Весной 2000 года Рик Норсиджян, школьный художник из калифорнийского городка Фресно, на гаражной распродаже купил две коробки старых стеклянных негативов — 65 штук. Когда он вытянул на свет один из них, он заметил знакомый пейзаж Йосемитского национального парка, в котором в своё время довольно долго проработал; продавец хотел 70 долларов за обе коробки, но Рик сторговался на 45.
Изображение Йосемитского парка с одного из «коробочных» негативов.
Коробки четыре года пролежали под столом, прежде чем у Рика дошли до них руки. Когда он просмотрел негативы внимательно, в голову его стали закрадываться смутные подозрения. И вот несколько дней назад были опубликованы
результаты официальной экспертизы, проведённой группой высококвалифицированных специалистов в разных областях, от метеорологии до почерковедения. Они единогласно заключили, что 65 стеклянных негативов в потрёпанных конвертах из обёрточной бумаги были сняты собственноручно Энселом Адамсом в период с 1919 по 1930 год, а конверты подписаны его женой Вирджинией.
И стоимость гаражного приобретения, если им грамотно распорядиться (а Рик Норсиджян,
судя по всему, собирается сделать именно так), может достичь 200 миллионов долларов.
Энсел Адамс. Фото: J. Malcolm Greany
Обнаруженные негативы уже вызвали оживление среди американских искусствоведов — в 1937 году вспыхнувший в лаборатории пожар уничтожил около 5000 негативов, около трети всего снятого Энселом, преимущественно ранние работы, показывавшие творческие поиски и развитие мастерства художника в ранние годы его карьеры.
Я искренне рад за американскую фотокультуру и лично за мистера Рика Норсиджяна, но заметку пишу не только для того, чтобы можно было порадоваться за них вместе.
Во вполне себе наших родных российских чуланах и чердаках, на антресолях и в погребах, и даже в разнообразных архивах до сих пор могут ждать своего второго проявления на свет негативы наших фотографов, снимавших нашу историю. Могут ждать и не дождаться — известны случаи, когда наши простодушные сограждане смывали эмульсию с сотен случайно попавших к ним в руки дореволюционных пластинок, чтобы остеклить ими теплицы и парники.
Неизвестна судьба многих работ одного из основоположников русского фоторепортажа Максима Петровича Дмитриева. Считаются утраченными не менее 2000 негативов пионера русской цветной фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Это лишь самые громкие имена, всплывающие в памяти; а вообще, фотографов в России всегда было много.
Главное, чтобы к «находчивости» приложилась удача — не всё же
им там везти должно.