Прага. Столица Чехии по праву считается красивейшим городом современной Европы. Его средневековые пейзажи давно будоражат мои ум и сердце, глянцем журналов и открыток маня к себе – побродить среди задумчиво молчаливых стен неприступных замков и готических соборов, вдохнуть запах замшелого прохладного камня. А затем мысленно перенестись на много веков назад, когда по улицам разносился цокот подкованных лошадиных копыт, а на суровых стенах строений играли отражённые от сверкающей рыцарской брони солнечные блики.
В преддверии очередного отпуска было принято решение: «Поездке в Прагу – быть!». Кроме всего прочего – первая поездка за пределы территории бывшего СССР. До этого знакомство с Европой заключалось в ощупывании рукой польского берега реки Буг, что в Брестской крепости.
По итогам заезда в сказочные края был составлен данный отчёт. Состязаться с многочисленными путеводителями задачи не ставилось, хотелось бы отразить в приземисто-бытовой форме как, что и где. Дабы не превращать отчёт в комикс, в тексте повествования привожу ссылки на фотографии из альбома, где изображения по возможности привязаны к местности. Если иллюстрация отсутствует, то ссылка отправит прямиком на Google Maps. Кроме того, заготовлен GPS-трек одной из экскурсий.
Подвезти от Москвы до Праги согласились
Чешские Авиалинии (CSA). Внутри летадлА встретили приветливые пани летУшки. Загудели двигатели, вдавливая тело в спинку кресла, взлёт. На ум тут же пришли строки классика: «Прощай, немытая Россия!». После горячего ужина и лёгкого сна пошли на посадку. Едва шасси мягко коснулись взлётно-посадочной полосы, как тут же послышались жиденькие аплодисменты десятка человек (а салон был практически полный). К чему, интересно. Нет бы – пристегнуться и выключить свет, как того требуют правила безопасности.
Заезд в отель
Непосредственно перед входом в зал прилётов, под свисающим с потолка настоящим двухмоторным самолётом, поджидал представитель турагентства с табличкой организации. Ну, вот мы и в Хопре! Затем всю группу завели в автобус, и начался развоз по отелям.
Прибыв в выбранную заранее гостиницу, традиционно двинул на reception — вселяться. Произнеся фразу «Добрый вечер, вот мои документы на заселение» плавно осознал, что за спиной 19 часов без сна и я уже не дома, по-русски меня могут и не понять. Поскольку по-чешски фраза «добрый вечер» звучит похоже, девица начало фразы поняла и ответила, а дальше мило улыбаясь призналась, что не понимает. Сменив раскладку, наладил конструктивный диалог на английском. Забегая вперёд – представители старшего поколения русский язык могут и понимать, как повезёт. Пройдя процедуру оформления и получив специальную пластиковую карту-ключ от номера, направился в трёхзвёздочные апартаменты. Глаз порадовала табличка «Free Wi-Fi» («Бесплатный Wi-Fi»). Надпись не обманула – Wi-Fi был и действительно бесплатный. Но поскольку часы показали 03:30 МСК, а завтрак в 06:30 по местному (08:30 МСК), то, расположившись и приняв водные процедуры, было принято решение – провалиться в короткий и восстанавливающий сон. Ведь есть даже хорошая пытка – лишение человека сна.
О деньгах
С первыми лучами солнца, потребив мощный отельский завтрак класса «шведский стол», приступил к сборам на первую экскурсию: пешую прогулку по Старому Городу. Перво-наперво предстояло решить остро стоящий финансовый вопрос, поскольку местных крон при себе нет, а кроме них никакие другие деньги в Чехии не принимаются. Несмотря на то, что страна входит в Евросоюз и расположена чуть ли не в сердце Европы, расплачиваться наличными евро здесь весьма и весьма проблематично. Принять их могут в отелях, в качестве очень большого одолжения – в некоторых ресторанах, а так же, естественно, в магазинах дьюти-фри аэропорта. Оплата наличными в подавляющем большинстве случаев идёт только в чешских кронах. Получить их можно как в обменных пунктах (стационарных либо самоходных двуногих), так и в банкоматах.
Практика работы с самоходными обменниками общеизвестна, а вот на стационарных следует остановиться подробнее и сказать о них несколько важных слов. Дело в том, что существуют «арабские» пункты и «официальные», банковские. Вторые узнать легко: всеобщий лоск, у входа размещена вывеска, на которой чуть ли не метровыми чёрными буквами на жёлтом фоне написано: «Exchange 0%» («Обмен 0%»). У первых такой таблички нет, вывеской служит лицо арабской национальности, размещённое за стеклом и забирающее/выдающее валюту. По инерции инстинктивно тянет посетить официальный обменный пункт, а не восточную лавочку. Вот здесь-то и кроется подвох. Надпись «Exchange 0%» актуальна только для варианта обмена своих крон на другую валюту; например, когда уезжаешь домой и не хочешь волочь с собой местную валюту: лучше вместо неё получить более гибкие и ходовые евро или те же доллары. В этом случае комиссия, да, действительно 0%. А вот если требуется поменять, скажем, привезённые с собой из России евро на кроны, то данная вывеска теряет актуальность со скоростью света. Дело в том, что в правилах обмена мелким шрифтом, в большинстве случаев только по-чешски, коварно сообщается: при покупке крон у банка комиссия может достигать 20%, – о, как! Проценты могут несколько снизить, если меняешь относительно крупную сумму, скажем, 2 или 3 тысячи евро. Чтоб я так жил, как они меняют! В арабских обменных пунктах такого безобразия нет, курс они предлагают более-менее хороший. В этом аспекте смуглое лицо за стеклом может оказывать успокаивающий эффект и вселять чувство уверенности – тут без обмана. Другое дело, что лавочку Али-Бабы надо ещё поискать, отсюда – пустые затраты времени и потеря мобильности. Ну, или при случае набивать полные штаны/носки наличности для большей автономности.
С собой взял немного евро в мелких купюрах (на первое время) и пластиковую карту Visa Classic, на которую и погрузил основную часть взятых в поездку средств. 10 евро обменял прямо на reception отеля, получив за них 260 крон. Как выяснилось в дальнейшем – курс предоставили хороший. Получив немного денежек (забегая вперёд – довольно неплохой ужин в центре на одно лицо) и, облегчённо вздохнув полной грудью, отправился на розыски банкомата. Долго рыскать не пришлось, ибо снабжённые вывеской «АТМ» расположены они буквально на каждом шагу. Комиссия по съёму денег с карты составила 100 рублей. Если вдруг с какой-то стороны и невыгодно, то глубоко сомневаюсь, что выигрыш в обмене покроет время похода к арабу + его поиски. Теперь можно и двигать глазеть на древности.
О метро
Итак, согласно полученному в конверте маршруту добираться до точки сбора предстояло на метро, с одной пересадкой на другую линию. Пражское метро, а оно единственное в Чехии, состоит из трёх цветных линий: «А» (зелёная), «В» (жёлтая) и «С» (красная). Пропуском служит бумажный билет с водяными знаками, именуемый йИзденка («Jízdenka»), по-английски – «transfer ticket». Они продаются повсеместно: в киосках прессы, в лавках с сигаретами, естественно, в кассах и специальных билетных автоматах. Продавцы легко понимают фразы «йизденка твенти сикс» или же «трансфер тикет твенти сикс». На
иллюстрации изображены три билета: в центре квиток получен из автомата, боковые два – в кассе и в журнальном киоске.
Билетным автоматом пользоваться просто: нажимаешь кнопку напротив нужного типа билета, затем в щель в правой верхней части лицевой панели автомата запускаешь монету. Получаешь билет и, если требуется, то и сдачу. Питается автомат исключительно монетами. Полученный любым законным способом билет является универсальным для всех видов транспорта: для метро, трамвая и автобуса. Говорят, даже для фуникулёра, – не знаю, не проверял. Существует два типа данных проездных документов: за 18 Kč, крон, и за 26 Kč. В чём же разница? Билет первого типа позволяет осуществить поездку, к примеру, на метро длительностью не более 30 минут или протяжённостью не более 5-ти станций (станция посадки не учитывается). Права пересадки на другой вид транспорта он не даёт. Для этого необходимо покупать билет за 26 Kč, который позволяет в течение 75 минут кататься на любом виде общественного транспорта, пересаживаясь с одного на другой без всяческих ограничений. Именно такая йизденка и была куплена, поскольку ехать предстояло на метро станций 7.
Следующий шаг — купленный билет необходимо активировать путём компостирования. После этого пойдёт отсчёт времени жизни йизденки. Как видно на
фотографии (горизонт, безусловно, завален), вход в Пражское метро несколько отличается от Московского собрата. В центре заметны три желтоголовых компостирующих аппарата. На каждом из них под горящей зелёной стрелкой находится спецщель, над помещённым в которую нужной стороной билетом с характерным «вжик-вжик» осуществляется процесс активации оного. Изначально автограф автомата наносится красным цветом, со временем проявляется зловещая тёмно-синяя надпись. Сделано. Жертву щели – в карман, идём к эскалатору. В правой части фото, кстати, виден жёлтый автомат по выдаче йизденок.
