Про cапёрный быт

23.07.10 20:19 | Onepamop | 61 комментарий »

Репортажи


Третья часть сапёрной саги — про быт. Быт в армии не такой уж и незамысловатый, как может показаться непричастному человеку. Например, армейская столовая встретила нас разными вывесками, умывальниками и рядами столов, за которыми обедали товарищи бойцы.

Всех прибывших гражданских лиц лица военные отправили в смежную со столовой комнату, предназначенную для приёма пищи офицерами и прапорщиками. Отведали мы примерно то же самое, что и бойцы, за исключением второго блюда. Макароны откидные нам заменили на картофельное пюре. А картошка в армии — достойна отдельного рассказа. Вот специально собрал воспоминания служивших в СА и РА о «картофане». Осторожнее, там всякая острая лексика встречается.

Я в армии был только на сборах по окончанию военной кафедры, но у нас именно так весь месяц и было. Рядовой состав получал всякие крупы типа гречи и перловки, картошка жарилась для приближеннных к кухне и командирского состава. И то не каждый день.

Когда были на сборах, картошку разве что в супе только видели. Всё, не давали вообще.

У нас было на выбор на завтрак два блюда, на обед два первых и два вторых. На ужин в 90% случаев была рыба. Хлеб только белый, бери сколько влезет. Сколько ни спрашивал друзей-знакомых, не нашел никого, кто питался бы лучше во всемя срочки. Включая служивших в элитных войсках типа ВДВ.

У нас, откровенно говоря [с картошкой было], нормально. Давали часто. Часто жарили сами, так как повара выделялись от каждого подразделения, и в столовой имелись связи. А моё «отдельное» отделение держало взаимовыгодный контакт ещё и с продскладом. Но часть считалась показушной.

Всегда была. Обычная картошка. Чистилась адской машиной в «овощерезке» в столовой.

Картошку в армии готовят часто. В супах, во втором. Даже слишком часто. Картошка, в армии, это не только еда, но и метод дисциплинарного воздействия. «На картошку» один из методов наказания.

88-90гг. Коричневое картофельное пюре из порошка — один-два раза в неделю. Вкус, так себе, водянистый, больше безвкусный.

Раз-два в месяц, во время ответственного по части зампотыла (это важно) была жареная на сливочном масле картошка + 50-70гр свиного антрекота. В тот день в столовую вся шла часть, орали песни строем, потому что в столовке будет вкусно!

В вечернее время в столовой старослужащие жарили себе картошку втихаря. Дежурные по части их часто ловили и они знатно опиздюривались. Но жарили все равно.

[Картошки] было крайне мало, качество отвратное (возможно, сказывались сложные условия хранения, не готов пояснить).

Из картошки в армии делают пюре. Или просто варят до почти каши. Иногда к последнему способу добавляют тушенку (понятно не много). Каким-то особенным блюдом она не является. Жареная картошка — блюдо старших призывов, готовится только солдатами младшего призыва по принуждению, в рацион уставного солдата не входит. Но вообще от картохи толку не особо много. Если уж говорить про радовали — так это макароны. Особенно потому что они не портились на складах.

Служивые сообщают, что жареная картошка — это торт.

Жареная снилась во сне как адской вкусноты деликатес.

У нас как-то плохо было с картофаном (заполярье) и если его давали, то был он всегда либо варёный (редко), либо тушёный иногда в смеси с тушёной же капуздой [блюёт]. Очень порадовала картоха, которую нам завезли в тяжёлое по писче время: консервированная такая, в жестяных банках. Она была правильной консистенции и аккуратно почищена. Плюс к тому — от чего-то очень вкусная, жаль кончилась быстро.

Уважаемых людей потчуют картошкой жареной по заказу и притараненной после отбоя из столовки.

В Ковровской учебке в 1988г. картошку жрали каждый день — либо в рамках первого блюда, либо второго. Не заебывало, ибо все прочее (кирзуха там, сечка…..) было гораздо хуже. Картошка чистилась строго вручную, спец.дивайс формально был, но или был сломан или не давали его юзать, уж не помню. Норматив был такой: за ночь в наряде по столовой, на двоих, начистить ванну картофана. Картошка была сносная — не тухлая, не гнилая, все ок.

