяющийся на Карагач, Хоба-Тепе, Магнитный хребет и Кок-Кая (в направлении с запада на восток). Тропа идет вдоль хребта до самого Коктебеля (на карте – красная пунктирная линия). Мы, пользуясь свободой передвижения, тропы решительно избегали и двигались преимущественно ближе к морю. В некоторых местах удавалось залезть достаточно высоко, правда, это сопровождалось крутыми подъемами и постоянным царапаньем о колючую растительность. Но вообще старались быть аккуратными и ничего ненароком не затоптать – заповедник ведь. Ну да обо всем по порядку.
Осмотревшись на берегу, начали карабкаться наверх. Цивилизация никак не отступала, взбираться приходилось по ступенькам, заботливо сделанным работниками заповедника. В ужасе отпрыгнув от местного истукана, демонстрирующего свои «кубические причуды», окинули взором побережье в сторону Судака, не забывая следить за надвигающимися тучами.
Со стороны суши немедленно показалась гора Святая – сердце Кара-Дага, в недавнем прошлом — вулкана (каких то жалких 150 млн. лет назад). Все хребты и вершины заповедника состоят из вулканических пород, которые своими темными тонами резко отличаются от соседних возвышенностей, сложенных светло-серыми известняками. Именно этим объясняется крымскотатарское название горного массива – «черная гора». Гору Святую, правильной формы и покрытую зеленой ковром махину, мы наблюдали в течение всего нашего путешествия. Под ногами, меж тем, все чаще встречались колючие кустарники и острые булыжники. Это свидетельствовало о том, что первоначальная цель была достигнута, и тропу мы потеряли. Поскольку сил было ещё навалом, решили ещё больше забрать в сторону моря. Тут же обнаружили заброшенную метеобудку. Судя по всему, демократия добралась даже сюда.
Со стороны моря тем временем показался агрессивно торчащий шип – скала Иван-Разбойник. Также заметили просто уйму кораблей всех видов и размеров – кроме пеших также есть и морские экскурсии вдоль хребта. Главная их фишка – заплыв сквозь скалу Золотые ворота – символ юго-восточного побережья Крыма. Другое ее название — Шайтан-Капу (крымско-тат. — Чертовы ворота). Ее запечатлел ещё камрад А. С. Пушкин на полях рукописи «Евгений Онегин». Немедленно решил последовать его примеру.
Над Золотыми воротами и далее до хребта Хоба-Теле нависает Мертвый город. Если долго смотреть на эти бесформенные чудеса природы, неизменно привидится какой-нибудь зверь или рожа. Темные тучи над нами лишь добавляли драматизма. Я уже хотел, было как герой фильма «Сталкер» возопить страшным криком, но передумал, решив лучше сбацать несколько фоток Тарковский-style.
Меж тем цивилизация вновь напомнила о себе, мы снова наткнулись на тропу, которая за время нашего отсутствия трансформировалась в проселочную дорогу. Мы уже по ней изрядно соскучились, растительность Крыма своими колючками нещадно рвет шаблон жителю средней полосы. По этой дороге мы вышли к ещё одной местной достопримечательности – скале Чертов палец (оперативный псевдоним – Сфинкс). Запечатлев его с разных ракурсов двинулись в сторону уже показавшегося из-за гор Коктебеля.
Последним в нашей программе было «восхождение» на хребет Кок-Кая (крымско-тат. — синяя скала). Собственно забрались туда без особых трудностей. Сверху открылся неимоверный красоты вид на всю коктебельскую равнину и пологий склон Святой горы.
Проведя на вершине изрядное количество времени, через силу заставили себя спуститься. Красоты неземные, фотками не передашь. Спускаться решили со стороны моря, и не прогадали. Метров через 100 наткнулись на обрыв, пришлось карабкаться обратно и снова брести к тропе. «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет», да. В итоге до моря все-таки добрались, и немедля в него запрыгнули. Кстати, за все 3 недели было всего 4 дня холодной морской воды (меньше 22°С) — считаю, удачно получилось. С наступлением темноты прокрались до коктебельского автовокзала и укатили на переполненном автобусе в сторону Феодосии. В который раз убедился, что на территории бывшего СССР множество прекрасных мест с, порой, довольно жуткими названиями.
P.S. Чуть не забыл. Все это реклама Крыма и топонимики.