Как нетрудно заметить, безбилетному проходу никто и ничто не мешает. Компостирующие аппараты путь никак не преграждают, играть в игру «я – лошадь, беру барьер» тут не получится в принципе. И следом, пока створки разрешают проход, никто не просочится. Продуманно, удобно. Пан полицейский или дежурный тоже тебя не ловит, их, кстати, в метро вообще не видно. Отлов «зайцев» осуществляется контролёрами, время от времени навещающими пассажиров. При поимке недобросовестного гражданина ему впаивается штраф в размере около 1000 Kč (> 1500 рублей). О частоте облав говорит тот факт, что за неделю пребывания никто ни разу не потребовал показать билет, хотя катался по несколько раз в день. Видимо, лозунг «Совесть – лучший контроллёр!» тут актуален как никогда. Или же кругом натыканы видеокамеры скрытного наблюдения с прямой трансляцией в Интерпол.
На этом отличия от московского метро не заканчиваются. В плане архитектурных изысков станции в Праге недалеко ушли от подземного пешеходного перехода: никаких тебе статуй, памятников, литья и лепнины. Но вот что касается навигации по всему метрополитену – тут чехи, на мой взгляд, впереди. Как и в аэропорту – кругом легко читающиеся светящиеся указатели с крупными буквами (чешский текст, рядом такой же по размерам английский) и стрелками, над перроном поперёк станции светится крупная схема линии ветки, на которой ты сейчас находишься. Обозначена станция, жирными стрелками указаны направления, в какую сторону едет поезд от каждой из сторон перрона, крупным шрифтом подписаны все станции линии. Цвет фона схемы соответствует цвету линии. Читается всё на ходу, даже не надо сбавлять скорость.
Если выйдя из вагона, можно осуществить переход на другую ветку («преступ на линку»), то над перроном сразу видно стрелочное табло с буквенным наименованием линии на фоне цвета этой же линии. Например, переходим на линию C, значит, будем видеть большую жирную букву C на красном фоне и стрелку, указывающую, куда идти. Кроме того, во всю длину стены перехода нанесена толстая линия, цвет которой указывает, на какую линию осуществляется переход, та же стрелка. Понравилось, затруднений не вызвало, сохранить инкогнито и не выдать в себе туриста, изучающего «куда тут идти», очень даже легко!
На лбу у головного вагона светится наименование направления, в котором он едет, внутри каждого вагона – такие же информативные табло и схемы, бегающей строкой ползает название линии и станции, к которой мы подъезжаем. Раскрашены поезда в бело-красно-серую гамму, на всех дверях в области стыка присутствует большая круглая кнопка со светящимися стрелками. Бывает так, что при остановке на станции открывается только часть дверей вагона, нажатие на эту кнопку позволяет открыть закрытую дверь. Зачем так – без понятия. «Укончите, просийно, выступ а наступ, двежьице завьираю», – двери закрылись, понеслась, станция назначения, выход на поверхность к гиду.
Старый Город
Данная экскурсия была записана с использованием GPS. Непосредственно трек, а также фотографии ключевых мест, представлен
здесь (ресурс англоязычный), путь начинается в точке обозначенной зелёным маркером.
Гид с табличкой в руках встречает в назначенном месте, практически сразу у выхода из метро, – общепринятая практика, промахнуться сложно. Погода в первой половине дня была мерзкой: прохладно, по небу ползли цепляющиеся за шпили тяжёлые рваные тучи, ветер, дождь как из пульверизатора. Но ничто не может нас вышибить из седла. Внимая словам гида и стойко перенося непогоду, осматривал красоты древнего зодчества. Одним из первых посещённых сооружений была Пороховая башня. Массивное строение, как и полагается по средневековым нормам, украшено множеством скульптур и барельефов. У подножия мощной башни воздвигнута статуя её автора. Помимо созерцания собственно постройки можно взобраться наверх и взглянуть на Прагу с расположенной там специальной смотровой площадки.
Между башней и Вацловской площадью в Пассаже Люцерна (Passage Lucerna) находится довольно оригинальная конная статуя. Произведение искусства изображает всадника, оседлавшего висящую вверх ногами мёртвую лошадь. Имя экстравагантному лошадисту – Святой Вацлав. Данная примерно четырёхметровая конструкция подвешена прямо под потолком над головами посетителей. По замыслу творца произведение сие является пародией на настоящий памятник Святому Вацлаву, расположенный неподалёку на одноимённой площади. Глядя на вывалившийся из пасти животного язык, сразу чувствуешь: скульптор подошёл к делу со всей серьёзностью и ответственностью. О качестве получившейся пародии судить не берусь, но то, что она наравне с оригиналом стала широко известным местом – факт. Повествуя на тему конных сооружений, не могу не сказать, что в Праге находится и самая большая в мире статуя этого класса – памятник Яну Жижке, национальному герою. Девятиметровое сооружение находится в районе телебашни, получившей, между прочим, второе место на международном конкурсе архитектурно уродливых телебашен. До неё не добрался – как-нибудь в следующий заезд.
Впечатлённые лошадью, двинули дальше по Пассажу, выйдя из которого, попали в небольшой
тихий парк. Это довольно удивительное место: практически центр города, где-то там кипит жизнь, где-то там снуют авто, а здесь – абсолютная тишина, только о чём-то щебечут птахи да шумит фонтан. В Пассаже можно взять с собой кофе, и, потягивая горячий душистый напиток пока он ещё не остыл, наслаждаться тишиной сидя на одной из скамеек. Спокойствие и умиротворённость обеспечиваются тем, что вокруг крепостными стенами расположены различные строения высотой этажа 4-5. Самое заметное творение –
Костёл Девы Марии Снежной.
Помимо места, активно посещаемого туристами, данная религиозная постройка выполняет и свои прямые обязанности – является действующим костёлом. Зайдя вовнутрь, поражаешься размерам. Снаружи – вроде ничего мощного, но внутри – ты букашка перед мощью и величием Религии. Но, тем не менее, гнетущего ощущения нет. Напротив, архитектура производит впечатление некой воздушности, устремлённости в небеса. На одной из фотографий можно заметить людей, сидящих на скамьях. Это – молящиеся прихожане. Кто знает, что привело их сюда, поэтому лазить, везде изучая и фотографируя интерьер – неудобно. Вроде как люди здесь открывают душу, пришли со своими проблемами, ищут отдушину, а своими действиями подводить их под общий знаменатель с теми же экспонатами и достопримечательностями – нехорошо. А посему тихо покинул пределы помещения.
Посетив
Вацлавскую площадь и продолжив шествие по улочкам Старого Города, попали на Староместскую площадь («старо намести» – «старая площадь», родственно русскому «поместье»). На подходах можно заглянуть в многочисленные ювелирные лавки Чешского граната. Над самой площадью грозно возвышается двумя острыми башнями брутальный
Тынский храм. В центре находится памятник национальному герою Яну Гусу. Так исторически сложилось, что здесь испокон веков пересекаются караванные пути. Вот и сейчас немалая доля пространства заставлена множеством торговых рядов, на которых прямо при тебе могут изготовить сладкую национальную чешскую булочку – трдло. Здесь следует сказать, что чешский язык богат на уменьшительно-ласкательные суффиксы, но вот гласные, похоже, впали в немилость. Во многих словах гласность сведена к минимуму, и название этой булочки как раз таки может служить примером подобной кастрации.
Скажу пару слов о данном хлебобулочном изделии. Внешне блюдо похоже на дециметровый обрезок трубы с толщиной стенки около сантиметра. Или на «сосиску в тесте» с извлечённой сосиской. На фоне красной крыши торгового ряда, кстати, видна стилизованная под трдло вывеска. Сладость достигается за счёт состава теста, никаких кремов/джемов/повидл здесь и в помине нет. Ароматное тесто жарится тут же при тебе на открытом огне, затем потребляется как отдельно, так и вместе с кофе/чаем. Рецептура трдла довольно широко представлена в интернете, любой желающий может ознакомиться и выбрать по вкусу. И равно как для метра есть эталон в Бюро мер и весов во Франции, то и для трдла есть свой образец – он в Чехии.
Староместская площадь славится ещё одной достопримечательностью – Городской ратушей с астрономическими курантами. Данный часовой механизм помимо собственно времени отображает год, месяц, время восхода/захода Луны и Солнца, а также знаки Зодиака. Как и Пороховая башня, башня Ратуши снабжена обзорной площадкой, добраться до которой можно как пешком по винтовой лестнице (бесплатно), так и на специальном лифте (требуется приобрести билет). Но поскольку ещё относительно недавно в башне располагался канализационный коллектор, и соответствующий дух ещё полностью не отдиффузировал, взобраться на неё не отважился, ограничившись внешним осмотром. Кроме того, до начала нового часа оставалось минут 10, и, со слов гида, процесс смены часа на данных курантах далеко не традиционен, на это дело стоит посмотреть именно снаружи.
