Подвернулась возможность съездить по работе на несколько дней в Париж. Вообще, путешествовать я люблю и с удовольствием езжу в любые командировки. Ну а тут не абы что, а Париж, да еще за казенный счет. Несложно догадаться, что долго уговаривать меня не пришлось. Это мягко говоря. На удивление, несколько моих коллег от поездки отказались. Мол далеко лететь, разница во времени, такие неудобства. Зачем он сдался этот Париж? Сидеть на попе ровно в офисе гораздо интереснее! Очень было удивительно слышать это нытье. Может я чего-то не понимаю?
Вообще, сама поездка очень долго стояла под вопросом. По ходу подготовки возникали то организационные проблемы, то финансовые, то политические, причем, как внутри компании, так и за ее пределами. Детально все перипетии и сложности, связанные с поездкой, я описывать здесь не буду. Это мало кому интересно. Скажу только, что до самого конца было не ясно поедем или нет. Всегда оставался шанс, что в последний момент все накроется медным тазом. Тем не менее, подготовка шла своим чередом. Билеты куплены, гостиница забронирована, парадные штиблеты начищены!
Французская виза
Где-то на этом этапе пришло осознание, что для поездки в Европу нужна виза. Поскольку
шенгенских виз никогда до этого не получал, футбольными клубами и нефтяными компаниями не владею, то были определенные опасения, что с визой могут возникнуть трудности. Но, в итоге все опасения оказались безосновательными. Виза была получена, причем довольно быстро. Единственное неудобство — пришлось ехать в консульство на собеседование. Поскольку это 500 километров от меня, то на поездку туда-обратно ушел целый день. Но само собеседование прошло весьма приятно и дружелюбно. Не сравнить с получением американской визы.
Те, кто когда-нибудь получал американскую визу, знают с каким презрением и надменностью смотрят американские консульские работники на соискателей американской визы. При получении французской визы, ничего подобного я не встретил. Консульский работник приятно побеседовал со мной, задал несколько вопросов о цели поездки, даже пару раз непринужденно пошутил. Все бодро и дружелюбно, с естественной (не натянутой) улыбкой. Выходя из консульства, осталось ощущение, что просто побеседовал с обычным человеком о том о сем. А не как будто еле вырвался с допроса в Гестапо, как бывает после интервью на американскую визу. В общем, французское консульство очень порадовало.
Поехали
И вот настал день вылета. Летел, как водится, из Америки, с пересадкой в Чикаго. На удивление, в аэропорту не возникло никаких трудностей, ни с документами, ни с багажом. Авиакомпания даже визу не проверила (что очень странно). Контроль тоже прошел очень легко, что для меня редкость. Уж очень «любят» меня работники транспортной безопасности. А тут все очень расслабленно. До Чикаго добрался без приключений, и из Чикаго тоже вылетели вовремя.
Когда самолет начал разгоняться перед взлетом из Чикаго, мужик, сидевший от меня через проход, начал неистово креститься и читать молитвы. Я еще тогда подумал, что это не к добру! Так и вышло. После часа полета капитан сообщил, что при взлете у самолета отказал генератор. В течение полета пилоты пытались его запустить, но безуспешно. Капитан заверил, что никакой сиюминутной угрозы самолету нет, поскольку заряда аккумуляторов должно хватить на несколько часов. Но на одних аккумуляторах (без работающего генератора) через океан перелететь не получится. Поэтому, придется разворачиваться и возвращать обратно в Чикаго, — обьявил капитан. Народ, конечно, встретил такие новости с недовольством. А тетя, сидящая в соседнем ряду, вообще всю дорогу обратно рыдала, вцепившись в подлокотники. Может она не поняла что сказал капитан? Вроде слов «нам всем кранты, мы сейчас разобьемся» я в его объявлении не услышал.
После посадки в Чикаго, механики авиакомпании какое-то время пытались починить генератор, но так и не смогли. В итоге, нас пересадили в другой самолет и мы повторно вылетели в Париж, с задержкой в 3 часа. Хорошо, что по прилету в Чикаго еще в первый раз, я заскочил в аэропорту в столовую и нормально поел . Потому что, со всеми этими поломками и возвратами, до еды (в полете) дело дошло очень не скоро. Лететь из Чикаго до Парижа 10 часов. Отсидел себе все, что только было возможно. Нормально поспать не удалось, как-то неудобно , не вытянуться как следует. Людям в первом классе, у которых кресло раскладывается в горизонтальное положение, завидовал лютой завистью и испытывал к ним классовую вражду!