82 год. Вологда. Казармы — обычной 2 месяца не видел, только в супе. Но вечером стабильно порошковое пюре, бяка. Полигон — только каши.

Стройбат 86-88год толченая, типа пюре. Примерно 20 процентов случаев, остальное каши и макароны. Ну а жареная — это если ты дежурный офицер :).

Пюре в столовой варили довольно часто — пару раз в неделю пюре на столе было. На вкус не очень, но не противное. Не крахмал быстрой заварки из спецстаканоа, а нормальное пюре из картохи, правда на воде. А вот жареная картоха — это особый разговор. Это блюдо исключительно для старослужащих и отцов-командиров, если им захочется. Вот это уже почётное блюдо. Готовилось тайно, обычно в караулке, ну или в наряде по кухне (там сложнее гараздо, ибо повара присутствуют, с ними тоже надо договариваться). Понятно, что это уже «дополнительный» паёк и для него картошку надо где-то спиздить.

Есть жареную картоху в армии — всё равно, что пить со стекла на зоне. Могут позволить себе только особо авторитетные парни.

Основная еда была. Помимо казённого хавчика. Отопительный сезон в солнечном Забайкалье продолжается почти весь год, каждая ночная вахта кочегаров считала своим долгом приготовить что-нибудь картофельное. Благо можно было готовить без риска спалиться, весь запах уходил в трубу. На камбузе она была регулярно, но в небольших количествах. Потому летом было не так обильно, да.

Картофана хватало. Даже пюре на воде с жареной селёдкой или камбалой было. Когда в учебке картофан заканчивался, давали сушёную картошку — такую соломку, типа макаронин, но картошечных варили. Совершенно без вкуса и без запаха, но наваливали много. После неё срали кирпичами, в натуре. В сортире унитазы давились.

А вот жареный на комбижире картофан катил за деликатес, а с салом, с салом так вааще.

ДМБ 87, Латвия, ПВО. Каждый день на ужин — картофан, пюре с рыбой, весь срок службы. Почти всегда в супе картошка, и рагу с капездой часто, если капезда гноёная (типа квашеная) в зиму — это утиль. Вся картошка — натуральная. В учебке — козырное блюдо, «пюре в мундире». Картошка получищенная в машине, грязная — в учебке одни первогодки, ни хуя не умеющие. Сварено в 50-литровом котле, половина воды слита, добавлен комбижир, слегка потолчена большим черпаком. По сравнению с ЭТИМ порошковое пюре — услада гурмана. Самое ужасное блюдо из картошки, которое доводилось пробовать.

Порошковая картошка подавалась с переваренной до стотояния «кишки-глаза» килькой. Получался клейстер с какойто рыбной херней. Мало кто ел, только первогодки с голодухи. Правда однажды разморозились два вагона-рефрижератора с окорочками, с неделю тогда кормили остатками не сгнившей переваренной курятины с клейстером. Это было в 1992 году, космодром Плесецк. А в Белоруссии картофан был отменный, подавали с мясом-салом-подливкой. Это был учебный центр РВСН, 1991 год.

Я-то в Советской армии служил, сейчас, небось, многое поменялось. Но, тем не менее.

1. Новоград-Волынский, учебка-ШМАС, декабрь 1988 — июль 1989. Картошка регулярная, только натуральная. Правда, был реприманд в конце весны-начале лета — то ли свои запасы нормальной картошки кончились (подсобное хозяйство с огородами огромное было), то ли ещё что, но лично вилами ковырял для столовки из буртов картошку урожая 1987 года (в 1989-м).

2. Черняховск-Инстербург, учебка (вертолётчиков, вроде), несколько дней в июле 1989. Впервые попробовал порошковую картошку советского производства — питательно, конечно, но супротив натуральной редкий кал. По сведениям с мест, их там только такой и потчевали, чередуя с крупами и трубами.

3. Лоцики под Д-пилсом, боевой полк, июль 1989 — ноябрь 1990. Картошка была регулярно натуральная, в разных видах, чередуемая с теми же крупами и трубами.