Постепенно к основанию башни со всей округи стала подтягиваться интернациональная толпа. Видя движение народных масс, сгорал от нетерпения, переминаясь с ноги на ногу, на занятой позиции – что же такое задумали мега-часы? На всякий случай — запустил видеосъёмку, результат –
на YouTube, качество – не совсем фонтан, поэтому попробую описать словами. Кстати, там же на канале есть ещё несколько роликов из поездки. Сразу скажу — ожидания от часов оправдались на все 100%. С наступлением очередного часа куранты затеяли нешуточное представление перед собравшейся толпой. Сначала, как и положено курантам, зазвонил колокол, извещающий о завершении очередного полного оборота часовой стрелки. А затем, затем развернулся целый спектакль кукольного театра в жанрах средневековых скоморохов, некогда так же тешивших праздный люд. В двух маленьких окошках над верхним циферблатом под дугообразной крышей сменяя друг друга являли себя свету лики всевозможных апостолов. Здесь же в районе второго часа находится фигурка адского скелета, дёргающего за верёвку колокола и возвещающего сим действом окончание бренной жизни очередного грешника. Смертный приговор приводится в исполнение ангелом, методично размахивающим карающим золотым мечом. Ангел расположен в девятом часу нижнего циферблата. Скелет звонит в колокол – взмах золотого меча – всем воздастся за грехи ваши, уверуйте и покайтесь, грешные! Затем створки над часами закрываются, и на сцену выходит специальный золотой петух, гнездящийся между верхних окошек. Традиционное «ку-ка-ре-ку» потонуло в восторженных зрительских овациях. Завершилось представление появлением на самом верху башни ратуши товарища глашатая с трубой в руке. Дудя в принесённый с собой инструмент торжественную мелодию, он извещает собравшихся о том, что наступил новый час. Оттрубив нашей стороне, он побежал на противоположную – дудеть им. Затем всё стихло, слышны были только восторженные крики толпы и вполне заслуженные аплодисменты. Часы отыграли эффектно.
О навигации и улочках
Как только стихли торжественные звуки трубы, гид известила нас, что экскурсия завершена, и дальше наступает наше личное время. 2.5 часа организованной прогулки пролетели незаметно, теперь можно самому неспешно побродить по данной части Праги. Улочки Старого Города довольно похожи друг на друга: красивые старинные дома, тротуары и проезжая часть, покрытые брусчаткой. Немудрено и заблудиться.
Дабы не попасть в ситуацию Геннадия Петровича Козодоева из «Бриллиантовой руки», а попасть в неё в данном районе весьма просто, можно заранее взять соответствующую карту, продаются они повсеместно. Шагая в ногу со временем, давно запасся трубой со встроенным GPS-приёмником и картами Google Maps; детализация Праги – достаточная, преимущества – налицо. Ещё перед поездкой нанёс основные пункты к посещению, рэстораны, достопримечательности. Пару раз за время пребывания подсказывал потерявшим ориентировку туристам текущее местоположение. Помимо промежуточных пунктов маршрута и текущей позиции, можно отмечать закусочные, кафе, пиццерии, обменники и такой немаловажный аспект как туалеты, поскольку кругом царит камень и людское оживление. Ну и штрафы, если заловят – в этой части города даже курить на улице не везде разрешено. Снабжённые указателями пункты WC, несмотря на то, что общественные, весьма цивильные – то ли регулярно убираются, то ли общая культура, то ли всё вместе. Стоимость платных в том же метро 5 крон (рублей 8). Посещать можно уверенно как те, так и другие.
О пище
Поскольку дело близилось к обеду, да и за спиной накопилось порядка трёх часов сугубо пеших прогулок, то было принято решение ознакомиться с традиционной местной кухней. Следует отметить один немаловажный момент. Есть такое блюдо, называется «свиное колено», представляющее собой примерно полтора килограмма жареного мяса плюс весьма сытный гарнир в виде хлебного или же картофельного кнедлика (довольно питательные ломтики на основе хлеба/картофеля) обильно политого сытной душистой мясной подливкой, либо подаётся более привычный жареный картофан. Понятно, что в одно лицо за один присест съесть это блюдо весьма проблематично, а выкидывать – жалко. Заказывать его лучше в тёплой дружеской компании под другую достопримечательность – пиво марки «Крушовицы» («Krušovice»), «золото» на конкурсе пивоваров Чехии. Данный пивзавод расположен на автотрассе из Праги в Карловы Вары, прямо у дороги. Но об этом – ниже.
За время путешествия по старой части Праги выбор остановил на заведении с названием
Skorepka. Не хочу сказать что в других местах кормят плохо, вовсе нет: жёсткая конкуренция, качество продукции держат, битва идёт за каждого клиента. Скорее зацепил средневековый интерьер: полумрак, массивные деревянные балки, декоративный кирпич и дикий камень, массивные дубовые столы и стулья переносят лет на 500-600 назад, на столе горят свечи, а в углу бьётся в заточении камина живой огонь. Под потолком висит телега, рядом с которой находятся снопы пшеницы. Одетые в таком же духе официанты приносят меню, оформленное в средневековом стиле: твёрдая «пергаментная» обложка, на трёх языках (чешском, русском и английском) специальным шрифтом с вензелями на искусственно пожелтевшей с опалёнными краями бумаге указан перечень предлагаемых блюд.
Блюда были выбраны следующие: чесночный суп, свиное филе с картофельным кнедликом и подливкой, яблочный штрудель со сливками («О! Ланда!»). Про знаменитый чешский чесночный суп слышал давно, и вот наконец-таки представилась возможность вкусить сие блюдо. Подано было в специальной пиале, вкус чеснока не чувствовался ни разу, что понравилось. Видимо, вот как борщ с крапивой: зверская составляющая нейтрализована для придания блюду характерного мягкого вкуса. Помимо чеснока в играющем искрами бульоне плавали мягкие хлебные кубики, немного зелени, что-то из овощей. По итогам суп понравился, производит впечатление лёгкой похлёбки с оригинальным вкусом. Мяса не обнаружилось ни волоконца, данный пробел с лихвой был компенсирован блюдом номер два: свининой с картофельным кнедликом.
Попробую детальнее описать, что же это такое — кнедлик. Думаю, все видели длинные французские батоны – багеты. Кнедлик по форме напоминает сечение такого батона, диаметром, если можно так сказать, примерно сантиметров 5-6 и толщиной около одного. Или как сильно увеличенный «ленивый вареник», можно и так сравнить. Консистенция – плотная лепёшка из, в данном случае, спрессованного варёного картофеля; есть хлебный вариант. Есть положено, насколько понял, вилкой, ибо орудовать перстами в блюде с подливой Ынтеллигенту как-то не к лицу. Отломил/отрезал кусочек, искупал в соусе – получается очень вкусно и сытно.
На штрудель взирал уже не так жадно и без хищного блеска глаз как в начале трапезы, но интерес всё же утерян не был. Сладкое оказалось несколько больше чем у Ханса Ланды, наверняка и вкуснее! Итоговая стоимость всего этого удовольствия около 250 крон (примерно 365 рублей). Стоит сказать, что при получении чека надо внимательно смотреть в раздел с «Итого» – там, как правило, две цифры: с чаевыми и без них. Какой вариант выбрать – дело лично каждого. Подзаправившись калориями, можно было неспешно двигать дальше.
На тот случай, если требуется более лёгкий перекус, скажем, кофеёк с булочкой, то кофеен много, во все можно смело заходить. Тем более, сложно не поддаться на искушение и пройти мимо такого
завлекающего приглашения. В этом же районе, недалеко от входа на станцию метро Mustek, под бело-зелёной полосатой крышей находятся торговые ряды с сувенирами. Рядом с ними расположился итальянский ресторан, название которого не помню, но есть здоровая вертикальная вывеска на итальянском, найти можно. Места в кабаке есть как на улице под навесом, так и внутри. Паста, антипаста, моцарелла, мясо, пицца, эспрессо и так далее – вся красота итальянской кухни. Полукилограммовая пицца, в среднем, крон 220 (где-то 300 рублей). Столько же спагетти под соусом, мясо – отдельно. Персонал – то ли действительно итальянцы, то ли корпоративная дрессировка: при разговоре с ними слышен заметный акценто. Хотя между собой общаются исключительно на итальянском.
Заход в Национальный музей
Раздумывать на предмет выбора известного места для дальнейшего посещения долго не пришлось. Поскольку рядом была наклонная Вацлавская площадь, то следующим на очереди к осмотру, помимо собственно неё, был выбран Национальный музей, в который она упирается своим верхним краем. Площадью в классическом понимании этого термина её назвать сложно: длина 750 метров, ширина, в среднем, метров 50. Таким образом, по пропорциям она больше похожа на бульвар, нежели на площадь. Тут же находится конный памятник Вацлаву, который на этот раз восседает на живой стоящей лошади. Сразу за его спиной и находится музей.