Из развлечений в полете, запомнился только конфликт между пассажирами, сидевшими передо мной. Два мужика сидели, что-то между собой ворчали по какой-то бытовой ерунде (то ли один другого толкнул случайно, то ли еще что), потом вдруг неожиданно оба вскочили и начали громко орать друг на друга. Чуть было до драки дело не дошло, но стюарды, услышав крики идиотов, вовремя развели их. Вроде люди взрослые (обоим на вид лет под 50), а из-за какой-то ерунды чуть было в драку не кинулись, как подростки. Очень странно наблюдать такое. Я не знаю что им там стюарды сказали, но товарищи успокоились сразу же. Может им дали понять, что если они не успокоятся, то сейчас объявят, что из-за них придется опять возвращаться в Чикаго? Пассажиры бы их на кусочки порвали!
Из аэропорта в гостиницу
В связи с задержкой при вылете, в Париж прилетели с опозданием в 3 часа. Не смотря на огромную очередь, паспортный контроль прошел относительно быстро. Офицер глянул в мой паспорт и, не спросив ни слова, поставил штамп о въезде. В аэропорту меня должен был встретить шатл и отвезти в гостиницу. Шатл — это микроавтобус-такси, предназначенный для перевозки нескольких пассажиров, едущих в одном направлении . Поскольку едешь не один, а с попутчиками, ехать на шатле дешевле, чем на такси. В остальном, все то же самое, как в такси. Поскольку рейс сильно задержался, меня не встретили. Правда, вопрос был решен очень быстро. Подошел к стойке информации, объяснил ситуацию и спросил как мне найти мой шатл (который был заказан заранее)? Тетенька позвонила по телефону в транспортную компанию, обо всем договорилась и сказала, что через 15 минут меня подберет машина у выхода из терминала, а также объяснила куда нужно идти. В назначенном месте меня ждал микроавтобус. — Франция мне уже нравится!
По пути из аэропорта в гостиницу глазел по сторонам в окно. Париж предстал передо мной серым, хмурым, сырым и холодным. Собственно, вполне предсказуемо для ноября месяца. Если честно, пейзаж вокруг дороги мало чем отличался от крупного российского города поздней осенью: палки, камни, грязь. Никаких исключительных европейских красот и чистот, о которых не раз слышал легенды соотечественников, по пути в гостиницу не заметил.
Заселился в гостиницу Краун Плаза, что на площади Республики. Номер показался достаточно маленьким, даже тесным.
Нет, все необходимое в номере было. Ну просто разница с американскими гостиницами сразу бросается в глаза. В Америке стандартный номер, минимум, раза в 2 больше. Но, видимо, в Европах по-другому. Вообще, я не привередливый. Ром, яичница и свиная грудинка, — вот и все, что мне нужно! (с) К тому же, в номере я долго засиживаться не собирался. Первым делом, конечно, заценил удобства. Помылся в душе, переоделся и побежал в город в поисках еды, поскольку изрядно изголодался.
Первые впечатления от города
Сразу скажу, в данном описании я решил по возможности не касаться вопросов истории. В Париже, как в любом старинном городе, каждый камень – это история, каждый дом – памятник архитектуры, особенно в центре. Если все описывать детально, то получится слишком долго и нудно. Более того, о каждом памятнике, мосте, дворце, соборе, музее и т.д. уже давно и много написано. Все желающие могут почитать все это в интернете. Здесь я всего лишь хочу поделиться своими общими впечатлениями о Париже, описать отдельные аспекты, которые попались на глаза за время моего короткого пребывания там. Очевидно, что за 4 дня в таком городе, как Париж, всего увидеть невозможно. Можно только бегло пробежаться по основным туристическим достопримечательностям, что и было сделано. Поэтому, не судите строго если чего-то упустил из виду или не так описал.
Париж мне сразу понравился. Город исключительно красивый. Старинная архитектура, соборы, мосты через Сену. Все навевает атмосферу столичного величия, могущества, богатой истории, культуры. Если честно, этим Париж мне очень напомнил Санкт-Петербург.
