Кац — очень распространённая фамилия. Хотя с именем «Максим» сочетается довольно редко. В базе данных
«Подвиг народа» Максимов Кацев всего два (и ещё есть один Макс). В объединённой базе погибших
«Мемориал» Максим Кац всего один (но при этом другой). Первым в выкладке стоял Максим Абрамович — его наградные документы я и открыл.
Я ничего не знаю про Максима Абрамовича Каца сверх, увы, крайне скупой информации из приказов о награждении. Еврей (кто бы мог подумать!!!), 1920 года рождения, призывался в РККА из Намангана, перед самой войной ставшего столицей Наманганской области Узбекской ССР. Я не знаю, когда он оказался в армии: 1920-й год призывался сразу, по первой мобилизации, но случаи могли быть разные.
Зато я знаю точно, что в 1945 году Максим Кац воевал. Не просто был на фронте, и уж тем более не на «Ташкентском», а на 2-м Белорусском, причём на самой передовой. Он был рядовым автоматчиком роты автоматчиков 95-го Гвардейского тяжёлого танкового полка 30-й отдельной Гвардейской Выборгской тяжёлой танковой бригады.
Я знаю, что 29 марта 1945 года он въехал в Данциг на броне «ИСа», десантником, и в бою за город убил из автомата пятерых немцев, а ещё двоих взял в плен, за что приказом командира полка 10 апреля был награждён медалью «За отвагу».
А через месяц, 30 апреля 1945 года, автоматчик Кац с товарищами брал старинный мекленбуржский городок Деммин. Он
«первым ворвался на чердак каменного здания и прикладом автомата уничтожил двух немцев и одного взял в плен». За это 1 мая очередным приказом с индексом «/Н» он был награждён медалью «За боевые заслуги».
Я не знаю, был ли Максим Абрамович Кац высок или широк в плечах, был ли он рыжим или брюнетом. Из скупых строк приказов о награждении ясно лишь одно: временами накал благородной ярости превращал его в натурального берсерка. Забить прикладом своего ППШ (расстрелял все патроны? в горячке боя не успел сменить диск?) двух «сверхчеловеков», причём настолько убедительно, что присутствующий при этом третий враг поднял руки — непростым воином был боец Кац.
Максим Абрамович Кац скорее всего дожил до Победы; в базе данных погибших его нет. Я не знаю, чем он занимался после войны; я не знаю, сколько он прожил — а, может быть, бог даровал ему долгую жизнь, и он всё ещё живёт где-то в Узбекистане или России, Израиле или США.
Интересно было бы посмотреть на его встречу с младшим на два, если не на три поколения тёзкой из современности. Ну, тем, который
«пиар, фан и обучение». Не знаю, как насчёт пиара и фана, но урок жизни, как мне кажется, был бы преподан запоминающийся.
PS: Для справки: по состоянию на сегодня в «Подвиге народа» фамилия «Кац» встречается одну тысячу сто шесть раз.
Про базу «Мемориал» говорить сложнее, там всё ещё слишком много дублирующихся записей, но Кацев очень много и там.