Вестибюль музея больше похож на театральный: колонны, лестница с красной ковровой дорожкой, рояли, всяческие необычные деревца. Что касается билетов, то помимо стандартной разбивки «детский/взрослый» есть билеты с разрешением фотографировать в некоторых залах. Где-то можно фотографировать свободно, где-то – только с соответствующим билетом, а где-то – вообще нельзя. Кроме того, тут же в кассе можно взять аудиогида, представлены несколько языков, русского не заметил. Ходишь по залам, а прибор, похожий на телефонную трубку, вещает тебе в ухо человеческим голосом всякое интересное. Гида брать не стал, сразу помчался по ковровой лестнице наверх – к экзотике.
Первый зал, точнее, комплекс залов – камни. Любителям их изучать, просто рассматривать, а также знатокам минералогии, геологии и сопутствующих наук настоятельно рекомендуется посетить при случае данную экспозицию. Несколько огромных залов практически забиты стеллажами с зелёными, красными, бесцветными прозрачными, синими образцами творения мощных сил природы. Если в этом разбираешься – легко можно провести день, поскольку даже я, чьи познания весьма и весьма скромны, довольно продолжительное время бродил между витринами, разглядывая причуды. Набор экспонатов варьируется от камней класса «щебень/мел с античной улиткой» до разноцветных кристаллов внушительных размеров. Завораживает, притягивает.
Далее пошли залы с экспозициями более понятными и близкими. После лицезрения камней окунулся в историю развития человечества, занимающую опять же несколько помещений. Богато представлены черепа предков людей того или иного периода развития, образцы соответствующих инструментов, предметов культуры и быта, расчерчены схемы поселений и установлены макеты жилищ. В центре зала в хрустальном гробу находится древняя спящая красавица. Точнее, витрина с полноразмерной реконструкцией её захоронения: сложенный определённым образом скелет, ножи, скребки, наконечники стрел, – всё, что может понадобиться усопшей в мире мёртвых. Череп проломлен то ли временем, то ли неким древним зловредным элементом. Непонятно. Сопроводительный документ был только на чешском, а посему выяснить, что же случилось, не удалось. Вообще черепов, всяческих образцов скелетов, всевозможных ножей, скребков, топоров, украшений и прочего сопутствующего инвентаря представлено достаточно для того, чтобы проследить эволюцию развития человека. В одном из залов даже находится полноразмерная пирога длиной метров 15.
Чем дальше шёл – тем богаче экспонаты. В следующем помещении ожидала вожделенная цель первобытно-общинного охотника, точнее, её полноразмерное чучело, –
огромный мамонт! Заросший слоник оказался около 4-х метров по высоте – здоровая махина. Глядя на неё, остаётся только поражаться мастерству тех, кто пытался превратить её во вкусный ужин. Понятно, удача сопутствовала далеко не всем и не всегда, поэтому кто-то после особо неудачной охоты вместо ароматного кусочка барбекю легко мог получить надгробие из богато украшенного древними улитками камня.
По соседству с волосатым животным оказался зал с орденами чешских правителей, государственными наградами и прочими выдающимися национальными знаками отличия. В зале из бархата царит полумрак и надсмотрщик, пресекающий любые попытки вести фото- и видеосъёмку. Вообще подобный человек есть в каждом зале, но здесь, видимо, режим особый. Несмотря на то, что сопроводительная документация опять-таки на чешском, привлекательность экспозиции это не умалило. С лентой, без ленты, нагрудные, нашейные, украшенные камнями и без камней драгоценные предметы радуют глаз красотой, внушают уважение, сверкая ювелирным лаком. Если я не ошибаюсь, это единственный зал, не связанный с областью естествознания.
Стоит отметить и экспозицию с моделью Солнечной системы, структурой Земли, её зарождением. Это, пожалуй, самое шумное место во всём музее, поскольку здесь рокочет и гремит расположенный в центре помещения вулкан, изрыгающий в полумраке потоки лавы.
Богато представлены чучела животных габаритами начиная от лисицы и заканчивая носорогом, рыб – от окуня до акулы, птиц – от воробья до страуса, а также образцы окаменелостей, скелеты млекопитающих всевозможных калибров и прочие образцы фауны. На стенде с акулой даже можно полюбоваться на её челюсти, наборы зубов всех типов, осмотреть их через увеличительное стекло для получения более детального представления о режущей кромке.
Подводя итог посещению музея, можно смело сказать, что было познавательно, увлекательно, несколько часов пролетели незаметно, в таком же духе легко мог пройти и целый день.
Заезд в Карловы Вары
Разгоняя ночь, медленно, но уверенно взошло солнце нового дня. Согласно расписанию экскурсий на сегодня запланировано посещение Карловых Вар. Карловы Вары – живописный курорт в западной части Чехии, славится, прежде всего, своими естественными водными минеральными источниками. Собственно, лечебные курсы так или иначе основаны на использовании живой водицы с целебными солями. Расстояние от Праги примерно километров 150, а потому погрузились в автобус и помчались по прогретому весенним солнцем асфальту. Путь пролегал мимо здания Посольства Российской Федерации. Оно занимает собой практически целый квартал, этот комплекс зданий достался по наследству со времён СССР. Местное время едва подходило к 9-ти часам, а возле входа уже выстроилась целая очередь граждан. Соотечественники или нет – непонятно. Проехав кусочек России, свернули на центральную улицу Праги – Европску, бывшей когда-то то ли Ленинским проспектом, то ли улицей Ленина, – точно не помню. Мчались по Европской, а рядом проходили улицы Арабска, Египтска, Непальска и Африцка – прямо тебе урок географии на ходу.
Выехав с города и обогнув аэропорт, помчались прямиком по трассе. Дорога, конечно, не автобан – всего по одной полосе в каждом направлении, но качество асфальта ничуть не хуже. Автобус мчит без тряски, визуально недостатков полотна не отмечено – будто едем по доске. Что понравилось – знаки ограничения скорости
продублированы на проезжей части: на асфальте диаметром, примерно равным ширине полосы, изображён точной такой же знак, что и на обочине. Удобно. На поворотах дорога имеет уклон по принципу гоночного трека.
Мелькающие за окном пейзажи сопровождались интересными легендами, рассказами и преданиями, связанными с пролетаемыми просторами. Дабы привнести струю новизны, гид поведала, что проезжать мы будем мимо не какого-то там очередного замшелого замка, а мимо самого пивоваренного завода
«Крушовицы»! Этот завод по-доброму ненавидят остальные чешские пивовары. И не потому, что «Крушовицы» взяли «золото» на конкурсе чешского пивоварения, хотя и за это тоже, а потому, что находится он прямо возле оживлённой трассы. В 15 метрах от дороги вниманию предлагается как сувенирный магазинчик с фирменными кружками и бокалами, так и завод, и, естественно, фирменный крушовицкий кабак, где можно потребить свежую продукцию. Рядом с пивзаводом раскинулся небольшой мутный гниловатого вида пруд. Ходит шутливое местное предание, что воду для пива берут из этого протухшего лягушатника. К счастью, это всего лишь шутливое предание.
Чувствуя всеобщий восторг, предводитель следом сообщила тонкую особенность относительно местных дорог. Как известно, пиво такой продукт, который довольно быстро захочет наружу, каким бы качественным оно бы не было. А дорожная особенность кроется в том, что понятия «остановиться у лесочка/кустика» здесь нет. Если запалят – вручат неслабый штраф. Остановки по такому вопросу разрешены только на специальных пунктах, где есть туалеты, например, бензозаправки. Следует отметить, что попадаются они довольно часто, так что проблем нет. В свете изложенной информации было предложено рассчитывать силы до самих Карловых Вар. Все оказались сознательные – обошлось.
Километры пролетали за километрами, посёлки за посёлками. Домики в сельских населённых пунктах сохранили свой первоначальный стиль, не обвешавшись неоновыми вывесками и кричащими рекламными плакатами, что положительно сказалось на обличье мест. Куда ни брось взгляд – видны небольшие светлые аккуратненькие строения с белым фасадом, красной крышей и зелёным двориком с аккуратненькими дорожками. Вот уже начинает закладывать уши от перепада атмосферного давления, поскольку Карловы Вары сами по себе расположены в углублении горной местности по берегам небольшой реки. Воздух сам по себе какой-то лёгкий, дышится легко.
В Варах тщательно следят за шумовой обстановкой, поскольку кроме культурно-исторического места данная местность ещё является и санитарно-курортной зоной. Поэтому спустившись на автобусе с гор, прибыли на
стоянку для туристических автобусов, а не помчались с песнями сразу в центр. Добираться далее до известных мест предлагалось на специальном бесплатном автобусе, курсируют они каждые 15 минут. Ехать немного – едва успел нацепить и включить радиоприёмник гидского сигнала, как уже прибыли. Если поездка понравилась, можно оставить немного чаевых, несмотря на то, что проезд бесплатный.
Волшебный халявный автобус выбросил нас на специальной площадке возле
Отеля Пуппа. Вообще в этом районе отели чуть ли не в каждом здании – сказывается геополитическая специфика места. От Пуппского клоповника мы и двинули вдоль набережной реки Теплы. На мой взгляд, название своё она ни разу не оправдывает, ибо по природе своей горная, да на ощупь – холодная. Буквально сразу был замечен торчащий на скале
православный крест с Иисусом на нём. При ближайшем знакомстве Иисус оказался плоским, чуть ли не выпиленным лобзиком из куска фанеры. Оказалось, что его воздвиг здесь не кто иной, как Пётр Первый, живший в этих местах с 1711 по 1712 годы. Понятно, Пётр не стремился сделать нечто в жанре «наш ответ Ватикану», а хотел создать для себя привычную духовную обстановку. Сохранилась даже памятная табличка на
доме, где жил император. Табличка прикреплена над входом в здание, двери в проёме высотой метра два – чтобы рослому российскому самодержцу не приходилось наклоняться. Помимо креста, с именем царя связано название крупного отеля «Hotel Petr».
Недалеко от петровской хаты буквально в паре домов ходу расположилось
кафе «Elefant». Над входом в элитную тошниловку на специальной полочке закреплен соответствующий названию золотой слон высотой сантиметров 40. Литой он или же пустой – снизу не определить. Слон завёрнут в прозрачную полиэтиленовую плёнку – рядом ремонт, животное не должно потускнеть, оно обязано блестеть, олицетворяя собой замечательный ход дел у владельца кабака. Не знают глупые чешские строители, что золото может облазить с памятников, облазить в количестве десятков килограмм, заставляя выделять из бюджета дополнительные средства на проведение реставрационных работ. Надо бы им обратиться к опыту российских коллег, работающих над нанесением позолоты в Петербурге.
Прочитав название кафе, психология тут же ассоциативно нарисовала сцену из сериала «17 мгновений весны»: встреча Штирлица со своей женой. Вот как раз на этой тонкой материи построена байка, связанная с данным пунктом питания. Дело в том, что зайдя вовнутрь можно легко попасть под влияние персонала, который с серьёзным видом начнёт вам рассказывать о том, что именно здесь снималась та самая знаменитая сцена. В подтверждение своих слов вам даже покажут столики, за которыми сидели гражданин и гражданка Исаевы во время съёмок. И вот уже когда незамутнённый турист раскрыв рот будет стоять и рассматривать столики, ему скажут, что на самом деле его по-дружески разыграли, а сама сцена снималась в Прибалтике. Знатоков сериала, конечно же, не проведёшь на мякине.
Вообще тема русских и России является неотъемлемой частью Карловых Вар. Помимо отеля «Пётр», улицы имени И.П. Павлова (опыты на рефлексы с собаками и не только), есть отель «Пушкин». Коренное чешское население не на шутку встревожено тем, что на улицах встречается всё меньше и меньше носителей чешского языка. Дело иногда доходит до того, что и поговорить толком не с кем: всё больше и больше слышна русская речь. Да что там говорить – русскоязычные граждане заселили целый район, при том, что цена за квадратный метр жилой площади, если верить развешенным объявлениям (они, кстати, на русском, что говорит о целевой аудитории), легко может составить 2700 евро. В русском квартале, понятно, центральная улица – Moskevska, параллельно с ней проходит Krymska. Исторические здания украшены русскоязычными объявлениями о продаже/аренде офисов, жилья. Как никуда и не уезжал! Стоит ли говорить, что в магазинах и кафе легко можно общаться на русском – легко поймут, воспримут без озлобления. Естественно – несколько погодя сходил, посмотрел на район обитания соотечественников, как же живётся им на чужбине. Неплохо живётся им вдали от Родины!
Этак непринуждённо гуторя, плавно дошли до
первого минерального источника. Расположен он в закрытом помещении, выполнен в виде фонтана. По сути, он и есть облагороженный природный фонтан, лупящий метров на 10 в высоту – хоть сейчас бери тару и начинай исцеляться от гейзера. Но, как обычно, есть свои особенности:
- пить рекомендуется по нескольку глотков с источника, поскольку минеральная вода оказывает расслабляющее воздействие на организм. Настолько расслабляющее, что бесплатные туалеты (посадку разрешаю) расположены буквально на каждом шагу;
- вода очень, очень богата минеральными солями. Не стоит стараться пройти двухнедельный курс за час-два. Известны случаи, когда туристы, решив мгновенно исцелиться, выдували за раз столько солёной воды, что вместо положительного эффекта получалось строго диаметрально наоборот: вплоть до экстренного заезда в больницу по части гастроэнтерологии – желудочно-кишечный тракт несколько не справлялся с таким наплывом минеральных вод. Оно и немудрено, ведь лечебное питьё прописывает врач в строгих дозировках. И тут как никогда важен принцип «во всём надо знать меру»;
- советую купить специальный кувшинчик, в него набирать воду и уже пить из него. Сосуд снабжён длинным тонким горлышком, которое позволяет лить воду прямиком в глотку, не смачивая ею зубы. Дело всё в той же повышенной концентрации минеральных солей. Они могут откладываться на зубах, окрашивая эмаль в тёмный цвет. Экзотический окрас, конечно, проходит со временем, но мало кому хочется ходить с подобного рода тюнингом. Понятное дело, никто не запрещает наловчиться дудлыть прямо из обычной чашки – тут дело сугубо в личной сноровке.
Эффект разнообразия привнесли проводимые массовые ремонтные работы, связанные с заменой коммуникаций. Но, как говорил Лёлик, «без шуму и пыли» – ходить можно не боясь во что-либо вляпаться. Сделано всё аккуратно, даже деревья обмотаны щитами из досок, дабы не повредить ненароком кору – Европа. На выходе из гейзерного павильона наткнулись на один из вариантов
Чумного столба. Воздвигнут он в благодарность всем покровительствующим Варам святым за то, что они уберегли город от чумы, свирепствовавшей на тот момент Европе. Если отбросить религиозную точку зрения, то город спас карантинный режим класса «никого не впускать» плюс некоторые географические особенности: горы, ветер, относительно низкие температуры.
На столбе представлены основные на тот момент святые. На самом верху расположен Земной шар, на котором стоит тётка, Дева Мария, отважно давящая ногой злобную змеюку — Чуму. Ниже представлены духовники рангом пониже. Вообще Дева Мария – весьма почитаемая святая в Чехии. Блестя позолотой на основании тумбы сияет шестиконечная звезда. Возникает мысль — не иначе как и здесь Они подсуетились! Однако, у звезды Давида внутри нет круга, как у этой, так что на этот раз обошлось.
Справа от памятника раскинулось белое деревянное здание – действующий санаторий. На первом этаже сделана некая веранда с минеральным источником. Говорят, как-то на фоне этого пейзажа снимали кино, в одной из ролей которого отмечался мсье Жора Депардье. Весть о проходящих съёмках моментально разнеслась по Варам, и к месту действа довольно быстро стянулась толпа преимущественно поклонниц – за автографом. Оператору, по понятным причинам, некоторое время можно было с чистой совестью провести в местном кабаке.
Продолжая движение по набережной вдоль Теплы, выбрели на колоннаду минеральных источников. Колоннада выполнена в стиле древнегреческих пантеонов, внутри которых и плещутся потоки мега-жидкости. Калибр струй несравнимо меньше первого гейзера: примерно как питьевой фонтанчик. Воду, тем не менее, можно свободно пить, всё чисто, за этим пристально следят. Небольшая площадь перед колоннадой – это на самом деле широкий мост через Теплу. На нём расставлены удобные скамейки – можно присесть и послушать журчание реки, посмотреть на плывущие над покрытыми лесами горами облака, или же просто сидеть и не думать ни о чём отдыхая душой и телом.
Дабы ещё больше прочувствовать красоты местного края – по соседству раскинулась лавка, в которой можно у самого производителя закупить в частные руки Бехеровку – крепкий питьевой бальзам, бренд ранга Крушовиц. Лавка выполнена в виде фирменной бутылки. Говорят, похмелье с этого напия мягкое, хотя, опять же, всё зависит от индивидуальной меры, лично не проверял. Духовные спирты разлиты в добротные толстостенные бутылки: засунув пузырь в штанину и перемотав для надёжности одеждой, можно смело сдавать сумку в карго-отсек аэроплана – не разобьют при всём старании.
Несколько далее справа по ходу движения, на горе напротив Садовой колоннады, находится здание плавательного бассейна с термальными источниками. При наличии соответствующей формы одежды можно устроить заплыв в тёплой минеральной воде. Говорят (говорят), неофициально владеет заведением сама госпожа Лужкова. Заплывать не стал, но отметил про себя факт расположения бассейна и пути подхода.