Гуляя по набережной, даже как-то поймал себя на мысли что иду по Питеру. Уж очень похожа показалась вся атмосфера. Даже погода была под стать: холодно, сыро, ветрено и хмуро. Поскольку дело было в ноябре, погода была, прямо скажем, не самая приятная: днем +5C-+7C, ночью +1C -+ 3C, иногда моросил мелкий дождь. Но даже погода не могла испортить впечатления от города. Кстати, одним из плюсов позднего ноября оказалось то, что город уже украсили к зимним праздникам разными фонариками. Выглядело очень красочно и нарядно.
Времени на исследование города у меня было немного. В течение дня я был занят делами, и только вечером выбирался в город. Ввиду этого, наблюдать и фотографировать я мог, в основном, вечерний Париж. Поскольку серьезной фототехникой не владею, да и особыми фото-навыками тоже, то фотографии без дневного света получились, к сожалению, не особо качественные. Жаль.
В Париже я, конечно, произвел забег по стандартным туристическим местам: Лувр, Эйфелева башня, Елисейские поля, Триумфальная арка и т.д.
Но чаще просто гулял по улицам без какой-либо конкретной цели. Особенно привлекала меня набережная Сены.
И еще, очень меня потряс
Нотр-Дам (он же Собор Парижской Богоматери), расположенный в самом центре Парижа на небольшом острове. Сам собор выполнен в готическом стиле и похож на средневековый замок, от которого веет старой Европой. До этого я не раз видел данный собор на картинках и фотографиях и никогда он меня особо не впечатлял. Скептиков (коим и сам являлся) смею заверить, что в живую он выглядит в 100 раз красивее и величественнее. Фотография не способна передать то множество мелких деталей внешней отделки, которые видны глазом, и которые придают Нотр Даму его хмурый, ощетинившийся и величественный характер.
В общем, собор красоты неописуемой. Я бы даже сказал, что ничего более красивого я еще не видел. Впечатление осталось неизгладимое.
Руссо туристо
Как в любом столичном городе, в Париже много туристов со всего мира. Больше всего встречались немцы, англичане, испанцы, итальянцы, американцы, японцы, шведы. Также, был весьма поражен количеством наших соотечественников в Париже. «Великий и могучий» язык раздавался со всех уголков французской столицы. «Париж, б...! Не то что там долбанный Франкфурт», — была первая фраза, которую я услышал от проходящих мимо молодых людей возле Лувра. Сразу понял: во Франкфурт – ни ногой! Вообще, количество русских туристов (причем весьма молодых) за границей, несомненно, свидетельствует о том, как плохо живется в России!
Язык
К сожалению, французским языком я не владею. То есть, совсем. По-французски я знаю только «шерше ля фам», но жена строго наказал: «никаких ля-фамов!», поэтому общался везде на английском. Нигде с этим проблем не возникло. Практически везде, где был, по-английски можно было нормально объясниться. Много раз слышал рассказы о том, какие французы снобы и как они ревностно относятся к своему языку. Распространенный стереотип гласит, что французы принципиально отказываются говорить на другом языке, особенно на английском, даже если его понимают. Так мол они свой язык чтят и любят.
В реальности, ничего подобного я не заметил. Везде, где я был, английский и понимали, и говорили охотно. Где-то лучше, где то хуже, но везде без проблем. В ресторанах и кафе так даже меню есть на английском (его сразу предлагают, если начинаешь говорить по-английски), а кое-где даже на русском. Очевидно, что в индустрии сервиса вообще не важно на каком языке ты говоришь. Язык денег там важнее. Но и в других местах, никакого враждебного или даже холодного отношения к себе из-за незнания французского я не встретил. Более того, французы показались мне очень добродушными, общительными, абсолютно нормальными людьми. Может мне не тех французов подсунули? Или со стереотипом что-то не то? А ну как окажется, что и про русских стереотипы не все правдивые? Ну, там, про питье водки ведрами, танцы вприсядку под балалайки, и белых медведей в портупеях! Как дальше жить?
Хруст французской булки
Могу авторитетно заявить, французская булка хрустит отменнейшим образом! Французская еда меня порадовала. Французы едят много хлеба и сыра, а также заметил, что в их диете много рыбы (как мне показалось). Не скажу что питание у них очень здоровое, но зато все очень вкусное. Примечательный факт, — все продукты во Франции по вкусу заметно отличаются от аналогичных в Америке. Я не знаю чем это можно объяснить. Может разница в климатических условиях? Может в разных пищевых добавках? Может в использовании какой-то химии? Точно не знаю. Но одно могу сказать точно: вкус у ВСЕГО совсем другой. От мяса, до обычных помидоров.
Французы знают толк в десертах. Разнообразие десертов в любом месте общепита просто потрясает. В гостиничном буфете, где я ел завтрак каждое утро, половина всего места, где выставлена еда, отведено под разнообразные десерты. Разные эклеры, пирожные, трубочки, крем-брюле, всевозможная выпечка, всего и не упомнишь. Десерты по размеру маленькие, на один укус, но их такое количество, что глаза разбегаются. Все, конечно, попробовать не удалось, но все, до чего добрался, было очень вкусным! Если честно, я не большой любитель десертов и разной выпечки (хлеб не в счет), но здесь устоять не смог.
Примечательно, что сами французы десертами тоже не брезговали (что всегда хороший знак). Даже более того, с самого утра лопали эти десерты за обе щеки. В то время как разные иностранцы, замеченные в гостинице, на завтрак ели яичницу, омлет, кукурузные хлопья и т.д., французы с самого утра налегали на десерты! Глядя на них и я пристрастился. На самом деле, никогда не понимал как можно есть десерт сразу после еды, особенно после еды в ресторане, где одой порцией можно накормить деревню в какой-нибудь африканской стране. После ресторанных порций мне даже думать о еде не хочется еще очень долго. А тут десерт. Вот есть десерт вместо еды – это другое дело. Чем по утрам и занимался, глядя на местных.
Прогулки по городу
По вечерам я прогуливался по городу. Когда с определенной целью (что-то увидеть), а когда просто так, глазел по сторонам. Заходил в кафе перекусить, или просто чаю попить. Иногда баловался коньячком. По вечерам именно в кафе все движения. Народ сидит, общается. Обстановка очень душевная. В центре города кафе на каждом углу. Почти у всех кафе есть столики на улице, под навесом. Поскольку погода была прохладная, то возле столиков поставили газовые обогреватели. Греют они очень здорово. Можно спокойно сидеть на улице и не мерзнуть.
Еще что понравилось, так это что в кафе и в барах спокойно и тихо. Можно спокойно общаться, не напрягая голосовые связки и слух. По сравнению с американскими барами это сразу бросается в глаза. В американских барах, да и во многих кафе, всегда очень шумно: орет громкая музыка, громко разговаривают посетители, громко смеются (или даже ржут). Короче, нормально разговаривать, не повышая голоса, просто невозможно. Приходится орать, даже если сидишь рядом. Очень меня это раздражает. Наверное, это все на любителя. Но в Европах мне как-то больше в этом плане понравилось.
Удобства
Некоторые прибамбасы, замеченные в общественных туалетах, озадачили и заставили напрячь все извилины. Например, долго не мог понять как пользоваться устройством для вытирания рук в туалете. Выглядит это как рулон тряпичного полотенца, которое свисает петлей из кассеты на стене, и заходит обратно в нее же.
Оказалось, что надо потянуть за передний край полотенца, чтобы вытянуть сухую/чистую часть и вытереть об нее руки. Использованная часть сама заезжает обратно в кассету и наматывается там в рулон. Видимо, когда весь рулон расходуется, его достают и стирают, а на его место ставят новый. Никогда не видел такого. До этого всегда попадались бумажные полотенца для вытирания рук, или воздушные сушилки. А тут такое!
Безопасность
Париж мне показался достаточно безопасным городом. Конечно, ходил я в основном по центру города, где масса народу и хорошее освещение. Также, поскольку местные посоветовали на север города не ходить (район там не очень благоприятный), все мои походы были в южном и западном направлении. Тем не менее, ходил я много и допоздна (после полуночи), и никогда не ощущал никакой угрозы. Безусловно, на глаза попадались и не очень лицеприятные стороны города. Видел много бомжей, которые спали на матрасах под всевозможными навесами или в закутках зданий, под арками и т.д. Видел всяких попрошаек, в основном цыганской внешности. Толпы молодых афро-французов и арабо-французов, толкущиеся на остановках и возле разных туристических достопримечательностей, тоже попадались. Правда, весли они себя не агрессивно, и опасности я не чувствовал. Ну стоят, слушают рэп и галдят по своему. Я их не трогал и они меня тоже. Может они меня просто за своего приняли? Трех-дневная щетина творит чудеса!
Вдобавок, попадавшиеся афро-французы и арабы были обычной комплекции. — Не двух-метровые кабаны-мутанты под 150 килограммов веса, каких можно увидеть на улице в Америке. Иными словами, в сравнении с афро-американцами, афро-французские гопники показались вообще безобидными пацанами. Всегда было ощущение, что если что — отобьюсь. Понимаю, что это все очень обманчиво, и по внешнему виду судить нельзя. Но тем не менее. Те, кто видел подобные уличные сборища афро-американцев, поймут о чем я. Контраст заметный.
Кстати, когда я был в Париже, то часто видел на улицах военных, вооруженных автоматами, которые патрулировали улицы или просто стояли возле важных объектов.
Также видел, как полицейские на вокзале с особым усердием досматривали подозрительных граждан. Просто вылавливали из толпы граждан без национальности, проверяли документы и обыскивали. Как ни странно, никто вроде не орал про "полицейский беспредел". Как потом выяснилось, накануне в Париже кто-то кого-то застрелил и скрылся с оружием (это оказывается было во всех новостях, которые я не смотрел). И все меры были направлены на поимку преступника. Местные объяснили, что подобное преступление с применением огнестрельного оружия — вещь из ряда вон выходящая. Именно поэтому предпринимались беспрецедентные меры. Когда мне рассказали об этом, я просто опешил. Всего то из-за одного убийства весь город на уши поставили? Я думал там как минимум 100 террористов сбежало из тюрьмы! В Америке, например, стреляют регулярно и военных по тревоге не поднимают по каждому случаю. К слову сказать, предпринятые меры оказались эффективными. Через несколько дней преступника нашли и задержали. Молодцы.
Футбольные болельщики
Одним вечером гулял, как обычно, по городу. Улицы пустынные, только редкие туристы попадаются, весь народ сидит по кафе и барам. Вдруг со всех сторон раздались дикие вопли и изо всех кафе и баров на улицу со всех сторон высыпали сотни людей, начали громко орать, бегать по улице и размахивать французскими флагами. Очень быстро на крики примчалось несколько машин полицейских, которые выскочили и побежали утихомиривать толпу.
Как выяснилось, только что закончился важный стыковый матч с Украиной, который Франция выиграла с крупным счетом и по итогам пробилась на чемпионат мира по футболу, который состоится в этом году в Бразилии. Вот фанаты и праздновали победу. В центре города еще долго ездили машины и сигналили, фанаты размахивали флагами прямо из машин и орали. Орали так, как будто уже выиграли чемпионат, а всего то попали в участники. Но вроде все было относительно спокойно, никаких погромов и беспорядков. Благо, полицейских набежало ото всюду немало, что несомненно сыграло свою роль. Это и к лучшему. А то мало ли что от этих фанатов можно ожидать? Не люблю я эту публику. Ни у нас, ни у них.
Французские женщины
Много слышал рассказов о французских женщинах. Что, мол, они очень элегантные, стильные, модные и всегда прекрасно выглядят. Легенда гласит, что самая заурядная француженка умеет так со вкусом одеться, так наложить макияж, чтобы скрыть все недостатки и подчеркнуть достоинства, и всегда выглядеть на все 100!
Признаюсь, в высоких модах я не сильно разбираюсь. Но на мой взгляд дремучего колхозника, никакой особой элегантности и шарма во французских женщинах я не заметил. Женщины как женщины. Одеваются обычно. Выглядят средне. Ничего особенного. Конечно, в сравнении с американками, француженки заметно выигрывают, особенно в умении одеваться. Но это сравнение не совсем корректное. Просто американки вообще одеваться не умеют. В Америке встретить девушку на высоких каблуках — это редкость. Ну а во Франциях с этим полный порядок.
Русские же девушки одеваются, как минимум, не хуже француженок, а то и лучше, да и внешне намного красивее. В сравнении с русскими, француженки вообще ни ахти. В очередной раз убеждаюсь, что русские девушки самые лучшие!
Цены
Париж — город недешевый, хотя, и не такой дорогой, как я ожидал. По моему впечатлению, цены примерно сравнимы с Нью Йорком. Жителям Москвы может даже показаться дешево. К примеру, номер в гостинице стоил 220 евро за ночь. Недешево. Но, учитывая что это в центре города, не так плохо. В Москве, помнится, гостиница дороже выходила.
Правда, был неприятно удивлен, что в гостинице все за дополнительные деньги, от кабельных каналов телевидения, до интернета. Интернет вообще стоил 2 евро в час. По моему, откровенный грабеж! Не знаю, это везде так в Европах или только в данной гостинице? По началу даже не поверил когда увидел. В Америках подобные вещи в гостинице практически всегда бесплатно (т.е. включены в стоимость номера). За 220 евро в день могли бы бесплатный Вай-Фай включить.
Цены на еду показались вполне приемлемыми. Поесть в кафе или среднем ресторане на одного обходится примерно в 15-20 евро. Это если по-простому. Если это ужин, с парой бокалов вина и десертом, — то где то 30-40 евро. Это в центре города. Наверное, если есть не в центре, то можно найти и дешевле.
На удивление, очень дорогим в Париже оказался чай. Кружка обычного чая из пакетика в кафе стоит от 4 до 8 евро! Это стакан горячей воды и пакетик. – Обалдеть! Не знаю, может у них там какая-то чайная мафия цену держит, но мне это было не понятно. Поскольку выпить чаю я люблю (и не одну кружку), то приходилось, скрепя сердцем, отдавать свои кровные проклятым капиталистам!
Примечательно, что вино в тех же кафе стоит также от 4 евро за бокал. Выходит дешевле чая. На мой взгляд, соотношение цен весьма странное. Не удивительно, что все вокруг меня в кафе и ресторанах пили вино. Французы вообще, как мне показалось, пьют вино как компот, — всегда и везде. В ресторанах в обед (в рабочий день) практически все пьют вино за едой. Это в порядке вещей. Горбачева на них нет. Он бы им устроил борьбу с пьянством в рабочее время!
Метро
По городу я передвигался либо пешком, либо на метро. Метро в Париже чистое, удобное, достаточно понятное. Один минус, на мой взгляд, — это нет кольцевой линии. В результате, если надо пересесть с одной линии на другую, иногда приходится делать несколько пересадок. Схема метро выглядит как переплетение макарон, где линии пересекаются все друг с другими, но как-то не очень системно. В Москве, на мой взгляд, в этом плане метро удобнее. Ну и в Москве, конечно, станции покрасивее будут. Про Питер вообще молчу. Умели строить при тоталитаризме! Но в целом же, в Париже метро очень даже неплохое. Пользовался с удовольствием.
Поездка в метро стоит 1.3-1.5 евро (в зависимости от того, сколько поездок покупаешь). Платишь один раз, когда входишь, а все пересадки с линии на линию бесплатно. Также, билет метро можно использовать и на наземном транспорте. Честно скажу, сам не пробовал (наземным транспортом вообще не пользовался), но говорили что так можно.
Заметил некоторые особенности. Сразу обращаешь внимание, что поезд в метро как-то очень тихо едет, колеса не стучат по рельсам и не трясет особо. Присмотрелся и заметил, что колеса у поезда резиновые, как у автобуса. Вернее, в добавок к обычным металлическим колесам, с внешней стороны колеса также имеется резиновые колеса, которые едут по бортикам, идущим вдоль рельсов.
В итоге, резиновые колеса амортизируют кочки, сглаживают удары колеса и заметно снижают шум и вибрацию от поезда. Грамотно! Думаю, особенно актуально это там, где метро выходит их под земли и идет в непосредственной близости от домов.
На некоторых линиях метро заметил поезда, где нет перегородок между вагонами. Вагоны соединены между собой по принципу автобуса-«гармошки». Снаружи это выглядит как обычный поезд. Изнутри смотрится как один длиннющий вагон, составленный из частей.
Зайдя в первый вагон, можно беспрепятственно (без всяких дверей и тамбуров) пройти в самый последний вагон. Выглядит это очень забавно. При этом, на некоторых линиях ездили и обычные, разделенные вагоны.
Понравились отгибающиеся (подпружиненные) сиденья в вагонах возле дверей. Возле каждой двери таких сидений 4 штуки. Желающие могут отогнуть и сесть. Как только человек встает, сиденье само складывается и не занимает места. По моему, отличная идея. Наличие таких сидений увеличивает количество сидячих мест. В то же время, в час пик, когда в вагоне много народу, сиденья можно сложить и увеличить вместимость вагона (количество стоячих мест).
Назначение некоторых вещей в метро осталось для меня загадкой. Например, ручное открывание дверей в вагоне. На каждой двери в вагоне, снаружи и внутри, имеется либо рычажок, либо кнопка для открытия дверей (в зависимости от того, старый или новый вагон). Пока поезд едет, двери заблокированы; открыть двери на ходу нельзя. Когда поезд подъезжает на станцию и останавливается, двери разблокируются, но не открываются. Выходящие или заходящие люди нажимают на кнопку на двери (или рычажок) и данная дверь открывается. Если никто не заходит и не выходит, то двери на станции остаются закрытыми. Зачем это надо так и не понял. В чем преимущество перед стандартными, всегда открывающимися дверями? Местные тоже внятно объяснить не смогли. Странно.
В метро не раз встречались различные попрошайки, обычно цыгане. Ходят по вагонам, клянчат деньги и на следующей станции выходят. Легенда стандартная: «мы сами не местные, приехали в Париж, у нас украли документы и деньги, помогите кто чем может». Все прямо как у нас! Нашим цыганам надо было в свое время эту легенду запатентовать. Сейчас бы уже озолотились на продаже лицензии!
Пешеходы и велосипедисты
Помимо общественного транспорта, улицы Парижа также приспособлены для пешеходов и велосипедистов. Народу на велосипедах и мопедах попадалось очень много. Велосипедные дорожки в городе видел почти везде.
В центре города расположено много пунктов аренды велосипедов. Велосипед арендуется по времени и вернуть его можно в любой точке (не обязательно где взял). Весь процесс автоматизирован и оплачивается кредитной карточкой. Велосипеды пристегнуты к специальным стойкам. Когда проводишь карточкой, электронный замок размыкается и на велосипеде включается таймер. При возврате, когда велосипед пристыковывается к стойке, таймер останавливается. Сумма оплаты (которая попадает на карточку) зависит от времени использования велосипеда. Аренда стоит 2 евро за полчаса.
К сожалению, испробовать самому данную систему не получилось, хотя руки чесались. Автомат наотрез отказался принимать мои карточки. Почему — не ясно. Поспрашивав у людей, пришел к выводу, что в Европе все банковские карточки снабжены чипом и подобные автоматы принимают только карточки с чипом. Обычный пластик, как у меня, не берут. Так ли это точно, не знаю. Но вот такая гипотеза.
Движение и парковка в городе
Движение в городе, как в любом крупном городе, весьма затрудненное. Машин море. Но в целом, вроде, не так плохо. Мощных пробок, так чтобы несколько часов все стояло, не видел. Мастерство людей, паркующихся на улице в центре, просто поражало. Временами даже не верилось, что в такое тесное парковочное место можно теоретически втиснуться. Смотрел с открытым ртом как люди заезжали, оставляя буквально несколько сантиметров между машинами. Я так никогда не смогу.
Заметил интересную особенность светофоров. На каждом светофорном столбе, помимо стандартного светофора, привешен еще маленький светофорчик где-то на уровне 1.5 метров от земли.
Это чтобы светофор был виден машине, которая стоит первой на перекрестке. Если остановиться близко к светофору, то стандартный светофор оказывается слишком высоко и его из машины не видно. А маленький светофорчик как раз на уровне взгляда из первой машины. Очень грамотно.
Скоростной поезд
По делам надо было смотаться в город
Лилль, что на севере Франции, недалеко от границы с Бельгией. В качестве транспорта был избран скоростной поезд, как самый удобный и быстрый способ добраться.
Лилль от Парижа находится примерно в 250 километрах.
Скоростной поезд преодолевает это расстояние меньше чем за час (минут 45-50). Поезд развивает скорость до 300 км/ч. При этом едет очень плавно, мягко и тихо. Колеса не стучат совсем. Как выяснилось, стыков между рельсами (которые обычно и стучат) просто нет. Все стыки заварены, так что получается один гладкий рельс. Думаю, подстилка под шпалами тоже какая то особенная чтобы рельсы под весом поезда не прогибались и не «ходили». В итоге, поезд едет как по маслу. Скорости совсем не чувствуется. Если закрыть глаза, то вообще кажется что на лодке едешь, так как немного плавно покачивает из стороны в сторону. А глянешь за окно, и аж дух захватывает. Столбы возле дороги, расположенные каждые 50 метров, мелькают так, как будто проезжаешь сплошной забор.
В поезде очень комфортно. Можно почитать книгу, отдохнуть или даже поспать. Есть туалет. А в первом классе даже прохладительные напитки предлагают в пути (за деньги). В общем, скоростной поезд мне очень понравился.
Кстати, примечательно, за все время пребывания в Париже солнца я не видел там ни разу. Все время было хмуро, пасмурно, сыро. А стоило только немного (буквально несколько километров/минут) отъехать на поезде от Парижа, как появилось солнце, голубое небо и ни одной тучки. На обратном пути – все в том же духе. Всю дорогу из Лилля светило солнце и не было ни одной тучки. Приехал в Париж, — опять хмуро, пасмурно и нет солнца. Это какой то заговор!
Вообще, пейзаж за окном на пути в Лилль удивляет пустынностью. Кругом только поля, луга и ветрогенераторы. Вроде бы совсем недалеко от Парижа, а кругом никаких населенных пунктов не видно. Такие резкие перепады в плотности населения очень удивительны.
В Лилле находится старейшее в Европе полностью автоматизированное метро. Поезда управляются компьютером, без машиниста. Сегодня подобные системы в метро встречаются нередко, но в 1983 году, когда открылось метро, это было вершиной технического совершенства. Первое метро в Европе, управляемое полностью электроникой. Прямо Skynet, как в «Терминаторе»! За 30 лет функционирования этой системы в метро не было ни одной серьезной аварии по вине автоматики. Были мелкие сбои, но ни разу никаких столкновений, или аварий с пострадавшими. Впечатляет.
Знакомые все лица
В Париже, на том же мероприятии, в котором участвовал я, был замечен Макс Кац, который уже мелькал тут на Тупичке. Опознан он был по все тому же нелепому клетчатому пальто, в котором был запечатлен на предыдущих фотографиях. Наверное единственная выходная одежда у человека! Гражданин Кац делал доклад совместно с именитым профессором из американского университета о транспортных проблемах Москвы. Вернее, доклад делал профессор, а гражданин Кац ПиАрил свою инициативу, которая заключалась в том, чтобы привлекать именитых западных специалистов для решения транспортных проблем в России (и в Москве в частности). С одной стороны, зарубежный опыт изучать нужно. С другой, мы хорошо помним, чего нам насоветовали в 90-е годы все эти иностранные консультанты и эксперты с мировым именем, и что из этого вышло. Не просто помним, а ощущаем на себе результаты тех советов до сих пор. Эксперты хреновы!
Эпилог
Париж мне очень понравился, не смотря на плохую погоду, на сырость, на холод , ветер и хмурый вид. Город исключительно красивый, с богатейшей историей, массой достопримечательностей и приветливыми людьми. Из-за недостатка времени, даже малую часть того, что хотел посмотреть, увидеть не смог, а жаль. Поэтому, изучение Парижа необходимо продолжить! Как ни крути, ехать еще раз надо обязательно. Правда, в следующий раз лучше не по делам, а строго на отдых и желательно весной-летом.
Вообще, мое отношение к Парижу лучше всего описал в стихах Владимир Маяковский, еще аж в 1925 году:
«Подступай к глазам, разлуки жижа.
Сердце мне сантиментальностью расквась!
Я хотел бы жить и умереть в Париже,
Если б не было такой земли – Москва»
По возвращении в Америку, на границе подвергся суровому допросу. Офицер меня долго и подробно расспрашивал зачем я ездил, что делал во Франции, чем вообще занимаюсь, чьих буду? Был очень удивлен таким интересом к своей персоне. Раньше никогда такого не было. Неспроста это все! Неужели все из-за того, что буденновку забыл снять?!
Все фотографии
выложил здесь.