С учебного полигона переместились в расположение 66-го межведомственного центра кинологии. Чтобы мы не задавали излишне много странных вопросов, сразу же были продемонстрированы умения специально обученных собак в плане преодоления разных препятствий. С виду, может быть, оно и легко, но даже я, не собачник, понимаю: научить собаку быстро, чётко и без понуканий промчать через разные каверзные устройства — огромный труд. Людей-то не всех научишь.
Стенки, заборы, рвы, подземные лабиринты, качающаяся на цепях неустойчивая доска и, в конце — крутая ПРИСТАВНАЯ лестница. Я аж присвистнул. Слов нет — убедительно. Чтобы мы ничего не пропустили, собака бежала через полосу препятствий дважды. Специально для снимающих. Это примерно как приехать фотографировать свадьбу, а молодые возьми да и скажи — мы, мол, два дубля прогоним, чтобы фотограф не нервничал!
На территории кинологического городка были продемонстрированы условия проживания собак. Первое, что бросается в глаза — полный порядок. Не та вот, ставшая притчей во языцах, армейская стерильность с крашеной травой, а порядок. Всё по уму. Удобно и аккуратно. Как выяснилось позже — городок оборудован по большому счёту «своими руками». В смысле — совокупными усилиями солдат да офицеров. «Солдатским матерям» предыдущее предложение читать как «рабским трудом бесправных рекрутов-детей».
Вторая деталь — полное отсутсвие запаха «псины». Недалеко от моего дома есть собачий питомник, когда на велосипеде катаюсь, метров за сто запах заставляет крутить педали втрое яростнее. А тут никакого намёка. Вольеры собачьи чистые и аккуратные, при входе в городок стоят две будки-образца: одна разборная для транспортировки «в поле», вторая — сделанная из подручных средств. Так что к собакам в смысле их быта относятся со всей серьёзностью.
Из питомника прибыли на стрельбище. Бойцы опять же прослушали инструктаж, получили в пункте боепитания патроны и парами выдвигались на стрелковые места. Отстрелявшись (у всех было по три патрона), докладывали об окончании стрельбы, отмыкали магазин, открывали затвор и демонстрировали отсутствие патрона в оружии.
Пока одни стреляли, другие занимались сборкой-разборкой оружия. Про три патрона поинтересовался дополнительно: в боевых стрельбах вообще-то недостатка нет, три патрона — не предел.
Вообще говоря, сам формат этого мероприятия был для обеих сторон довольно непривычен. Ещё больше неясности вносила такая деталька: прибывшие визитёры никак не были обозначены в военной иерархии. Погон нет, а камерами обвешаны. Очень подозрительно! Обратил внимание: командиры, пояснявшие нам что к чему, несколько напрягаются, не вполне понимая — кто все эти люди? Что им можно говорить, чего нельзя, стоит ли показывать то или это? Может они идиоты и не понимают ничего из показываемого? А может, отнесёшься к ним как к людям, а они потом начнут воду лить не на ту мельницу? Я бы на их месте именно так и думал.
Не секрет, что «в среднем по больнице» отношение армейских к журналистским и сочувствующим из числа гражданских — заслуженно негативное. Не понимают писатели специфики, чего уж там. Этот вопрос однажды всё же всплыл, но выяснилось, что все прибывшие — добровольцы и желания что-то там искажать, принижать и порочить не имеют. На том и порешили.
Должен отметить, со своей стороны отцы-командиры сделали всё возможное для встречи дорогих гостей. И показали всё самое интересное, жаль времени было не так много, как бы хотелось. Сопровождающие нас офицеры старались рассказывать так, чтобы избежать малейшего недопонимания. Например, про технику на учебной маскировочной площадке три раза повторили: это НЕ боевая техника, это объекты для обучения маскировке. Спасибо, даже я понял и запомнил! :)
Как известно, одна из задач военных инженеров — маскировка. Суть этого мероприятия — скрытие войск, боевой техники и инженерных сооружений от наблюдения противника и устройство ложных сооружений. Пренебрежение маскировкой = облегчение противнику ведения разведки. На войне все средства хороши, а уж обмануть противника, ввести его в заблуждение — просто праздник.
Но надо понимать, противник — не ребёнок. Потому и устройство разного рода ложных объектов задача серьёзная и ответственная. Например, надувной макет комплекса С-300 с расстояния метров в сто выглядит очень натурально. А чтобы он выглядел натурально не только для визуального наблюдения, но и на приборах — ткань, из которой выполнен макет, металлизирована.
Надувается макет при помощи дизельного или бензинового двигателя, нагнетающего отработанные газы внутрь. Газы имеют свойство быть горячими, потому надувной макет выглядит не только металлическим, но и излучает во внешний мир тепло — т.е. точно имитирует для приборов настоящий ракетный комплекс. И обслуживается всего двумя бойцами при необходимости.
Рыжая пена, нанесённая на броню — тоже средство маскировки. Позволяет скрыть от наблюдающих приборов тепловое излучение и, если я всё правильно понял, объект, покрытый такой пеной, становится радиопрозрачным.
На специальной площадке установлены бывшие боевые самолёты, ныне служащие учебными объектами. На них бойцы тренируются в маскировке аэродрома про помощи табельных и подручных средств маскировки. Например, самолёт может быть укрыт от наблюдения при помощи раскладных металлических конструкций, похожих на зонты и маскировочных сетей. Сети, в свою очередь, могут выполняться из материалов с самыми разными полезными для маскировки свойствами.
Специальное место отведено для изучения маскировочного окрашивания и устройства макетов из подручных средств. Например, такая вот пушка с деревянным стволом может быть установлена в специально отрытый капонир, сверху на неё натянут масксеть, рядом грузовиками или бронетехникой накатают следов, набросают консервных банок и строительного мусора, имитируя следы жизнедеятельности солдат. Ну и не забудут проявить необходимую небрежность, чтобы, например, колесо или станина из под сети выглядывали. Откуда ни наблюдай — выглядит натурально.
Если необходимо, например, для макета танка, внутри конструкции устанавливаются компактные керосиновые печки — и макет начинает «светиться» в инфракрасном спектре. Отличный вариант для того, чтобы привлечь одну или несколько крылатых ракет противника!
> Что написано у стоящего справа солдата на повязке на руке?
Что он руководит стрельбами.
> И нет ли более отчётливых фотографий щита с инструкциями, который у солдат за спиной, и остальных (кроме тех, что про дрессировку собак по ссылке на твой журнал)?
Нет, не делал.
> Кстати, с удовольствием почитал бы заметку насчёт того, как её можно преодолеть на бытовом уровне без спецаппаратуры.
Видео снимаю телефоном. Как получается, так и получается. Носить ещё и мешок видеоаппаратуры нет сил!