Помимо того, что здешние природные воды используются в лечебно-профилактических целях, часть жидкости идёт на производство известной карловарской косметики. Сюда можно отнести всевозможные соли для ванн, крема для различного типа и возраста кожи, шампуни и прочие производные минерально-парфюмерной отрасли. По заверениям наиболее опытных людей, отличный
фирменный магазин находится на набережной Яна Палача, дом 2 (nabr. Jana Palacha, 2). Видать, Ян-то был передовиком производства, раз уж в честь него назвали целую набережную, да ещё и в каком районе! В магазин продукция поступает прямиком из цехов, цены – относительно невысокие. Он тут один, мимо не пройти, с другим не перепутать. Как упоминалось выше – проблем общения на русском языке в Варах никаких нет. Вот и здесь весь разговор с продавцами проходил так, как будто дело происходит в России, а не в 2500 километрах от её границ.
В этом же здании, буквально за соседней дверью, расположилась довольно неплохая по отзывам бывалых
кафеха «Repre Restaurant». Пользуясь случаем – навестил. Заведение состоит из двух частей: бара и ресторана. Для лёгкого перекуса и всего такого служит уличный павильон класса «летнее кафе», а для более основательной подпитки – выкопан и оборудован подземный ресторан. Спускаться туда придётся по винтовой лестнице. Подавляющее количество пунктов меню составляют блюда национальной чешской кухни, что радует. Скорость обслуживания, качество блюд нареканий не вызывает – всё заказанное было быстро принесено, вкусно пахло, отлично съелось. Шкурная сторона вопроса – 250 крон, это первое, второе и запить.
С превеликим трудом после сытного обеда двинул в сторону места высадки, чтобы оттуда уже подъехать к экскурсионному автобусу. Смотришь по пути на элитные кварталы, на ценники на жилплощадь, на авто, а на ум тут же приходят слова Остапа Бендера: «Да, Киса, мы чужие на этом празднике жизни». А между тем закованная в камень набережной Тепла как и много-много лет назад стремительно несла свои воды, недовольно плеща и пуская пену огибала препятствия на своём пути, солнце уже приближалось к вершинам елей на горах, проводя итоговую черту этому дню, проведённому в поистине удивительном и чудесном месте.
Прогулка по Праге
Резко контрастируя с предыдущими, пару предстоящих дней развлекать себя предлагалось самому, поскольку экскурсий в каком-либо виде не значилось. Такое положение дел, в принципе, вполне устраивает, ибо можно, скажем, не всё успеть осмотреть во время экскурсии, или же хочется побывать там, куда по плану гид заводить и не должен. Маршрут похода был составлен ещё перед поездкой, сложностью он не выделяется: отойти на один конец набережной Влтавы (река, на берегах которой стоит Прага) и, двигаясь в сторону города, заглядывать в приглянувшиеся места.
Кстати говоря, в таких ситуациях можно у принимающей турконторы поинтересоваться: есть ли какие-либо экскурсии на этот день, есть ли там свободные места. Если по обоим вопросам будет получен положительный ответ, то можно ознакомиться с прейскурантом, внести требуемую сумму и скататься на внеплановую экскурсию.
Итак, после утренней трапезы, в момент когда едва-едва солнце ласково и тихонько коснулось верхушек деревьев да оконечностей шпилей соборов и замков, покинул пределы отеля в направлении исходной точки лично проложенного маршрута. Знакомство с пока ещё спящим городом начал в районе пересечения Бубенской набережной (Bubenske nabr) и улицы Агентнсткой, рядом с каменным железнодорожным мостом.
Если смотреть на противоположный берег, то сразу заметена телевизионная башня – она доминирует над остальными зданиями. Чуть ниже вышки, левее, даже невооружённым глазом легко заметить конный памятник Яну Жижке. Этот та самая большая конная статуя в мире, о которой шла речь выше при описании висящей мёртвой лошади в пассаже Люцерна. Переброшенный через Влтаву каменный железнодорожный мост действующий: при мне вальяжно со стуком прокатился небольшой пригородный поезд.
Течение реки нельзя назвать спокойным и размеренным. Влтава торопится течь, стремительно проносясь через пороги, в спешке порождая барашки на волнах. Кстати, по одной из версий город получил своё название благодаря речным порогам. Порог по-чешски будет «прах», «град на прахе» – «город на порогах». По-чешски «Прага» произносится как «Прагха», буква «г» звучит как «г» и «х» одновременно, практически как в украинском языке. Несмотря на наличие подобных преград, по реке ходят суда. Навигация открывается в апреле, транспортные баржи и траулеры не отмечены, но зато повсюду снуют прогулочные суда всех калибров и расценок: начиная от просто покататься пару часиков и заканчивая прогулкой с экскурсоводом и полным обедом. Можно выбрать традиционное винтовое судно, а можно прокатиться на ретро-пароходике с огромными гребными колёсами по бокам. Дудят и свистят все без исключения – будь здоров.
Если зайти на середину моста, то открывается захватывающий вид на Влтаву, комплекс мостов, набережную. Вдали, в центре на возвышении, виднеется Пражский град. На каждом берегу переправы по бокам от въезда установлены
два столба с ангелками на них. Точнее, это не ангелы – судя по определённым признакам это существа женского пола, с крыльями за спиной и золотыми букетами в руках. Вероятно, это некие святые дамы которые стоят и оберегают вход на мост, не позволяя проникнуть сюда всяческим вредоносным силам. Если ехать по пролегающей через мост улице, то можно прямиком попасть на Староместскую площадь, там, где Тынский храм и мега-куранты с глашатаем. Ну, и заказать в очередной раз трдло с кофе.
Если стоять у входа на мост на левом берегу Влтавы, лицом к Староместской площади, то за спиной будет возвышенность, Letenské sady, с установленной на ней относительно новой достопримечательностью. Доминируя положением, телепается так называемый
Пражский метроном. Раскачивающаяся штанга длиной метров в 10 приводится в движение электромотором. Как я сказал, сооружение это относительно новое. До начала 90-х на этом месте стоял тридцатиметровый памятник И.В. Сталину – на тот момент его высоту не превысило ни одно здание в Праге. Воздвигли монумент в благодарность Главнокомандующему за то, что советские войска при освобождении Праги обошлись без тотального разрушения исторических зданий города. Видимо, демократическое освобождение Дрездена показало, что город можно освобождать гораздо проще, не обременяя себя мыслями о культуре да истории, не говоря уже про мирное население. По бокам от маятника находятся огромные чаши, похожие на те, в которых обычно горит Олимпийский огонь на соответствующих играх. Видимо, некогда языки пламени, вырывавшиеся из них, дополняли архитектурную композицию, попутно освещая памятник торжественным светом и играя отблесками на суровом камне.
Время шло, идеологии менялись, вот уже оказалось, что те, кто ещё недавно считались освободителями, теперь вдруг оказались кровавыми угнетателями. Следуя новомодным демократическим веяниям, памятник решено было взорвать – ведь это негоже символу эпохи тоталитаризма и угнетения возвышаться над свободной демократической Прагой. Взорвали. О том, что здесь что-то было акромя чудо-маятника, напоминают лишь осколки камней, щедро разбросанные по огромной площадке, да гранитные ступени, которые некогда вели к основанию памятника. Но, тем не менее, с этого места открывается восхитительный вид на Прагу. Я простоял здесь минут 30, и они пролетели абсолютно незаметно. Обязательно при случае стоит сюда подняться по каменной лестнице, пролегающей по крутому склону – усилия вознаградятся сполна.
Пройдя по каменной аллее, идущей прямо от метрономской площадки, попадаем в
тихий спокойный парк. Первое что заметно – традиционная чистота и ухоженность: трава на газонах подстрижена под одну высоту, асфальт чистый, без листьев и растительности. Несмотря на то, что парк немаленький, здесь нет никаких торговых палаток и лотков, только поющие птицы нарушают царящую здесь полную тишину. Буквально на каждом шагу расставлены мусорные урны. Каждая такая урна состоит из двух бачков, один из которых подписан «Plasty». Что обозначает данная надпись – непонятно. Но, думаю, сюда следует бросать пластиковые бутылки и прочие подобные субстанции. Поскольку это всего лишь предположение, то на всякий случай метнул отбросы рядышком на газон!
Если после подъёма в гору чувствуется некоторая лёгкая усталость, то можно присесть на одну из многочисленных скамеек, заботливо расставленных вдоль аллей. Садиться смело можно на любую, поскольку в подавляющем большинстве своём они не изрезаны, не исписаны, не облеплены жевательной резинкой. Следов обуви на поверхностях, конструктивно предназначенных для сидения, также не видно. Несмотря на то, что выполнены они по классическому принципу «деревянные балки на железном остове», восседать здесь комфортно, спина и нижеспинье не затекают, не болят от впивающихся в тело острыми рёбрами брусков. Высота ножек и спинок тоже подобрана так, что сидеть удобно.