В процессе службы прожил пару дней в братском полку в Лиелварде, где был штадив; там в солдатской столовке ухитрялись изговнять всё, что готовили, хотя сама столовка была модная, конвейерно-подносной системы с раздачей индивидуальных порций.

В процесс службы в декабре 1989 заехал в отпуск домой — с едой в общедоступных магазинах было хуже, чем у нас в армии ;-)

Кстати, наряд по чистке картошки, особенно из офицерской столовки, имел возможность стырить чищеной картохи килограммов несколько, которую деды отлично жарили в специальных дедовский помещениях на сэкономленном хлеборезом масле ;-)

На полигоне Ладожское озеро (Морье) — [жарили картошку] в лесу, в отожженых цинках, с собранными рядом белыми грибами.

Служба с 1988 по 1990. Судоремонтные части КСФ, город Полярный. Картоху видели регулярно потому что вся часть питалась в заводской столовке, после того как поедят гражданские — у них обед. У нас там был и завтрак и обед и ужин на обед часто давали сметану (стаканами). По выходным наша рота, а она располагалась отдельно от части, ходила есть в кафе Пала, рядом с заводом, такое было примерно полгода при моей бытности, а потомо мы стали ходить на завод, куда и вся часть, а потом вообще жить на завод переехали. Когда столовку на ремонт закрыли (где то на месяц-два), мы ходили питаться в соседную часть (такой же судоремонтный батальон). Вот там был караул, мороженная картоха, мороженная капуста и другие «прелести».

На срочке в части кормили херово, зато отъедались в караулах. Когда конвой уезжает суток на 20, то получает полный паек, вплоть до сырого мяса и специй. В составе караула есть повар (обычно узбек). Вот это сказка — едешь в поезде и жрешь, как в вагоне-ресторане, что повару закажешь.


Всё отведанное за обедом оказалось не сказать, что уж каким-то необыкновенно вкусным. Нет, этого не было. Обыкновенно вкусная еда, при этом нажОристая. Как только всё съел сам — побежал в солдатскую столовую, прямо к раздаче. Убедился — солдаты периодически оставляли тарелку с недоеденными блюдами. Так что солдаты в армии действительно недоедают!

Поговорил немного с дежурным по столовой. Он объяснил, что позади него имеется бак с кипячёной водой. Чтобы всякий боец мог набрать себе в личную флягу сколько надо и не мучаться от жары, а тем более не хлестать из под кранов сырую водицу.


Про дедовщину и мобильные телефоны

Из столовой направились в расположение и автомобильно-пешим порядком прибыли в казарму, где живут солдаты сапёрного полка. Отдыхают бойцы в общей комнате. Как видите — двухярусные койки, минимализм и чистота. Телевизор с проигрывателем имеются. В углу — образа. Образа, видимо, дань какой-то моде. В жилому помещению примыкают несколько хозяйственных: каптёрки, склады, оружейная комната, сушилка и всё прочее, необходимое для армейского существования. В качестве экскурсовода за нами присматривал и пояснял всё происходящее товарищ полковник. Командир полка. Человек, как видно, много разного повидавший, если потребуется — резкий, жесткий. С изрядным чувством юмора. И, как лично мне показалось — находящийся в армии на своём месте.


У современных солдат с мобильной связью всё в порядке. Она есть. Но вот с мобильными телефонами некоторые сложности обозначились сразу же. Главная из них — воровство и возникающие вокруг него ёрзанья. Мобильные телефоны в армии можно применить по всякому. Например, если в столовой солдату не доложили мяса, он достаёт мобильник, делает снимок и засылает фотошедевр в интернет. Дальше, если надо, шедевр транслируют «куда надо».

Точно такая же ситуация выписывается и с дедовщиной. Ты ему в глаз, чтобы не забывался, а он на тебя цидулю с фотодоказательствами. Есть прекрасный шанс заехать в дисбат по итогам разбирательства, которое особенно никому, понятно, не нужно. Да и начальству этот кипеш без интересу. Товарищ полковник прямо пояснил — дедовщина в армии, конечно, есть. Точно такая же, как и в окружающей нас жизни. А разные вычурные проявления отслеживаются и пресекаются.