Возле каждого пересечения аллей вкопан специальный плакат, на котором отмечена твоя текущая позиция, схема дорожек, система действующих на них тех или иных ограничений. Понятно, сразу же стало интересно – что это за ограничения, для кого они предназначены, что именно запрещают. Оказалось, что по ряду дорожек можно как ходить пешеходам, так и носиться безумным велосипедистам. Но есть и такие, куда въезд двухколёсным строжайше запрещён, о чём в начале каждой аллеи довольно ясно сообщают специальные знаки. Таким образом, можно смело прогуливаться, не боясь что в тебя или в твоё чадо влетит некий товарищ, нарвавший в густых лугах цветов на букет.
Думаю, можно слегка отвлечься и уделить немного внимания теме велосипедного движения. Подобные ограничения встречаются не только в данном парке, они есть и в городе. Например, дорожка вдоль правой набережной Влтавы местами разграничена декоративной плиткой на пешеходную и велосипедную полосы. На каждой полосе белой краской нанесена понятная пиктограмма, поясняющая, кому здесь следует идтить. Асфальт на разделе для велосипедистов имеет кроваво-красный оттенок, – видимо, для контраста и улучшения восприятия. Разделительная плитка – бугристо-ребристая, чтобы даже слепые граждане могли нащупать правильный маршрут.
Возвращаемся к теме парковых ограничений. Ряд запретов касается и собаководов. Есть аллеи, где можно свободно гулять с собакой, на поводке или без. Есть такие, где выгул псов разрешён строго на привязи («пёс на водитке»). А есть такие прогулочные места, куда вход с питомцем в любом виде категорически запрещён. Опять же, в начале каждой из аллей присутствуют понятные здоровенные регламентирующие знаки.
Выход из парка плавно перетекает в Пражский Град – крепостной комплекс, включающий в себя помимо собственно крепости ряд всяческих древних сооружений, в том числе Президентский дворец, а также здоровенный Собор Святого Витта. Несмотря на то, что со стороны парка попасть в Град можно несколькими путями, наиболее предпочтительной была выбрана тропа древних завоевателей – через
крепостной ров, именуемый как Jeleni pŕikop. Глубина данного инженерного сооружения позволяет легко спрятать в нём пятиэтажный дом с чердачком и голубями на антеннах. Спуск, как полагается, довольно крут. Для того, чтобы вниз могли комфортно спуститься и, главное, подняться обратно, люди со стороны, а не только древние батыры, профессионально занимавшиеся взятием замков, по обоим склонам рва обустроена специальная змеевидная дорожка с бревенчатыми перилами.
По дну прикопа пролегает удобная асфальтовая аллея, вдоль которой расставлены скамейки. Взглянув отсюда вверх, на стены и шпили башен крепости, невольно задаёшься мыслью – это как же раньше вот в такой ситуации приходилось штурмовать подобное укрепление? Мало того, что стены рва сами по себе препятствуют свободному подъёму путём выведения на воздействие силы земного притяжения, так ещё и сверху на тебя выливают кипящую воду, смолу, а также бросают камни, горящий мусор, и до кучи выпускают тучи острых стрел. И это ещё хорошо, если при этом не сбрасывают дырявые бочки, – неизвестно, использовали ли древние чехи сей тонкий психологический приём.
Казалось бы – вот рядом центр города, но шум транспорта здесь не слышен, полная тишина, только птицы трещат вовсю. Пройдя по аллее весь ров, поднялся-таки по дорожке на противоположную сторону, в замок. Сразу как будто попадаешь в другой мир: буквально шаг назад – царство Тишины, а здесь – гомон людской толпы. В этой части Града находится прекрасная
обзорная площадка, с которой открывается отличный вид практически на весь исторический и не только центр города. Внизу под площадкой раскинулся живописный сад с подстриженными по-хитрому кустами. Сад и прилегающая к нему область образуют район именуемый «Мала Страна». Справа возвышается Собор Святого Витта, а также заметен холм с Петршинской башней, – местной версией парижской Эйфелевой башни. Вот к этой башне и двину, попутно заглядывая во встречающиеся знатные места.
Предстоящий маршрут движения особой сложностью не выделяется: достаточно идти в гору по главной улице, выстланной брусчаткой. Свернуть куда-то не туда здесь никак не получится. Да и основные потоки людских масс укажут направление. Итак, пройдя минут 5 от наблюдательной площадки попадаем на площадь перед Собором Святого Витта. Говорят, строился он около 600 лет. Сооружение огроменное, что тут говорить. Как ни пытался – полностью поместить его в имеющийся объектив не получилось никак: то фланги не влазят, то оконечности шпилей башен обрезаются. Наличие большого количества людей с более солидными камерами и набором стволов, шаг за шагом обстреливающих строение, позволяет судить о том, что здание пользуется большой популярностью как среди местных, так и среди заезжих фотографов. Ещё бы: на стенах практически нет места, где бы был простой гладкий голый камень. Чуть ли не каждый сантиметр содержит либо элемент Библейской сцены, либо мозаики, либо просто является частью некоторой архитектурной детали такой, как, например, барельеф с ликами святых. Словами описать сложно – думаю, несколько сотен фотографий различной детализации могут дать некоторое представление о грандиозности сооружения. Поскольку собор действующий – внутри на тот момент шла служба, соответственно, туристов вовнутрь временно не пускали. Жаль, ведь по опыту посещения Костёла Девы Марии Снежной можно предположить, что здесь интерьер поразит размахом.
На площади перед Собором расположены обелиск и фонтан в виде статуи. Статуя очень напоминает Георгия Победоносца, отважно закалывающего копьём вредоносного змея. У ног лошади с всадником видны руины некого города, по которому и ползёт пресмыкающийся гад. Вспоминая Чумной столб в Карловых Варах, возникли мысли, что и здесь мы видим точно такой же сюжет. Из ядовитых зубов пронзённой насквозь змеюки под напором хлещут струи воды, которые, по идее, должны попадать в специальную ванночку у подножия статуи-фонтана, но сильным ветром струю сдувает настолько, что ни одной капельке сегодня не суждено попасть в цель.
В этом неплохом районе Праги, по соседству с Собором Витта, забил себе хату Президент Чехии. В отличие от своих коллег из, скажем, Российской Федерации или тех же США, президентом в Чехии становятся не путём сугубо демократического волеизъявления населения страны, а назначаются по итогам парламентских дебатов. Для того, чтобы попасть в помещение Президентского Дворца, для начала необходимо зайти через специальные ворота, возле которых выставлен караул из 2-х человек, пройти небольшой дворик, и в арке, собственно, будут двери в подъезд дворца. Стоят караульные возле специальных полосатых будок, выражение лиц, как полагается, сурово-нейтральное. Повинуясь неизвестному обезьяньему рефлексу, чуть ли не каждый посетитель считает своим долгом, положа панибратски руку на плечо или же состроив некую позу со значением, сфотографироваться рядом с несущим службу гвардейцем. Непонятно, это же не макака у фотографа на улочке, а человек при исполнении.
Перед Президентским дворцом находится средних размеров
Градчанская площадь (Hradčanské nam.), получившая своё название благодаря данному району Праги – Градчанам. Если стоять на площади лицом к дворцу, то слева будет здание, в котором во время оккупации Чехии нацистами находился офис РСХА, Главного Управления Имперской Безопасности нацисткой Германии. Руководил данным ведомством (всем, а не только Чешским отделом) небезызвестный Рейнхард Гейдрих. Ранним утром 27 мая 1942 года он неспеша ехал себе на службу в служебном авто. Благодаря умелым действиям двух партизан, повар Гейдриха был избавлен от заботы готовить обед нацисту. По итогам поездки Мерседес-Бенц Гейдриха выставлен в качестве музейного экспоната в Германии, а в Праге на месте удачного покушения установлена мемориальная табличка. В память о подвиге партизан, естественно.
По правую руку от дворца находится удобная
площадка для обозрения окрестностей. Расположена она ещё выше той, что в Пражском Граде, соответственно, виды открываются ещё более захватывающие. Если карман оттягивает избыток монет, то можно его разрядить в специальные металлические подзорные трубы, что установлены по краям площадки. Затолкнул монеток – и вот на некоторое время можно припасть к окуляру рассматривая детали местности. Мощность трубы оказалась не столь уж сногсшибательной, собственно, и не ожидалось, что за смешные деньги можно увидеть голых тёток в окне отеля на горизонте.
Продолжая движение от дворца, пересекая Градчанскую площадь, поднимаемся ещё выше. Здесь находится весьма заметный монумент – огромный
Чумной столб. Как известно, чума в Средние века довольно сильно косила Европу, и большинство церковных служащих были призваны не валять дурака, а внести посильный вклад в общее дело – молитвами защитить Чехию вообще и Прагу в частности от чёрной напасти. Как знаем по Карловым Варам, во главе духовного сопротивления стала Дева Мария с рядом святых под своим началом. Благодаря усиленным молитвам, а не каким-то там карантинам Прага тоже была спасена от змеюки-чумы, за что благодарные потомки и воздвигли данный рукотворный памятник.
Если пешая прогулка уже утомила, можно заказать экскурсию на ретро-авто. Реконструированные образцы европейской легковой промышленности 20-х и 30-х годов XX века постоянно снуют по древним брусчатым улочкам. Можно заказать авто лично для себя, а можно – в составе небольшой группы, человека 3-4. Под звуки урчащего двиглом экипажа гид, он же механик-водитель, накричит рассказ в традиционном для таких заездов жанре. Шкурная сторона вопроса осталась неизвестной, поскольку непреодолимого желания впрыгнуть в античный дилижанс и помчаться вытаращив глаза как-то не возникло.
На момент моего пребывания по Градчанам повсеместно были расставлены знаки, запрещающие остановку в том или ином месте района в период с 12:00 7 апреля и до 15:00 9 апреля 2010 года. Поначалу подумалось, что это вызвано некими реставрационными работами, поскольку ряд зданий был в строительных лесах и закрыт характерной зелёной строительной сеткой. Но из вечернего интернета узнал, что на самом деле расстановка запретов вызвана подготовкой к приезду Президента РФ Д.А. Медведева и Президента США Б.Х. Обамы, которые в этом самом дворце должны подписать договор по ядерным вооружениям. О как.
Помимо расстановки знаков, к приезду, а может это просто случайность, расклеили рекламные афиши антикоммунистического музея. На одних афишах изображена матрёшка, вместо улыбки у которой нарисован зловещий акулий оскал. На других – картинка более красноречивая: в центре изображён виновник всех бед – Иосиф Сталин! Руководителя, сидящего в распахнутом банном халате и в своей знаменитой форменной фуражке, обнимают две полуголые девицы с низкой моральной составляющей, и он мило им так, с намёком, улыбается. Авторы пробили по всем фронтам, ведь все знают символами какой страны и нации являются данные вещи.
Незадолго до отъезда попал на католическую Пасху. С данным праздником связан интересный обычай, о котором стоит рассказать. 5 апреля, это понедельник, мужская часть населения Чехии вооружается тонкими деревянными прутками, повязывая на него бантик из вороха цветных лент. Затем начинается самое интересное. Данным прутиком следует чисто символически шлёпнуть по попе приглянувшуюся даму, давая понять ей, что она вызвала симпатию! Даме, понятно, подобный знак внимания приятен, в благодарность за это она одаривает тебя варёным яйцом. Тот джигит, который к вечеру насобирает больше других яиц – крут. Любая дама, даже из числа туристов, легко может получить в ягодицы такой знак внимания, так что при случае надо иметь в виду подобную традицию.
Прогулявшись по богатой на всяческие пиццерии да кофейни улочке, выходящей из Градчанской площади, взял курс на
Петршинскую башню – местную копию Эйфелевой башни. Она была видна весь путь от маятника, возвышаясь на холме и торча среди деревьев левее Пражского града. Теперь настал её час. Скажу сразу – путь к башне пролегает по весьма крутому склону, и, несмотря на то, что идти придётся по широкой комфортной асфальтовой аллее, а местами по каменной лестнице, это несколько утомительно. Не так чтобы уж совсем, но всё же угол подъёма даёт о себе знать, особенно если кто с малыми детьми. Даже поднявшись на холм к основанию башни, станет ясно, что подъём себя оправдал. Лучшего вида на Прагу, пожалуй, не сыскать. Желающих взобраться на вершину строения было немало – очередь минут на 40. Это с учётом, что подниматься на практически стометровую высоту придётся исключительно пешком по лестнице. Одно грустно – аккумулятор фотоаппаратуры, мигнув красным индикатором, попросился в колыбельку зарядника, злодей.
Обдувшись всеми ветрами на холме решил, что было бы неплохо двинуть в сторону
Карлового моста, визуальный контакт с которым и пути подхода с этой точки устанавливаются на «раз». По пути заглянул на Малостранскую площадь. Здесь расположен
Кайзерштейнский дворец, в котором постоянно проходят всяческие оперные концерты, интересующиеся могут при случае заглянуть. Наконец, вот и мост. Среди остальных пражских переправ его узнать легко: выглядит значительно старее, его толстые массивные опоры выполнены из крупных каменных блоков. Возле каждой опоры установлена статуя, изображающая либо некого правителя, либо святого, либо даже целую сцену из древности. Кроме этого, каждый вход на мост проходит через башню-арку, чем-то напоминающую Пороховую башню.
Не могу удержаться и не рассказать одну из историй, связанную с одной из статуй моста. Был в Чехии такой случай. Святая инквизиция, как это положено, обвинила некого гражданина в ереси и отрекла его от церкви. Но поскольку по меркам святой инквизиции это несерьёзное наказание, то духовным советом было принято решение этого гражданина утопить, сбросив его со связанными руками с Карлового моста, чтобы на всю жизнь запомнил как это — идти против церкви. Что, собственно, и произошло. Так вот, в память об этом событии в том месте, откуда был сброшен обвиняемый, воздвигли архитектурную композицию, иллюстрирующую процесс казни. Выполнены статуи преданного анафеме и святого лица, одна рука которого держит библию, а кисть другой сложена в назидательный жест.
Сооружение конструктивно предназначено исключительно для пешеходов, людей на нём – не протолкнуться, всё же известное место. Помимо красот, не меньшее внимание следует уделять и карманам – щипачи не дремлют, им тоже нравится мост! Практически на каждом шагу расположились уличные художники, предлагающие тут же написать твой портрет углём. Традиционно, для заманивания туристов и демонстрации навыков портретописи, каждое рабочее место увешано образцами работ, среди которых попадаются изображения Роберта Де Ниро и Брюса Уиллиса. Стройные ряды мастеров холста сменяются коллективами мастеров играть на всяческих музыкальных инструментах. Однако посетителей столько, что буквально в паре метров образцов творчества уже не слышно. На правом берегу встречают афрочехи, разодетые в костюмы моряков. Их задачей является заманивание туристов на прогулочный корабль. Особо настойчивому сказал, что меня до глубины души впечатлил фильм «Титаник», и теперь я ужас как боюсь плавать на кораблях. Судя по глазам и подвисшему виду – морской афрочех проникся.
Сойдя с моста, не смог удержаться и не пройтись по набережной, с которой открывается тот самый вид, который ещё с детства видел на открытках. Литая узорная ограда набережной, Влтава, стремительно, проносящаяся по порогам, неспешно плывущие прогулочные суда, дымящие трубами, и, конечно же, Пражский град и Мала Страна. Спустившись ближе к воде, можно с рук покормить многочисленных лебедей и диких уток. Птицы не боятся людей – едва стоит приблизиться к воде, как они тут же пернатой флотилией прибывают на место, заглядывая в душу чёрно-коричневыми глазами. Этим пользуются небольшие группы фотографов, которые, расставив на маленьких штативах мощную технику, хлебом приманивают птиц, взамен получая красивые, по всей видимости, снимки. Ещё бы: плавающий селезень ярко отсвечивает зелёной головой, вокруг него бликами на волнах играет вода, а вдали видны суровые древние камни Карлова моста. Или же белый лебедь, вальяжно покачивающийся на волнах от прогулочных судов и шебуршащий ярко-красным носом перья, на которых бриллиантами играет россыпь капель воды.
Часть уток просто дрыхнет тут же на брусчатке, сдавшись в плен Морфею стоя на одной лапе. Однако стоит подойти ближе, как дозорный (это, естественно, ярко раскрашенный селезень) приоткрывает один глаз, изучает тебя взглядом и, едва слышно покрякивая, выражает своё недовольство или же обеспокоенность сим сближением. Дабы не тревожить евросоюзных птиц – дистанцию увеличил, решив наблюдать за пернатыми сидя на скамейке. Из всех птиц только за дикими утками интересно присматривать – своими повадками они в чём-то напоминают людей.
Плескались утки, уставшее красное солнце подходило к крышам домов, обещая вернуться завтра с новыми силами. Одна часть города утихала, другая же готовилась к ночи. Взгляд задержался на речном пороге, через который пенясь неслась Влтава. Течение напомнило прошедшую неделю: Тынский храм, Староместская площадь, Астрономические часы-куранты, гейзер в Карловых Варах, Пражский град, Мала Страна – ещё множество других мест, которые до этого видел лишь на картинках.
Неделя – это очень мало для подобного заезда. Ведь не успел ещё заглянуть в другую часть города, более современную, не успел побродить в районе конного памятника Яну Жижке, не успел посидеть в тени домиков деревни-сказки под названием Чешский Крумлов, – это лишь основные точки. Ничего, полгода – и снова сюда. Чем-то эти места привязали к себе, что-то здесь есть, в этой ожившей средневековой сказке. Вернуться сюда обязательно следует. Хотя бы раз.