И ещё одну тему товарищ полковник раскрыл. Стояли мы напротив со всех сторон запечатанной-опечатанной из соображений безопасности оружейной комнаты. Но иногда-то её вскрывают, бойцы получают патроны, боевое оружие, едут на стрельбища, полигоны, ходят в караулы — словом, несут службу с боевым оружием. А тут приходит смсочка от барышни. Со всякими словами неласковыми. Дескать, не люб ты мне больше, солдатик. Барышни такие номера отмочить через эти смс могут — любо-дорого! А боец при оружии. Это нехорошо и опасно.


Вот потому мобильные телефоны у служивых предпочитают изымать и хранить скопом. А понадобится — можно и к командованию обратиться с просьбой. Недемократично, конечно, но зато порядок в части. Чтобы не было никаких недомолвок, товарищ полковник немедленно поинтересовался у ближайшего бойца как у него дела с телефоном. Боец доложил командиру полка, дескать, телефон имею, хранится у командования, регулярно, не реже раза в неделю звоню домой. Всё в порядке.


Про гигиену

А порядок сам собой не заводится. Его надо наводить. Кругом. Например — в сортире. Солдатский туалет, думаю, вызовет у многих граждан самые разные ассоциации. Как человек, в таких заведениях бывавший, хотел бы сообщить, что в большинстве солдатских сортиров чисто, как не у всех дома. Чистота в армейском сортире — это необходимость гигиеническая и дисциплинарная.


Товарищ полковник рассказал, например, что за гигиеной в рядах солдат ведётся пристальное наблюдение. Разумеется, в армию приходят служить и настоящие засранцы. В московском метро таких на каждый вагон по нескольку штук. Вонючки. Но в метро им слова сказать не моги — свободные граждане, все в своём праве, пусть воняют. А в армии — извини, если словами непонятно, донесут мысль, например посредством принуждения к ударному труду. Многим, как сказали, помогает. Начинают содержать себя в чистоте, моют подмышки холодной водой и вообще — становятся молодцами.

Отдельно были упомянуты служивые из Средней Азии. Постоянно подмываются, дикари. В отличии от некоторых славян, об чьи кальсоны, как выразился командир, сзади порезаться можно. Ну а раз за собой лично человек присмотреть не может — значит он и вокруг себя разводит грязь, вонь и всяких мух. Это недопустимо.

Потому забывшихся бойцов обучают аккуратности принудительно, это очень важно в любом коллективе — не вонять. В учебный план входят, например, уроки дефекации. Будете смеяться, но не все умеют выполнять это упражнение без потерь. Меткость тоже очень страдает, что выливается в необходимость убирать загаженное помещение силами наряда. Не знаю ни одного человека, интересующегося возможностью поубирать чужое дерьмо, потому вынужденную науку бойцы осваивают вне зависимости от желания. Меткость — она везде полезна. Заодно и в сортире чисто. В том, сапёрном — тоже было очень чисто.


Про удивительное

Но удивило не это. За всё время нахождения на территории полка ни один из бойцов не стрельнул сигареты! Вот это удивительно. А если без шуток, то сапёрная служба непростая в ряде смыслов. И опасная. Чтобы бойцы об этом не забывали — на территории части установлены несколько памятников сапёрам и военным кинологам, погибшим при исполнении своего воинского долга.


P.S. На территории военной части установлен памятник первым ракетам С.П. Королёва (в честь запуска первых советских жидкостных ракет). На этом полигоне Главный конструктор производил свои первые пуски. А рядом с памятником стоят деревянные дома. Там до сих пор проживают просто граждане, не пожелавшие выехать за пределы военного городка. Говорят — на верёвке не вытащить. Чисто, спокойно, под охраной — чем не жизнь?




Для интересующихся:
Про инженерную разведку
Про военную кинологию и основы маскировки

Подписывайся на канал в Дзен

Комментарии
Goblin рекомендует создать интернет магазин в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Onepamop
матёрый
отправлено 24.07.10 16:39 # 49


Кому: koshimin, #48

СПСБ Б за разъяснния.



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк